город Москва |
|
3 декабря 2018 г. |
дело N А40-39598/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Атомный энергопромышленный комплекс" (АО "Атомэнергопром")
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2018
по делу N А40-39598/18, принятое судьей Нагорной А.Н.
по заявлению АО "Атомэнергопром" (ОГРН 1077758081664)
к Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (ОГРН 1047707041909)
третье лицо: Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (ОГРН 1047743056030)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Гаврютин С.Н. по доверенности от 20.12.2017;
от заинтересованного лица - Ирклиевская М.Т. по доверенности от 08.11.2018;
от третьего лица - Щербинина И.А. по доверенности от 18.09.2018;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2018 в удовлетворении заявленных АО "Атомный энергопромышленный комплекс" (АО "Атомэнергопром") требований о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 18.08.2017 N 03-1-29/1/22 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 4.717.495 руб., пени в размере 1.055.186 руб. и штрафа в размере 666.921 руб., отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалуемом решении, фактическим обстоятельствам дела.
Представители общества и органов налогового контроля в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты налогов (сборов) за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 18.08.2017 N 03-1-29/1/22 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислена недоимка по налогу на имущество организаций в размере 558 руб., начислен штраф в размере 24 руб. и пени в размере 21 руб., доначислена недоимка по земельному налогу в размере 4.717.495 руб., начислен штраф в размере 666.921 руб. и пени в размере 1.055.186 руб.
Решением УФНС России по г. Москве от 01.12.2017 N С-А-4-9/24403@ решение инспекции от 18.08.2017 N 03-1-29/1/22 оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения действующему законодательству о налогах и сборах.
В обоснование своей позиции обществом указано на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 40:27:030803:96, 40:27:030803:97, 40:27:030803:98 находились под объектами образовательной деятельности, соответственно, применение АО "Атомэнергопром" ставки земельного налога в размере 0,75 %, согласно подп. 3 п. 2 решения Обнинского городского собрания от 18.11.2005 N 05-02 "Об утверждении Положения "О земельном налоге в г. Обнинске", правомерно. На земельных участках с кадастровыми номерами 40:27:030803:96, 40:27:030803:97, 40:27:030803:98 находились ограждения, которые всегда являются частью любого имущественного комплекса и не имеют самостоятельной цели своего существования, единственным его назначением является воспрепятствование несанкционированному проникновению на территорию образовательного учреждения третьих лиц с намерением помешать процессу обучения, похитить или повредить имущество, являющееся материальной базой для осуществления образовательного процесса. Таким образом, по мнению общества, ограждение используется для образовательной деятельности и относится к объекту образования. На земельном участке с кадастровым номером 40:27:030803:96 располагался также объект - теннисный корт, который используется при осуществлении образовательного процесса и относится к объекту образования. Кроме того, согласно свидетельствам о государственной регистрации права, земельным участкам с кадастровыми номерами 40:27:030803:96, 40:27:030803:97, 40:27:030803:98 присвоен вид разрешенного использования - для учебной деятельности. Заявитель считает, что размежевание единого земельного участка не изменило вид разрешенного использования "для учебной деятельности", а также не повлияло на расположение зданий и сооружений образовательного комплекса.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса (п. 1 ст. 390 НК РФ).
На основании подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать налоговую ставку 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка в отношении участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 15, 16 ст. 396 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.04.2015) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01.04.2015) установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п. 1 ст. 82 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно п. 6 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (действующим с 24.12.2014) определены виды разрешенного использования земельных участков.
Согласно приказу от 01.09.2014 N 540, под видом разрешенного использования земельного участка "Образование и просвещение" понимается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для воспитания, образования и просвещения (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, профессиональные технические училища, колледжи, художественные, музыкальные школы и училища, образовательные кружки, общества знаний, институты, университеты, организации по переподготовке и повышению квалификации специалистов и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению).
Решением Обнинского городского собрания от 12.03.2007 N 01-40 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Обнинск" установлены территориальные зоны: жилые зоны; общественно-деловые зоны; общественно-деловые зоны специального обслуживания; производственные зоны; научно-производственные зоны; зоны рекреационного назначения; зоны особо охраняемых территорий; зоны специального назначения; зоны резервных территорий.
