г. Самара |
|
17 декабря 2018 г. |
Дело N А65-9091/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Драгоценновой И.С., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Митрофановой Е.И. (доверенность от 26.10.2018),
представителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Митрофановой Е.И. (доверенность от 13.10.2018),
представителей главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны - Груздевой Е.И. (доверенность от 09.01.2018), Хайруллиной А.К. (доверенность от 09.01.20118),
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 декабря 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 июня 2018 года по делу N А65-9091/2017 (судья Мазитов А. Н.),
принятое по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны (ОГРН 313167710200020, ИНН 165035821696), г.Набережные Челны, Республика Татарстан,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань,
третьи лица:
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Татарстан, г.Казань,
Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, с. М. Шильна, Республика Татарстан,
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г.Набережные Челны, Республика Татарстан,
Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, с. М. Шильна, Республика Татарстан,
Совет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г.Набережные Челны, Республика Татарстан,
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна (далее - заявитель, Глава КФХ Мохтарова Л.Ф.) обратилась с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ, регистрирующий орган) о признании недействительными решений от 03 февраля 2017 года за N 16-0-1-228/3009/2016-2102 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:154, за N 16-0-1-228/3009/2016-2101 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:146, за N 16-0-1-228/3009/2016-2100 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:153, от 06 февраля 2017 года за N 16/17-7076 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:273, за N 16-0-1-228/3009/2016-2089 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:159, за N 16-0-1-228/3009/2016-2088 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:118, за N 16-0-1-228/3009/2017-2092 по земельному участку с кадастровым N16:39:102501:122, за N 16-0-1-228/3009/2016-2104 по земельному участку с кадастровым N16:39:102501:164, за N16/17-7027 по земельному участку с кадастровым N16:39:102501:165, за N 16-0-1-228/3009/2016-2093 по земельному участку с кадастровым N16:39:102501:120 об отказе в государственном учете изменений объектов недвижимости в части категории земли с "сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования: " индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" "зоны Ж1- жилая застройка", согласно Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, об обязании внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости: в категорию земель земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102501:273, 16:39:102501:122, 16:39:102501:120, 16:39:102501:159, 16:39:102501:164, 16:39:102501:165, 16:39:102501:118, 16:39:102501:154, 16:39:102501:153,16:39:102501:146, расположенных по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, с.Ильбухтино, с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", в разрешенный вид использования земельных участков: "индивидуальные жилые дома с приусадебными участками" "зоны Ж1- зона жилой застройки" (т.1 л.д.5-12).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Руководитель Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Федеральная кадастровая палата (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017 по делу N А65-9091/2017 в удовлетворении заявления отказано (т.3 л.д.155-159).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения (т.5 л.д.54-58).
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.03.2018 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т.5 л.д.133-140).
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2018 по делу N А65-9091/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об отказе в учете изменений объектов недвижимости от 03 и 06 февраля 2017 года.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения об объектах недвижимости:
- земельных участках с кадастровыми номерами: 16:39:102501:273, 16:39:102501:122, 16:39:102501:120, 16:39:102501:159, 16:39:102501:164, 16:39:102501:165, 16:39:102501:118, 16:39:102501:154, 16:39:102501:153, 16:39:102501:146, в части категории земли с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов",
- в части вида разрешенного использования земельных участков: с кадастровыми номерами 16:39:102501:273, 16:39:102501:159, 16:39:102501:164, 16:39:102501:165, 16:39:102501:118 на "зоны Ж1- зона жилой застройки", с кадастровым номерами 16:39:102501:122, 16:39:102501:120 на "жилая застройка", кадастровыми номерами 16:39:102501:154, 16:39:102501:153, 16:39:102501:146 на "спортивные здания и сооружения" согласно утвержденного Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Взыскал с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан в пользу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны 3 000 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Выдал Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовне справку на возврат государственной пошлины из бюджета в сумме 60 000 руб. (т.6 л.д.43-47).
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.6 л.д.52-56).
Заявитель апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее (т.6 л.д.102-104).
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Татарстан апелляционную жалобу регистрирующего органа поддержало по основаниям, изложенным в отзыве на нее (т.6 л.д. 84-85).
Иные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 судебное заседание отложено на 24.10.2018.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Лихоманенко О.А..
