г. Киров |
|
10 декабря 2018 г. |
Дело N А31-1084/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Святелик М.М., действующей на основании доверенности от 08.08.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2018 по делу N А31-1084/2018, принятое судом в составе судьи Тетерина О.В.,
по иску публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания" (ОГРН 1044408642629, ИНН 4401050567)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (ОГРН 1084436000550, ИНН 4407009300),
о взыскании задолженности,
установил:
публичное акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - истец, Компания) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Костромской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (далее - ответчик, Общество, заявитель) о взыскании задолженности за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, за октябрь 2017 года в сумме 21 888 рублей 77 копеек.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 09.02.2018 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 02.04.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2018 исковые требования Компании удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Заявитель указывает, что истец в октябре 2017 года предъявил к оплате стоимость электроэнергии, рассчитанную с учетом площади неэксплуатируемых и неосвещаемых чердаков, которые в технической документации на многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, не значатся и в нарушение действующего законодательства определены расчетным путем. По мнению ответчика, норматив потребления, утвержденный постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 31.05.2017 N 7-НП, рассчитан на освещаемые площади, в связи с чем применим только к освещаемым площадям.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что из буквального толкования статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в расчете размера платы за коммунальный ресурс, потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирных домах, участвуют площади чердаков вне зависимости от их освещения; истец подчеркивает, что ответчик письмом от 28.06.2017 направил в адрес Компании данные о площадях мест общего пользования, которые необходимо использовать при расчете платы за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества, при этом Обществом были указаны, в том числе, площади чердаков, которые были включены в площадь мест общего пользования; по мнению Компании, у нее отсутствовали основания для использования в расчетах какой-либо иной информации.
07.11.2018 Обществом представлены дополнительные пояснения о том, что в ходе обследования чердаков многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, было установлено, что многоквартирные дома имеют чердаки, которые расположены в пространстве между покрытием верхнего этажа, покрытием дома (крышей) и наружными стенами, расположенными выше перекрытия верхнего этажа; в технических паспортах на многоквартирные дома сведения о чердаках отсутствуют; на чердаках отсутствуют инженерные коммуникации; на чердаках отсутствует система электроосвещения и осветительные приборы; освещение чердаков естественное - через слуховые окна; на момент ввода в эксплуатацию многоквартирных домов дома имели те же технические характеристики, что и выявлены на день обследования. Таким образом, как указывает ответчик, по результатам обследования выявлено, что в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, имеются чердаки, но они являются неэксплуатируемыми помещениями, в которых электроосвещение отсутствует; вышеперечисленные обстоятельства, а также отсутствие в технической документации на многоквартирные дома сведений о чердаках, подтверждаются актами обследования и техническими паспортами. Также заявитель отметил, что он будет обязан ежемесячно производить перерасчет потребителям платы за содержание жилого помещения в части электрической энергии на цели содержания общего имущества в многоквартирном доме, вычитая из стоимости коммунального ресурса стоимость объема электроэнергии, который Компания предъявляет в адрес Общества за мнимое освещение чердаков.
Компания в дополнительных пояснениях от 16.11.2018 указала, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом; техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в том числе, документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества. Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37). Исходя из положений пунктов 1.5.1, 1.5.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, техническая документация длительного хранения, в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок, должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т. п. Содержащаяся в техническом паспорте информация должна иметь актуальный характер, поскольку она необходима для расчета платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Истец указывает, что представленные в материалы дела копии технических паспортов на многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, содержат информацию о составе и состоянии общего имущества, в соответствии с которой в спорных домах имеются чердачные перекрытия, находящиеся на момент проведения инвентаризации в различном состоянии. Компания полагает, что невнесение ответчиком в технические паспорта информации относительно площадей объектов, входящих в состав общего имущества, не свидетельствует о необходимости расчета размера платы за электроэнергию, предоставленную в целях содержания общего имущества, без учета площадей чердаков.
