г. Челябинск |
|
05 декабря 2018 г. |
Дело N А76-10363/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирской О.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.09.2018 по делу N А76-10363/2017 (судья Бесихина Т.Н.).
В судебном заседании приняли участие представители акционерного общества "Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки" Овчинникова О. В. по доверенности от 10.08.2017, Ермакова С. Ю. по доверенности от 29.12.2017 N 111.
В составе суда в соответствии с нормами частей 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена: судья Соколова И. Ю. заменена на судью Суспицину Л. А.
Акционерное общество "Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки" (далее - АО "ЮУ КЖСИ", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Дом.РФ" (далее - АО "Дом.РФ", ответчик) об обязании ответчика в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда заключить с истцом договор купли-продажи нижеперечисленных земельных участков общей площадью 583 178 кв. м по цене 5 738 471 руб. 52 коп. на условиях, предусмотренных договором аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства от 30.11.2011 N ДЗ-275 и протоколом об итогах аукциона N А122-07/2011/2 от 28.12.2011, с указанием срока ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства - 6 (шесть) лет со дня подписания сторонами акта приема-передачи образованных участков, в отношении следующих земельных участков:
N п/п |
Вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным |
Площадь участка, |
Кадастровый номер |
1 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
25 820 |
74:19:1202001:1016 |
2 |
Жилые многоквартирные дома в 5 этажей и выше со встроенными, встроенно-пристроенными и пристроенными объектами обслуживания населения; гаражи и автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей открытые, встроенные или встроенно-пристроенные |
3 560 |
74:19:1202001:1017 |
3 |
Стадионы, спортивные комплексы, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные комплексы, опорные пункты охраны общественного порядка; объекты торговли, проката спортинвентаря |
10 887 |
74:19:1202001:1018 |
4 |
Жилые многоквартирные дома в 5 этажей и выше со встроенными, встроенно-пристроенными и пристроенными объектами обслуживания населения; гаражи и автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей открытые, встроенные или встроенно-пристроенные |
19 102 |
74:19:1202001:1019 |
5 |
Объекты гаражного хозяйства; объекты хранения автотранспорта; объекты автомобильного сервиса (автомойки, шиномонтажные мастерские, другое); объекты инженерной инфраструктуры |
4615 |
74:19:1202001:1021 |
6 |
Объекты гаражного хозяйства; объекты хранения автотранспорта; объекты автомобильного сервиса (автомойки, шиномонтажные мастерские, другое); объекты инженерной инфраструктуры |
21470 |
74:19:1202001:1022 |
7 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
14 993 |
74:19:1202001:1023 |
8 |
Отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания |
1 342 |
74:19:1202001:1026 |
9 |
Отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания |
2 845 |
74:19:1202001:1027 |
10
|
Авто - и автогазозаправочные станции; объекты автомобильного сервиса (автомойки, шиномонтажные мастерские, другое) |
4 587 |
74:19:1202001:1030 |
11 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
45 |
74:19:1202001:1031 |
12 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
44 053 |
74:19:1202001:1032 |
13 |
Отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания; рынки; оборудованные площадки для временных объектов торговли и общественного питания |
2 574 |
74:19:1202001:1034 |
14 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
11 139 |
74:19:1202001:1035 |
15 |
Предприятия общественного питания и торговли общей площади более 350 кв. м; объекты спортивного и физкультурно-досугового назначения открытого типа; административные |
22 707 |
74:19:1202001:1036 |
16 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
19 232 |
74:19:1202001:1037 |
17 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
8 205 |
74:19:1202001:1039 |
18 |
Жилые многоквартирные дома в 5 этажей и выше со встроенными, встроенно-пристроенными и пристроенными объектами обслуживания населения; гаражи и автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей открытые, встроенные или встроенно- |
11 193 |
74:19:1202001:1040 |
19 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
7 377 |
74:19:1202001:1041 |
20 |
Объекты теплоэнергетики, водоснабжения водоотведения (насосные перекачивающие станции, котельные, объекты газового хозяйства, очистные сооружения, трансформаторные |
5 609 |
74:19:1202001:1042 |
21 |
Предприятия общественного питания и торговли общей площади более 350 кв. м; объекты спортивного и физкультурно-досугового назначения открытого типа; административные |
11459 |
74:19:1202001:1045 |
22 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
23864 |
74:19:1202001:1046 |
23 |
Авто- и автогазозаправочные станции; объекты автомобильного сервиса (автомойки, шиномонтажные мастерские, другое) |
2112 |
74:19:1202001:1047 |
24 |
Жилые многоквартирные дома в 5 этажей и выше со встроенными, встроенно-пристроенными и пристроенными объектами обслуживания населения; гаражи и автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей открытые, встроенные или встроенно- пристроенные |
8284 |
74:19:1202001:1048 |
25 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
21103 |
74:19:1202001:1049 |
26 |
