город Ростов-на-Дону |
|
06 декабря 2018 г. |
дело N А32-51128/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Агрофирма "Агросахар-2": Гетманская М.П., паспорт, по доверенности от 01.10.2018, Макеева Е.В., паспорт, по доверенности от 30.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2018 по делу N А32-51128/2017,
принятое судьей Куликовым О.Б.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2"
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа,
при участии третьего лица: Администрация муниципального образования Успенский район,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2" (далее - ООО "Агрофирма "Агросахар-2") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги от 18.08.2017 исх. N 52-28128/17-32-20 в части земельного участка с кадастровым номером 23:34:0701000:381, общей площадью 70,60 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Трехсельское сельское поселение, в границах земель СПК "Колхоз Дружба"; об обязании Департамента имущественных отношений в десятидневный срок с даты вступления в силу решения суда направить обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:34:0701000:381, общей площадью 70,60 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Трехсельское сельское поселение, в границах земель СПК "Колхоз Дружба".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Успенский район.
Решением от 25.06.2018 суд признал незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 18.08.2017 исх. N 52-28128/17-32-20 и обязал Департамент имущественных отношений в месячный срок с даты вступления в силу решения суда направить обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2"" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:34:0701000:381, общей площадью 70,60 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Трехсельское сельское поселение, в границах земель СПК "Колхоз Дружба".
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что договор аренды от 17.09.2007 N 8834000030 имеет признаки ничтожной сделки, в связи с отсутствием публикации информации о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка; в границах земельного участка с кадастровым номером 23:34:0701000:381 расположена дорога с гравийным покрытием, которая является подъездом к смежным земельным участкам.
В судебное заседание не явились представители Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Администрации муниципального образования Успенский район, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Администрации муниципального образования Успенский район.
Представитель ООО "Агрофирма "Агросахар-2" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленных дополнительных пояснений.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 30 мин. 29.11.2018. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением главы муниципального образования Успенский район от 06.08.2007 N 696 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2" в аренду земельных участков в Успенском районе из фонда перераспределения земель Краснодарского края" обществу был предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 23:34:0701000:381, общей площадью 70,60 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Трехсельское сельское поселение, в границах земель СПК "Колхоз Дружба".
На основании указанного постановления между администрацией МО Успенский район и обществом был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) от 17.09.2007 N 8834000030, зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 12.11.2007 номер регистрации 23-23-03/016/2007-213.
19 июля 2017 года общество "Агрофирма "Агросахар-2" обратилось в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка.
Письмом от 18.08.2017 N 52-28128/17-32-20 (полученным заявителем 23.08.2017) департамент отказал в предоставлении государственной услуги по предоставлению в аренду земельного участка. Отказ мотивирован тем, что договор аренды земельного участка от 17.09.2007 N 8834000030, по мнению департамента, не породил правовых последствий ввиду его ничтожности, т.е. с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Считая незаконным отказ в предоставлении земельного участка в аренду, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 данного Кодекса к нему прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оборот земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в силу пунктов 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и регулируется Законом N 101 -ФЗ.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустранимых нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано ним арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ) и в целях реализации прав и обязанностей участников земельных отношений постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 N 1369 "Об утверждении перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений" предусмотрено, что подлежат обязательной публикации:
* в газете "Кубанские новости" - сообщения исполнительных органов государственной власти Краснодарского края;
* в краевых средствах массовой информации, указанных в перечне (Кубанские новости, Кубань Сегодня, Вольная Кубань), - сообщения органов местного самоуправления, физических и юридических лиц по вопросам:
* распоряжения земельными участками из земель особо охраняемых территорий, земельными участками площадью 100 га и более из земель сельскохозяйственного назначения, а также земельными участками, расположенными на территории двух и более муниципальных образований;
* выделения земельных участков площадью 100 га и более в счет земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка).
Договор аренды на спорный земельный участок не признан недействительным.
Приказом департамента от 04.06.2012 N 767 утвержден административный регламент, регулирующий порядок предоставления в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности данного субъекта.
В пункте 2.6.1 раздела 2.6 административного регламента приведен исчерпывающий перечень предоставляемых заявителем документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для оказания государственной услуги: заявление; копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом; копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица); нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки, для заявителей, являющихся физическими лицами. Согласно пункту 2.6.3 административного регламента копии документов, предоставляемых заявителем, должны быть заверены надлежащим образом.
В разделе 2.8 административного регламента приведены основания для отказа в предоставлении департаментом государственной услуги, в частности, если к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям действующего законодательства и административного регламента.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в отношении спорного земельного участка соблюдена процедура публичности, поскольку земельный участок предоставлен по результатам опубликования сведений о наличии свободного земельного участка, что подтверждено представленной публикацией в СМИ газета "РАССВЕТ" от 19.07.2007.
Пунктом 3.1 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае представления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка. Если заявление подано до истечения срока действия договора аренды земельный участок предоставляется без проведения торгов.
Таким образом, учитывая, что договор аренды от 17.09.2007 N 8834000030 не содержал ограничений о возможности его пролонгации без торгов и был заключен с единственным участником конкурса, договор аренды от 17.09.2007 N8834000030 ничтожной сделкой не является.
ООО "Агрофирма "Агросахар-2" является надлежащим заявителем при предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения без проведения торгов.
Как правильно указано судом первой инстанции, срок действия договора аренды от 17.09.2007 N 8834000030 на дату обращения в департамент не истек.
Обществом получено уведомление департамента от 21.11.2016 исх. N 52-33879/16-32-20, в котором указано на возможность обращения с соответствующим заявлением для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонен довод департамента о наличии на участке полевой дороги 1,4 га.
Полевые внутрихозяйственные дороги - это грунтовые дороги, расположенные на территории севооборота в общей системе с размещением полей, полезащитных лесных полос и других элементов устройства территории пахотных земель, предназначенных для их транспортного обслуживания.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что имеющаяся на земельном участке дорога может использоваться для проезда к смежным земельным участкам, в том числе используемым иными лицами.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции также учитывает, что земельный участок подлежит передаче обществу в аренду, то есть во временное владение и пользование, оставаясь в публичной собственности.
Таким образом, вопрос об использовании дороги, проходящей через участок, иными лицами, может быть решен посредством включения в договор аренды специальных условий, запрещающих арендатору распашку дороги и воспрепятствование использования дороги иными лицами.
С учетом изложенного, также не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду возможное пересечение либо примыкание земельного участка к землям, на которых находятся лесозащитные полосы. Суд учитывает, что участок передается в аренду, что позволяет ограничить правомочия арендатора по распоряжению лесозащитной полосой и установить соответствующие обязанности по их содержанию.
Иным доводам департамента судом первой инстанции дана надлежащая оценка, как не подтверждающим законность оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах, решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 18.08.2017 исх. N 52-28128/17-32-20 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в части земельного участка с кадастровым номером 23:34:0701000:381, общей площадью 70,60 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Трехсельское сельское поселение, в границах земель СПК "Колхоз Дружба", не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу.
Требования ООО "Агрофирма "Агросахар-2" подлежат удовлетворению на основании ст.ст. 198-201 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 25.06.2018 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 июня 2018 года по делу N А32-51128/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.