В дополнительных пояснениях от 30.11.2018 Компания указала, что нормативы потребления утверждены для применения в отношении всех многоквартирных домов, находящихся на территории Костромской области, вне зависимости от управления той или иной управляющей организацией; норматив расхода электрической энергии в целях содержания общего имущества утвержден не только на основании данных Общества и не только для домов, находящихся в управлении ответчика. Истец отмечает, что именно в Жилищном кодексе Российской Федерации установлен перечень помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при этом, включенные в такой перечень чердаки не содержат каких-либо изъятий в связи с их освещенностью либо отражением в техническом паспорте сведений об их площади. Согласно позиции истца, при определении нормативов потребления и при осуществлении расчетов за потребленный ресурс необходимо использовать одинаковый состав, а не одинаковые величины (площади) помещений, входящих в состав общего имущества. Компания также отмечает, что Обществу неоднократно указывалось на необходимость установления общедомовых (коллективных) приборов учета в отношении всех домов, находящихся в управлении ответчика, однако данное условие управляющей организацией до настоящего времени не исполнено, что приводит, в том числе, к возникновению разногласий в порядке расчетов за потребленный коммунальный ресурс.
В дополнительных пояснениях от 27.11.2018 ответчик указывает, что после изучения полученных ответчиком из Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области документов выяснилось, что в Департамент была представлена таблица, в которой (предположительно по техническим причинам) произошло смещение строк с информацией, вследствие чего данные о площади мест общего пользования одного дома оказались в следующей строке, относящейся к другому дому. Указанное смещение имеет место с позиции N 1.108 графы 1 и до конца. Однако, как указывает ответчик, в целом направленная Обществом в Департамент информация не повлияла на величину норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества.
В обоснование своих доводов Общество представило акты обследования чердаков в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика в спорный период, технические паспорта на данные МКД, письма ответчика в адрес истца от 03.10.2018 с просьбой направить представителя для участия в работе комиссии по определению наличия освещения на чердаках МКД, письма ответчика в адрес истца от 12.11.2018 N 4411 со сведениями об оплате стоимости электрической энергии, копию письма Общества от 27.02.2017 N 500 в адрес Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области с приложением к нему, копию письма Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 26.11.2018 N 407, платежного поручения от 26.11.2018 N 8646.
Дополнительные документы, представленные ответчиком, поименованные в пояснениях и дополнениях к апелляционной жалобе, в целях наиболее полного рассмотрения дела в отсутствие возражений истца приобщены судом к материалам дела.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела судебное заседание, назначенное на 22.10.2018, откладывалось судом апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 19.11.2018 и на 03.12.2018.
Распоряжением и.о. председателя Второго арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Поляшовой Т.М. на судью Чернигину Т.В., в связи с чем судебное разбирательство в процессе рассмотрения дела осуществлялось с самого начала.
Ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи. Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
В силу статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание апелляционного суда организовано и проведено посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Владимирской области.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал позицию, изложенную письменно.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Компания в период с 01.10.2017 по 31.10.2017 (далее - спорный период) в отсутствие заключенного в письменной форме договора поставляла электрическую энергию в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Шарья Костромской области, находящиеся в управлении ответчика.
Для оплаты объема электроэнергии, поставленного на общедомовые нужды, истец выставил ответчику счет-фактуру от 31.10.2017 N 166961/50 на сумму 53 542 рубля 10 копеек (т. 1 л.д. 11).
Акт приема-передачи электрической энергии от 31.01.2017 N 166961/50 подписан Обществом с разногласием. К оплате ответчиком принята сумма 31 072 рубля 08 копеек.