Жилые многоквартирные дома в 5 этажей и выше со встроенными, встроенно-пристроенными и пристроенными объектами обслуживания |
5832 |
74:19:1202001:1050 |
27 |
Жилые многоквартирные дома в 5 этажей и выше со встроенными, встроенно-пристроенными и пристроенными объектами обслуживания населения; гаражи и автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей открытые, встроенные или встроенно-пристроенные |
5 616 |
74:19:1202001:1051 |
28 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
34 398 |
74:19:1202001:1052 |
29 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
5 377 |
74:19:1202001:1053 |
30 |
Объекты делового, административного, общественного и коммерческого назначения. Учреждения обслуживания пассажиров; отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания; рынки; оборудованные площадки для временных объектов торговли и общественного питания; площадки для временных объектов торговли и общественного питания |
3 029 |
74:19:1202001:1054 |
31 |
Отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания; рынки; оборудованные площадки для временных объектов торговли и общественного питания |
622 |
74:19:1202001:1055 |
32 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
5 084 |
74:19:1202001:1056 |
33 |
Отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания; рынки; оборудованные площадки для временных объектов торговли и общественного питания; зрелищные объекты: театры, кинотеатры, видеозалы, цирки, планетарии, концертные залы; гаражи и автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей открытые, встроенные или встроенно- пристроенные |
15 119 |
74:19:1202001:1015 |
34 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
12219 |
74:19:1202001:1057 |
35 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
26 285 |
74:19:1202001:1058 |
36 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
39 426 |
74:19:1202001:1059 |
37 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
6 581 |
74:19:1202001:1060 |
38 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
7 991 |
74:19:1202001:1061 |
39 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
7 850 |
74:19:1202001:1062 |
40 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
21483 |
74:19:1202001:1064 |
41 |
Многоквартирные дома в 5 этажей и выше |
24 274 |
74:19:1202001:1065 |
42 |
Объекты теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения (насосные перекачивающие станции, котельные, объекты газового хозяйства, очистные сооружения, трансформаторные подстанции, другое); объекты гаражного хозяйства; объекты хранения автотранспорта; объекты автомобильного сервиса (автомойки, шиномонтажные мастерские, другое) |
27 801 |
74:19:0000000:15587 |
43 |
Предпринимательство |
ПО |
74:19:1202001:1066 |
44 |
Индивидуальное жилищное строительство |
1478 |
74:19:1202001:1067 |
45 |
Индивидуальное жилищное строительство |
2 224 |
74:19:1202001:1068 |
46 |
Индивидуальное жилищное строительство |
2 576 |
74:19:1202001:1069 |
47 |
Индивидуальное жилищное строительство |
1 762 |
74:19:1202001:1070 |
48 |
Индивидуальное жилищное строительство |
1 185 |
74:19:1202001:1071 |
49 |
Индивидуальное жилищное строительство |
919 |
74:19:1202001:1072 |
50 |
Индивидуальное жилищное строительство |
1458 |
74:19:1202001:1073 |
51 |
Индивидуальное жилищное строительство |
923 |
74:19:1202001:1074 |
52 |
Индивидуальное жилищное строительство |
881 |
74:19:1202001:1075 |
53 |
Индивидуальное жилищное строительство |
1 533 |
74:19:1202001:1076 |
54 |
Индивидуальное жилищное строительство |
1 687 |
74:19:1202001:1077 |
55 |
Индивидуальное жилищное строительство |
1 315 |
74:19:1202001:1078 |
56 |
Индивидуальное жилищное строительство |
698 |
74:19:1202001:1079 |
57 |
Индивидуальное жилищное строительство |
518 |
74:19:1202001:1080 |
58 |
Инженерно-технические объекты |
57 |
74:19:1202001:1081 |
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее также - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.09.2018 (резолютивная часть объявлена 31.08.2018) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ОАО "Уфалейникель" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе её податель указывает, что объективная невозможность соблюдения сроков по жилищному строительству, установленных договором, возникла по причинам, не зависящим от арендатора, и обусловлена двумя факторами: отсутствием технической возможности подключения проектируемой застройки к источнику газоснабжения и длительностью согласования Фондом "РЖС" документации по планировке и межеванию территории. Отмечает, что техническая возможность присоединения к сетям газораспределения отсутствует и появится только в 2020 году после строительства новой ГРС-2, поскольку существующий источник газоснабжения загружен на 100 %.
Апеллянт отмечает, что в настоящее время истцом выполнены все условия для застройки участков, образованных из исходного участка, участки полностью готовы к строительству за исключением одного условия, не зависящего от истца - обеспечение технической возможностью присоединения к сетям газораспределения, что делает невозможным начало исполнения обязательств по застройке участков.
Податель жалобы ссылается на то, что каких-либо мер по содействию арендатору в строительстве участка, в том числе по обеспечению технической возможностью присоединения к сетям газораспределения, корректировке генерального плана пос. Садовый в части размещения новой ГРС-2 как объекта местного значения, поиска инвестора по строительству данного источника газоснабжения, ответчик не предпринимал.
