г. Москва |
|
04 декабря 2018 г. |
Дело N А40-109675/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Кочешковой М.В., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФТС России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2018 по делу N А40-109675/18, принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению ООО "Парклайн логистик"
к ФТС России
об оспаривании приказа от 15.05.2018 г. N 685,
в присутствии:
от заявителя: |
Левченко Л.М. по дов. от 29.06.2018; |
от заинтересованного лица: |
Скрипниченко М.В. по дов. от 15.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Парклайн логистик" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным приказа ФТС России от 15 мая 2018 г. N 685 об исключении из реестра таможенных представителей общества с ограниченной ответственностью "Парклайн Логистик".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы, Федеральная таможенная служба РФ обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и в удовлетворении заявленного обществом требования отказать.
Представитель таможенного органа в суде апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, считает решение законным и обоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение Арбитражного суда города Москвы не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.05.2018 Федеральная таможенная служба России издала приказ N 685 (далее - Приказ N 685), согласно которому постановила:
1. Исключить заявителя из реестра таможенных представителей, утвержденного приказом ФТС России от 1 сентября 2010 г. N 1613 (с последующими изменениями),
2. Таможенным органам не производить таможенные операции с товарами транспортными средствами, предъявляемыми для совершения таможенных операций ООО "Парклайн логистик" по соответствующему свидетельству.
3. Признать утратившими силу приказы ФТС России от 29 декабря 2010 г. N 2696 "О включении в реестр таможенных представителей ЗАО "Парлайн логистик", от 30 декабря 2013 г. N 2468 "О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении закрытого акционерного общества "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК", от 1 апреля 2014 г. N 582 "О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении закрытого акционерного общества "ПАРКЛАЙН "ЭГИСТИК", от 15 июля 2014 г. N 1357 "О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении закрытого акционерного общества ~АРКЛАЙН ЛОГИСТИК", от 9 октября 2014 г. N 1965 "О внесении изменений реестр таможенных представителей в отношении закрытого акционерного общества "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК", от 30 октября 2014 г. N 2118 "О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении закрытого акционерного общества "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК", от 2 декабря 2015 г. N 2436 "О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК", т 21 ноября 2016 г. N 2159 "О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК", от 26 сентября 2017 г. N 1549 "О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении общества ограниченной ответственностью "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК", от 16 марта 2018 г. N 364 "О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК" и от 10 апреля 2018 г. N 493 "О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК".
Приказ от 15.05.2018 N 685 обоснован подпунктом 2 пункта 1 статьи 403 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕвразЭС), согласно которой основаниями для исключения таможенного представителя из реестра таможенных представителей является, в том числе неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 4 статьи 405 настоящего Кодекса, в срок, указанный в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55, пунктом 3 статьи 73 и пунктом 4 статьи 270 настоящего Кодекса.
Основанием для издания оспариваемого приказа послужило несвоевременная, по мнению таможенного органа, уплата таможенных платежей по требованиям Смоленской таможни от 23.01.2018 г. по ДТNN 10113100/050515/0020262, 10113100/290415/0019542. 10113100/080415/0015691, 10113100/070415/0015595, 10113100/160315/0011951. 10113100/240215/0008279, 10113100/280115/0003141 на общую сумму 9 110 135, 79 руб. (по мнению ФТС, требования должны быть оплачены 19.02.2018, однако они оплачены 20.02.2018 г.).
Не согласившись с приказом от 15.05.2018N 685, посчитав, что он существенно нарушает права и законные интересы ООО "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК", общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с данным заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что у него не имелось и не имеется неисполненных обязанностей перед таможенными органами.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Как установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 403 ТК ЕАЭС, основанием для исключения таможенного представителя из реестра таможенных представителей являются неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 4 статьи 405 Кодекса, в срок, указанный в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55, пунктом 3 статьи 73 и пунктом 4 статьи 270 Кодекса.
В соответствии с п. 11 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
Согласно п. 16 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей считается полученным по истечении 6 дней со дня отправления заказного письма.
В соответствии с п. 3 ст. 4 ТК ЕАЭС течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало, а исчисляемого часами, - с часа, следующего за часом наступления события, которым определено его начало.
