г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2018 г. |
Дело N А56-40372/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Васильев С.А. - доверенность от 28.03.2018
от 3-го лица: Полисадова О.С. - доверенность от 21.05.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27754/2018) ООО "Специальные проекты. Менеджмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2018 по делу N А56-40372/2018 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению ООО "Специальные проекты. Менеджмент"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Межрайонная ИФНС N 24 по Санкт-Петербургу
о зачете излишне уплаченных налогов в чет погашения недоимки.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Специальные проекты. Менеджмент" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, с учетом уточнений, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган), в котором просит:
- обязать Инспекцию отразить в Акте сверки наличие переплаты Общества по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в 2011, 2012 годах в сумме 274 139 руб. - остаток после зачета 1 056 214 руб. в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам) от переплаты заявителя по НДС в 2011, 2012 годах в сумме 1 330 353 руб.,
- произвести зачет излишне уплаченного НДС в 2011, 2012 годах в судебном порядке, согласно заявлениям о зачете на сумму 1 056 214 руб. в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
В части требования о зачете 316 670,98 руб. в счет недоимки по налогам Обществом заявлен отказ. Отказ принят судом.
На основании ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 10.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения. Представитель Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направило. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Специальные проекты. Менеджмент" (пр. Наставников, д. 5, к. 3, кв.72, Санкт-Петербург, 195298) ОГРН 1089847272547 от 10.07.2008, далее - Истец, с 2011 по 2014 годы осуществляло реализацию консультационных услуг компаниям Cheripka investments limited (12 Kennedy Avenue, Kennedy Business Center, 2nd floor, P.C. 1087, Nicosia, Cyprus) и IFAMA LIMITED (Theklas Lysioti, 35, EAGLE STAR HOUSE, 6th floor, P.C. 3030, Limassol, Cyprus), расположенным в Республике Кипр и компании Galom Ventures limited (Trident Chambers, P.O. Box 146, Road Town, Tortola, British Virgin Islands, расположенной на Британских Виргинских Островах, - далее именуемые Покупатели.
Согласно налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость с 2011 по 2014 годы сумма начисленного к уплате НДС от реализации консультационных услуг Покупателям составила 4 041 601 рубль, в том числе с 2011 по 2012 год - 1 330 353 рубля. Книги продаж и копии счетов фактур за 3 квартал 2011 года, 4 квартал 2011 года, 1 квартал 2012 года, 2 квартал 2012 года, 3 квартал 2012 года, 4 квартал 2012 года прилагаются.
Согласно Требованию N 20/2588 от 28 марта 2014 сопроводительным письмом Исх. 43 от 28 апреля 2014 года Ответчику были направлены Книга продаж за 4 квартал 2013 года и копии счетов фактур. По результатам камеральной проверки письмом от 30 марта 2015 год N 20/65, вх. 24/1 от 02.04.2015, Ответчик направил Истцу Акт камеральной проверки по НДС за 4 квартал 2013 года N 20/2410 от 27 марта 2015 года, - далее Акт камеральной проверки, а Решением N 278 от 20 мая 2015, вх. 38 от 04 июня 2015, привлёк Истца к налоговой ответственности. При этом, сообщений о ставших известными налоговому органу фактах излишних уплат НДС и сумм излишне уплаченного НДС в течение 10 дней со дня Акта камеральной проверки от 27 марта 2015 года в порядке, предусмотренном п.З ст. 78 НК РФ, Ответчиком Истцу направлено не было.
Как следует из заявления, Общество не проводило реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с 3 квартала 2011 по 4 квартал 2012, в связи с чем, на основании п. 1 ст. 81 НК РФ, 06 марта 2018 года Должником были поданы уточнённые налоговые декларации за 3
квартал 2011 года, 4 квартал 2011 года, 1 квартал 2012 года, 2 квартал 2012 года, 3 квартал 2012 года, 4 квартал 2012 года, далее - Уточнённые налоговые декларации.