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 судебное заседание отложено на 14.11.2018.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 судебное заседание отложено на 10.12.2018.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Татарстан, Совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представители заявителя отклонили апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан поддержал апелляционную жалобу регистрирующего органа.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна на основании договора дарения земельного участка от 29.06.2015 является собственником земельных участков (далее - спорные земельные участки) с кадастровыми номерами:
- 16:39:102501:273 площадью 280 724 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. Малошильнинское сельское поселение, что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 13.07.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-4673/2, от 23.06.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-3177/2 (л.д. 20, 22 том 1);
- 16:39:102501:122 площадью 76 800 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельствами от государственной регистрации от 13.01.2015 Серии 16-АН N 834778, от 15.08.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-4127/2 (л.д. 47, 48 том 1).
- 16:39:102501:120 площадью 76 800 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 05.11.2015 N 16-16/020-16/088/004/2015-3423/2 (л.д. 66, том 1).
- 16:39:102501:159 площадью 422 400 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации 09.10.2014 N 16-16-90/026/2014-284 (л.д. 31, том 1).
- 16:39:102501:164 площадью 445 622 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для введения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 06.07.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-4136/2 (л.д. 83, том 1).
- 16:39:102501:165 площадью 1 145,6 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, х-во ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 06.07.2015 N 16-16/041-16/008/003/2015-4187/2 (л.д. 76, том 1).
- 16:39:102501:118 площадью 76 800 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 24.10.2014 Серии 16-АН N 645170 (л.д. 39, том 1).
- 16:39:102501:154 площадью 38 400 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для введения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, х-во ПК Камский, что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 05.11.2015 Серии 16-16/020-16/088/004/2015-3433/2 (л.д. 57, том 1).
- 16:39:102501:153 площадью 76 800 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 09.10.2014 Серии 16-АН N 632674 (л.д. 90, том 1).
- 16:39:102501:146 площадью 76 800 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 09.10.2014 Серии 16-АН N 632692 (л.д. 98, том 1).
25.10.2016 Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. обратилась в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РТ с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости, приложив к заявлениям выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения N 12/7 от 16.12.2014.
В связи с непредставлением необходимых документов для государственного кадастрового учета изменений, а именно: отсутствием документов для изменений сведений о разрешенном использовании земельных участков Кадастровая палата решениями N 1600/501/16-123154, N 1600/501/16-123177, N1600/501/16-123144, N1600/501/16-12165 N1600/501/16-12126, N1600/501/16-123134 от 02.11.2016, N1600/501/16-123517, N 1600/501/16-123453, N1600/501/16-123447, N1600/501/16-123446 от 03.11.2016 приостановила осуществление кадастрового учета, пояснив, что в представленной выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N12/7 не указаны сведения об основных и вспомогательных видах разрешенного использования, утвержденные для данной территориальной зоны и отсутствует информация о том, что земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Решениями Управления Росреестра по РТ от 03.02.2017 N 16-0-1-228/3009/2016-2102 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:154), N 16-0-1-228/3009/2016-2101 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:146), N 16-0-1-228/3009/2016-2100 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:153), от 06.02.2017 N 16-17/7076 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:273, N 16-17/7027 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:165, N 16-0-1-228/3009/2016-2089 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:159, N 16-0-1-228/3009/2016-2088 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:118, N 16-0-1-228/3009/2016-2092 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:122, N 16-0-1-228/3009/2016-2104 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:164, N 16-0-1-228/3009/2016-2093 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:120 заявителю отказано в учете изменений объектов недвижимости.
Основанием для отказа послужило истечение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений и не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Не согласившись с данными отказами в учете изменений объекта недвижимости, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, исходил из следующего.
В соответствии со статьями 198 и 200 АПК РФ ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) в редакции, действовавшей до 01.01.2017, то есть на дату обращения за совершением действий по кадастровому учету, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно статье 16 Закона о кадастре недвижимости основанием для осуществления кадастрового учета является изменение уникальных характеристик объекта недвижимости, в том числе вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со статьей 22 Закона о кадастре недвижимости при поступлении заявления о кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка и отсутствии необходимых документов об этом орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает соответствующие документы из уполномоченных органов государственной власти или органа местного самоуправления.
С 01.01.2017 полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости отнесены к компетенции Управления Росреестра по Республике Татарстан.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).
В связи с тем, что Совет Малошильнинского сельского поселения, утвердивший Генеральный план сельского поселения, в установленные сроки не направил сведения о категории земли, о разрешенном виде использования земли в кадастровый орган относительно рассматриваемых земельных участков, Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. самостоятельно обратилась в кадастровый орган с соответствующим заявлением.
Обращаясь в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта земельных участков, заявитель в качестве документов, подтверждающих принадлежность земельных участков к категории земель "земли населенных пунктов", представила выписки из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7.