Как следует из материалов дела, ООО "Парклайн Логистик" от имени и по поручению ООО "Кондитерская фабрика "ПОБЕДА" (ИНН: 7729390753) по ДТ NN 10113100/241214/0060518, 10113100/261214/0060752, 10113100/280115/0003141, 10113100/240215/0008279, 10113100/160315/0011951, 10113100/070415/0015595, 10113100/080415/0015691, 10113100/220415/0018277, 10113100/290415/0019542, 10113100/050515/0020262, 10113110/271117/0161667 задекларирован товар "эквивалент какао масла "WILCHOC SP" растительный жир (на основе негидрогенизированных фракций пальмового масла), не подвергнутый дальнейшей обработке. Изготовитель: PGEO EDIBLE OILS SDN BHD...", классифицируемый в товарной подсубпозиции 1516 20 980 2 ТН ВЭД ЕАЭС.
Для однозначной идентификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, в адрес Общества и таможенного представителя в соответствии со статьей 113 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) Смоленской таможней направлены запросы "О проведении таможенного контроля" от 09.08.2016 NN 17-17/20026, 17-17/20025, соответственно.
Письмом от 05.09.2016 N 2009-01 (реестровый учет от 22.09.2016) от Общества в адрес Смоленской таможни направлена информация о проведении согласований, в том числе, товара "эквивалент какао масла "WILCHOC SP"..." в специализированном научно-экспертном учреждении с целью оценки качества физико-химических характеристик вышеуказанных товаров. 29.09.2016 получены объяснения Общества по вопросам, изложенным в письме Смоленской таможни от 09.08.2016 N 17-17/20026.
Согласно представленным документам (заключение ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт жиров" (ВНИИ Жиров) от 23.09.2016 (в отношении эквивалента масла какао "WILCHOC SP"), копия письма ФГБНУ ВНИИ Жиров от 23.09.2016 N 26-459, техническое описание на декларируемый товар с приложением поэтапной схемы производства), "эквивалент какао масла "WILCHOC SP"..." - это эквивалент какао-масла (СВЕ), произведенный из пальмового масла с добавлением экзотических масел. В состав эквивалента входит средняя фракция пальмового масла (45-55%), полученная из плодов пальмы, а также масло Ши (25-35%), масло Иллипе (10-25%) и частично гидрогенизированное масло Иллипе (l-2%"). "WILCHOC SP" не является индивидуальным жиром/маслом.
В целях установления идентичности сведений, заявленных в 31 графах 130 вышеуказанным ДТ, сведениям, представленным в рамках дачи объяснений, Обществом указано, что в отношении товара "эквивалент какао масла "WILCHOC ISP"..." под термином "растительный жир" подразумевался смесовый продукт (смесь тропических масел и средней фракции пальмового масла). Таким образом, ввезенный товар представляет собой смесь растительных масел.
Смоленской таможней по результатам таможенного контроля после выпуска на основании представленных документов и пояснений Общества приняты решения по классификации товаров "эквивалент какао масла "WILCHOC SP" в коде 1517 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС1 от 07.12.2017 N РКТ-10113000-17/000763, от 13.12.2017 N РКТ-10113000-17/000769, которыми одновременно в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) отменены решения Стабнинского таможенного поста о подтверждении заявленного классификационного кода товара в подсубпозиции 1516 20 980 2 ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, Смоленской таможней одновременно приняты решения о стране происхождения и (или) предоставления тарифных преференций от 07.12.2017 NN 10113000/15-22/000549, 10113000/15-22/000550, от 13.12.2017NN 10113000/15-22/000552-10113000/15-22/000559, так как согласно приложению N 4 к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 1517 ТН ВЭД, предоставляется преференциальный режим.
На основании вышеуказанных решений от 11.12.2017 и 20.12.2017 Смоленской таможней приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ NN 10113100/241214/0060518, 113100/261214/0060752, 10113100/280115/0003141, 10113100/240215/0008279, 113100/160315/0011951, 10113100/070415/0015595, 10113100/080415/0015691, 1113100/220415/0018277, 10113100/290415/0019542, 10113100/050515/0020262.
