город Воронеж |
|
17 декабря 2018 г. |
Дело N А64-5997/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.12.2018.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коровушкиной Е.В.,
судей Алфёровой Е.Е.,
Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 г. Тамбова": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.11.2018 по делу N А64-5997/2018 (судья Подольская О.А.) по исковому заявлению Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 г. Тамбова" (ОГРН 1026801226539, ИНН 6832024565) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) о взыскании задолженности в размере 101 124,38 руб.,
установил: Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 г. Тамбова" (далее-истец, ТОГБУЗ "Городская клиническая больница N 3 г. Тамбова") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее-ответчик, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области") о взыскании задолженности за оказанные медицинские услуги в размере 101 124,38 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 034 руб.
Определением от 30.07.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ; определением от 17.09.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.11.2018 по делу N А64-5997/2018 исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской область" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе осуществляется за счет средств бюджета Тамбовской области и средств обязательного медицинского страхования.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не явились.
ТОГБУЗ "Уваровская центральная районная больница" заявлено о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ТОГБУЗ "Городская клиническая больница N 3 г. Тамбова" оказало медицинские услуги (диагностические исследования) в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе, а также диагностические исследования в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу.
Договор о предоставлении платных медицинских услуг (диагностические исследования) между ТОГБУЗ "Городская клиническая больница N 3 г. Тамбова" и федеральным казенным учреждением "Военный комиссариат Тамбовской области" заключен не был, начиная с 2014 ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области уклоняется от подписания договора, ссылаясь на то, что в соответствии с законодательством не является заказчиком данных услуг.
Однако, несмотря на отсутствие заключенного договора, ответчиком в период с октября по декабрь 2017 было выдано 85 направлений призывникам, на основании которых ТОГБУЗ "ГКБ N 3 г. Тамбов" провело диагностические исследования призывников.
Таким образом, по направлению ответчика, в период с октября по декабрь 2017 года ТОГБУЗ "ГКБ N 3 г. Тамбов" были проведены диагностические исследования 85 призывников, направленных ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" на общую сумму 101 124,38 руб., что подтверждается счетом N 9 от 22.01.2018, счетом-фактурой N 9 от 22.01.2018, актом на выполнение медицинских услуг от 22.01.2018.
По результатам оказания услуг ТОГБУЗ "ГКБ N 3 г. Тамбов" 28.02.2018 почтовым отправлением, в адрес ответчика были направлены следующие документы: договор от 22.01.2018 N 23/2017 на проведение диагностических исследований граждан, подлежащих призыву на военную службу, счет от 22.01.2018 N 9, счет-фактура от 22.01.2018 N 9, акт на выполнение медицинских услуг от 22.01.2018 в 2 экземплярах, реестр призывников, прошедших обследование в ТОГБУЗ "ШКБ N 3 г. Тамбов" за октябрь -декабрь 2017.
Письмом исх.N ЮО/77/357 от 12.03.2018 указанные документы были возвращены ответчиком, со ссылкой на то, что действующим законодательством заключение такого вида договоров Военным комиссариатом Тамбовской области не предусмотрено.
Направленная в адрес ответчика претензия исх.N 64 от 29.03.2018 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке, оставлена ответчиком без удовлетворения.
В ответе на претензию ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" от оплаты медицинских услуг отказался.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 г. Тамбов" в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Разрешая заявленные исковые требования по существу, и удовлетворяя их, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе.
В настоящем споре обязательства сторон возникли в связи с фактически оказанными истцом ответчику услугами медицинского характера.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания внедоговорных услуг по проведению диагностических исследований для перечисленной категории граждан ответчиком не оспаривается, возражения по расчету отсутствуют, о некачественном оказании истцом услуг не заявлено.
С учетом положений ст. 59 Конституции РФ и соответствующих норм Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), оказываемые ТОГБУЗ "ГКБ N 3 г. Тамбов" Военному комиссариату услуги обладают особой спецификой и направлены на защиту охраняемых законом публичных интересов в сфере обеспечения обороноспособности РФ и боеготовности ее Вооруженных Сил.
В рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". В силу п. 7 ст. 1 этого Федерального закона компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 1441 от 31.12.1999 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Положение N 1441), п. 1 которого предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подп. "д" п. 2 Положения N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в частности, медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Как указано в п. 2 Письма Минздрава России от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" проведение обязательных диагностических исследований при постановке граждан на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, не входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования) и средств обязательного медицинского страхования (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования).
Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включено в средние нормативы, установленные программой.
Порядок компенсации соответствующих расходов определен утвержденными постановлением Правительства РФ N 704 от 01.12.2004 Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила N 704).
Пунктом 2 Правил N 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация расходов, указанных в п. 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ (п. 3 Правил N 704).
Согласно п. 4 Правил N 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 п. 2 Правил N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Статьей 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны РФ договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Установлено, что оказанные истцом во внедоговорном периоде услуги были направлены на обеспечение соответствующих призывов граждан на военную службу. Истец на регулярной основе продолжал выполнение спорных работ, не терпящих отлагательства до момента заключения государственного контракта в установленном порядке. Деятельность истца, в виде оказания лабораторных и инструментальных исследований в отношении граждан при призыве граждан на военную службу в спорном периоде в отсутствие государственного контракта, была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении ВС РФ от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, А77-602/2013.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу ч. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из вышеприведенного следует, что у истца имеется субъективное материальное право требовать от ответчика оплаты внедоговорных услуг медицинского характера оказанных в период с октября по декабрь 2017 года на общую сумму 101 124 руб. 38 коп.
Ответчик доказательств, подтверждающих погашение задолженности за оказанные медицинские услуги, в материалы дела не представил.
Ссылка ответчика на то, что он не является заказчиком данных услуг, оплата вышеуказанных диагностических исследований, по мнению военного комиссариата Тамбовской области, должна осуществляться за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования, правомерно отклонена судом, поскольку не освобождает ответчика от оплаты фактически оказанных истцом услуг по медицинскому освидетельствованию в целях определения годности к военной службе.
Проведение обязательных диагностических исследований в рамках медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе не оплачивается за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отсутствие заключенного договора не освобождает ответчика от оплаты фактически оказанных истцом услуг по медицинскому освидетельствованию в целях определения годности к военной службе
Учитывая представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору, суд области пришел к обоснованному выводу о достаточности их для разрешения спора по существу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.11.2018 по делу N А64-5997/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Коровушкина |
Судьи |
Е.Е. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.