Согласно решению от 12.03.2007 N 01-40, в состав общественно-деловых зон специального обслуживания входят: ОДС-1. Зона учреждений медицинского назначения; ОДС-2. Зона высших, средних специальных учебных заведений и объектов научного назначения; ОДС-3. Зона спортивных и спортивно-зрелищных объектов; ОДС-4. Зона объектов, связанных с отправлением культа.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определены главой 5 решения от 12.03.2007 N 01-40.
Решением Обнинского городского собрания от 04.06.2007 N 01-44 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "город Обнинск" утвержден генеральный план муниципального образования "город Обнинск", в соответствии с которым на территории города выделяются следующие функциональные зоны (с учетом сложившейся застройки): научно-производственные, жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктуры, рекреационные, специального назначения, режимных территорий.
Научно-производственные зоны являются спецификой наукоградов. В их состав входят все элементы научно-производственного комплекса наукограда: научно-исследовательские институты (НИИ); научно-производственные институты (НИИ); научно-инновационные центры; инновационно-технологические центры; центры высоких технологий; организации, осуществляющие научную, научно-техническую, научно-производственную, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации; бизнес-центры; высшие и специальные учебные заведения; технопарки, объекты муниципальной промышленной зоны.
На территории г. Обнинска ставки земельного налога в 2013-2015 установлены Решением Обнинского городского собрания от 18.11.2005 N 05-02 "Об утверждении Положения "О земельном налоге в г. Обнинске".
В соответствии с подп. 3 п. 2 решения от 18.11.2005 N 05-02 (в редакции, действовавшей до 25.11.2014) налоговая ставка для расчета земельного налога установлена в размере 0,75 % в отношении земельных участков: под объектами культуры и искусства, религии, социального обеспечения; под объектами образования и науки; под объектами здравоохранения (включая аптеки), физической культуры и спорта, ветстанциями и ветеринарными лечебницами; под объектами химчисток и прачечных.
В соответствии с подп. 3 п. 2 решения от 18.11.2005 N 05-02 (в редакции, действовавшей до 25.11.2014) налоговая ставка для расчета земельного налога установлена в размере 0,75 % в отношении земельных участков: под объектами культуры и искусства, религии, социального обеспечения; под объектами образования и науки; под объектами здравоохранения (включая аптеки), физической культуры и спорта, ветстанциями и ветеринарными лечебницами; под объектами химчисток и прачечных.
Согласно подп. 4 п. 2 решения от 18.11.2005 N 05-02 налоговая ставка для расчета земельного налога установлена в размере 1,45 % в отношении земельных участков под прочими объектами.
Согласно подп. 8 п. 2 решения от 18.11.2005 N 05-02 (в редакции, действовавшей с 25.11.2014) налоговая ставка для расчета земельного налога установлена в размере 1,5 % в отношении земельных участков, занятых прочими объектами.
Из материалов дела следует, что по земельным участкам с кадастровыми номерами 40:27:030803:96, 40:27:030803:97, 40:27:030803:98 в строках 030 "категория земель" раздела 2 "расчет налоговой базы и суммы земельного налога" налоговых деклараций по земельному налогу за 2013-2015, обществом отражен код 003002000100 (прочие земельные участки). Ставка земельного налога отражена в декларациях в размере 0,75 % за 2013-2014, 1,5 % - за 2015 (по земельным участкам с кадастровыми номерами 40:27:030803:97, 40:27:030803:98).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, земельные участки отнесены к категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для учебной деятельности".
Из материалов дела следует, между обществом (арендодатель) и Негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Центральный институт повышения квалификации" (НОУ ДПО "ЦИПК Росатома") (арендатор) заключен договор аренды земельных участков от 24.01.2013 N 5/2291-Д, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование за плату 3 земельных участка с кадастровыми -номерами 40:27:030803:96, 40:27:030803:97, 40:27:030803:98, общей площадью 42.200 кв.м., расположенные по адресу: Калужская область, Обнинск, улица Курчатова, дом 21.
Земельные участки переданы обществом НОУ ДПО "ЦИПК Росатома" на основании акта приема-передачи земельного участка от 24.01.2013.
По условиям указанного договора, земельные участки передаются НОУ ДПО "ЦИПК Росатома" для организации и проведения спортивных, культурно-зрелищных и корпоративных мероприятий для предприятий и организаций.
На основании актов приема-передачи (возврата) земельных участков от 06.08.2014, от 25.10.2014 земельные участки с кадастровыми номерами 40:27:030803:96, 40:27:030803:98 соответственно, возвращены НОУ ДПО "ЦИПК Росатома" АО "Атомэнергопром".