Смоленская таможня уведомила ООО "Парклайн Логистик" письмом от 24.01.2018 N 11-29/2157 о неуплаченных суммах таможенных пошлин, налогов, исчисленных в КДТ с приложением требований об уплате таможенных платежей.
Письмо Смоленской таможни от 24.02.2018 N 11-29/2157 "О направлении уведомлений" (прилагается) отправлено из Смоленска 26.01.2018, поступило в почтовое отделение в Москве 30.01.2018, получено уполномоченным лицом общества 31.01.2018, что подтверждено датой регистрации на письме Смоленской таможни от 24.01.2018 - штамп "вх 01-01/261 от 31.01.2018" с резолюцией руководителя, и штампом на конверте, в котором получены требования, что подтверждается штампами на конверте ФТС.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том что, исходя из материалов дела, представленных таможенным органом доказательств уведомления Общества о наличии обязанности по уплате таможенных платежей, последним днем срока оплаты требований является 20 февраля 2018 г., а датой начала срока является 31 января 2018 г. - день получения требований непосредственно обществом - лицом уполномоченным принимать и регистрировать входящую корреспонденцию и передающим ее руководителю общества.
Судом первой инстанции установлено, что требования Смоленской таможни от 23.01.2018 г. по ДТNN 10113100/050515/0020262, 10113100/290415/0019542. 10113100/080415/0015691, 10113100/070415/0015595, 10113100/160315/0011951. 10113100/240215/0008279, 10113100/280115/0003141 на общую сумму 9 110 135, 79 руб. выставлены как в адрес таможенного представителя - ООО "Парклайн Логистик", так и непосредственно декларанту - ООО "Кондитерская фабрика "ПОБЕДА".
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 08.02.2011 N 191-О-О, уплата таможенных платежей - необходимое условие таможенного оформления товаров и транспортных средств, оно представляет собой, по существу, не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего, непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном представителе, декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и транспортные средства от собственного имени. В основу имущественной ответственности таможенного представителя, связанной с внесением таможенных платежей, положен сложный юридический состав, который образуют договор, заключенный с декларантом (заинтересованным лицом), и императивное предписание таможенного законодательства. При этом федеральный законодатель не возлагает ответственность за уплату таможенных платежей на таможенного представителя единолично и в полном объеме, а использует конструкцию солидарной ответственности, которая не только гарантирует удовлетворение фискального интереса государства, но и учитывает специфику договорных отношений между таможенным представителем и его контрагентом.
Согласно части 6 статьи 60 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей.
В силу части 4 статьи 150 того же закона при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя. В случае, если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, указанным в настоящей части, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при том, как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.
Как следует из материалов дела, ООО "Кондитерская фабрика "ПОБЕДА" исполнило требования таможенного органа в полном объеме и своевременно (19.02.2018), что признается таможенным органом и свидетельствует об отсутствии факта нарушения таможенного законодательства.
На основании информации, содержащейся в АПС "Лицевые счета", полученной от Смоленской таможни (письмо от 16.04.2018 N 11-11/11102) от АКБ "Абсолют Банк" (ПАО) (письмо от 23.04.2018 N 1111/18/1), таможенным органом 20.02.2018 произведено списание со счета ООО "Кондитерская фабрика "Победа" в банке денежных средств в соответствии с платежными поручениями NN 172-175, 176-179, 160-163, 164-167, 188-191, 192-195, 196-199.
В платежных поручениях ООО "Кондитерская фабрика "ПОБЕДА" указана оплата по номерам требований ООО "Парклайн Логистик", поскольку и декларанту и таможенному представителю направлены одинаковые требования по одним и тем же ДТ (номера требований отличаются последней цифрой).
В требованиях направленных ООО "Парклайн Логистик" указано, что таможенные платежи подлежат уплате за ООО "Кондитерская фабрика "Победа", а также указаны номера и дата таких же требований, направленных ООО "Кондитерская фабрика "Победа".
