город Ростов-на-Дону |
|
11 января 2024 г. |
дело N А32-27190/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Нарышкиной Н.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Петросьян Н.В.,
при участии:
от ответчика: Милош А.А. по доверенности от 06.04.2023,
от третьего лица администрации Геленджика: Сердюкова Т.А. по доверенности от 28.12.2023,
представителя прокуратуры Краснодарского края: прокурора отдела Макаренко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Администрации города-курорта Геленджика,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2023 по делу N А32-27190/2023
по иску Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
к обществу с ограниченной ответственностью "Динамика Краснодар",
при участии третьих лиц: Администрации города-курорта Геленджика, Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Прокуратуры Краснодарского края,
о прекращении права пользования водными объектами,
УСТАНОВИЛ:
Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - истец, Кубанское БВУ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Динамика Краснодар" (далее - ответчик, общество, ООО "Динамика Краснодар") о прекращении права пользования:
- частью акватории Черного моря (г. Геленджик), общей площадью 0,0061 кв. км в границах географических координат:
т. 1: 44°33'23,28" с.ш.; 38°04'23,44" в.д.;
т. 2: 44°33'22,61" с.ш.; 38°04'22,05" в.д.;
т. 3: 44°33'22,41" с.ш.; 38°04'20,16" в.д.;
т. 4: 44°33'24,90" с.ш.; 38°04'19,11" в.д.;
т. 5: 44°33'25,66" с.ш.; 38о04'21,98" в.д.;
- частью акватории Черного моря (г. Геленджик), общей площадью 0,0026 кв. км, в пределах географических координат:
т. 1: 44°33'45,44" с.ш.; 38°04'40,02" в.д.;
т. 2: 44°33'43,91" с.ш.; 38°04'39,60" в.д.;
т. 3: 44°33'44,82" с.ш.; 38°04'36,06" в.д.;
т. 4: 44°33'45,29" с.ш.; 38°04'36,27" в.д.;
- частью акватории Черного моря (г. Геленджик), общей площадью 0,0026 кв. км, в пределах географических координат:
т. 1: 44°33'53,40" с.ш.; 38°04'39,28" в.д.;
т. 2: 44°33'52,76" с.ш.; 38°04'39,90" в.д.;
т. 3: 44°33'52,1Г с.ш.; 38°04'40,05" в.д.;
т. 4: 44°33'51,38" с.ш.; 38°04'37,53" в.д.;
т. 5: 44°33'52,35" с.ш.; 38°04'36,87" в.д.;
- частью акватории Черного моря (г. Геленджик), общей площадью 0,0099 кв. км, в пределах географических координат:
т. 1: 44°33'20,38" с.ш.; 38°04'12,21" в.д.;
т. 2: 44°33'19,60" с.ш.; 38°04'07,13" в.д.;
т. 3: 44°33'23,05" с.ш.; 38°04'07,09" в.д.;
т. 4: 44°33'23,18" с.ш.; 38°04'11,20" в.д.;
- о расторжении договоров водопользования: N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08295/00 от 23.03.2020; N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08296/00 от 23.03.2020; N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08297/00 от 23.03.2020; N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08300/00 от 23.03.2020;
- об обязании ООО "Динамика Краснодар" осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта, в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы выявленным фактом использования ответчиком водных объектов не по целевому назначению, что является грубым нарушением условий заключённых между сторонами договоров и основанием для принудительного прекращения договоров водопользования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрации города-курорта Геленджика, Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Прокуратуры Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что представленные истцом в обоснование заявленных требований доказательства не отвечают признакам относимости доказательств и не были приняты судом в качестве допустимых доказательств по делу. Поскольку иных доказательств нецелевого использования водных объектов истцом не представлено, судом отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец и Администрация города-курорта Геленджика обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении и сводятся к тому, что факт нецелевого использования ответчиком водного объекта подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно материалами