г. Санкт-Петербург |
|
06 декабря 2018 г. |
Дело N А56-81802/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Глазкова Е.Г., Масенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ушаковой М.В.,
при участии:
- от истца: не явился (извещен)
- от ответчиков: 1) Вякина О.В. (доверенность от 31.10.2017)
2) Вякина О.В. (доверенность от 31.10.2017)
3, 4) не явились (извещены)
- от 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24411/2018) общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ ВОРКУТЫ"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2018 по делу N А56-81802/2016 (судья Калинина Л.М.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ ВОРКУТЫ" к
1. Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
2. Министерству обороны Российской Федерации
3. Администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
4. Федеральному государственному казенному учреждению "Западный инженерно-технический центр военного эксплуатационно-восстановительного управления связи" Министерства обороны Российской Федерации
3-е лицо: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Северного флота"
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (далее - Общество, ООО "ТСВ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Структурное подразделение "90 отделение территориальное эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны Российской Федерации", далее - Учреждение, ФКУ "ОСК ЗВО") и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство) о взыскании 1 343 768,20 руб. задолженности за поставленную тепловую энергию и теплоноситель в 2014 году, а также пени, начисленные с 30.11.2016 по дату фактического исполнения основного обязательства, исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Северного флота".
Определением от 18.10.2017 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Западный инженерно-технический центр военного эксплуатационно-восстановительного управления связи" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление связи); муниципальное образование городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация).
Решением суда от 25.07.2018 в удовлетворении исковых требований отказано. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 26 438 руб. госпошлины.
В апелляционной жалобе представитель Общества просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении предъявленных требований.
Податель жалобы указывает, что судом допущены процессуальные нарушение, выразившиеся в оставлении без внимания ходатайств истца об участии в судебных заседаниях посредством ВКС, не направление истцу и сторонам определений об отложении дела.
По существу спора ссылается на то, что расчет объемов дважды направлялся в суд - с иском (л.д. 26) и ходатайством от 12.01.2018 N 1/9-7.
При этом в пояснениях от 11.01.2017 N 1/9-42 истец о пояснил методику расчета по нагрузке (л.д. 46).
В абзаце 5 страницы 3 решения суд указывает на недоказанность иска по размеру, по причине неподтвержденности температуры воздуха, общего объема отпущенного тепла в сети и нагрузки. Однако ни одним из определений суда у истца либо иных участвующих в деле лиц документы в обоснование указанных позиций расчета не запрашивались.
Факт отопления объектов войсковой части в г.Воркута с января по июнь и августа по декабрь 2014 года (отопительный сезон) участвующими в деле лицами не оспорен и является очевидным.
Нахождение объектов и их площадь - 1350,45 кв.м установлены судом (абзац. 8 стр. 2 решения).
Учитывая изложенное, полагает, что оснований для отказа в удовлетворении иска не имелось.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, представителем третьего лица заявлено ходатайство о привлечении в качестве ответчика - открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ОАО "РЭУ").
Учитывая отсутствие доказательств направления указанного ходатайства лицам, участвующим в деле, а также отсутствие в судебном заседании представителей истца и ответчиков 3, 4, апелляционный суд откладывал судебное заседание.
В настоящем судебном заседании представитель Министерства и Командования против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представитель третьего лица направил в суд дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, в котором помимо прочего просит рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие и настаивает на привлечении к участию в деле в качестве ответчика - ОАО "РЭУ".
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца, Управления связи, Администрации и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд полагает, что судебный акт подлежит отмене.
В обоснование предъявленных требований Общество ссылалось на то, что в теплоснабжающую организацию 12.12.2014 поступило заявление (от 11.12.2016 N 189) ФКУ "ОСК ЗВО" в лице структурного подразделения - "90 отделение территориальное эксплуатации и контроля за оказанием услуг" (далее - 90 Отделение), согласно которому ФКУ "ОСК ЗВО" просит ООО "ТСВ" заключить государственный контракт на поставку тепловой энергии и теплоносителя по приложенному перечню объектов потребления, в том числе войсковой части N 34075.
90 Отделение является структурным подразделением ФКУ "ОСК ЗВО" и исполняет функции по представлению интересов Министерства в сфере заключения государственных контрактов на поставку коммунальных услуг на соответствующей территории (пункт 5 Приказа N 585).
Письмом от 30.12.2014 N 14-06/3681 ООО "ТСВ" направило в адрес ответчика два экземпляра государственного контракта N 41138, регулирующего отношения сторон по поставке и оплате тепловой энергии и теплоносителя за период 2014 года.
Ответ на указанное письмо истцом не получен.
ООО "ТСВ" направило в адрес ответчика письмо от 06.04.2015 N 15-07/754 (дата отправки 06.04.2015) с требованием принять меры по согласованию и заключению контракта N 41138.
Изложенные в письме требования оставлены ФКУ "ОСК ЗВО" без внимания.
Вместе с тем, в 2014 году Общество без заключения договора осуществляло поставку тепловой энергии и теплоносителя на объекты войсковой части N 34075, расположенной по адресу: г. Воркута, ул. Суворова, д. 2Б- штаб (2 этаж), гараж (1 этаж), склад.
Теплоснабжающей организацией произведен расчет количества поставленной на объекты тепловой энергии и теплоносителя.
С учетом произведенных перерасчетов общее количество поставленной тепловой энергии составило 751.81 Гкал (гигакалорий), химически очищенной воды - 153.88 куб. м.
Объем поставленных энергоресурсов по мнению Общества подтверждается актами выполненных работ, счетами-фактурами, расчетами потребленной тепловой энергии и теплоносителя.
