г.Самара |
|
30 ноября 2018 г. |
Дело N А72-9089/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - представителя Ермошина А.А. (доверенность от 10.01.2018),
от агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещена,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2018 года апелляционную жалобу агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 сентября 2018 года по делу N А72-9089/2018 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Самарская область, г. Самара, к агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, третьи лица: администрация города Ульяновска, г. Ульяновск, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г.Ульяновск, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, г.Ульяновск, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным отказа в утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Приволжское УГМС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - агентство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, расположенных в г. Ульяновске, а именно: 1) бульвар Новый Венец; общая площадь земельного участка - 5 кв.м; кадастровый номер 73:24:041702:17; 2) проспект Гая; общая площадь земельного участка - 4,6 кв.м; кадастровый номер 73:24:010907:5; 3) улица Полбина; общая площадь земельного участка - 4,6 кв.м; кадастровый номер 73:24:030404:10; 4) перекресток улиц Шоферов и Краснопролетарской; общая площадь земельного участка - 4,6 кв.м; кадастровый номер 73:24:020305:18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ульяновска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17 сентября 2018 года заявленные требования удовлетворены, решение агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, выраженное в письме от 04.04.2018 N 73- иогв-10-01/4021исх, признано незаконным. На агентство возложена обязанность утвердить границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, расположенных в г. Ульяновске: 1) бульвар Новый Венец; общая площадь земельного участка - 5 кв.м; кадастровый номер 73:24:041702:17; 2) проспект Гая; общая площадь земельного участка - 4,6 кв.м; кадастровый номер 73:24:010907:5; 3) улица Полбина; общая площадь земельного участка - 4,6 кв.м; кадастровый номер 73:24:030404:10; 4) перекресток улиц Шоферов и Краснопролетарской; общая площадь земельного участка - 4,6 кв.м; кадастровый номер 73:24:020305:18. С агентства в пользу заявителя в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 3 000 руб.
В апелляционной жалобе агентство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие у агентства предусмотренных полномочий по установлению охранных зон стационарных пунктов наблюдений. По мнению заинтересованного лица, установление охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, её загрязнением должно осуществляться органом, обладающим специальными полномочиями и знаниями в данной области, к коим агентство не относится.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГБУ "Приволжское УГМС" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей агентства, Управления Росреестра, ФГБУ "ФКП Росреестра", МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Приволжское УГМС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ФГБУ "Приволжское УГМС", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на территории г. Ульяновска заявитель имеет 4 стационарных пункта наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Земельные участки под пунктами наблюдений являются собственностью Российской Федерации и переданы в постоянное бессрочное пользование заявителю.
Заявитель обратился в агентство с заявлением вх.N 5598 от 15.03.2018 об утверждении границ охранных зон 4-х стационарных пунктов наблюдений по вышеуказанным адресам. При этом охранные зоны станций были установлены в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 06.01.1983 N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды".
Распоряжением главы администрации Ульяновской области от 23.11.2000 N 1431-р утвержден перечень стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и их охранных зон.
На данное обращение заинтересованное лицо письмом от 04.04.2018 сообщило, что утверждение охранных зон стационарных пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха не относится к полномочиям агентства.
ФГБУ "Приволжское УГМС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу п. 9 ч. 1, ч. 16 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий в порядке, установленном Правительством РФ.
Указанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532.
Исходя из ч. 18.1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории перечень координат характерных точек границ таких зон, перечень координат характерных точек границ таких зон.
В силу ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в ЕГРН сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в ЕГРН, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в ЕГРН сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 8 Закона N 218-ФЗ). К числу дополнительных сведений о земельных участках законом отнесены сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон N 113-ФЗ) стационарный пункт наблюдения за состоянием окружающей природной среды - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенным для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.
К числу основных принципов, на основе которых гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность, относятся глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей); соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности (статья 4 Закона N 113-ФЗ).
Часть 3 статьи 13 указанного Закона N 113-ФЗ (в действующей редакции) предусматривает, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 3 и 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 972 (далее - Положение N 972), охранные зоны создаются в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Из приведенных норм однозначно усматривается обязательность установления охранной зоны вокруг стационарных пунктов наблюдений, включающей земельный участок с установленным на нем оборудованием.
Ввиду того, что ни Закон N 113-ФЗ, ни Положение N972 не предусматривают орган, полномочный принимать решение о создании охранных зон, следует руководствоваться общими положениями земельного и градостроительного законодательства о разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений и установления правил землепользования.
Пунктом 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа (далее - ЗК РФ) установлено, что ограничения прав могут устанавливаться на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Частью 3 статьи 56 ЗК РФ было установлено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для таких зон.
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Статьей 10.1 ЗК РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С 01.01.2016 вступил в силу Закон Ульяновской области от 03.07.2015 N 85 -ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области N 85-ЗО).
В силу п.1 данного Закона уполномоченный правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно Закону Ульяновской области N 85-ЗО полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы агентству.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение заинтересованного лица противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у агентства полномочий по установлению охранных зон стационарных пунктов наблюдений несостоятельны. ФГБУ "Приволжское УГМС" обратилось к заинтересованном лицу за утверждением границ охранных зон стационарных пунктов наблюдений, при этом определение границ этих зон применительно к занимаемым ими земельным участкам, расположенным в городе Ульяновске, относится к вопросам местного значения в области использования и охраны земель. В настоящее время решение этих вопросов возложено на исполнительный орган государственной власти Ульяновской области - агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Довод заинтересованного лица о том, что установление охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, её загрязнением должно осуществляться органом, обладающим специальными полномочиями и знаниями в данной области, к числу которых агентство не относится, суд апелляционной инстанции не принимает, исходя из следующего.
В законодательстве Российской Федерации не конкретизировано, какой именно орган государственной власти должен принимать решение об установлении границ охранных зон. Поэтому суд первой инстанции обоснованно применил нормы земельного права, в частности ЗК РФ, согласно статье 11 которого полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Соответственно в связи с переходом полномочий от органов местного самоуправления к органу государственной власти субъекта РФ - агентству - вопрос об утверждении границ охранной зоны должно входит в компетенцию агентства.
Ссылка агентства на Федеральный закон от 03 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в той части, что порядок установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе охранных зон постов наблюдения, отнесена к компетенции Правительства Российской Федерации, подлежит отклонению. ФГБУ "Приволжское УГМС" обратилось в агентство не за установлением границ охранных зон, а за утверждением этих границ в конкретно определенных координатах для внесения этих зон в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 17 сентября 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу агентства - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина агентством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 сентября 2018 года по делу N А72-9089/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.