Письмо Смоленской таможни от 24.01.2018 N 11-29/2168 с теми же требованиями в адрес декларанта ООО "Кондитерская фабрика "Победа" получено им 31.01.2018 г., оплата произведена платежным поручениями от 19.02.2018, списание банком проведено 20.02.2018, следовательно, двадцатидневный срок исполнения требований соблюден.
Таким образом, на момент издания оспариваемого приказа ФТС России N 685 от 15.05.2018 обязанность, предусмотренная пунктом 4 статьи 405 Кодекса, исполнена в полном объеме и в предусмотренный законом срок.
Кроме того, с учетом указания в требованиях последствий неисполнения последних в установленный срок - взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке, следует заметить, что у ФТС РФ находилась банковская гарантия ООО "Парклайн Логистик" N БГ/0017-00140Г, действующая с 27.02.2017 по 1.03.2018 на сумму 68 277 200 руб., что свидетельствует о возможности ФТС в любое время получить у банка суммы по требованиям к ООО "Парклайн Логистик".
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый Приказ ФТС издан с нарушением порядка, установленного Административным регламентом, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Согласно статьям 80 - 82 Административного регламента, на который ссылается ФТС, основаниями исключения из Реестра являются следующие обстоятельства:
Пунктом 80 Административного регламента установлено, что юридическое лицо подлежит исключению из реестра:
а) при несоблюдении условий включения юридического лица в реестр, установленных статьей 13 ТК ТС и статьей 61 Закона;
б) по заявлению таможенного представителя об исключении его из реестра - со дня, следующего за днем получения ФТС России заявления в письменной форме или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" юридического лица об исключении из реестра;
в) при ликвидации юридического лица - с даты внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи;
г) при прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, за исключением его преобразования, - с даты, когда реорганизация юридического лица считается завершенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.
Пунктом 81 Административного регламента исключение из реестра по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 80 Административного регламента, осуществляется на основании проводимого ФТС России анализа деятельности таможенных представителей и контроля за выполнением условий включения в реестр в соответствии с пунктом 87 Административного регламента.
Пунктом 82 Административного регламента Приказ об исключении организации из реестра в случае несоблюдения установленных ТК ТС и Законом условий включения юридического лица в реестр (за исключением случая, указанного в подпункте 3 статьи 13 ТК ТС) вступает в силу по истечении 15 дней со дня его издания, а в случае несоблюдения условия включения в реестр, предусмотренного подпунктом 3 статьи 13 ТК ТС, - по истечении одного рабочего дня, следующего за днем его издания. Приказ об исключении должен содержать мотивированное обоснование причин исключения из реестра. Общий срок подготовки, согласования и издания проекта приказа об исключении организации из реестра по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 80 Административного регламента, не должен превышать 30 дней со дня выявления факта несоблюдения условий включения юридического лица в реестр, установленных статьей 13 ТК ТС и статьей 61 Закона.
Однако обжалуемый Приказ ФТС не содержит мотивированного обоснования причин исключения из Реестра с учетом того, что заявитель является солидарным должником перед таможенным органом, в то время как основной должник (ООО "Кондитерская фабрика "ПОБЕДА") исполнил требования таможенного органа в полном объеме и своевременно.
При этом суд отмечает, что анализ деятельности таможенного представителя не производился, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, ФТС не проверила наличие задолженности общества на день издания оспариваемого Приказа от 15 мая 2018 г. N 685.
Целью выставления требований таможенного органа ООО "Парклайн Логистик" в данном конкретном случае являлась необходимость уплаты таможенных платежей в бюджет, таможенные платежи по требованиям были оплачены платежными поручениями от 19.02.2018, фискальный интерес государства удовлетворен, бюджет Российской Федерации не понес никакого ущерба.
Довод таможенного органа о наличии задолженности по состоянию на 18.05.2018 и на 31.05.2018 г. обоснованно отклонен судом, как не относящийся к существу рассматриваемого дела, так как им указаны даты задолженности, возникшей после издания оспариваемого приказа, следовательно, наличие указанной задолженности не может быть положено в обоснование издания приказа.
Кроме того, ФТС не представила доказательств, подтверждающих указанный довод о задолженности, сославшись на данные информационных ресурсов.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы таможенного органа, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2018 по делу N А40-109675/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.