г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2018 г. |
Дело N А21-6421/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Борисова Л.И., доверенность от 06.12.2018, Валюченич Т.В. доверенность от 15.01.2018;
от заинтересованного лица: Воронин А.В., доверенность от 16.10.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29258/2018) общества с ограниченной ответственностью "Бигш партнер Транспорт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.09.2018 по делу N А21-6421/2018 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по иску Калининградской областной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "Бигш партнер Транспорт"
о взыскании утилизационного сбора
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня (далее - Таможня) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к ООО "Бигш партнер Транспорт" о взыскании 1 509 000 руб. утилизационного сбора, 36618,40 руб. пени по состоянию на 15.02.2018, а также пени по день исполнения обязанности по уплате сбора включительно (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда от 18.09.2018 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО "Бигш партнер Транспорт" просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны обстоятельства, которые суд счел установленными, неправильно применены нормы материального права; таможенным органом не доказана обоснованность взыскания утилизационного сбора с ответчика.
Согласно отзыву Таможня против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В силу части 2 статьи 268 АПК РФ апелляционная коллегия возвращает ООО "Бигш партнер Транспорт" дополнительные доказательства, поскольку не представлено обоснование невозможности их представления в суд первой инстанции по уважительным причинам, не зависящим о подателя жалобы. Ответчиком не доказано, что корреспонденция не вручена по вине организации почтовой связи.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, ответчиком на Калининградском акцизном таможенном посту по декларации на товары N 10012210/311017/0005785 задекларирован товар: автомобиль грузовой тягая седельный, б/у марки "Scania", модель R420, VIN/шасси: XLER4X20005140290, номер кузова отсутствует, пробег 1387947,8 км., 17.02.2006 г.в., цвет: белый, тип двигателя: дизельный; объем двигателя 11705 куб.см.; 309 кВт, л/с 420,2; модель двигателя: не установлена, номер двигателя: не установлен, полная масса: 18600 кг., экологический класс-4; хладагент, R134A; код товара - 8701209014 ТН ВЭД ЕАЭС., с указание в графе 31 декларации - для разборки на запчасти, узлы и агрегаты. Не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Товар 31.10.2017 выпущен в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны без уплаты утилизационного сбора.
По результатам проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании спорного товара Таможней выявлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, определен размер подлежащего уплате утилизационного сбора - 1 509 000 руб.
В связи с этим в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора от 19.02.2017 исх. N 22-57/05960, возвращенное органом почтовой связи с пометкой "истек срок хранения".
В связи с тем, что утилизационный сбор в добровольном порядке ООО "Бигш партнер Транспорт" не уплачен, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав представителей истца и ответчика, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, Закон об отходах) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1). Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. Из анализа законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений следует, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора - это лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших данный сбор в нарушение установленного порядка его уплаты.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81; далее - Правила N 81)
В случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Данная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 17 Правил N 81)
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ к плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Судом первой инстанции установлено, что заинтересованным лицом ввезено транспортное средство, которое не подпадает под исключения, перечисленные в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89.
Как правильно указано в обжалуемом решении, обязанность уплаты утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению, учитывая, что под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" (статья 24.1 Закона N 89-ФЗ) следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора (пункт 11 Правил N 81).
Согласно Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2013 N 1291) для расчета размера утилизационного сбора в отношении транспортных средств полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн (классифицируемых по коду 8701 209014), с даты выпуска которых прошло более 3 лет, применяется коэффициент 10,06.
Указанным перечнем определено, что размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн равна 150 000 руб.
Следовательно, размер утилизационного сбора в рассматриваемом случае правильно определен таможней в размере 1 509 000 руб. (150 000 руб. х 10,06).
Возражений по размеру утилизационного сбора ответчик не приводит. Доказательств уплаты утилизационного сбора не представлено, следовательно, требование Таможни о взыскании с ответчика 1 509 000 руб. утилизационного сбора правомерно удовлетворено судом.
Обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска товара Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения экологического ущерба от эксплуатации транспортного средства.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.09.2018 по делу N А21-6421/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Бигш партнер Транспорт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.