г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2018 г. |
Дело N А56-41314/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Хафизовой Э.Р.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Шефер Ю.И. по доверенности от 29.03.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24386/2018) ЖСК "Щегловская усадьба" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 31.07.2018 по делу N А56-41314/2018 (судья Селезнёва О.А.), принятое
по заявлению ЖСК "Щегловская усадьба"
к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
об оспаривании предписания
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Щегловская усадьба" (ОГРН: 1127847329873, ИНН: 7805592419, место нахождения: 190068, город Санкт-Петербург, проспект Лермонтовский, дом 35, литера А, помещение 7-Н; далее - ЖСК, Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (ОГРН: 1087847040181,ИНН: 7840405870, место нахождения: 191023, город Санкт-Петербург, улица Зодчего Росси, 1/3, подъезд 4, 2; далее - Комитет) от 19.02.2018 N ВД-02/2018 в части пункта 2.
Решением суда от 31.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Кооператив направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение от 31.07.2018, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у Комитета не имелось оснований истребовать у Кооператива документы, указанные во 2 пункте предписания, поскольку перечень документов законодательно не установлен и, соответственно, предписание в этой части является незаконным.
Кооператив, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Представитель Комитета в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве от 27.11.2018.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившими обращениями граждан и на основании приказа от 09.02.2018 N ВД-11/2018 Комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении ЖСК "Щегловская усадьба" на предмет соблюдения требований Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) при осуществлении Кооперативом деятельности по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Щеглово, земли ЗАО "Щеглово", кадастровый номер земельного участка 47:07:0957004:243.
По результатам проверки 19.02.2018 составлен акт N ВД-09/2018, в котором зафиксировано, что земельный участок по указанному адресу принадлежит на праве собственности ООО "Строительная компания "Навис", которое на основании разрешений на строительство от 05.05.2014 N RU47504311-033, от 27.05.2014 N RU47504311-047 со сроками действия до 15.08.2015 и 30.09.2018 осуществляет строительство 9 многоквартирных малоэтажных домов, входящих в состав жилого комплекса "Щегловская усадьба".
Строительство ведется застройщиком за счет собственных средств и привлеченных денежных средств инвесторов.
29.06.2012 между ООО "Строительная компания "Навис" и ЖСК "Щегловская усадьба" заключен договор инвестиционного участия в строительстве, предметом которого является обязанность ООО "Строительная компания "Навис" (заказчик-застройщик) своими силами или с привлечением других построить на средства, передаваемые ЖСК "Щегловская усадьба" (инвестор), жилой комплекс по означенному адресу. Инвестор принял на себя обязательства по внесению в счет инвестиционного участия в строительстве денежные средства путем перечисления на расчетный счет заказчика-застройщика, а также обязательства по привлечению пайщиков по договорам о порядке оплаты паевого взноса. На момент заключения договора общая стоимость инвестирования в строительство составляет 1 995 000 000 рублей.
Также между ООО "Строительная компания "Навис" и ЖСК "Щегловская усадьба" заключен договор о распределении функций заказчика при реализации инвестиционного проекта, согласно которому ЖСК "Щегловская усадьба" обеспечивает за счет собственных и привлеченных средств финансирование и реализацию инвестиционного проекта в полном объеме.
На основании вышеуказанных договоров заявитель в период с 2012 по 2015 заключал с гражданами договоры о порядке оплаты паевого взноса. Общая сумма обязательств по заключенным договорам о порядке оплаты паевого взноса составляет 1 935 025 340 рублей.
Документов (сведений), подтверждающих оплату по заключенным договорам о порядке оплаты паевого взноса, а также документов (сведений), подтверждающих использование денежных средств, уплаченных гражданами для строительства многоквартирных домов, в ходе проверки не представлено.
Установив нарушение заявителем требований статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ, Комитет вынес предписание N ВД-02/2018 об устранении нарушений законодательства, согласно которому Кооперативу необходимо:
1) Прекратить деятельность, связанную с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов;
2) В течение 30 рабочих дней с момента получения предписания предъявить в Комитет документы/сведения, подтверждающие оплату по заключенным договорам о порядке оплаты паевого взноса и документы/сведения, подтверждающие использование денежных средств, уплаченных гражданами для строительства/создания многоквартирных домов и/или иного объекта недвижимости.
Посчитав пункт 2 вынесенного Комитетом предписания незаконным, Кооператив обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания выданного Предписания не соответствующим действующему законодательству, и отказал ЖСК в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Комитета, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Законом N 214-ФЗ, который также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно пункту 6 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Пунктом 3.2 части 2 статьи 123.2 ЖК РФ установлено, что контролирующий орган при осуществлении контроля вправе получать от жилищно-строительного кооператива и иных лиц, с которыми такой кооператив заключил договоры, связанные со строительством многоквартирного дома, в определенный статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок документы и информацию, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также, согласно пункту 7 статьи 2 ЖК РФ, контролирующий орган вправе направлять в жилищно-строительный кооператив обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Оспаривая решение суда от 31.07.2018, податель жалобы считает, что у Комитета не имелось оснований истребовать у Кооператива документы, указанные во 2 пункте предписания, поскольку перечень документов не установлен и, соответственно, предписание в этой части является незаконным.
Означенный довод подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 1 постановления Правительства Ленинградской области от 22.02.2007 N 42 "О комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области" (далее - Постановление N 42) Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, а также контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 32 части 2 Постановления N 42 Комитет самостоятельно осуществляет полномочия, в том числе, установление перечня документов и информации, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома.
По смыслу приведенной нормы, перечень документов и информации, необходимые для осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, устанавливается Комитетом самостоятельно в соответствии с целями и задачами проводимой проверки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно заключил, что полномочия по истребованию документов реализованы Комитетом в связи с проведением проверочных мероприятий и в соответствии с Законом N 214-ФЗ, Жилищным кодексом Российской Федерации и Положением N 42.
Таким образом, обязанность Кооператива по представлению истребованных документов/сведений не выходит за рамки проверки, в свою очередь их непредставление создало бы неоправданные препятствия уполномоченным органам при осуществлении ими контрольных функций.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, об отсутствии оснований для признания выданного Комитетом предписания не соответствующим действующему законодательству.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2018 г. по делу N А56-41314/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.