Полагает, что ставить реализацию исключительного права арендатора на выкуп участка в зависимость от исполнения обязательств по строительству объектов жилого назначения и инженерной инфраструктуры, в том числе сетей газоснабжения в данном правоотношении, с учетом фактических обстоятельств, в том числе отсутствия до 2020 года технической возможности подачи природного газа, незаконно и необоснованно.
Податель жалобы указывает, что судом не учтена особенность продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, отраженная в статье 16.1 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". Таким образом, получение технических условий и представление их исполнителю является прямой обязанностью уполномоченных на то лиц, однако данная обязанность ответчиком исполнена не была.
Апеллянт обращает внимание, что размещение на образованном земельном участке с кадастровым номером 74:19:1202001:1082 площадью 16 086 кв. м объекта - ГРС с-з Митрофановский, который будет источником газоснабжения Сосновского муниципального района, не является инициативой истца, а представляет собой совместное решение проблемы газификации Сосновского муниципального района с участием органов государственной власти и местного самоуправления по Челябинской области, истца, ООО "Новатек-Челябинск", и обеспечивает дальнейшее устойчивое развитие данной территории. Таким образом, технические условия подключения объекта (предмета аукциона) к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение должны быть определены в аукционной документации, не допускается возложение на арендатора дополнительных расходов.
Также податель жалобы ссылается на нарушение судом норм процессуального права. Так, истец указывает, что суд не исследовал аукционную документацию, ходатайство об истребовании данной аукционной документации неправомерно отклонено судом. Отмечает, что суд в данном решении не в полной мере отразил позицию и доводы истца о противоправном поведении ответчика и допущенных нарушениях, которые не позволяют истцу приступить к реализации прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, а именно получить разрешение на строительство. Утверждение суда о том, что аукционная документация исследовалась в полном объеме в рамках дела N А40-79976/2017, является ошибочным. Отклонение судом ходатайства истца об истребовании доказательств у ресурсоснабжающих организаций неправомерно, тем самым суд не установил юридически значимые обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители ответчика, третьего лица не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 74:19:0000000:2852 площадью 1456238 кв. м, расположенный по адресу Челябинская область, Сосновский район, поставлен на кадастровый учет 01.07.2011 (т. 1 л. д. 80, 81). Участок был закреплен за Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд РЖС).
В соответствии с приказом Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области N 166 от 17.11.2011 (т. 7 л. д. 24) в границы населенного пункта пос. Садовый Сосновского муниципального района Челябинской области включен земельный участок с кадастровым номером 74:19:0000000:2852 с исключением части земельного участка, занятой охранной зоной газопровода "Бухара-Урал" на расстоянии 250 м от границ населенного пункта и 300-метровой охранной зоной ГРС "Митрофановская", земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения переведен в земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для жилищного строительства. Администрации Сосновского муниципального района рекомендовано организовать корректировку генерального плана и разработку правил землепользования и застройки пос. Садовый.
Согласно протоколу N А122-07/2011/2 об итогах аукциона от 28.12.2011 (т. 1 л. д. 22-28) были определены характеристики участка, в том числе указано, что по территории земельного участка проходят ЛЭП. На территории земельного участка расположены бетонные столбы, вкопанные в землю. Земельный участок имеет внутренние границы с земельными участками, не принадлежащими Фонду "РЖС". Вдоль восточной границы земельного участка проходит газопровод. Трасса прохождения газопровода и границы территории с особыми условиями использования отражены на схеме территориального планирования Сосновского муниципального района Челябинской области (чертежи: "Опорный план, комплексная оценка территории", "Схема инженерной инфраструктуры"), размещенной на официальном сайте администрации Сосновского муниципального района в сети Интернет www.chelsosna.ru.
Победителем аукциона был признан участник - ООО "ГринПарк".
В приведенном протоколе об итогах аукциона указаны следующие условия комплексного освоения участков:
1. Максимальный срок подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах участков: 1 (один) год со дня подписания акта приема-передачи участка.
2. Максимальный срок выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства безвозмездной передаче в муниципальную, государственную собственность или оформлению в частную собственность: 6 (шесть) лет со дня подписания акта приема-передачи участка.
3. Максимальные сроки осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видом разрешенного использования участков, предназначенного для жилищного и иного строительства: 6 (шесть) лет со дня подписания акта приема-передачи участка.
4. Способ обеспечения обязательств по комплексному освоению участков в целях жилищного строительства, в том числе по внесению арендной платы: банковская гарантия в размере годовой арендной платы за участок на срок исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 1 - 3 настоящего раздела протокола, увеличенный на 3 (три) месяца.
