г. Пермь |
|
18 декабря 2018 г. |
Дело N А71-9220/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гладких Е.О.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Домовед": Тугбаев О.В., директор (решение от 01.04.2016), Новокшонов С.А. (доверенность от 09.07.2018),
от Администрации муниципального образования "Увинский район": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Домовед",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 24 сентября 2018 года по делу N А71-9220/2018,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домовед" (ИНН 1821013354, ОГРН 1151832023320)
к Администрации муниципального образования "Увинский район" (ИНН 1821002360, ОГРН 1021800917643)
о признании недействительными предписаний,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Домовед" (далее - ООО "Домовед", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными предписаний Администрации муниципального образования "Увинский район" (далее - администрация) от 28.03.2018 N 12, от 05.04.2018 N 13.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 сентября 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования в полном объеме.
Заявитель, исходя из приведенных им обоснование заявленных требований обстоятельств, считает возможным распределение расходов на содержание общедомового имущества по фактически потребленному объему коммунальной услуги, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
По мнению заявителя, сам по себе факт отсутствия договорных отношений между управляющей и ресурсоснабжающей компанией не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества в МКД как исполнителя коммунальных услуг. Плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не ресурсоснабжающей организации.
Администрация представила письменный отзыв на апелляционную жалобу. Полагает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным. Просит отказать в удовлетворении жалобы заявителя.
Представитель заявителя в заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования.
Представитель инспекции изложил возражения на доводы апелляционной жалобы. Просит в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 06.02.2018 и 14.02.2018 в адрес Главы муниципального образования "Увинский район" поступили обращения жителей многоквартирных домов N 24 по ул. К. Маркса в п.Ува и N 12 по ул. Калинина в п.Ува с просьбой разобраться с начислением платы за коммунальные услуги за обслуживание и содержание общего имущества в данных многоквартирных домах (л.д. 98-99, 107).
На основании распоряжений администрации от 20.02.2018 N 059-р, от 02.03.2018 N 077 в отношении ООО "Домовед" проведены внеплановые документарные проверки соблюдения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также исполнения обязанностей по договорам управления многоквартирными домами, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирными домами, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений (л.д.108-109, 115-116).
В ходе проверки установлено, что ООО "Домовед" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 26.01.2016 N 018-00013.
В реестр управляющей компании включены 22 многоквартирных дома, в том числе, многоквартирные дома, расположенные в п.Ува, по ул. К. Маркса, д.24 и по ул. Калинина, д.12.
Между ООО "Домовед" и собственниками указанных многоквартирных домов заключены договора управления многоквартирным домом (далее - договор управления).
30.12.2016 между управляющей компанией и ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" заключен договор энергоснабжения, согласно которому управляющая компания приобретает у ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" электрическую энергию (мощность), потребляемую при содержании общего имущества (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общегоимущества) в многоквартирном доме.
В июне 2017 года управляющей компанией ООО Домовед" были инициированы собрания собственников многоквартирных домов, находящихся под ее управлением, на которых собственниками принято решение о распределении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества (далее - ОДН) между собственниками жилых и нежилых помещений производить в объеме фактического потребления.
В то время как, в силу п.29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 и части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации при первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Так, 17.06.2017 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 12 по ул. Калинина п.Ува (протокол N 4 от 17.06.2017, вопрос N 2) принято решение о распределении ОДН между собственниками жилых и нежилых помещений в объеме фактического потребления по каждому ресурсу, начиная с 01.01.2017 (л.д.28-30).
25.06.2017 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 24 ул. К. Маркса п.Ува (протокол N 6 от 25.06.2017, вопрос N 2) принято решение о распределении ОДН между собственниками жилых и нежилых помещений в объеме фактического потребления по каждому ресурсу, начиная с 01.01.2017 (л.д. 17-20).