проверки, поступившими из Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Доводы апелляционной жалобы администрации сводятся к тому, что судом первой инстанции не дана оценка представленным Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края сообщениям об обследовании территории (акватории) от 22.06.2023 N 8, N 10, в соответствии с которыми в рамках проведённого выездного мероприятия установлено, что в границах акваторий определённых договорами отсутствовали маломерные суда, акватория выделена буйковыми ограждениями, используется в целях купания, в связи с чем имеются признаки нарушения статьи 7.6 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении ответчиком условий договоров водопользования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей ответчика, третьих лиц, прокурора, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.03.2020 между Кубанским БВУ и ООО "Динамика Краснодар" заключен договор водопользования N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08295/00, на основании заявления ООО "Динамика Краснодар" (вх. N 84 ГУ от 20.01.2020) о предоставлении в пользование части водного объекта по адресу: Черное море (г. Геленджик), в пределах географических координат:
т. 1: 44°33'23,28" с.ш.; 38°04'23,44" в.д.;
т. 2: 44°33'22,61" с.ш.; 38°04'22,05" в.д.;
т. 3: 44°33'22,41" с.ш.; 38°04'20,16" в.д.;
т. 4: 44°33'24,90" с.ш.; 38°04'19,11" в.д.;
т. 5: 44°33'25,66" с.ш.; 38°04'21,98" в.д.; общей площадью акватории 0,0061 кв. км, для использования в рекреационных целях физкультурно-спортивными организациями.
В соответствии с договором водопользования, заключенным с ООО "Динамика Краснодар" N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08295/00 от 23.03.2020, цель водопользования: использование акватории водных объектов (статья 50 Водного кодекса Российской Федерации). Вид водопользования: совместное водопользование; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Также 23.03.2020 между Кубанским БВУ и ООО "Динамика Краснодар" заключен договор водопользования N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08296/00, на основании заявления ООО "Динамика Краснодар" (вх. N 81 ГУ от 20.01.2020) о предоставлении в пользование части водного объекта по адресу: Черное море (г. Геленджик), в пределах географических координат:
т. 1: 44°33'45,44" с.ш.; 38°04'40,02" в.д.;
т. 2: 44°33'43,91" с.ш.; 38°04'39,60" в.д.;
т. 3: 44°33'44,82" с.ш.; 38°04'36,06" в.д.;
т. 4: 44°33'45,29" с.ш.; 38°04'36,27" в.д.;
общей площадью акватории 0,0026 кв. км, для использования в рекреационных целях физкультурно-спортивными организациями.
В соответствии с договором водопользования N 00-06.03.00.001 -М-ДНБВ-Т-2020-08296/00 от 23.03.2020, цель водопользования: использование акватории водных объектов (статья 50 Водного кодекса Российской Федерации).
Вид водопользования: совместное водопользование; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Аналогично 23.03.2020 между Кубанским БВУ и ООО "Динамика Краснодар" заключен договор водопользования N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08297/00, в порядке, предусмотренном "Правилами подготовки и заключения договора водопользования", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования", на основании заявления ООО "Динамика Краснодар" (вх. N 79 ГУ от 20.01.2020) о предоставлении в пользование части водного объекта по адресу: Черное море (г. Геленджик), в пределах географических координат:
т. 1: 44°33'53,40" с.ш.; 38°04'39,28" в.д.;
т. 2: 44°33'52,76" с.ш.; 38°04'39,90" в.д.;
т. 3: 44°33'52,11" с.ш.; 38°04'40,05" в.д.;
т. 4: 44°33'51,38" с.ш.; 38°04'37,53" в.д.;
т. 5: 44°33'52,35" с.ш.; 38°04'36,87" в.д.; общей площадью акватории 0,0026 кв. км, для использования в рекреационных целях физкультурно-спортивными организациями.
В соответствии с договором водопользования N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08297/00 от 23.03.2020 цель водопользования: использование акватории водных объектов (статья 50 Водного кодекса Российской Федерации).