5. Подготовка документации по планировке территории, архитектурностроительное проектирование и жилищное строительство должны быть осуществлены в соответствии с требованиями к параметрам и характеристикам планируемого развития в границах участков, в том числе к плотности и параметрам застройки территории, характеристикам развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, минимальному объему осуществления жилищного строительства, иным технико-экономическим показателям жилищного строительства, требованиями к используемым строительным материалам и строительным технологиям в части их энергоэффективности и экологичности, в том числе:
- строительство жилья, в том числе экономического класса,
- минимальный объем общей площади жилья в застройке - 35 000 кв. м,
- определены параметры жилья и т.д.
6. Жилищное и иное строительство на земельном участке осуществляется поэтапно, с установлением минимального объема ввода в эксплуатацию объектов жилого назначения по годам, начиная с третьего года аренды, нарастающим итогом, в том числе:
- в течение 3-х лет аренды - общей площадью не менее 4375 кв. м;
- в течение 4-х лет аренды - общей площадью не менее 13 125 кв. м;
- в течение 5-ти лет аренды - общей площадью не менее 21 875 кв. м;
- до окончания 6-го года аренды - общей площадью не менее 35 000 кв. м.
Арендатор участка имеет исключительное право приобрести в собственность или взять в аренду земельные участки, предназначенные для жилищного и иного строительства, образованные из участка, переданного арендатору для комплексного освоения в целях жилищного строительства, за исключением случаев, указанных в договоре аренды.
На основании результатов аукциона между ООО "ГринПарк" (арендатор) и Фондом "РЖС" (арендодатель) был заключен договор N ДЗ-275 от 30.12.2011 "аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства" (далее - договор, т. 1 л. д. 12-21), по условиям которого арендодатель обязуется представить за плату во временное владение и пользование, а арендатор обязуется принять земельный участок общей площадью 1 456 238 кв. м (кадастровый номер 74:19:0000000:2852), расположенный по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, принадлежащий арендодателю на праве собственности.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды земельного участка составляет 6 лет (то есть до 30.12.2017). После государственной регистрации права собственности арендодателя на образованные участки договоры аренды, применительно к образованным участкам заключаются в пределах срока, определенного настоящим пунктом, в порядке, предусмотренном пунктами 5.2, 5.5 - 5.7 договора.
В силу пунктов 6.1.1 и 6.2.1 договора аренды земельный участок был передан от арендодателя арендатору по акту приемки-передачи земельного участка от 30.12.2011 (оборотная сторона т. 1 л. д. 30).
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды участок предоставляется арендатору для осуществления комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее - комплексное освоение Участка).
Комплексным освоением Участка является:
- подготовка документации по планировке территории, состоящей из проекта планировки территории, проекта межевания территории в границах Участка, и ее утверждение в установленном порядке уполномоченным органом;
- обустройство территории в границах участков посредством строительства (создания) на образованных в соответствии с документацией по планировке территории земельных участков в границах Участка (далее - образованные участки) объектов инженерной инфраструктуры в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения водоотведения и очистки сточных вод, иной инфраструктуры, а также объектов по обустройству территории общего пользования в границах Участка, безвозмездная передача таких объектов в муниципальную (или государственную) собственность либо оформление в частную собственность;
- осуществление жилищного и иного строительства на образованных участках в соответствии с видами разрешенного использования.
На основании подпунктов 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3 договора при подготовке документации по планировке территории, осуществлении архитектурно-строительного проектирования и жилищного строительства необходимо предусмотреть:
- строительство жилья, в том числе экономического класса;
- минимальный объем общей площади жилья в застройке - 35 000 кв. м;
-определены параметры, которым должно удовлетворять жилье экономического класса.
В пункте 3 договора аренды стороны установили порядок и сроки комплексного освоения участка, а именно:
- разработка и обеспечение утверждения в установленном порядке документации по планировке территории в границах участка - в срок, установленный протоколом об итогах аукциона (подпункт 3.1.1),
- в случае, если в течение срока, предусмотренного подпунктом 3.1.1 договора, в законодательство Российской Федерации будут внесены изменения, которые повлекут необходимость внесения существенных изменений в разрабатываемую (разработанную) арендатором документацию по планировке территории в границах участка, срок, предусмотренный подпункте 3.1.1 договора, и, соответственно, срок, предусмотренный пункте 2.1 договора увеличивается соразмерно сроку доработки документации по планировке территории в границах участка, но не более чем на шесть месяцев (подпункт 3.1.2 договора),
- обеспечение строительства (создания) и передачи безвозмездно в установленном порядке в муниципальную (или государственную) собственность объектов инженерной и иной инфраструктуры, перечисленных в пункте 1.2 договора, а также объектов в частную собственность - в срок, установленный протоколом об итогах аукциона (подпункт 3.1.3),
- обеспечение жилищного и иного строительства на образованных участках в границах участка поэтапно в следующие сроки: в течение 3-х лет аренды - общей площадью не менее 4375 кв. м; в течение 4-х лет аренды - общей площадью не менее 13 125 кв. м; в течение 5-ти лет аренды - общей площадью не менее 21 875 кв. м; до окончания 6-го года аренды - общей площадью не менее 35 000 кв. м.
