г. Москва |
|
17 декабря 2018 г. |
Дело N А40-21009/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: А.М. Елоева,
Судей: Н.В. Юркова, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Гунарь,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.2018 по делу N А40-21009/18 по иску ООО "ЕДС Серпухов +" (ОГРН 111504001776) к ФГКУ "Специальное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по уплате коммунальных платежей в размере 12 607 020,41 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Медведев А.А. по доверенности от 21.04.2017,
от ответчика 1: Бекетова А.А. по доверенности от 06.12.2018,
от ответчика 2: Бекетова А.А. по доверенности от 09.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЕДС Серпухов +" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик-1) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик-2) с требованием о взыскании задолженности по уплате коммунальных платежей в размере 12 570 389,71 руб. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 24.09.2018 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили указанное решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ЕДС Серпухов +" осуществляет управление и эксплуатацию многоквартирных жилых домов по адресам:
- Московская область, г. Серпухов, ул. Центральная, д. 142;
- Московская область, г. Серпухов, ул. Юбилейная, д. 2; - Московская область, г. Серпухов, ул. Юбилейная, д. 6;
- Московская область, г. Серпухов, ул. Юбилейная, д. 21; - Московская область, г. Серпухов, ул. Оборонная, д. 7;
- Московская область, г. Серпухов, ул. Оборонная, д. 9;
- Московская область, г. Серпухов, ул. 65 Лет Победы, д. 17;
- Московская область, г. Серпухов, ул. 65 Лет Победы, д. 19;
- Московская область, г. Серпухов, ул. 65 Лет Победы, д. 21;
- Московская область, г. Серпухов, ул. Спортивная, д. 8, корп. 1;
- Московская область, г. Серпухов, ул. Спортивная, д. 8, корп. 2.
Как следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРП, квартиры вышеуказанных многоквартирных домов находятся в собственности Российской Федерации и переданы в оперативное управление ответчику 1 - ФГКУ "СТУИО" Министерства обороны Российской Федерации.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Во исполнение обязанностей управляющей компании по обслуживанию многоквартирного дома истцом производились расчеты с контрагентами за поставленные коммунальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги по техническому обслуживанию жилых домов.
Согласно п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Такое учреждение также несет бремя содержания закрепленного за ним имущества.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Задолженность ответчика за спорный период рассчитана истцом, исходя из установленного органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, поскольку такой размер не был установлен собственниками помещений дома, что соответствует ч.4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, а также правовой позиции, изложенной Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N4910/10.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество неосновательное обогащение).
В силу ст. 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Как установлено судом, ответчик-1 за период 2016-2017 не производил оплату за жилые помещения за коммунальные услуги, в связи с чем, общая сумма задолженности по оплате коммунальных услуг за указанный период согласно составляет: 12 570 389,71 руб.
При этом расчет истца судом проверен, произведен с учетом представленных ответчиком 1 доказательств о заселении части помещений.
Поскольку оплата названной суммы ответчиком не произведена, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Согласно нормам ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
Ссылка заявителя на отсутствие доказательств, свидетельствующие о его статусе истца, как управляющей организации указанными многоквартирными домами, опровергается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколами решений по итогам внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, из которых следует в качестве управляющей компании выбрана компания истца - ООО "ЕДС Серпухов +".
Суд принимает во внимание, что истцом в материалы дела представлены доказательства заключения договоров и подписания актов с ресурсоснабжающими организациями, что свидетельствует об оказании коммунальных услуг в спорных жилых домах.
Также судом учтено, что расчет истца нормативно и документально обоснован, в том числе, первичной документацией, представленной в материалы дела.
Оснований для освобождения ответчиков от несения расходов по оплате услуг за спорный период не имеется.
Поскольку доказательства оплаты названной суммы задолженности ответчики не представили, исковое требование о взыскании задолженности (неосновательного обогащения) обоснованно в заявленном размере и подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Кроме того, истцом заявлено требование о субсидиарном взыскании с Министерства обороны Российской Федерации случае недостаточности имущества у ФГКУ "Специальное ТУИО" задолженности (неосновательного обогащения) в размере 12 570 389,71 руб.
В соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве Обороны РФ, Министерство Обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства Обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
Статья 120 ГК РФ, предусматривает, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Из ст. 120 ГК РФ усматривается, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения является соответствующее публично-правовое образование и, следовательно, взыскание задолженности в порядке субсидиарной ответственности должно производиться за счет казны соответствующего публичноправового образования по долгам федерального учреждения.
Согласно ст. 399 ГК РФ если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, - привлечь основного должника к участию в деле.
Во исполнение требований ст. 242.3 Бюджетного Кодекса РФ "Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений" взыскание средств производится в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам с главного распорядителя средств федерального бюджета, т.е. Министерства Обороны РФ (ИНН 7704252261, г. Москва, Знаменка, 19, ОГРН 1037700255284), которое несет субсидиарную ответственность по долгам подведомственного учреждения - ФГКУ "Специальное ТУИО".
При таких обстоятельствах суд правомерно установил обоснованность предъявления соответствующего требования к ответчику (Министерству Обороны РФ).
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд самостоятельно оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, указав, что ответчиком доказательств надлежащего исполнения обязательств полностью или в части не представлено, пришел к выводу о наличии правовых и документальных оснований для удовлетворения исковых требования.
Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Оценив все имеющиеся доказательства, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были оценены судом первой инстанции, и влияли бы на законность и обоснованность судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.2018 по делу N А40-21009/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.