Вид водопользования: совместное водопользование; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Также 23.03.2020 между Кубанским БВУ и ООО "Динамика Краснодар" заключен договор водопользования N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08300/00, в порядке, предусмотренном "Правилами подготовки и заключения договора водопользования", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования", на основании заявления ООО "Динамика Краснодар" (вх. N 83 ГУ от 20.01.2020) о предоставлении в пользование части водного объекта по адресу: Черное море (г. Геленджик), в пределах географических координат:
т. 1:44°33'20,38"с.ш.; 38°04'12,21" в.д.;
т. 2: 44°33'19,60" с.ш.; 38°04'07,13" в.д.;
т. 3: 44°33'23,05" с.ш.; 38°04'07,09" в.д.;
т. 4: 44°33'23,18" с.ш.; 38°04'11,20" в.д.; общей площадью акватории 0,0099 кв. км, для использования в рекреационных целях физкультурно-спортивными организациями.
В соответствии с договором водопользования N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08300/00 от 23.03.2020 цель водопользования: использование акватории водных объектов (статья 50 Водного кодекса Российской Федерации).
Вид водопользования: совместное водопользование; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Срок пользования по всем договорам установлен до 20.01.2040.
В пояснительных записках к графическим материалам обществом было указано, что на основании имеющейся у ООО "Динамика Краснодар" лицензии на осуществление образовательной деятельности N 08836 от 12.10.2018, выданной Министерством образования и молодежной политики Краснодарского края, обществом оказываются услуги по реализации образовательных программ по 8 отделениям (подводный спорт, парусный спорт, плавание, водное поло, управление маломерными плавательными средствами, виндсерфинг, кайтинт, водные лыжи). Для реализации указанных программ, после прохождения теоретического курса и получения доступа, ученикам необходимо приступить к практическим занятиям на воде. С целью обучения управлением маломерными моторными плавательными средствами, а также обучения катанию на водных лыжах испрашиваются необходимые участки акватории. Для обеспечения безопасных занятий на пляже присутствуют учителя и спасатели, отвечающие за безопасность во время практических занятий на воде. На территории пляжа оборудован спасательный пост, укомплектованный необходимым оборудованием и снаряжением. Для обеспечения медицинской помощи предусмотрен медицинский пункт.
По результатам рассмотрения документов ООО "Динамика Краснодар" и с учетом положительных согласований условий водопользования (проведенных Кубанским БВУ в соответствии с п. 22 постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования") управлением были приняты решения о предоставлении права пользование водными объектами заявителю для определенных целей.
Условиями договоров водопользования N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08295/00 от 23.03.2020, N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08296/00 от 23.03.2020, N 00-06.03.00.001 -М-ДНБВ-Т-2020-08297/00 от 23.03.2020, N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08300/00 от 23.03.2020 не предусмотрено использование акватории водного объекта под иные цели, не указанные в пункте 2 договоров водопользования - для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями (статья 50 Водного кодекса Российской Федерации).
15.06.2022 в Кубанское БВУ из Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик поступило письмо главы города Богодистова А.А. "О принятии мер" от 14.06.2022 о выявленных в ходе информационно-аналитического наблюдения за пляжными территориями 8 функционирующих баз-стоянок маломерных судов, на которые Кубанским БВУ заключены договоры водопользования, не соответствующие целевому использованию акватории Черного моря.
Ввиду отсутствия у Кубанского БВУ функций по осуществлению государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" информационное письмо Богодистова А.А. было перенаправлено в Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с целью проверки изложенных в нем доводов и принятия мер.
21.07.2022 в Кубанское БВУ из Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора поступил ответ от 20.07.2022, из которого следовало, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году установлены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий. Кроме того сообщалось, что управление, в соответствии с Положением об управлении, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2016 N 761, не наделено полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий, а из поступивших материалов невозможно установить виновных лиц.