Максимальный срок осуществления жилищного строительства и иного строительства на образованных участках в границах участка установлен протоколом об итогах аукциона.
Датой окончания жилищного и иного строительства на образованных участках в границах Участка является дата выдачи в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию последнего из объектов жилого и (или) иного назначения, предусмотренных документацией по планировке территории в границах Участка (подпункт 3.1.4 договора аренды).
В соответствии с пунктом 3.2 договора при обороте образованных участков к новым правообладателям переходят обязанности по соблюдению сроков и требований к минимальному объему осуществления жилищного строительства и иного строительства на образованных участках в соответствии с видами разрешенного использования образованных участков.
В пункте 5 договора аренды определен порядок выкупа образованных участков.
После осуществления кадастровых работ на основании утвержденного надлежащим образом проекта планировки территории в границах Участка и государственного кадастрового учета образуемых земельных участков Арендатор принимает решение о выкупе Образованных участков или об использовании Образованных участков на условиях аренды, за исключением Образованных участков, расположенных в границах территорий общего пользования и подлежащих безвозмездной передаче арендодателем в муниципальную (или государственную) собственность в порядке, установленном подп. 6.1.3 договора, в отношении которых выкуп арендатором не производится (подпункт 5.1 договора аренды).
Согласно подпункту 5.2 договора аренды о принятом решении о выкупе Образованных участков или об использовании Образованных участков на условиях аренды, арендатор сообщает арендодателю в форме письменного обращения о желании выкупить или использовать Образованные участки на условиях аренды, которое должно быть направлено в адрес арендодателя, указанный в пункте 16 договора, в день получения арендатором кадастровых паспортов Образованных участков.
Письменное обращение арендатора о выкупе Образованных участков или об использовании Образованных участков на условиях аренды может содержать сведения о составе этапов строительства с указанием сроков осуществления строительства в соответствии с видом разрешенного использования каждого из Образованных участков с учетом сроков и этапов строительства, предусмотренных подпунктами 3.1.3 и 3.1.4 договора.
На основании подпункта 5.3 договор купли-продажи Образованного участка подлежит заключению после исполнения всех обязательств по договору, которые должны быть выполнены к дате заключения договора купли-продажи Образованного участка, и на следующих условиях, являющихся существенными:
Цена выкупа за единицу площади Образованного участка устанавливается в соответствии с протоколом об итогах аукциона (подпункт 5.3.1 договора аренды).
По результатам открытого тендера и на основании решения Наблюдательного совета АО "ЮУ КЖСИ" об одобрении сделки от 22.10.2013 между ООО "Грин Парк" (арендатор) и ОАО "ЮУКЖСИ" (новый арендатор) был подписан договор передачи прав и обязанностей от 25.10.2013 N 04-01/15-56-13 (т. 1 л. д. 31-33), по условиям которого арендатор передает, а новый арендатор принимает все права и обязанности арендатора по договору NДЗ-275 аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства от 30.12.2011, заключенного между Фондом "РЖС" и арендатором, в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:19:0000000:2852, площадью 1 456 238 кв. м, находящимся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Россия, Челябинская область, Сосновский район. Участок предоставлен в аренду под жилищное строительство / комплексное освоение в целях жилищного строительства (пункт 1.1 договора).
Передача прав и обязанностей, осуществляемых по договору, является возмездной (пункт 3.1 договора).
28.10.2013 в установленном порядке произведена государственная регистрация договора N 04-01/15-56-13, о чем свидетельствует соответствующий штамп регистрирующего органа.
ООО "Грин Парк" обращалось к Фонду "РЖС" с письмом от 29.02.2012 N ГП-н/29 (т. 7 л. д. 49) об оказании содействия в согласовании проектов планировки и межевания.
Письмом от 24.10.2012 N ДФ-03/6647 (т. 7 л. д. 50) Фонд "РЖС" сообщил ООО "Грин Парк" о необходимости соблюдения охранных зон размещения объектов, а также согласования с газораспределительной компанией о проведении каких-либо действий в границах охранной зоны.
Постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 06.06.2012 N 4161 была утверждена документация по планировке территории.
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области в соответствии с распоряжением N 1550 от 28.09.2012 (т. 7 л. д. 17) определила разработать проект "корректировка генерального плана, правил землепользования и застройки пос. Садовый Сосновского муниципального района Челябинской области".
Решением N 30 от 25.12.2014 Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области был утвержден генеральный план, правила 22 землепользования и застройки пос. Садовый (корректировка) Сосновского муниципального района Челябинской области (т. 7 л. д. 16).
В соответствии с перепиской сторон (т. 7 л. д. 51, 52) истец направлял по итогам рассмотрения документации по планировке и межеванию территории скорректированную документацию по планировке (т. 7 л. д. 19, 20).
Письмом от 27.01.2016 N 04-162-ВП (т. 7 л. д. 18) сообщил о наличии замечаний к представляемому проекту планировки и межевания в связи с тем, что истцом не были учтены охранные зоны газопровода и ГРС.