В письме от 26.10.2017 N 3745 ответчик сообщил истцу о том, что Обществом 28.06.2017 были направлены сведения о площадях помещений, не являющимися частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества. Сотрудниками ответчика в указанных сведениях были представлены площади чердачных помещений, определенные Обществом расчетным путем, поскольку данные о них в технических паспортах на все многоквартирные дома, находящиеся в управлении Общества, отсутствуют; вместе с тем, согласно действующему законодательству, площади чердаков и подвалов должны учитываться при определении объёма коммунального ресурса "электроэнергия" на содержание общего имущества только в случае наличия сведений о них в технической документации на многоквартирные дома, в связи с чем Общество просило не учитывать в определении объема количества коммунального ресурса "электроэнергия" на содержание общего имущества МКД площади чердаков, в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, и сделать перерасчет, начиная с 01.06.2017.
Получение данного письма истцом подтверждается штампом регистрации входящей корреспонденции от 27.10.2017 N 952.
Письма аналогичного содержания вручались ответчиком истцу также 12.04.2018 и 16.05.2018.
Письмом от 13.06.2018 N 03-2/10/8147 Компания ответила истцу, что представленные ответчиком технические паспорта не содержат актуальные сведения о площадях дома, в связи с чем ответчику необходимо провести инвентаризацию данных домов, а также изготовить новые технические паспорта; также истец указал, что оснований для перерасчета не имеется.
Ответчик произвел оплату поставленной электроэнергии в неоспариваемой им части, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
В связи с неполной оплатой выставленного счета-фактуры истец 01.12.2017 направил в адрес ответчика претензию от 30.11.2017 N 06-4-7/14/3897 (т. 1 л.д. 16-18) с требованием оплатить имеющуюся задолженность в десятидневный срок с даты получения претензии.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Костромской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнений к ним, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Отношения сторон, связанные со снабжением электроэнергией, регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки электрической энергии в находившиеся в октябре 2017 года в управлении ответчика МКД в спорный период подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Поскольку объектом энергоснабжения являются помещения в многоквартирном жилом доме, к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
В силу положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соответствующих решений общих собраний собственников в материалы дела не представлено, вместе с тем, с учетом того, что в рассматриваемом случае плата за индивидуальное потребление вносилась собственниками и нанимателями жилых помещений напрямую Компании, предметом заявленных требований является часть объема электрической энергии, поставляемой в МКД для целей содержания общего имущества.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
Сам по себе факт отсутствия письменных договорных отношений между Обществом и Компанией в рассматриваемом случае не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в МКД как лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.
Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 по делу N А63-9878/2017.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Из материалов дела следует, что часть МКД, находящихся в управлении ответчика, не была оборудована общедомовыми приборами учета электрической энергии.
Согласно части 9.3 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативы расхода электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области, утверждены постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 31.05.2017 N 7-НП.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам:, где - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306); - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Между сторонами возник спор относительно площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Заявитель полагает, что в данную площадь истцом необоснованно включена площадь чердаков, в которых отсутствует какое-либо электропотребляющее оборудование.
Разъяснения по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды даны в Письме Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, в котором указано, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (пункты 3 и 18 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее также - Правила установления и определения нормативов)), нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (пункт 5 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (пункты 7 и 27 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Поскольку в постановлении Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 31.05.2017 N 7-НП не отражен состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, судом апелляционной инстанции в адрес Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области направлен запрос с просьбой дать разъяснения о том, площади каких помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, учитывались при установлении нормативов расхода электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области, утвержденных постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 31.05.2017 N 7-НП; входили ли в состав данных помещений чердаки многоквартирных жилых домов; из каких источников Департаментом при установлении вышеуказанных нормативов были получены данные о площадях помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области; принимались ли во внимание сведения, содержащиеся в технических паспортах многоквартирных домов, либо иные сведения о составе общего имущества.
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в ответе на запрос от 30.10.2018 N 5192 указал, что в соответствии с разъяснениями Минстроя России, изложенными в письме от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", в целях определения размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, необходимо использовать площадь помещений, относящихся к общему имуществу в МКД, определяемую в соответствии с технической документацией на МКД и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Для получения информации при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД в адрес органов местного самоуправления и управляющих компаний были направлены запросы о представлении сведений о площадях следующих помещений МКД, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее оборудование (технические подвалы), а также помещения для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в МКД, включая помещения для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями, управляющими компаниями.