Согласно Уточнённым налоговым декларациям, переплата Истца по налогу на добавленную стоимость с 2011 по 2012 год составила 1 330 353 рубля.
Согласно Акту сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2314 от 12.03.2018, по состоянию на 11 марта 2018 года, задолженность Истца составляла 1 061 731,86, переплата составляла 316 670,98 рублей.
Согласно Акту сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2225 от 01.03.2018, по состоянию на 28 февраля 2018 года, задолженность Истца составляла 1 057 606,18, составляла 316 670,98 рублей.
Согласно абзацам 1 и 2 п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога. А значит Ответчик должен был самостоятельно принять решение о зачёте 316 670,98 рублей в счёт недоимки Истца по налогам в срок по 16 марта 2018, и, согласно п. 9 ст. 78 НК РФ, сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения об этом Истцу, то есть в срок по 23 марта 2018 года.
7 марта 2018 года и 12 марта 2018 года Истец направил Ответчику Заявления о зачёте суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (далее - Заявления о зачёте) по налогу на добавленную стоимость, согласно Уточнённым налоговым декларациям, на общую сумму 1 056 214 рублей. В том числе, Истец направил следующие Заявления о зачёте:
N 1 от 07 марта 2018 года на сумму 151 987 рублей;
N 2 от 07 марта 2018 года на сумму 23 156 рублей;
N 3 от 07 марта 2018 года на сумму 60 983 рубля;
N 4 от 07 марта 2018 года на сумму 15 834 рубля;
N 5 от 07 марта 2018 года на сумму 89 939 рублей;
N 6 от 07 марта 2018 года на сумму 176 630 рублей;
N 7 от 07 марта 2018 года на сумму 271 586 рублей;
N 8 от 07 марта 2018 года на сумму 21 407 рублей;
N 9 от 07 марта 2018 года на сумму 235 632 рубля;
N 10 от 07 марта 2018 года на сумму 1 106 рублей.
N 11 от 12 марта 2018 года на сумму 4 115 рублей;
N 12 от 12 марта 2018 года на сумму 3 839 рублей.
Заявления о зачёте на сумму 1 056 214 рублей, поданные Истцом 7 марта 2018 года и 12 марта 2018 года, по состоянию на 02 апреля 2018 года оставлены Ответчиком без ответа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
На основании п. 5 ст. 174, п. 1 ст. 174.1 НК РФ к лицам, которые обязаны представлять декларацию по НДС, относятся организации и индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками НДС, участники товариществ, концессионеры, доверительные управляющие, на которых возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 НК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 23, ст. 143, п. 1 ст. 174.1 НК РФ), а также лица, которые исполняют обязанности налоговых агентов в соответствии со ст. 161 НК РФ.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком (п. 1 ст. 80 НК РФ), соответственно, заполняется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных бухгалтерской (налоговой) отчетности и представляется в налоговый орган по месту учета в установленный законом срок.
На основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, согласно п. 1 ст. 88 НК РФ, налоговым органом проводится камеральная налоговая проверка по месту нахождения налогового органа.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 г. N 441-0-0 камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким образом, на основании изложенного, камеральная налоговая проверка может проводиться лишь на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации.
При этом предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ), что предусматривает комплексную оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за отчетные периоды. Указанные обстоятельства отличают камеральные налоговые проверки от иных форм и видов налогового контроля, поскольку предметом камеральной налоговой проверки не является комплексная оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Соответственно, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), по общему правилу является правом, а не обязанностью налогоплательщика (Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 г. N 266-0), за исключением следующих случаев:
1. В соответствии с п. 8 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных п. 8 ст. 88 НК РФ, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ);
2. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (п. 8.1. ст. 88 НК РФ);
3. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные п. 4.1 ст. 171 НК РФ, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения указанных налоговых вычетов, в случае выявления несоответствия отраженных в налоговой декларации сведений о таких налоговых вычетах сведениям, имеющимся у налогового органа (п. 8.7. ст. 88 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Соответственно, заявление в налоговой декларации вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, при этом, указанное право должно подтверждаться документами, свидетельствующими о наличии заявленного в декларации права на налоговый вычет.