В соответствии с выпиской из протокола заседания правления АО "АИЖК" N 6/39 от 19.12.2016 дано согласие на образование 82 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:2852 (т. 1 л. д. 50-53).
Постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 27.12.2016 N 2221 (в дело представлено несколько копий названного постановления, в том числе т. 1 л. д. 54, 55, т. 6 л. д. 87, 88) утверждена корректировка документации по планировке и межеванию территории, расположенной в пос. Садовый Сосновского муниципального района Челябинской области (кадастровый номер 74:19:0000000:2852). Согласно названному постановлению решение о корректировке было оформлено постановлением от 01.04.2014.
Согласно утвержденному проекту планировки и межевания территории на земельном участке предусмотрено размещение 406 621 кв. м общей площади жилых домов.
Истец произвел раздел земельного участка. Обеспечен раздел исходного участка и государственный кадастровый учет образованных 81 земельного участка поставленных на кадастровый учет 30.12.2106 со статусом "временный". В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации исходный участок сохранен в измененных границах с площадью 188 697 кв. м (т. 2, 4, 5).
Истец указывает, что 10.01.2017 (т. 1 л. д. 35-37) направил в адрес ответчика решение о выкупе и об аренде данных земельных участков с приложением кадастровых паспортов на образованные земельные участки. Ответчик не опровергнул факт направления ему этого письма. Из содержания письма от 10.01.2107 следует, что, по мнению арендатора, первоначальные сроки исполнения обязательств по застройке участка, установленные условиями договора аренды, подлежат изменению в порядке, предусмотренном договором аренды и продлению на срок не менее 6 лет. Согласно поименованным приложениям к письму прилагалось несколько перечней земельных участков - в отношении которых, истец принял решение о выкупе, об аренде, подлежащих безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Также истец ссылается на то, что в адрес ответчика было направлено письмо от 31.01.2017 N 072-12/73 (т. 1 л. д. 37-45, т. 6 л. д. 68-72) о выкупе 60 образованных земельных участков.
При этом, исходя из представленных доказательств, в том числе ответчиком, следует, что на основании протокола публичных слушаний от 09.06.2017 решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области N 273 от 28.09.2017 утвержден генеральный план (корректировка), правила землепользования и застройки пос. Садовый Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района.
С учетом этого были внесены изменения в документацию по планировке территории. При этом количество, границы и площадь земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания в соответствии с данной документацией по планировке территории, не изменились.
В результате рассмотрения документации по планировке территории с внесенными изменениями правлением АО "АИЖК" принято решение о согласии на образование 82 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:2852, путем оформления протокола N 6/28 от 05.10.2017 (т. 6 л. д. 111-113), а ранее принятое решение, оформленное протоколом N 6/39 от 19.12.2016 отменено.
Постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 09.10.2017 N 3250 (т. 6 л. д. 104) утверждена корректировка документации по планировке и межеванию территории, расположенной в пос. Садовый Сосновского муниципального района Челябинской области (кадастровый номер 74:19:0000000:2852). Согласно названному постановлению решение о корректировке было оформлено постановлением от 01.04.2014.
19.10.2017 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на образованные земельные участки (т. 8).
Правлением АО АИЖК принято решение, оформленное протоколом N 6/30 от 20.10.2017 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность 24 земельных участков.
Ответчик разработал и подготовил проект дополнительного соглашения N 1 от 07.12.2017 к договору аренды в отношении 58 земельных участков (т. 9 л. д. 93-95). Данное соглашение подписано со стороны арендатора (истца) с протоколом разногласий от 27.12.2017 (т. 9 л. д. 96, 97), в котором истец указал, что дополнительное соглашение считается заключенным при условии принятия в рамках дела А76-10363/2017 (настоящий иск) судебного акта, вступившего в законную силу, об отказе в удовлетворении требований в понуждении к заключению договора купли-продажи.
Истец обращался с регистрацией дополнительного соглашения, однако оно не было зарегистрировано по причине наложения в рамках настоящего дела обеспечительных мер. Обеспечительные меры наложены по заявлению истца.
В обоснование выполнения условий договора истец представлены документы о выдаче технических условий, о согласовании обеспечения рассматриваемого участка электроэнергией, водой, сети радиофикации, приема стоков, обеспечения тепловой энергией (т. 10 л. д. 41-75). Также представил переписку с газоснабжающими и газораспределительными организациями, согласно которой отсутствует техническая возможность транспортировки природного газа к земельному участку площадью 145,62 га по причине загруженности источника газоснабжения ГРС с-за Митрофановский и ГРС 24 Солнечная долина, а также о перспективе строительства источника газоснабжения до 2020 года.
