г. Москва |
|
13 декабря 2018 г. |
Дело N А40-140294/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
Е.В.Пронниковой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2018, принятое судьей Блинниковой И.А., по делу N А40-140294/18 (120-1694)
по заявлению ООО "Компания "Мобифон" (ОГРН 1037789073552, ИНН 7729501833)
к 1) Департаменту городского имущества города Москвы, 2) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявтеля: |
Каплунов А.В. по дов. от 02.04.2018; |
от ответчика: |
1) не явился, извещен; 2) Асонова С.В. по дов. от 21.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Мобифон" (далее - ООО "Компания "Мобифон") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление), Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент), в котором просило признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации права собственности общества на нежилое помещение общей площадью 457,5 кв.м. (этаж 1 пом. 1 комн. 1-3, пом. 6, комн. 1-8, пом. 7 комн. 1, этаж подвал пом. 1 комн. 1-5, пом. 3 комн. 1-3), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Толбухина, д. 5, корп.1, оформленное уведомлением от 12.03.2018 77/005/233/2017-6045, 6046; обязать осуществить государственную регистрацию.
Решением от 19.09.2018 требования общества к Управлению удовлетворены, суд признал незаконным оспариваемый отказ, возложил на Управление обязанность зарегистрировать право собственности общества на помещение; в удовлетворении требований к Департаменту было отказано.
Не согласившись с данным решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и в части удовлетворения требований общества и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке установленном частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между Департаментом (продавец) и ООО "Компания "Мобифон" (покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимости (нежилого помещения) от 09.06.2017, в соответствии с которым продавец обязался передать покупателю в собственность объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Толбухина, д. 5, корп. 1, общей площадью 457,5 кв.м. (подвал, пом. I, ком. 1-5, пом. III, комн. 1-3, этаж 1, пом. I, комн. 1-3, пом. VI, комн. 1-8, пом. VII, комн. 1), а покупатель принять и оплатить данный объект.
29.11.2017 общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанное помещение.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных заявителем на государственную регистрацию прав, Управлением были выявлены противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными, так как в соответствии с данными ЕГРН на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Толбухина, д. 5, корп. 1, общей площадью 617,7 кв.м. было зарегистрировано право собственности города Москвы, и спорное помещение является частью указанного объекта недвижимости, на который отдельно право города Москвы не зарегистрировано.
Уведомлением от 12.12.2017 N 77/005/233/2017-6045, 6046 Управление сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации права собственности на заявленный объект, указав на противоречие между заявленным и зарегистрированными правами (пункт 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Поскольку в течение срока, на который была приостановлена регистрация, указанные причины не были устранены, Управление уведомлением от 12.03.2018 N 77/005/233/2017-6045, 6046 сообщило об отказе в государственной регистрации со ссылкой на статью 27 Закона 218-ФЗ.
Полагая, что отказ в государственной регистрации в данной ситуации является неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Удовлетворяя его в части требований к Управлению, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности на помещение, частью которого является спорное помещение, принадлежит городу Москве, на него зарегистрировано в установленном порядке право собственности. Данное помещение состоит из помещений площадью 457,5 кв.м. (спорное помещение) и 160,2 кв.м. противоречия в составе которых отсутствует. Таким образом, суд посчитал, что оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.
В апелляционной жалобе Управление выражает несогласие с такими выводами суда первой инстанции, полагает, что они сделаны при неправильном применении норм материального права. Указывает, что осуществление государственной регистрации права на спорное помещение, возможно только после проведения процедуры, связанной с формированием нового объекта недвижимости, что предполагает обращение уполномоченного органа (департамента) с соответствующим заявлением.
Апелляционный суд, проанализировав правовые доводы Управления, приходит к выводу об их необоснованности исходя из следующего.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 его статьи 18 к заявлению должны быть приложены документы являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
Согласно части 1 статьи 21 данного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 5 статьи 21 Закона о регистрации предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
Как следует из материалов дела, общество представило на государственную регистрацию права собственности необходимый пакет документов, отражающих информацию о спорном помещении и наличии у заявителя права на него.
Отказав заявителю в государственной регистрации права по мотиву того, что право собственности на спорное помещение не зарегистрировано в ЕГРН, Управление не учло следующее.
Как было установлено при рассмотрении настоящего дела, спорное помещение является частью помещению площадью 617,7 кв.м. находящегося в собственности города Москвы.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации департамент как уполномоченный орган вправе владеть, пользоваться и распоряжаться как всем указанным объектом недвижимости, так и его частями и совершать в отношении этого имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Выделив из состава данного помещения в натуре, спорное помещение и продав его обществу, Департамент тем самым реализовал принадлежащее ему право на распоряжение им.
Поскольку Закон о регистрации прямо не возлагает на собственника недвижимого имущества обязанности повторно регистрировать свое право, в том числе на отдельные части объекта недвижимости, в рассматриваемом случае необходимые изменения в ЕГРН должны были быть внесены самим регистрирующим органом без дополнительного представления собственником (департаментом) заявлений о государственной регистрации прав на отдельные части объекта недвижимости и прекращении права собственности на первоначальный объект недвижимости.
Изложенное корреспондирует правовым подходам, сформированным в судебной практике при рассмотрении аналогичных дел в период действия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2009 N ВАС-12228/09, от 17.10.2013 N ВАС-14093/13, от 19.03.2014 N ВАС-1032/14).
С учетом того, что регулирование соответствующих вопросов после вступления в силу Закона N 218-ФЗ не претерпело каких-либо принципиальных изменений, данные подходы применимы и в настоящее время при разрешении соответствующей категории дел.
Вопреки доводам Управления данный вывод не противоречит части 10 статьи 41 Закона о регистрации, поскольку из нее не следует, что государственная регистрация права на объект при его образовании может быть осуществлена исключительно в заявительном порядке.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на спорное помещение.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2018 по делу N А40-140294/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.