Таким образом, в случае заявления налогоплательщиком в декларации по налогу на добавленную стоимость суммы вычетов, налоговый орган обязан проверить правомерность заявленных налогоплательщиком вычетов по налогу на добавленную стоимость, соответственно, учесть (рассмотреть) содержание представленных налогоплательщиком в подтверждение права на налоговые вычеты документов, либо истребовать у налогоплательщика, на основании ст. 88 НК РФ, документы, подтверждающие правомерность применения указанных налоговых вычетов, в случае выявления несоответствия отраженных в налоговой декларации сведений о таких налоговых вычетах сведениям, имеющимся у налогового органа.
Также необходимо отметить, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
При этом п. 2 ст. 146 НК РФ содержит перечень хозяйственных операций, которые не признаются объектом налогообложения, одновременно, ст. 149 НК РФ содержит перечень хозяйственных операций, которые не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Соответственно, при оформлении результатов финансово-хозяйственной деятельности и заполнении разделов налоговой декларации по НДС, налогоплательщик самостоятельно оценивает содержание хозяйственных операций и их относимость к налогооблагаемым хозяйственным операциям, а также возможность применения налоговых льгот (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Кроме того, согласно пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, следовательно, знать о наличии у него недоимок по налогам (сборам), в том числе, о наличии переплат, а также самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов.
Кроме того, в соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот.
Таким образом, ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения является обязанностью налогоплательщика. При этом налоговое обязательство перед бюджетной системой РФ по уплате налога на добавленную стоимость определяется налогоплательщиком самостоятельно при подаче соответствующей налоговой декларации.
Следовательно, налогоплательщик при предоставлении декларации в налоговый орган самостоятельно заявляет о своем обязательстве по уплате налога.
С учетом изложенного, налоговый орган, при проведении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, проверяет корректность определения налоговой базы и правильность произведенного налогоплательщиком расчета суммы налога за указанный отчетный период, в случае заявления вычета по налогу в декларации налоговый орган также рассматривает вопрос обоснованности заявленного налогоплательщиком права на указанный вычет.
При этом проверка правильности определения налоговой базы и произведенного налогоплательщиком расчета суммы налога подразумевает проверку корректности заполнения налоговой декларации налогоплательщиком.
Соответственно, предметом камеральной налоговой проверки являются непосредственно суммовые показатели налоговой декларации, указываемые налогоплательщиком, в том числе, в случае отражения в налоговой декларации, правомерность заявленного права на налоговые вычеты.
С учетом изложенного, камеральная налоговая проверка является формой налогового контроля, проводимой налоговым органом на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации, и направлена на установления корректности расчета налогового обязательства, исходя из показателей строк налоговой декларации, производимого налогоплательщиком самостоятельно.
При этом налоговое законодательство РФ не предусматривает права, а также обязанности для налогового органа, в рамках камеральной налоговой проверки, проводить оценку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также оценку содержания хозяйственных операций, в части обоснованности применения налоговых вычетов и налоговых льгот, не связанных с информацией (показателями, данными), отраженной в проверяемой налоговой декларации, с целью установления правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, что является предметом выездной налоговой проверки.
Таким образом, на налоговые органы не возложена обязанность по ведению бухгалтерского (налогового) учета налогоплательщика, в том числе, обязанность, связанная с контролем за реализацией налогоплательщиком своих прав. Реализация прав налогоплательщика, предусмотренных налоговым законодательством РФ, предусматривает только самостоятельное волеизъявление налогоплательщика.