Суд первой инстанции признал несостоятельным довод ответчика о том, что представленная выписка из Генерального плана не является основанием для изменения сведений о разрешенном использовании и категории земель земельных участков, по следующим основаниям.
Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в связи с переводом земельных участков из одной категории земель в другую установлен, в частности, статьей 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Генеральные планы поселений, городских округов являются документами территориального планирования, под которым понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 18 Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Таким образом, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Суд первой инстанции указывает, следует признать, что генеральный план является достаточным правовым основанием считать спорные земельные участки категории "земли сельскохозяйственного назначения" переведенными в категорию земель "земли населенных пунктов".
Суд первой инстанции отклонил довод регистрирующего органа об отсутствии оснований для внесения изменений в сведения о категории земель со ссылкой на ответ, полученный от Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, как несостоятельный, поскольку из представленной в материалы дела пояснительной записки Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения следует, что спорные земельные участки вошли в границы населенного пункта: южнее и восточнее н.п. Ильбухтино Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, в зону жилой застройки и зону спортивные здания и сооружения.
Суд первой инстанции признал необоснованным довод ответчика об отсутствии у Малошильнинского сельского поселения по состоянию на 16.12.2014 полномочий по утверждению Генерального плана, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ до 01.01.2015 органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относилось утверждение генеральных планов поселения.
Пунктом 21 статьи 5 Устава муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан", утвержденного 01.08.2012 N 8/1, утверждение генеральных планов поселения относилось к вопросам местного значения поселения.
Генеральный план Малошильнинского сельского поселения утвержден решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" 16.12.2014, то есть до 01.01.2015.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Проект Генерального плана Малошильнинского сельского поселения согласован Премьер - министром Республики Татарстан, что подтверждается заключением от 16.12.2013.
Следовательно, на момент утверждения Генерального плана сельского поселения Совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" обладал соответствующими полномочиями по его утверждению.
Решение Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан 14.08.2017 "Об утверждении генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" при рассмотрении настоящего дела не имеет правового значения, поскольку не отменяет установленных по делу обстоятельств.
Согласно выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решению Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, выданной главным архитектором Тукаевского муниципального района, земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102501:273, 16:39:102501:159, 16:39:102501:164, 16:39:102501:165, 16:39:102501:118, 16:39:102501:122, 16:39:102501:120, 16:39:102501:154, 16:39:102501:153, 16:39:102501:146, расположенных по адресу: южнее и восточнее н.п. Ильбухтино Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1 - зона жилой застройки, спортивные здания и сооружения. Запрашиваемое использование земельного участка относится к основному виду разрешенного использования.
Исходя из положений пункта 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, в рассматриваемом случае перевод завершен в момент утверждения Генерального плана, которым установлены границы населенного пункта, а также включения спорного земельного участка в границы этого населенного пункта.
Закрепленные в статье 8 Закона N 172-ФЗ особенности перевода для земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов состоят в том, что установление или изменение границ населенных пунктов само по себе является переводом, информация о котором в уведомительном порядке направляется в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Указанная позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 по делу N А65-9158/2017.
Согласно части 2 статьи 4.1. ГрК РФ в редакции, действовавшей до 31.12.2016, в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Таким образом, в данном случае изменение категории спорных земельных участков влечет за собой и изменение разрешенного вида использования земельных участков.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции сделал вывод, что у регистрирующего органа не имелось оснований для принятия решения об отказе в учете изменений категории земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования: "основной вид разрешенного использования - "зоны Ж1 - зона жилой застройки", зона спортивные здания и сооружения, в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции указывает, что аналогичная правовая позиция изложена во вступивших в законную силу судебных актах по делам N А65-9158/2017, N А65-449/2017, N А65-8412/2017, N А65-12040/2017.
Суд апелляционной инстанции учитывает тот факт, что суд проверяет законность оспариваемого решения государственного органа на момент его принятия, поэтому при разрешении спора суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемые решения регистрирующего органа от 03 и 06 февраля 2017 года об отказе в учете изменения, противоречат действующим на тот момент решению Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7, статьям 83, 84 ЗК РФ и статьям 7, 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьям 16, 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 01.01.2017.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о признании отказа в учете изменений объекта недвижимости незаконным является правильным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции неправомерно возложил на Управление Росреестра по РТ обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф.
В резолютивной части решения о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права, поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2014 N 301-ЭС14-2491).
Как усматривается из материалов дела, в целях восстановления нарушенных прав суд первой инстанции обязал Управление Росреестра по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф.