Таким образом, при проверке порядка определения размера платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества администрацией установлено нарушение, выразившееся в предъявлении управляющей компанией жильцам сверхнормативного объема по коммунальным ресурсам, потребляемым при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
По результатам проверок администрацией составлены акты N 18 от 28.03.2018, N 20 от 05.04.2018 (л.д.10-14, 21-26) и выданы предписания от 28.03.2018 N 12 с требованием в срок до 07.05.2018 произвести перерасчет за произведенный сверхнормативный объем по коммунальной услуге "электроэнергия", потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме N 12 по ул. Калинина, п. Ува (л.д. 25- 26), и от 05.04.2018 N 13 с требованием в срок до 04.05.2018 произвести перерасчет за произведенный сверхнормативный объем по коммунальным ресурсам потребления на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 24 ул. К. Маркса п. Ува (л.д.15-16).
Считая предписания незаконными, ООО "Домовед" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписаний незаконными и их отмене.
Суд первой инстанции заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статей 9, 65, 71, 200 АПК РФ, в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется ввиду нижеизложенного.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Согласно пункту 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РФ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Статьей 35.1. Устава муниципального образования "Увинский район" предусмотрено, что Администрация МО "Увинский район" является органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля.
Функции, порядок деятельности администрации в сфере муниципального контроля устанавливаются муниципальным правовым актом администрации.
Администрация организует и осуществляет муниципальный контроль на территории муниципального образования, разрабатывает и принимает административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля, организует и проводит мониторинг эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, осуществляет иные предусмотренные федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики полномочия.
Согласно части 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, администрация наделена полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги. Администрации для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
С учетом изложенного, действия администрации по проведению внеплановых проверок соответствуют законодательству. Оспариваемые предписания вынесены уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
По правилам части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Указанные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 1 января 2017 года (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N176-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления (пункт 2).
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).
Исходя из буквального толкования вышеуказанных правовых норм следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может определяться исходя из объема фактического потребления соответствующей услуги на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного и введенного в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства. В такой ситуации размер расходов на оплату вышеперечисленных коммунальных услуг, предоставленных на содержание общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее, но не может быть более размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Согласно пункту 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, с 01.01.2017 и до утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих нормативов действовал переходный период, в котором плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, и, следовательно, может быть менее соответствующих нормативов, на что указано и в Письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.03.2017 N 7443-ОО/04 и от 22.03.2017 N 9268-ОО/04. Следовательно, если объем коммунальных ресурсов, потребленный в целях содержания общего имущества и рассчитанный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, ниже, чем соответствующий объем по нормативу, установленный субъектом Российской Федерации, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, подлежит определению исходя из фактического потребления ресурса согласно показаниям прибора учета.
Порядок применения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных до 01.01.2017, регламентировался пунктами 40, 44-46 Правил N 354, которыми размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды определялся в зависимости от показаний общедомового прибора учета.
Судом установлено, что по состоянию на 01.11.2016 на территории Удмуртской Республики действовали Постановление Правительства УР от 27.04.2015 N 202 об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме в Удмуртской Республике и Постановление Правительства УР от 14.01.2013 N 17 с 01.06.2017 об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению в Удмуртской Республике.
С 01.06.2017 Постановлением Правительства УР от 22.05.2017 N 208 на территории Удмуртской Республики утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике.
Также Постановлением Правительства УР от 14.01.2013 N 17 (в редакции от 29.05.2017 N 235) с 01.06.2017 на территории Удмуртской Республики утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике.
Как следует из материалов дела, между ООО "Домовед" и собственниками многоквартирных домов в п. Ува по ул. К. Маркса, д.24 и по ул. Калинина, д.12, заключены договоры управления многоквартирными домами, согласно которым управляющая компания приняла на себя обязанность по управлению многоквартирными домами, в том числе, по организации предоставления услуг, выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Указанные многоквартирные дома оснащены общедомовыми приборами учета, позволяющими определить фактическое количество ресурсов, использованных для общедомовых нужд.
30.12.2016 между ООО "Домовед" и ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" заключен договор энергоснабжения, согласно которому ООО "Домовед" приобретает у ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" электрическую энергию (мощность), потребляемую при содержании общего имущества (освещение или иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества) в многоквартирном доме.