Общество с ограниченной ответственностью "Специальные проекты. Менеджмент" состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу с 2009 года по 16.06.2017 года. Декларации по налогу на добавленную стоимость за спорные налоговые периоды сдавались в Межрайонную ИФНС N 24 по Санкт-Петербургу в установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации сроки без нарушений. Во всех декларациях налогоплательщиком была исчислена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в положительном значении, то есть суммы заявленных налоговых вычетов были меньше сумм рассчитанного налога:
Период |
НДС с реализации |
Налоговые вычеты |
Сумма налога |
3 квартал 2011 г. |
212 034 |
60 047 |
151 987 |
4 квартал 2011 г. |
198 305 |
7 287 |
191 018 |
1 квартал 2012 г. |
279 152 |
43 520 |
235 632 |
2 квартал 2012 г. |
234 915 |
58 285 |
176 630 |
3 квартал 2012 г. |
340 170 |
47 177 |
292 993 |
4 квартал 2012 г. |
334 012 |
51 919 |
282 093 |
1 квартал 2013 г. |
596 441 |
67 410 |
529 031 |
2 квартал 2013 г. |
440 528 |
48 944 |
391 584 |
3 квартал 2013 г. |
557 248 |
60 006 |
497 242 |
4 квартал 2013 г. |
490 290 |
138 634 |
351656 |
1 квартал 2014 г. |
442 196 |
80 846 |
361 350 |
2 квартал 2014 г. |
737 095 |
58 310 |
678 785 |
3 квартал 2014 г. |
273 241 |
61 790 |
211 451 |
4 квартал 2014 г. |
176 179 |
24 510 |
151 669 |
Суммы налога в размере, исчисленном в декларациях, уплачены налогоплательщиком также своевременно в соответствии с требованиями НК РФ.
При этом в декларациях в разделе 7 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев" были отражены операции по коду 1010292 - "Операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО" и по коду 1010243 - "Реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов, за исключением базисного актива производных финансовых инструментов, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость".
Лишь в одной декларации (за 3 квартал 2014 года) налогоплательщиком заявлена льгота по коду операции 1010812 - "Реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации".
При подаче деклараций по налогу на добавленную стоимость за спорные периоды, а также в период проведения Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу соответствующих камеральных налоговых проверок, Обществом не было заявлено о наличии финансово-хозяйственных операций с контрагентами по реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, подлежащих освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, что исключает проведение налоговым органом мероприятий налогового контроля, связанных с подтверждением обоснованности применения налогоплательщиком права на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость, а также с возможностью применения указанной налоговой льготы.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Налоговое законодательство РФ не предусматривает права, а также обязанности для налогового органа, в рамках камеральной налоговой проверки, проводить оценку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также оценку содержания хозяйственных операций, в части обоснованности применения налоговых вычетов и налоговых льгот, не связанных с информацией (показателями, данными), отраженной в проверяемой налоговой декларации, с целью установления правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, что является предметом выездной налоговой проверки. У налогового органа отсутствует обязанность по ведению бухгалтерского (налогового) учета налогоплательщика, в том числе, обязанность, связанная с контролем за реализацией налогоплательщиком своих прав.
Реализация прав налогоплательщика, предусмотренных налоговым законодательством РФ, предусматривает только самостоятельное волеизъявление налогоплательщика.
При этом, при оформлении результатов финансово-хозяйственной деятельности и заполнении разделов налоговой декларации по НДС, налогоплательщик самостоятельно оценивает содержание хозяйственных операций и их относимость к налогооблагаемым хозяйственным операциям, а также возможность применения налоговых льгот (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик уже при подаче первичных налоговых деклараций за указанные периоды мог самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате (возмещению) за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот.
Однако, правом применения льготы, послужившей основанием для подачи уточненных налоговых деклараций за спорные периоды в 2018 году, своевременно налогоплательщик не воспользовался.
Относительно указания налогоплательщика на то, что при проведении камеральной налоговой проверки за 4 квартал 2013 года им были представлены в инспекцию книга продаж за 4 квартал 2013 г., а также копии счетов-фактур за 4 квартал 2013 г, апелляционный суд обращает внимание, что исходя из требования N 20/2588 от 28.03.2014 данные документы запрашивались для подтверждения права на льготу по коду 1010292, а не по коду 1010812, которая в данной декларации заявлена не была. Также данный факт не может подтверждать право на использование льготы в иных спорных налоговых периодах.