На основании вышеизложенного обращение Богодистова А.А., поступившее из Кубанского БВУ, в целях объективного, всестороннего и полного рассмотрения изложенных доводов направлено в Отдел МВД России по городу Геленджику.
19.07.2022 в адрес Кубанского БВУ поступило письмо Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокуратура старшего советника юстиции Сушкова О.В. о проведенной проверке доводов обращения главы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.06.2022 N 110-7069/22-15-58-01.
К письму прилагался рапорт помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора юриста 2 класса Бабкиной Д.Ю. о проведенном ей осмотре пляжных территорий и акты осмотра земельных участков, в том числе:
Акт N 1 к рапорту, которым установлено: "Осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:40:041200:20 по адресу: г. Геленджик, район ул. Херсонской, пользователем которого является ИП Сафронова Н.В., согласно договору на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения на пляжных территориях и обеспечения безопасности людей на водных объектах на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без его предоставления и установления сервитута N 91 от 4 марта 2022 года. В результате осмотра было установлено, что на земельном участке по вышеуказанному адресу, расположена база-стоянка маломерных судов (катамаранов), на которую отсутствует допуск ГИМС. Данная база-стоянка расположена на участке акватории, согласно договору водопользования с ООО "Динамика Краснодар" N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08297/00 от 23.03.2020, целевое назначение: "Использование акватории водных объектов для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями".
Актом N 2 к рапорту установлено: "Осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:40:0412001:28 по адресу: г. Геленджик, ул. Ленина, центральный пляж, пользователем которого является ИП Сафронова Н.В. согласно договору на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения на пляжных территориях и обеспечения безопасности людей на водных объектах на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без его предоставления и установления сервитута N 93 от 4 марта 2022 года.
В результате осмотра было установлено, что на земельном участке по вышеуказанному адресу расположена база-стоянка маломерных судов (катамаранов), на которую отсутствует допуск ГИМС.
Данная база-стоянка расположена на участке акватории, согласно договору водопользования с ООО "Динамика Краснодар" N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08296/00 от 23.03.2020 года, целевое назначение: "Использование акватории водных объектов для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями".
Актом N 3 к рапорту установлено: "Осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:40:0412001:19 по адресу: г. Геленджик, ул. Революционная, район центральной площади, пользователем которого является ООО "Алые паруса" согласно договору на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения на пляжных территориях и обеспечения безопасности людей на водных объектах на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без его предоставления и установления сервитута N 100 от 1 апреля 2022 года.
В результате осмотра было установлено, что на земельном участке по вышеуказанному адресу расположена база-стоянка маломерных судов (катамаранов), на которую отсутствует допуск ГИМС.
Данная база-стоянка расположена на участке акватории, согласно договору водопользования с ООО "Динамика Краснодар" N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08300/00 от 23.03.2020, целевое назначение: "Использование акватории водных объектов для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями".
Актом N 5 к рапорту установлено: "Осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:40:0403019:13 по адресу: г. Геленджик, ул. Революционная, пользователем которого является ИП Дудин А.В. согласно договору на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения на пляжных территориях и обеспечения безопасности людей на водных объектах на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без его предоставления и установления сервитута N 90 от 4 марта 2022 года.
В результате осмотра было установлено, что на земельном участке по вышеуказанному адресу, расположена база-стоянка маломерных судов (катамаранов), на которую отсутствует допуск ГИМС.
Данная база-стоянка расположена на участке акватории, согласно договору водопользования с ООО "Динамика Краснодар" N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08295/00 от 23.03.2020 года, целевое назначение: "Использование акватории водных объектов для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями".