По смыслу части 1 статьи 4 АПК РФ целью обращения в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
По правилам части 4 статьи 15 АПК РФ судебные акты, принимаемые арбитражными судами, должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Соблюдение указанных принципов обеспечивается выполнением лицами, участвующими в деле, обязанностей по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, а также выполнением арбитражным судом обязанности по оценке представленных доказательств и разрешению прочих вопросов, касающихся существа спора.
Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ (часть 1 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с правилами части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В силу положений пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения при признании ненормативного правового акта недействительным должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, признав недействительным ненормативный правовой акт и необходимость устранения нарушений прав заявителя, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, определив действия, которые приведут к восстановлению нарушенных прав и срок их совершения. При установлении способа и срока устранения нарушения необходимо учитывать положения законодательства в области применения которого был издан оспариваемый ненормативный правовой акт.
Вместе с тем как видно из материалов дела, решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 отменен генеральный план Малошильнинского сельского поселения, утвержденный решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7, со всеми изменениями и утвержден новый генеральный план Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, согласно которому спорные земельные участки не вошли в черту какого-либо населенного пункта.
Таким образом, спецификой данного спора является тот факт, что на момент принятия решения судом первой инстанции генеральный план Малошильнинского сельского поселения, утвержденный решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7, отменен в установленном порядке и решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 утвержден новый генеральный план, который в установленном порядке не оспорен, основания для отказа в применении указанного нормативного акта в пределах реализации полномочий арбитражного суда отсутствуют (пункт 2.2 постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П, от 06.07.2018 N 29-П).
При таких обстоятельствах при разрешении спора судом первой инстанции и также при определении способа восстановления нарушенных прав либо ограничении в реализации такого права должно было учитываться и принятие уполномоченным органом нового нормативного акта и отмена решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7.
Из содержания Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан, утвержденного решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5, следует, что участки по настоящему спору не вошли в границу указанного населенного пункта. Данный факт установлен документально (т.6 л.д.110-111).
Учитывая, что условия нового генерального плана, действующие на момент принятия судебного решения, исключают нахождение спорных объектов в составе границ населенного пункта и обязание регистрирующего органа внести изменения по учету приведет к правовой неопределенности режима использования участков и их категории, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на Управление Росреестра по РТ обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф.
Из материалов дела видно, что во исполнение представления прокурора Тукаевского района от 08.06.2017 N 02-08-03а Советом муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан приняты решения: от 12.11.2018 N 46/2 "Об отмене решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7 "Об утверждении генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан"; от 12.11.2018 N 46/3 "Об отмене решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 03.12.2015 N 6/2 "Об утверждении изменений генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан".
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о том, что решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 были внесены изменения в ранее действующий генеральный план Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан, а не принят новый генеральный план, спорные земельные участки не были исключены из границы населенного пункта в соответствии с генеральным планом Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденным решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5.
Указанные доводы Мохтаровой Л.Ф. могут быть предметом самостоятельного оспаривания нормативных актов, принимаемых органом публичного образования, в установленном законом порядке.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2018 по делам N А65-449/2017, N А65-8412/2017.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Управление Росреестра по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф. подлежат отмене, а в остальной части решение суда оставлению без изменения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Росреестром в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 июня 2018 года по делу N А65-9091/2017 отменить в части обязания Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения об объектах недвижимости:
- земельных участках с кадастровыми номерами: 16:39:102501:273, 16:39:102501:122, 16:39:102501:120, 16:39:102501:159, 16:39:102501:164, 16:39:102501:165, 16:39:102501:118, 16:39:102501:154, 16:39:102501:153, 16:39:102501:146, в части категории земли с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов",
- в части вида разрешенного использования земельных участков: с кадастровыми номерами 16:39:102501:273, 16:39:102501:159, 16:39:102501:164, 16:39:102501:165, 16:39:102501:118 на "зоны Ж1 - зона жилой застройки", с кадастровым номерами 16:39:102501:122, 16:39:102501:120 на "жилая застройка", кадастровыми номерами 16:39:102501:154, 16:39:102501:153, 16:39:102501:146 на "спортивные здания и сооружения" согласно утвержденного Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9091/2017
Истец: Крестьянское фермерское хозяйство Мохтарова Лейсан Фаридовна, г.Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по Республике Татарстан), г.Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального район РТ, Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ, Совет Тукаевского муниципального района РТ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45257/19
17.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11394/18
20.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9091/17
20.03.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-29862/18
10.11.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14686/17
21.08.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9091/17
31.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9301/17
16.05.2017 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9091/17