Таким образом, при подаче деклараций по налогу на добавленную стоимость за отчетные периоды: 3 квартал 2011 г., 4 квартал 2011 г., 1 квартал 2012 г., 2 квартал 2012 г., 3 квартал 2012 г., 4 квартал 2012 г., а также в период проведения Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу соответствующих камеральных налоговых проверок, Обществом не было заявлено о наличии финансово-хозяйственных операций с контрагентами, подлежащих освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, что исключает проведение налоговым органом мероприятий налогового контроля, связанных с обоснованностью применения налогоплательщиком права на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость, а также с возможностью применения налоговых льгот.
Заявленная Обществом сумма излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость за отчетные периоды: 2011 г. - 2012 г. обусловлена фактом подачи Обществом в Межрайонную ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу 06.03.2018 уточненных налоговых деклараций за указанные отчетные периоды, и связана исключительно с самостоятельными действиями Общества, в том числе, при исчислении, декларировании и уплате в бюджетную систему РФ, сумм налога на добавленную стоимость в 2011 г. - 2012 г.
Соответственно, моментом, когда Общество узнало о нарушении своих прав и законных интересов следует считать дату осуществления Обществом соответствующих налоговых платежей за отчетные периоды: 3 квартал 2011 г., 4 квартал 2011 г. - 2012 г., произведенные налогоплательщиком в 2011 г. - 2012 г.
На основании изложенного, спорная сумма сложилась в результате налоговых платежей, произведенных Обществом в период с 2011 г. по 2012 г., то есть в период, находящийся за пределами трехлетнего срока (ст. 78 НК РФ), предшествующего дате подачи Обществом в налоговый орган заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога - 07.03.2018 (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2016 по делу N А56-93215/2015).
Исходя из содержания заявления, Обществом заявлено о наличии у налогоплательщика излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость за отчетные периоды: 3 квартал 2011 г., 4 квартал 2011 г. - 2012 г. в общем размере 1 056 214 руб., а также о наличии суммы излишне уплаченных налогов в размере 316 670 руб. 98 коп., согласно Акту сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2225 от 01.03.2018 по состоянию на 28.02.2018.
Необходимо отметить, что сумма излишне уплаченных налогов в размере 316 670 руб. 98 коп. включает сумму страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, по обязательству Общества, возникшему до 01.01.2017, в размере 316 669 руб. 84 коп., а также сумму 1 руб. 14 коп., связанную с уплатой Обществом Единого социального налога.
В соответствии с Федеральным законом N 243-ФЗ от 03.07.2016 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переходит в ведение Федеральной налоговой службы Российской Федерации с 01.01.2017.
Соответственно, до 01.01.2017 администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование осуществлялось соответствующими внебюджетными фондами - Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Федеральным законом N 250-ФЗ от 03.07.2016 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) и Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016 не определены полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации, органов Фонда социального страхования Российской Федерации и налоговых органов по принятию решений о проведении зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в счет погашения недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 20 Федерального закона N 250-ФЗ и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Указанными федеральными законами не предусмотрены зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212), соответствующих пеней и штрафов в счет погашения недоимки по страховым взносам, установленным НК РФ, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, установленных НК РФ, в счет погашения недоимки по страховым взносам, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам (письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564).
Таким образом, в связи с отсутствием соответствующего права, решение об осуществлении зачета заявленной Обществом излишне уплаченной суммы страховых взносов в Фонд социального страхования РФ в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, налоговым органом не проводился.
Кроме того, необходимо отметить, что отраженная в Акте сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2225 от 01.03.2018 излишне уплаченная сумма страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, в размере 316 670 руб. 98 коп., является некорректной.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2018 по делу N А56-40372/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.