Расчет произведен истцом с учетом действующих в 2014 году тарифов, утвержденных Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 N 99/10. Общая стоимость энергоресурсов по расчетам истца составила - 1 343 768, 20 руб.
ООО "ТСВ" направило в адрес ответчика заказным почтовым отправлением претензионное письмо от 31.08.2016 N 1/1-1731 с требованием оплатить стоимость потребленных коммунальных ресурсов в срок не позднее 7 календарных дней с момента получения претензии.
Претензия оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска.
В ходе рассмотрения дела истец просил привлечь в качестве ответчиков Администрацию и Управление связи, ссылаясь на то, что объекты войсковой части N 34075 используются Управлением связи в уставных целях на праве безвозмездного пользования, согласно договору безвозмездного пользования от 14.11.2008 (б/н), заключенного с Муниципальным образованием городского округа "Воркута".
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, посчитав, что истец не представил в материалы дела надлежащих доказательств размера оказанных услуг
Суд исходил из того, что договор теплоснабжения на спорный объекты в дело не представлен, поскольку не заключен ни с одним из ответчиков, а истцом не представлены доказательства значений, на которые он ссылается в пояснениях: температура наружного воздуха, общий объем тепловой энергии, предъявленной потребителям, тепловая нагрузка потребителей на конкретных объектах.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, на основании Решения Совета МО городского округа "Воркута" от 23.10.2008 N 233 между МО городского округа "Воркута" в лице отдела по управлению муниципальной собственностью и ФГКУ "Западный инженерно-технический центр военного эксплуатационно-восстановительного управления связи" Министерства обороны Российской Федерации при Федеральном агентстве специального строительства заключен договор б/н от 14.11.2008 сроком по 31.12.2017 безвозмездного пользования недвижимым имуществом, расположенным по адресу: г. Воркута, ул. Суворова, 2Б площадью 1350,45 кв.м. для использования в целях обеспечения средств связи (л.д. 60-67).
Согласно акту от 14.11.2008 ФГКУ "Западный инженерно-технический центр военного эксплуатационно-восстановительного управления связи" Министерства обороны РФ при Федеральном агентстве специального строительства принял нежилое помещение в пользование (л.д. 67).
Согласно дополнительному соглашению от 08.10.2013 ссудополучатем является Управление связи, в связи с переименованием ФГКУ "Западный инженерно-технический центр военного эксплуатационно-восстановительного управления связи" Министерства обороны Российской Федерации при Федеральном агентстве специального строительства.
В соответствии со статьей 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Таким образом, получателем услуг в спорный период являлось Управление связи, соответственно оно являлось надлежащим ответчиком по настоящему делу согласно статье 695 ГК РФ и оснований для отказа в иске к данному лицу не имелось.
В подтверждение факта поставки в спорный период тепловой энергии Общество представило акты выполненных работ, счета-фактуры.
Учреждение разногласий по объему и стоимости отпущенной тепловой энергии не представило.
Доказательства, подтверждающие потребление тепловой энергии в меньшем объеме, либо указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в выставленных истцом счетах-фактурах, в деле отсутствуют.
Таким образом, наличие счетов-фактур является подтверждением факта надлежащего оказания услуг.
Более того, Управление связи не оспаривало ни факт оказания услуг, ни расчеты.
Отказывая в иске, суд не учел, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует рассматривать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ в качестве акцепта потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
При этом, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у получателя.
Доказательств опровергающих факт оказания истцом услуг, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками не представлено, ровно как и не представлено доказательств оплаты.
Давая оценку произведенным расчетам, апелляционный суд считает возможным удовлетворить исковые требования с учетом расчета, приведенного Обществом в апелляционной жалобе.
По Решению Совета МО ГО "Воркута" от 22.12.2009, минимальный норматив на отопление на 1 кв.м в год - 0.3217 Гкал/кв.м.
Объем отопления за год: 1350,45 кв.м * 0,3217 Гкал/кв.м. = 434,44 Гкал.
Тариф за 1 Гкал - 1542,24 руб. Ставка НДС-18%
В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Таким образом, в случае невозможности получить исполнение от основного должника, кредитор вправе обратиться с требованием к субсидиарному должнику.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими деятельность учреждений.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Следовательно, предъявление иска о взыскании задолженности к Учреждению (основному должнику) и к Российской Федерации в лице Министерства обороны (субсидиарному должнику) не противоречит закону.
Более того, в данном случае следует учитывать специфику субсидиарной ответственности, которая наступает лишь в случае установления факта недостаточности имущества у основного должника при исполнении судебного акта о взыскании задолженности с него.
Апелляционный суд отклоняет ходатайство о привлечение ОАО "РЭУ" к участию в деле в качестве ответчика, поскольку в суде первой инстанции такое ходатайство не заявлялось, а государственный контракт N 3-ТХ не являлся предметом рассмотрения, Общество стороной контракта не является, а, следовательно, данный контракт не может влиять на его права и обязанности по отношению к сторонам настоящего спора.
Государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям иска и жалобы соответственно применительно к положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2018 по делу N А56-81802/2016 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Западный инженерно-технический центр военного эксплуатационно-восстановительного управления связи" Министерства обороны Российской Федерации, а в случае отсутствия или недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения Западный инженерно-технический центр военного эксплуатационно-восстановительного управления связи" Министерства обороны Российской Федерации взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" 790 612,69 руб. задолженности.
Исковые требований в остальной части и к остальным ответчикам оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81802/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2019 г. N Ф07-2069/19 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ ВОРКУТЫ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Структурное подразделение "90 отделение территориальное эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства Обороны Российской Федерации"
Третье лицо: ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота"
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2069/19
06.12.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24411/18
25.07.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-81802/16
21.07.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15990/17
15.05.2017 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-81802/16