По результатам рассмотрения полученных из Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры материалов проверки, Кубанским БВУ в адрес ООО "Динамика Краснодар" направлены предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом:
исх. N 01-07/4622 от 29.07.2022 в связи с нецелевым использованием Водопользователем предоставленного по договору водопользования N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08295/00 от 23.03.2020 участка акватории Черного моря;
исх. N 01-07/4619 от 29.07.2022 в связи с нецелевым использованием Водопользователем предоставленного по договору водопользования N 00-06.03.00.001 -М-ДНБВ-Т-2020-08296/00 от 23.03.2020 участка акватории Черного моря;
исх. N 01-07/4618 от 29.07.2022 в связи с нецелевым использованием Водопользователем предоставленного по договору водопользования N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08297/00 от 23.03.2020 участка акватории Черного моря;
исх. N 01-07/4620 от 29.07.2022 в связи с нецелевым использованием Водопользователем предоставленного по договору водопользования N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08300/00 от 23.03.2020 участка акватории Черного моря;
В ответ на указанное требование ООО "Динамика Краснодар" отказалось добровольно прекратить право пользования водным объектом, предоставленное на основании договоров водопользования N 00-06.03.00.001 -М-ДНБВ-Т-2020-08295/00 от 23.03.2020, N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08296/00 от 23.03.2020, N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08297/00 от 23.03.2020, N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2020-08300/00 от 23.03.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Пунктом 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водопользователем понимается физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водными объектами. Под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц (пункт 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Водное законодательство регулирует водные отношения. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 7 Водного кодекса Российской Федерации).
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса (часть 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится в том числе владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Водного Кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844, предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5).
Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является: 1) нецелевое использование водного объекта; 2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации; 3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки (часть 3 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами (часть 4 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации).
Статья 10 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований для принудительного прекращения права водопользования.
Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 данной статьи, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, право пользования водным объектом может быть прекращено принудительно только в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому спору проверке подлежат обстоятельства нецелевого использования водных объектов. При этом такая мера, как прекращение права пользования водным объектом (прекращение действия соответствующего решения уполномоченного органа), по своей правовой природе является публично-правовой санкцией, которая должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.
В частности, применение конкретной санкции должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния, не нарушая, при этом, баланса законных интересов уполномоченных органов и экономических прав водопользователей.
Судом установлено, что в досудебном порядке урегулирования спора, Кубанским БВУ в адрес ООО "Динамика Краснодар" направлены предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом исх. N 01-07/4622 от 29.07.2022, N 01-07/4619 от 29.07.2022, N 01-07/4618 от 29.07.2022, N 01-07/4620 от 29.07.2022
В качестве основания для принудительного прекращения права пользования водным объектом управление указывает на то, что ответчиком при осуществлении водопользования допущены грубые нарушения, являющиеся основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда; приложенными к письму актами осмотра земельных участков N 1, N 2, N 3, N 5 установлен факт и документально подтверждено нарушение ООО "Динамика Краснодар" условий договоров водопользования, а именно: нецелевое использование водного объекта, предоставленного в пользование обществу.
Как установлено судом, доводы истца основаны на результатах прокурорской проверки, в ходе которой Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено расположение на земельных участках с кадастровыми номерами 23:40:0412001:20, 23:40:0412001:28, 23:40:0412001:19 и 23:40:0403019:13 базы-стоянки маломерных судов без допуска ГИМС.
Вместе с тем, исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд не установил достаточных правовых оснований для прекращения права пользования общества водными объектами в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10 Водного кодекса, ввиду отсутствия надлежащих доказательств нецелевого использования.
Согласно статье 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является, в том числе соблюдение и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015 N 2-П, согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурором. По смыслу данного положения во взаимосвязи со статьей 10 Закона о прокуратуре, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования, информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, так и в любых открытых источниках.
С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Следовательно, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (инцидентный характер), но и в инициативном порядке (самостоятельно).
В этой связи полученная прокурором самостоятельно информация о фактах нарушения закона является достаточным основанием для осуществления прокурором контрольных мероприятий в инициативном порядке и не выходит за пределы полномочий, предоставленных органам прокуратуры действующим законодательством, с учетом указанного выше конституционного смысла Закона о прокуратуре.
