г. Самара |
|
10 декабря 2018 г. |
Дело N А72-12879/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Юдкина А.А., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - Нечаев В.В. доверенность от 13.12.2017 N 4/158-17,
от Правительства Ульяновской области - не явился, извещено,
от Министерства сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2018 года в зале N 6 апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России
на определение Арбитражного суда Ульяновской области о прекращении производства по делу от 24 октября 2018 года по делу N А72-12879/2018 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704761773) в лице Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России, г. енза Пензенской области,
к Правительству Ульяновской области (ИНН 7325001144, ОГРН 1027301175110), г. Ульяновск,
заинтересованное лицо: Министерство сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ИНН 7325067064), г. Ульяновск,
о признании недействительным и отмене постановления главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44, обязании исключить территории зоны с особыми условиями использования из территорий и акваторий, предоставленных постановлением Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Правительству Ульяновской области о признании недействительным и отмене постановления главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" в части предоставления юридическим лицам, для осуществления пользования охотничьими животными, земельных участков находящихся в федеральной собственности и об исключении территории зоны с особыми условиями использования территорий "Запретная зона военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" из территорий и акваторий, предоставленных постановлением Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N44.
Определением суда от 13.08.2018 к участию в деле в порядке ст.40 АПК РФ в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (л.д.1).
Определением суда 1 инстанции от 24 октября 2018 года производство по настоящему делу прекращено.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России просит определение суда отменить и внести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
При этом в апелляционной жалобе указывает на то, что вывод суда 1 инстанции о том, что оспариваемое постановление Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44, утратившее силу в феврале 2017 года, не нарушало права и законные интересы истца, не соответствует закону, фактическим обстоятельствам и доказательствам.
Правительство Ульяновской области в отзыве на апелляционную жалобу просит определение суда 1 инстанции оставить без изменения, дело рассмотреть без участия его представителя.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представители Правительства Ульяновской области и Министерства сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие Правительства и Министерства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 29.04.2002 Главой администрации Ульяновской области было принято постановление от 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" (в редакции от 22.10.2007 г. N 365) -л.д.10-17, 60-68.
Данным постановлением Ульяновской областной общественной организации Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов, военно-охотничьему обществу Ульяновского гарнизона Приволжского округа, муниципальному предприятию "Охотник" сроком на 10 лет, открытому акционерному обществу "Ульяновский механический завод" сроком на 1 год предоставлены территории и акватории, необходимые для осуществления пользования охотничьими животными, в границах согласно приложению. Рекомендовано Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ульяновской области подготовить договоры о предоставлении в пользование указанным в пункте 1 настоящего постановления организациям территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством; пользователям охотничьими животными заключить договоры на пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства с лесхозами комитета природных ресурсов по Ульяновской области в соответствии с постановлением Главы администрации области от 05.06.2001 N 78 "Об утверждении Порядка пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства на территории Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.02.2017 N 49-П "О признании утратившими силу постановлений Главы администрации Ульяновской области" постановление Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления
пользования охотничьими животными" признано утратившим силу (л.д.59).
Установив истечение срока действия оспариваемого заявителем ненормативного акта, а также отсутствие нарушения данным актом прав заявителя, суд 1 инстанции производство по делу прекратил со ссылкой на пункт 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и п.1, ч.1 ст.150 АПК РФ в связи с тем, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Прекращая производство по настоящему делу, суд 1 инстанции исходил из того, что в силу ч.2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. При этом суд сослался на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2018 по делу N А72-966/2018, в связи с чем сделал вывод о том, что оспариваемое постановление от 2002 года, утратившее силу в феврале 2017 года, не нарушало права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем данные выводы суда 1 инстанции являются ошибочными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как разъяснено в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя; установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Часть 1 статьи 150 АПК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения производства по делу.
Из материалов дела видно, что по делу N А72-966/2018 Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала - Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов, Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании недействительным пунктов 2.2 и 2.3 охотхозяйственного соглашения N 8/12 от 16.05.2012, заключенного между Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов и Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в части предоставления Ульяновской областной общественной организацией "Российская Ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов" права добычи охотничьих ресурсов на территории зоны с особыми условиями использования территорий "Запретная зона военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" с установленными координатами характерных точек 124-146 в границах земельного участка с кадастровым номером 73:04:040301:41; с установленными координатами характерных точек 147-158 в границах земельного участка с кадастровым номером 73:04:021801:5; с установленными координатами характерных точек границ 90-123 в границах земельного участка с кадастровым номером 73:04:021801:6; и о запрете Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов вести охотхозяйственную деятельность на территории зоны с особыми условиями использования территорий "Запретная зона военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области по указанному делу от 11.07.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 г., в удовлетворении иска отказано.
Из содержания решения и постановления следует, что оспариваемое по настоящему делу постановление Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" предметом спора не являлось, какой-либо оценки данному постановлению судами не давалось.
Судебными актами по делу N А72-966/2018 установлено, что в границах предоставленных ответчику-1 охотничьих угодий, расположены земельные участки, которым присвоены регистрационные (кадастровые) номера 73:04:040301:41, 73:04:021801:5, 73:04:021801:6. Право постоянного бессрочного пользования вышеуказанными участками зарегистрировано за ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, что подтверждено соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права от 11.09.2014 NN 73 АА 834403, 73 АА 834404, 73 АА 834405. Указанные земельные участки, по данным кадастрового учета, находятся в собственности Российской Федерации, используются в интересах Вооруженных Сил РФ, относится к землям обороны, безопасности и иного специального назначения. Разрешенное использование земельных участков - под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения. Деятельность истца находится в ведении Минобороны России. На основании постановления Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" Ульяновской областной общественной организации "Российская Ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов" выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира от 02.07.2002 серии ХХ N 3274 сроком действия со 02.07.2002 по 02.07.2012. В порядке переоформления права пользования охотничьими угодьями на основании части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", между Министерством и Ульяновской областной общественной организации "Российская Ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов" заключено охотхозяйственное соглашение от 16.05.2012 N 8/12, по условиям которого обществу на срок 49 лет предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению.
В обжалуемом определении о прекращении производства по настоящему делу суд 1 инстанции ограничился выдержкой из решения суда 1 инстанции от 11.07.2018 по делу N А72-966/2018, согласно которому основания считать оспариваемое охотхозяйственное соглашение недействительным отсутствуют, доказательств того, что на территории запретной зоны осуществляется охотхозяйственная деятельность, истцом не представлено.
При этом обоснование вывода о том, что оспариваемое по настоящему делу постановление госоргана не нарушает законных прав и интересов заявителя, в обжалуемом определении суда 1 инстанции отсутствует, в определении суд не дал соответствующей оценки данному постановлению и не мотивировал, почему именно, в силу каких обстоятельств постановление не нарушает законных прав и интересов заявителя.
Кроме того, применительно к положениям ч.2 ст.69 АПК РФ, на которые суд 1 инстанции сослался в обжалуемом определении, Правительство Ульяновской области, будучи ответчиком по настоящему делу, в рассмотрении дела N А72-966/2018 не участвовало.
Данному обстоятельству суд 1 инстанции оценки в определении не дал.
С учетом изложенного у суда отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
При таких обстоятельствах и в соответствии с п.2 ч. 4 ст.272 АПК РФ обжалуемое определение суда 1 инстанции о прекращении производства по делу следует отменить в связи с неправильным применением норм процессуального права и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд 1 инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ульяновской области о прекращении производства по делу от 24 октября 2018 года по делу N А72-12879/2018 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд 1 инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.