В связи с наличием спорных правоотношений по приобретению в собственность вновь образованных земельных участков в пределах площади земельного участка, предоставленного истцу для комплексного освоения в целях жилищного строительства, истец обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В целях содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья, иному развитию территорий принят Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 161-ФЗ в редакции, действовавшей на дату заключения договора от 09.07.2013 N ДЗ-59, указанный закон регулирует отношения, возникающие между Фондом РЖС (институт развития жилищного строительства, в настоящее время - единый институт развития в жилищной сфере), органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Целями деятельности Фонда РЖС являются содействие развитию жилищного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инженерной инфраструктуры (в том числе объектов инфраструктуры связи), объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры (далее - объекты инфраструктуры), производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства и содействие созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан (часть 1 статьи 3 Закона N 161-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 161-ФЗ основными задачами Фонда РЖС является оказание содействия развитию рынка земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, земельных участков, предоставляемых в целях иного строительства, земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе иное строительство, а также содействия стимулированию развития рынка жилья (пункт 1); оказание содействия стимулированию строительства жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (подпункт 1.1).
Законом N 356-ФЗ с 01.01.2015 внесены изменения в Закон N 161-ФЗ, предусматривающие прекращение права собственности Фонда РЖС на переданные ему в качестве имущественного взноса Российской Федерации земельные участки и иные объекты недвижимого имущества и возникновение на них права собственности Российской Федерации.
В связи с этим Законом N 356-ФЗ предусмотрено, что Фонд РЖС для достижения целей деятельности, решения задач, определенных Законом N 161-ФЗ, выступает уже не собственником земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, а агентом Российской Федерации и от своего имени совершает юридические и иные действия, в том числе сделки, с находящимися в федеральной собственности земельными участками. Такие изменения выражены во вновь введенной в действие в Закон N 161-ФЗ с 01.01.2015 части 2.1 статьи 3.
Статьей 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции, действующей с 01.09.2016, введено и определено понятие единого института развития в жилищной сфере.
Единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования.
Все акции являющегося единым институтом развития в жилищной сфере Агентства ипотечного жилищного кредитования находятся в собственности Российской Федерации.
Основными задачами единого института развития в жилищной сфере являются среди прочих: содействие развитию жилищного строительства (включая строительство жилья экономического класса, наемных домов), в том числе с использованием механизмов, предусмотренных Законом N 161-ФЗ; содействие комплексному освоению территории; содействие обеспечению земельных участков, предоставленных для жилищного или иного строительства, объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктур.
Также, с 01.09.2016 Федеральным законом от 23.06.2016 N 221-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон N 221-ФЗ) внесены изменения в Закон N 161-ФЗ, согласно которым понятие "института развития" (Фонд РЖС) заменено на понятие "единый институт развития в жилищной сфере деятельности".
В статье 14 Закона N 221-ФЗ определен порядок перехода прав и обязанностей Фонда РЖС к единому институту развития в жилищной сфере, ликвидации Фонда РЖС.
С 01.09.2016 права и обязанности Фонда РЖС по решению задач и осуществлению функций, предусмотренных данным Законом N 161-ФЗ, перешли к единому институту развития в жилищной сфере (АО "АИЖК"). Все установленные законодательством Российской Федерации права и обязанности Фонда РЖС, а также права и обязанности Фонда РЖС по договорам (контрактам, соглашениям), заключенным Фондом РЖС, права по распоряжению денежными средствами, размещенными на счетах, открытых Фондом РЖС, и соответствующие права требования в отношении указанных денежных средств переходят к единому институту развития в жилищной сфере. При этом заключение дополнительных соглашений к указанным договорам (контрактам, соглашениям) не требуется.
Исходя из предусмотренных Законом N 161-ФЗ целей развития жилищного строительства, в том числе комплексного, оказываемого государством содействия в этой сфере, следует, что при реализации мер содействия преследуется, в том числе публичный интерес, так как в рамках обязательств по комплексному жилищному строительству подлежат созданию социально значимые объекты, задействуются земельные участки публичной собственности, в рассматриваемом случае - федеральной.
Учитывая характер указанных правоотношений, их регулирование специальным законом (Закон N 161-ФЗ), Земельным кодексом Российской Федерации, как в период возникновения арендных отношений по договору, так и на дату обращения истца к ответчику о заключении договора купли-продажи образованных земельных участков, и в настоящее время, установлен особый порядок предоставления земельных участков при реализации мер содействия по комплексному жилищному строительству.
В соответствии с пунктом 14 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения, связанные с реализацией положений заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров аренды земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и договоров аренды земельных участков, образованных из таких земельных участков, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Согласно пункту 1 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Пунктом 3 названной статьи на арендатора земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, возложена обязанность выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно соблюдать максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи, максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 5 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации арендатору земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка предоставлено исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду. При этом на собственника или арендатора указанных земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, возлагается обязанность соблюсти максимальные сроки осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков (пункт 6 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных правовых норм у арендатора земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения документации по планировке территории и выполнения необходимых землеустроительных и кадастровых работ возникает исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, вновь образованных в соответствии с документацией по планировке территории в границах ранее предоставленного земельного участка, при условии достижения целей, для которых изначально был предоставлен исходный земельный участок - строительства объекта жилого назначения, в пределах установленных договором аренды максимальных сроков осуществления жилищного строительства.