Как следует из рапорта помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, 15.07.2022 с целью проверки доводов обращения главы муниципального образования город-курорт Геленджик осуществлен осмотр соответствующих пляжных территорий.
В ходе проверки установлено, что в акватории Черного моря в районе земельного участка с кадастровым номером 23:40:0412001:20 и 23:40:0412001:18 расположены пантоны, к которым пришвартованы маломерные суда, также осуществляется деятельность по прокату гидроциклов и катамаранов, не предусмотренная договорами водопользования, заключенными между ООО "Динамика Краснодар" и Кубанским бассейновым водным управлением, поскольку целевое назначение использования водного объекта - для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции представленные прокуратурой доказательства: акты осмотра N 1,2,3,5 и фотоматериалы к ним не отвечают признакам относимости доказательств, поскольку в них не указаны координаты территории, на которой расположены базы-стоянок катамаранов, приложенные к акту фотографии представлены без указания времени и даты съемки, условий съемки, типа фотоаппарата, должностное лицо, производящее фотографирование, фотоматериалы сделаны без привязки к конкретному месту на пляжной территории.
Кроме того приложенные к рапорту помощника прокурора от 15.07.2022 акты осмотра N 1,2,3,5 идентичны актам осмотра, составленным администрацией города-курорта Геленджика в ходе проверки земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:041:2001:20, 23:40:0412001:18, 23:40:0412001:19, 23:40:0403019:24. Отраженные в актах осмотра фотографии идентичны фотографиям, сделанным администрацией города-курорта Геленджика в ходе информационно-аналитического наблюдения за пляжными территориями.
Представленные фотоматериалы в актах осмотра не позволяют достоверно установить принадлежность снимков части водных объектов в пределах географических координат, предусмотренных заключёнными между сторонами договорами.
В связи с чем суд критически отнесся к представленным в материалы дела актам осмотра Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Исходя из изложенного, представленные акты осмотра обоснованно не приняты судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Иных доказательств нецелевого использования водных объектов в материалы дела не предоставлено.
Ссылка Администрации города-курорта Геленджика на то, что судом первой инстанции не дана оценка представленным в материалы дела Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края сообщениям об обследовании территории (акватории) от 22.06.2023 N 8, N 10, в соответствии с которыми в рамках проведённого выездного мероприятия установлено, что в границах акваторий определённых договорами отсутствовали маломерные суда, акватория выделена буйковыми ограждениями, используется в целях купания, в связи с чем имеются признаки нарушения статьи 7.6 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении ответчиком условий договоров водопользования, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку установленные указанными сообщениями обстоятельства подтверждают отсутствие со стороны ответчика факта использования водных объектов не по целевому назначению, а также противоречит доводам истца, который ссылаясь на результаты прокурорской проверки, указывает на наличие в границах акваторий определённых договорами баз-стоянок маломерных судов без допуска ГИМС. Само по себе наличие признаков нарушения статьи 7.6 КоАП РФ в отсутствии постановления о привлечении ответчика к административной ответственности не может являться основанием для расторжения спорных договоров.
По смыслу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать не только сам факт нарушения ответчиком условий договора, но и существенный характер нарушения, а также доказать то, что продолжение действия договора повлечет для истца негативные последствия (ущерб, дополнительные расходы и т.п.).
Таким образом, с учетом отсутствия доказательств нецелевого использования водных объектов, доказательств нарушения ответчиком условий спорных договоров, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что принудительное прекращение права пользования водным объектом в данном случае не отвечает целям данной меры установленной Водным кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано.
На основании изложенного у апелляционной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам жалоб.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2023 по делу N А32-27190/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27190/2023
Истец: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Кубанское БВУ Федерального агентства водных ресурсов
Ответчик: ООО "Динамика Краснодар"
Третье лицо: Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик, Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Прокуратура Краснодарского края