В Письме Минстроя России от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04 разъяснено, что в силу пункта 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении N 2 к Правилам N 306, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
Как следует из представленных в материалы дела письма Общества от 27.02.2017 N 500 в адрес Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области с приложением к нему, письма Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 26.11.2018 N 407, в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги ответчиком в адрес Департамента направлялись сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), именно исходя из сведений, указанных в паспорте МКД.
Форма, по которой представлялись данные сведения, не содержала отдельных граф о площади чердаков, в связи с чем оснований полагать, что площади чердаков, находящихся в управляемых ответчиком домах, не отраженные в технических паспортах, учитывались Департаментом при установлении нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД, не имеется.
При этом из разъяснений, содержащихся в Письме Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, прямо следует, что общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основании данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома, с учетом положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом чего у истца не имелось правовых оснований для включения в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площадей помещений, не отраженных в технических паспортах МКД, находящихся в управлении ответчика.
Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2017 N 303-КГ16-17972 по делу N А04-1066/2016.
Ссылка истца на то, что данные технических паспортов на спорные МКД не могут быть приняты судом во внимание, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Так, в рамках настоящего дела истец просит взыскать стоимость ресурса, рассчитанную исходя из исчисленной расчетным путем площади помещений неосвещаемых неэксплуатируемых чердаков, не отраженной в технических паспортах МКД, исключительно со ссылкой на положения статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Действительно, как указывает истец, положения статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации указывают на вхождение в состав общего имущества в многоквартирном жилом доме чердаков.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Таким образом, особенности конструкции конкретных многоквартирных жилых домов, определяющие состав общего имущества, находят отражение в технической документации; положения статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как определяющие в безусловном порядке состав общего имущества без учета конструктивных особенностей МКД, находящих отражение в технической документации.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37).
Согласно части 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ответчиком были представлены технические паспорта на спорные МКД, в которых площади чердаков, в которых отсутствует электропотребляющее оборудование (что не оспаривается истцом), не отражены.
Компанией в порядке части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что указанные в имеющихся технических паспортах сведения о составе и состоянии МКД, в том числе общей площади помещений, а также помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в МКД, не соответствуют действительности, в связи с чем у Общества возникла обязанность по актуализации данных технических паспортов.
Равным образом, истцом не подтвержден ссылками на какие-либо нормы, регламентирующие порядок проведения инвентаризации, довод о том, что в результате проведения актуализации технических паспортов площади неэксплуатируемых чердаков будет включены в состав общего имущества МКД.
Оснований для определения расчетным способом площадей неэсплуатируемых чердаков, не отраженных в технических паспортах, у Общества как управляющей организации как для целей расчета платы за содержание, так и для целей расчета платы за коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания, не имелось.
Принимая во внимание то обстоятельство, что судом апелляционной инстанции установлено, что для утверждения нормативов потребления регулирующим органом принимались во внимание данные о составе общего имущества, отраженные в технических паспортах, при этом спорные чердаки МКД являются неэксплуатируемыми и неосвещаемыми, отсутствуют основания для признания позиции истца в рамках настоящего дела обоснованной.
Таким образом, поскольку представленный ответчиком контррасчет объема электроэнергии, подлежащего оплате ответчиком за спорный период, истцом не оспорен, Обществом представлены доказательства оплаты данного объема электроэнергии, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба ответчика - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2018 по делу N А31-1084/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания" (ОГРН 1044408642629; ИНН 4401050567) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (ОГРН 1084436000550; ИНН 4407009300) 3 000 рублей 00 копеек государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1084/2018
Истец: ПАО "КОСТРОМСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "Управляющая компания"
Третье лицо: Директору Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области Пищаев И.Р., Директору Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области Пищаеву И.Р.