г. Красноярск |
|
06 декабря 2018 г. |
Дело N А33-22148/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" декабря 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ржихановой Е.Л.,
при участии: от заявителя (публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт"):
Балабан А.В., представителя по доверенности от 15 11.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" октября 2018 года по делу N А33-22148/2018, принятое судьёй Фроловым Н.Н.,
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее - ответчик, служба) о признании недействительным предписания от 30.05.2018 N 185-пр.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "10" октября 2018 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на следующие обстоятельства:
- оспариваемое предписание нарушает права заявителя, так как изменено место исполнения обязательств, предписано исполнение по договору осуществлять не на границе балансовой принадлежности, что свидетельствует о возникновении потерь в линии от границы балансовой принадлежности до прибора учета, который, по мнению службы должен считаться расчетным; также оспариваемое предписание изменяет условия договоров, заключенных потребителем между ПАО "Красноярскэнергосбыт" и акционерным обществом "КрасЭКо";
- 22.08.2016 заявителем и Гончаренко Н.Н. заключен договор энергоснабжения жилого дома N 2865, расположенного по адресу г. Канск, ул.Лесная, д.21, согласно приложению N 2 расчет за поставленный ресурс осуществляется по показаниям прибора учета SM01 N 1013008933, тем самым суд первой инстанции отвергает применение положений пунктов 19, 20, 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) к рассматриваемым правоотношениям.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), в судебное заседание не явился, явку своих представителей не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
На основании приказа Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 20.09.2017 N 5158-ж проведена внеплановая документарная проверка в рамках жилищного надзора в отношении заявителя.
В ходе проверки составлен акт проверки от 13.10.2017 N 5158-ж, согласно которому выявлено, что ПАО "Красноярскэнергосбыт" с 24.06.2016 начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению производит в соответствии с показаниями выносного прибора учета SМ 101 N 1013008933. Вышеуказанный прибор учета электрической энергии установлен и принят к коммерческому учету сетевой организацией АО "КРАСЭКО" на основании акта от 24.06.2016 N7467. Данный прибор введен в эксплуатацию с нарушением пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг, а именно: акт ввода в эксплуатацию прибора учета не подписан потребителем. Таким образом, начисления платы за электрическую энергию следует производить исходя из показаний индивидуального прибора учета N 1034987.
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 13.10.2017 N 5158-ж об устранении нарушений до 30.11.2018, а именно: выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 24.06.2016 по 30.09.2017.
На основании приказа службы от 13.11.2017 N 1406-пр проведена внеплановая документарная проверка в рамках жилищного надзора в отношении заявителя. В ходе проверки составлен акт проверки от 21.12.2017 N 1406-пр, согласно которому выявлено неисполнение заявителем ранее выданного предписания от 13.10.2017 N 5158-ж.
21.12.2017 государственным инспектором службы выдано предписание N 1406-пр об устранении нарушений до 27.04.2018, а именно: выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 24.06.2016 по 30.09.2017.
На основании приказа службы от 02.04.2018 N 185-пр проведена внеплановая документарная проверка в рамках жилищного надзора в отношении заявителя. В ходе проверки составлен акт проверки от 30.05.2018 N 185-пр, согласно которому выявлено неисполнение заявителем ранее выданного предписания от 21.12.2017 N 1406-пр.
30.05.2018 государственным инспектором службы выдано предписание N 185-пр об устранении нарушений до 31.08.2018, а именно: выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 24.06.2016 по 30.09.2017.
Полагая, что предписание от 30.05.2018 N 185-пр противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, положению о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п (далее - Положение от 03.04.2012 N 143-п) оспариваемое предписание выдано государственным инспектором Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в пределах предоставленных полномочий.
Процессуальных нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проведения ответчиком проверки в отношении заявителя судом при рассмотрении дела не установлено, об их наличии не заявлено.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требования, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание службы соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края по следующим основаниям.
Согласно материалам дела (акту проверки и оспариваемому предписанию) административным органом при проведении проверки установлено неисполнение заявителем ранее выданного предписания от 21.12.2017 N 1406-пр, которое выдано вследствие неисполнения предписания от 13.10.2017 N 5158-ж.
Согласно акту проверки N 5158-ж от 13.10.2017, ПАО "Красноярскэнергосбыт" с 24.06.2016 начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению производит в соответствии с показаниями выносного прибора учета SМ 101 N 1013008933. Вышеуказанный прибор учета электрической энергии установлен и принят к коммерческому учету сетевой организацией АО "КРАСЭКО" на основании акта от 24.06.2016 N7467. Данный прибор введен в эксплуатацию с нарушением пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг, а именно: акт ввода в эксплуатацию прибора учета не подписан потребителем. Таким образом, начисления платы за электрическую энергию следует производить исходя из показаний индивидуального прибора учета N 1034987.
Предписанием от 13.10.2017 N 5158-ж об устранении нарушений возложена на общество обязанность до 30.11.2018 выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 24.06.2016 по 30.09.2017
Заявителем перерасчет не осуществлен.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 146 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Постановление N 442) установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Согласно пункту 152 Постановления N 442 допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пунктам 2, 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг, надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена приборов учета должны быть обеспечены собственником жилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Согласно пункту 81(6) Правил предоставления коммунальных услуг по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.
Пунктом 81(7) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что акт ввода в эксплуатацию прибора учета не подписан потребителем.
Как было ранее указано, согласно пункту 150 Основных положений N 442 в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
В нарушение приведенных требований заявителем не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих надлежащее уведомление потребителя о мероприятиях по установке прибора учета.
Как следует из материалов дела, сетевая организация направила в адрес потребителя уведомление от 15.06.2016 исх. N 013/4367/245 с извещением Гончаренко Н.Н. о необходимости обеспечить участие в монтаже и приемке в эксплуатацию прибора учета электрической энергии 24.06.2016 в период с 8.00 до 17.00, уведомив, что в случае неявки допуск прибора учета будет осуществлен в отсутствие потребителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции о том, что уведомление о составлении акта допуска прибора учета в эксплуатацию не содержит сведений о времени составления акта, указано "в период с 08.00 до 17.00".
Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии указания времени составления такого акта, поскольку фактически указанный период составляет полный рабочий день, время составления акта допуска прибора учета не конкретизировано.
Таким образом, у заявителя отсутствовали законные основания для учета расхода электроэнергии на основании показаний установленного прибора учета SM101 N 1013008933.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции отвергает применение положений пунктов 19, 20, 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг, так как указанные нормы содержат обязательные условия, которые должен содержать договор о предоставлении коммунальных услуг и порядок его заключения, при этом нормы, устанавливающие надлежащий ввод прибора учета в эксплуатацию, не противоречат последним.
Включение в приложение N 2 к договору энергоснабжения жилого дома от 22.08.2016 N 2865 указаний на то, что расчет за поставленный ресурс осуществляется по показаниям прибора учета SM01 N 1013008933, не свидетельствует об отсутствии обязанности ввода прибора учета в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о нарушении оспариваемым предписанием права заявителя, так как новый прибор учета установлен сетевой организацией самостоятельно при наличии у потребителя установленного и надлежащим образом введенного в эксплуатацию прибора учета электроэнергии. Неработоспособность прибора учета N 1034987, установка его с нарушением, заявителем не доказаны, таким образом начисление платы за электрическую энергию следует производить исходя из показаний прибора учета N 1034987.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемое решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Государственная пошлина уплачена при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" октября 2018 года по делу N А33-22148/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.