г. Москва |
|
30 ноября 2018 г. |
Дело N А40-212079/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей Н.И. Левченко, В.Р. Валиева
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.М. Албаковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дачного некоммерческого партнерства "Певчее" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 сентября 2018 года по делу N А40-212079/17, принятое судьей Буниной О.П.,
по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" (ОГРН 1057746555811)
к Дачному некоммерческому партнерству "Певчее" (ОГРН 1115030001635)
об обязании не чинить препятствия в технологическом присоединении энергопринимающих устройств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Титова К.Н. (по доверенности от 15.06.2018),
от ответчика: Иванов Д.В. (по доверенности от 14.11.2018),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Дачному некоммерческому партнерству "Певчее" (далее - ответчик) об обязании не чинить препятствия в технологическом присоединении энергопринимающих устройств.
Решением от 21 сентября 2018 года Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От истца поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2018 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в филиал истца обратились физические лица, с целью технологического присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г.Москва, п.Первомайское, вблизи дер. Клоково к электрической сети ПАО "МОЭСК".
В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, на основании заявок, физических лиц:
Григор Екатерина Николаевна; Ма Юлия Викторовна; Фомина Евгения Михайловна; Качала Вадим Вадимович; Киселева Оксана Николаевна; Корнилов Алексей Николаевич; Зеленская Валентина Арсентьевна; Кудряшов Юрий Михайлович; Сагуткин Максим Станиславович; Сновский Игорь Юрьевич, Уколов Дмитрий Анатольевич, Федоровская Ольга Николаевна, им выданы следующие технические условия на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети (далее Технические условия):
НМ-17-202-1341 (938742/102/НМ) от 24.04.2017; М-17-202-1502(944504/102/НМ) от 10.05.2017; НМ-17-202-1339(938828/102/НМ) от 24.04.2017; НМ-17-202-1475 (943007/102/НМ) от 05.05.2017; НМ-17-202-1357 (939286/102/НМ) от 25.04.2017; НМ-17-202-1246 (935982/102/НМ) от 18.04.2017; НМ-17-114-589 (935777/102/НМ) от 18.04.2017; НМ-17-202-1471 (943716/102/НМ) от 05.05.2017; НМ-17-114-590(935807/102/НМ) от 18.04.2017; НМ-17-202-1473(943732/102/НМ) от 05.05.2017; НМ-17-202-909 (900819/102) от 28.03.2017; НМ-17-202-930 (926624/102/НМ) от 28.03.2017.
Согласно выданным техническим условиям, точкой присоединения является ближайшие РЩ-0,4 кВ (абонентские), запитанные от КЛ-0,4 кВ отходящих от ТП10/0,4 N 1661, 1662, 1663 кВ, находящиеся на балансе абонента ДНП "Певчее".
Однако, до настоящего времени ответчик проигнорировал обращения к нему истца о согласовании технических условий.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца с настоящими требованиями в суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что техническая возможность подключения заявителей от электросетевых объектов ПАО "МОЭСК" имеется, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии урегулированы Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ определено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21, статьей 26 указанного федерального закона Правительство Российской Федерации уполномочено установить порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям, в том числе правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора; процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики; ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила).
Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям.
Пункт 2 (2) Правил предусматривает, что действие Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан в соответствии с Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" как некоммерческая организация учреждается гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.
Общее пользование, в том числе земельными участками, предназначено для обеспечения в пределах территории некоммерческого объединения потребностей членов такого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении и иных потребностей.
Следовательно, предусмотренное абзацем вторым пункта 2(2) Правил осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого некоммерческого объединения, соответствует требованиям федерального законодательства, регулирующего ведение гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с п. 8(5) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения, и требовать за это плату.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2016 года N АКПИ16-167.
Согласно пункту 30 Правил N 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
В соответствии с п. 28 Правил критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
Довод ответчика об отсутствии технической возможности технологического присоединения подлежит отклонению по следующим основаниям.
На всю застройку абонента ДПН "Певчее" истцом уже выделена мощность в размере 1 300 кВт, что подтверждается АРБП N НМ/908595/2/МРЭС-2016 от 28.11.2016.
Застройщиком до каждого земельного участка доведены сети 0,4 кВ, тем самым создана возможность для технологического присоединения каждым собственником земельного участка.
При разработке технического решения по технологическому присоединению объектов Заявителя, сетевой организацией были выбраны точки подключения от внутренних электросетевых объектов поселка, так как на момент рассмотрения заявлений вся электросетевая инфраструктура поселка построена точками подключения, которые являютя КЛ-0,4 кВ в ближайших к земельным участкам РЩ - 0,4 кВ отходящих от РУ-0,4 кВ ТП-10/0,4 N 1664, N 1663, N 1662, N 1661 (балансовая принадлежность ДПН "Певчее").
ЛЭП заявителей от ВРУ объектов на земельном участке до РЩ-0,4 кВ абонента проложены.
Также существует техническая возможность подключения Заявителей от электросетевых объектов ответчика.
Для этого сетевой организации необходимо выполнить строительство ТП-10/0,4 кВ и ЛЭП-0,4 кВ по территории коттеджной застройки ДНП "Певчее".
Возможность подключения заявленной мощности от электроустановок абонента возможно, руководствуясь СП 31-110-2003 "Свод правил по проектированию и строительству".
Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий производится по формул, где:
1 300 кВт (разрешенная мощность ДНП "Певчее") разделенная на 700 участков х 0,11 (коэф. одновременности), 1 300/(700x0.11) = 16,9 кВт.
Из представленного истцом расчета видно, что на каждый земельный участок, расположенный в границах ДНП "Певчее", застройщиком может быть выделена мощность в размере 16,9 кВт.
Исходя из вышесказанного, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что осуществление технологического присоединения заявителей возможно либо путём нового строительства электросетевых объектов при условии получения согласия собственника на прохождение по территории его застройки, а также по территории ответчика либо осуществление технологического присоединения от существующих сетей абонента, путем урегулирования отношений с собственником сети.
Данные обстоятельства соответствуют абзацу 8 пункта 2, пунктам 4, 14, подпункту а и г пункта 25, пункту 28, 30 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" утвержденных Постановлением Правительства N861 от 27.12.2004.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в соответствии с абзацем четвертым пункта 8(5) Правил, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2018 года по делу N А40-212079/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.