Договор поставки коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах N 55/18 заключен между ООО "Домовед" и ООО "Увинская управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" (ресурсоснабжающей организацией) только 01.03.2018.
17.06.2017 и 25.06.2017 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 12 по ул. Калинина п. Ува (протокол N 4 от 17.06.2017) и многоквартирного дома N 24 ул. К. Маркса п. Ува (протокол N6 от 25.06.2017) принято решение о распределении ОДН между собственниками жилых и нежилых помещений в объеме фактического потребления по каждому ресурсу, начиная с 01.01.2017 (л.д.17-20, 28-30).
Из пояснений, данных представителем заявителя в судебном заседании до принятия собственниками многоквартирных домов указанных решений о распределении ОДН в объеме фактического потребления, ООО "Домовед" выставляло жителям указанных многоквартирных домов за период с января 2017 г. по июнь 2017 г. платежные квитанции, в которых сумма к оплате за содержание общего имущества в многоквартирном доме начислялась исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
После принятия собственниками решений о распределении ОДН в объеме фактического потребления начиная с 01.01.2017, ООО "Домовед" в апреле 2018 года выставило жителям указанных многоквартирных домов отдельные квитанции с перерасчетом (сторнированием) платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за весь 2017 год (л.д.89).
Между тем, при проверке порядка определения размера платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества администрацией установлено нарушение, выразившееся в предъявлении управляющей компанией жильцам сверхнормативного объема по коммунальным ресурсам, потребляемым при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (расчет на л.д. 87).
Кроме того, факт начисления платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества сверхнорматива, обществом не оспаривается, о чем представитель заявителя указал в судебном заседании. При этом также указал, что указанное начисление производится на основания волеизъявления самих собственников, на основании принятых ими решений, которые приняты в установленном порядке, ни кем не оспоренным и не отмененным.
Кроме того, судом установлено, что 06.01.2018 собственниками многоквартирного дома, расположенного в п. Ува, ул. К. Маркса, д. 24 проведено общее собрание, на котором было принято решение об отмене предыдущего решения производить распределение ОДН между собственниками жилых и нежилых помещений в объеме фактического потребления, и принято новое решение производить распределение ОДН в объеме норматива с 01 января 2017 года (л.д. 100).
Кроме того, суд первой инстанции согласился с доводом администрации о том, что до 01.03.2018 управляющая компания не приобретала у ресурсоснабжающей организации коммунальные услуги на содержание общего имущества в многоквартирных домах. Поскольку договор поставки коммунальных ресурсов N 55/18 в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах с ресурсоснабжающей организацией ООО "Увинская управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" ООО "Домовед" заключило только 01.03.2018 (л.д. 90-91).
Поскольку общество производило начисление платы за коммунальные ресурсы по фактически потребленному объему коммунальных ресурсов с учетом показаний коллективных (общедомовых) приборов учета многоквартирного дома, который является сверхнормативным, что обществом не отрицается, а не по нормативу, как предусмотрено действующим законодательством, администрацией правомерно выданы предписания о необходимости проведения соответствующего перерасчета за произведенный сверхнормативный объем по коммунальным ресурсам, потребленным на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
В предписаниях отражены выявленные нарушения, указанные факты имеют непосредственное отношение к предмету проверки, предписания содержат понятные формулировки способа устранения нарушений, содержат сроки исполнения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые предписания, обязывающие ООО "Домовед" в срок до 04.05.2018 и до 07.05.2018 произвести перерасчет за произведенный сверхнормативный объем по коммунальным ресурсам, потребленным на общедомовые нужды в многоквартирном доме, являются законными и обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, поскольку совокупность оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемых предписаний недействительными, судом не установлена, решение об отказе в удовлетворении заявленного требования соответствует части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка применительно к обстоятельствам настоящего спора, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 сентября 2018 года по делу N А71-9220/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Домовед" (ИНН 1821013354, ОГРН 1151832023320) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одной тысячи пятисот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 540 от 22.10.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.