Заявителем заключены договоры купли-продажи от 20.10.2014 N 5/4243-Д, от 26.12.2014 N 5/4644-Д, согласно которым ООО "ПИК-Запад" приобретает земельный участок с кадастровым номером 40:27:030803:96 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.11.2014), ООО "Строй-Проект" - с кадастровым номером 40:27:030803:98 (свидетельство о государственной регистрации права от 31.03.2015).
На земельных участках в 2013-2014 объекты образования и науки не размещались.
Согласно данным общества, на спорных участках располагались только сооружения в виде ограждения.
Согласно данным филиала ФГУП "ФКП Росреестра" по Калужской области на земельном участке с кадастровым номером 40:27:030803:96 находились кабельная канализации г. Обнинска и линия связи сети связи ОАО "Газпром" в г. Малоярославец, на земельных участках с кадастровыми номерами 40:27:030803:97 и 40:27:030803:98 объекты недвижимости не располагались.
Таким образом, поскольку на земельных участках не располагались объекты образования, согласно решению от 18.11.2005 N 05-02 (в редакции, действовавшей до 25.11.2014), исчисление земельного налога за 2013 - 2014 должно производиться по ставке 1,45 %.
Согласно подп. 3 п. 2 решения от 18.11.2005 N 05-02 (в редакции, действовавшей до 25.11.2014) налоговая ставка для расчета земельного налога установлена в размере 0,75 % в отношении земельных участков под объектами образования и науки.
В ходе мероприятий налогового контроля установлено, что на земельных участках в 2013-2014 объекты образования и науки не размещались.
Кроме того, согласно условиям договора аренды земельных участков от 24.01.2013 N 5/2291-Д, земельные участки передавались НОУ ДПО "ЦРШК Росатома" для организации и проведения спортивных, культурно-зрелищных и корпоративных мероприятий для предприятий и организаций.
Документы, подтверждающие фактическое использование земельных участков под объектами образования и науки, обществом не представлены.
С учетом изложенного, в нарушение п. 1 ст. 389, ст. ст. 390, 394 Налогового кодекса российской Федерации, п. 2 Положения о земельном налоге в г. Обнинске АО "Атомэнергопром" неправомерно применена ставка при исчислении и уплате земельного налога в отношении земельных участков: 40:27:030803:96, 40:27:030803:97, 40:27:030803:98, на которых не располагались объекты образования, что привело к неполной уплате земельного налога за 2013 в сумме 1.239.646 руб., за 2014 в сумме 3.477.849 руб.
Толкование общества термина "образование", отклоняется, как отличное от установленной в соответствующем федеральном законе.
Обществом не представлено документов подтверждающих нахождение теннисного корта в проверяемый период на земельном участке, а также использования его в обучающих программах.
Позиция общества относительно использования теннисного корта на земельном участке 40:27:030803:96 документально не подтверждена.
Доводы Общества со ссылкой на обстоятельства, связанные с размежеванием земельного участка с кадастровым номером 40:27:030803:0071, являются необоснованными, поскольку выводов налогового органа не опровергают и имеют отношение к 2010, не входящему в проверяемый налоговый период (01.01.2013 -31.12.2015).
Кроме того, размежевание земельного участка по своему содержанию носит разделяющий, а не объединяющий характер его использования.
Впоследствии по договору купли-продажи от 20.10.2014 N 5/4243-Д реализован земельный участок с кадастровым номером 40:27:030803:96, а по договору купли-продажи от 26.12.2014 N 5/4644-Д земельный участок с кадастровым номером 40:27:030803:98.
Наличие ограждения по периметру размежеванного в 2010 земельного участка не свидетельствует об использовании всех новообразованных земельных участков под объектами образования и в соответствующих целях.
При этом по результатам оценки представленных обществом в материалы дела документов в отношении спорных земельных участков (в том числе технических паспортов) оснований для применения иных ставок налогообложения не установлено; расположенные на части участков сети, коллекторы, канализация и др. назначения участков не изменяют (занимают их крайне незначительную часть).
Для применения льготной ставки налогообложения земли необходимо использование земельного участка по указанному назначению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2018 по делу N А40-39598/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить АО "Атомэнергопром" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39598/2018
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2019 г. N Ф05-2208/19 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО Атомэнергопром
Ответчик: МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N4
Третье лицо: ФНС России Межрегиональная Инспекция по крупнейшим налогоплательщикам N 6