Аналогичные положения предусмотрены аукционной документацией по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, из которых образованы, в том числе спорные земельные участков.
В соответствии со статьей 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, аукционной документацией и договором от 30.11.2011 N ДЗ-275 реализация истцом права на приобретение образованных земельных участков в собственность поставлена в зависимость от исполнения арендатором всех тех обязательств, которые должны быть выполнены к дате заключения договора купли-продажи указанных участков. При этом также в договоре купли-продажи должны быть предусмотрены те существенные его условия, которые согласованы в качестве таковых в договоре аренды.
На дату обращения истца к ответчику за выкупом земельных участков, в соответствии с аукционной документацией и заключенным договором аренды наступила обязанность арендатора по выполнению условий, согласованных в статье 3 договора аренды.
При этом, под комплексным освоением земельного участка понимается не только осуществление жилищного строительства на нем, но и обустройство территории посредством строительства (создания) объектов инженерной инфраструктуры, объектов по обустройству территорий общего пользования, подготовка документации по планировке территории (п.2.1 Договора аренды).
Однако, истец не представил в материалы дела доказательства исполнения им обязательств, срок исполнения которых уже наступил.
Обратившись за выкупом земельного участка, арендатор не доказал и возможность выполнения им до истечения срока аренды тех мероприятий и в том объеме, срок осуществления которых наступил.
В свою очередь, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что истцом не представлено надлежащих и достаточных доказательств виновных действий ответчика.
Ссылка истца на публикацию в Российской газете N 266с о проведение аукционной в отношении первоначального земельного участка судебной коллегией не принимается, поскольку наличие вдоль восточной границы земельного участка газопровода подтверждается протоколом аукционной документации. Также из аукционной документации следует, что именно на победителя аукциона возлагается соблюдение ограничений, связанных с особым правовым режимом земельного участка.
Таким образом, на момент заключения договора и приемки земельного участка арендатор знал о нахождении газопровода и необходимости соблюдения установленных ограничений на земельном участке при осуществлении комплексного освоения.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии технической возможности присоединения планируемых объектов застройки к сетям газораспределения для нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения по причине загруженности существующих газораспределительных сетей и источника газоснабжения ГРС с/х "Митрофановский", были подробны исследованы судом первой инстанции и отклонены как безосновательные, поскольку действия истца по внесению изменений в генеральный план пос. Садовый в связи с новым размещением зданий, строений и сооружений, а также инженерной инфраструктуры и дорожного полотна, корректировке ранее разработанной ООО "Грин Парк" документации по планировке и межеванию территории свидетельствовали о намерении АО "ЮУ КЖСИ" иным образом разместить объекты капитального строительства, увеличить общий объем жилищного строительства на земельном участке и получить прибыль от продажи жилья.
Ввиду того, что обязанность организации подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по договору аренды возлагается на арендатора, как профессионального участника строительной деятельности, судебная коллегия отклоняет довод истца о том, что ответчик не предоставил ему технические условия для подключения объектов строительства к сетям.
Ссылка истца на недействительность положений пункта 3.1.4 договора аренды в силу статьей 309,168,180 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку как полагает истец, данные условия являются заведомо неисполнимыми, судебной коллегией не принимается как противоречащая установленным выше обстоятельствам.
При вышеизложенных обстоятельствах заключение договора купли-продажи образованных земельных участков не соответствует публичному интересу в сфере государственного содействия комплексному жилищному строительству.
Доводы заявителя жалобы о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства истца об истребовании доказательств, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность сбора доказательств и их представления суду в надлежащей форме лежит на лицах, участвующих в деле. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Под бременем доказывания понимается необходимость для конкретной стороны установить обстоятельства, не выяснение которых может повлечь за собой невыгодные для нее последствия.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе истребовать доказательство от лица, у которого оно находится, по ходатайству лица, участвующего в деле и не имеющего возможности самостоятельно получить это доказательство. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Рассмотрев заявленное ходатайство об истребовании доказательств, суд первой инстанции с учетом предмета заявленных требований, конкретных обстоятельств настоящего дела и распределения бремени доказывания, оснований для его удовлетворения не усмотрел (статьи 65, 66, 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), полагая, что имеющихся в деле доказательств достаточно для разрешения спора по существу. Отказ суда в удовлетворении заявленного ходатайства не повлек и не мог повлечь принятие неправильного решения по существу спора, в связи с чем право истца на судебную защиту не нарушено.
Ссылка истца на неверное применение судом первой инстанции положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией не принимается, из судебного акта не следует, что судом первой инстанции применены положения указанной процессуальной нормы.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности решения также не принимается апелляционной коллегией во внимание, поскольку является несостоятельным и не подтвержденным соответствующими доказательствами. Судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.09.2018 по делу N А76-10363/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Н. Пирская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.