г. Москва |
|
17 декабря 2018 г. |
Дело N А40-100851/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Александровой Г.С., Савенкова О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 сентября 2018 года по делу N А40-100851/18, принятое судьей Панфиловой Г.Е. (35-702), по иску ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО БЫТОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ "ТРАМП"
(ИНН 7726047315, ОГРН 1037739285000) к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) о признании недействительным уведомление N 33-6-225242/17-(0)-1 от 24.10.2017 г.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Атитанова Т.А. по доверенности от 09.11.2018,
от ответчика: Гречко А.В. по доверенности от 30.01.2018
УСТАНОВИЛ:
ООО "Производственное объединение по бытовому обслуживанию населения "ТРАМП" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании недействительным уведомления N 33-6-225242/17-(0)-1 от 24.10.2017 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03 сентября 2018 года по делу N А40-100851/18 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02 февраля 2007 года между Департаментом городского имущества города Москвы (Далее - Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Производственное объединение по бытовому обслуживанию населения "ТРАМП" (Далее - Арендатор) заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы N 7-44 (Далее - Договор аренды), согласно условиям которого на основании договора аренды Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду нежилой объект (нежилое помещение, здание, сооружение) - далее Объект аренды, общей площадью 129 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, дом 37. (п. 1.1. Договора)
13 сентября 2016 года между Арендодателем и Арендатором заключено Дополнительное соглашение к Договору аренды N 07-00044/07 от 02.02.2007 г. (Далее -Дополнительное соглашение), согласно которому с 13.09.2016 г. устанавливается ставка арендной платы за 1 кв.м, в год равной 10 365 (Десять тысяч триста шестьдесят пять) руб. 00 коп. без учета НДС на основании заключения об определении рыночной стоимости права пользования объектов нежилого фонда на условиях договора аренды.
Согласно п. 5.1.3. Договора, арендодатель имеет право направить арендатору уведомление в случае изменения размера арендной платы в соответствии с разделом 6 настоящего Договора.
В силу п. 6.2. Дополнительного соглашения, в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной Арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае Арендодатель направляет Арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативном акте.
Арендатору направлено письмо за исх. N 33-6-107230/16-(0)-1 от 26.12.2016 год, из содержания которого следует, что Департамент городского имущества города Москвы уведомляет о том, что в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 года N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по представлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" по договору аренды от 02.02.2007 N 07-00044/07 нежилого помещения общей площадью 129 кв. м. по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, дом 37, арендная плата на период с 01.01.2017 г. устанавливается в размере 4 500 руб. за 1 кв. м. Арендная плата должна вноситься ежемесячно до 5-го числа текущего месяца, в размере 1/2 части годовой арендной платы.
Согласно Акту сверки по договору аренды Арендатор осуществлял оплату арендных платежей по ставке 4 500 руб. за 1 кв. м. в год, тем самым надлежащим образом исполнял обязанность по уплате арендной платы, а также обязанность по поддержанию помещения в пригодном для использования состоянии (проведение капитального и текущего ремонта).
Позже Арендатору поступило письмо за исх. N 33-6-335242/17-(0)-1 от 24.10.2017 г. из содержания которого следует, что Департамент городского имущества города Москвы направляет уведомление об изменении арендной ставки взамен ранее направленному и уведомляет о том, что в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 года N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по представлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" по договору аренды от 02.02.2007 N 07-00044/07 нежилого помещения общей площадью 129 кв. м. по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, дом 37, арендная плата на период с 01.01.2017 г. устанавливается в размере 11 401 руб. за 1 кв. м. в год.
Тем самым за период с 01.01.2017 г. по 24.10.2017 г. Арендодатель осуществил перерасчёт суммы арендной платы в сторону значительного увеличения.
При этом, уведомление о повторном изменении ставки арендной платы на 2017 г. направлено спустя год после направления уведомления об изменении ставки аренды также на 2017 г. Арендатор производил платежи по договору аренды за период 2017 г. по ставке 4 500 руб. за 1 кв. м. в год, руководствуясь поступившим уведомлением от 26.12.2016 г.
По мнению Департамента, по состоянию с 01.01.2017 г. и по 12.12.2017 г. образовалась задолженность по оплате арендных платежей по Договору аренды, Арендодателем осуществлен перерасчет арендной платы с учетом ставки арендной платы 11 401 руб. за 1 кв.м, в год.
Полагая уведомление от 24.10.2017 г. незаконным, арендатор обратился за оспариванием в суд.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства и дав оценку, представленным в материалы дела доказательствам, признал требования истца обоснованными.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
В силу п. 2.4. Постановления Правительства г. Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 г., по действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 1(1) настоящего постановления, ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине готовой ставки арендной платы с даты, указанной в соответствующем уведомлении Департамента городского имущества города Москвы, но не ранее чем через два месяца с даты направления такого уведомления. В направленных уведомлениях Ответчиком отсутствует информация о централизованном изменении арендной платы, и к уведомлениям не было приложено заключение независимого оценщика о рыночной ставке арендной платы и расчет, предусмотренный п. 2.4 Постановления Правительства города Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 г. Более, того уведомление не содержит даже указания на заключение независимого оценщика и расчет суммы арендной платы.
Согласно сведениям N ЮЭ9965-18-3442030 от 27.04.2018 г. из Единого реестра малого и среднего предпринимательства Истец включен в реестр и является субъектом малого и среднего предпринимательства по состоянию на "01" августа 2016 г.
В силу ч. 1, ст. 18 Федерального закона от 24.07.2017 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно- технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок,транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Согласно п. 1 Постановления Правительства г. Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 г., установить с 1 января 2017 г. ставку арендной платы в размере 4500 рублей за кв. м в год:
субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, (п. 1.1 Постановления Правительства города Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 г.)
субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области бытового обслуживания, (п. 1.3. и 1.3.1. Постановления Правительства городаМосквы N 800-ПП от 25.12.2012 г.)
Арендатору во временное владение и пользование предоставлен объект недвижимости -нежилое помещение, общей площадью 129 кв.м., арендуемая площадь не превышает установленный предел в 300 кв.м., что подтверждается Выпиской из технического паспорта на здание (Приложением N 1 к Постановлению Правительства г. Москвы от 01.12.1998 г. N 915).
В предусмотренном законом порядке Арендатор осуществляет деятельность по предоставлению услуг населению в области бытового обслуживания, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
"22" ноября 2017 г. в адрес Истца поступило требование об оплате задолженности в размере 1 005 617 руб. 23 коп. пени - 10 061 руб. 97 коп., согласно которому Ответчик ссылался на следующее обстоятельство, имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м, в год предоставляется субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 г.; 424-ПП по решению Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержку субъектам малого предпринимательства.
Согласно Постановлению N 800-ПП, субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, предоставляется имущественная поддержка в виде установления арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв. м. в год, при этом если площадь арендуемого помещения составляла менее 300 кв.м., заключение Межведомственной комиссии при этом не требуется.
Истец соответствует вышеуказанным условиям и вправе использовать льготную арендную ставку в соответствии с Постановлением N 800-ПП от 25.12.2012 г., при этом являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в области бытового обслуживания и использующего нежилое помещение не более 300 кв.м, без обращения с заявлением в Межведомственную комиссию о предоставлении льготной арендной ставки. Арендатор владеет и пользуется нежилым помещением на праве аренды общей площадью 129 кв. м., при этом Арендатором надлежащим образом исполнялась обязанность по внесению ежемесячных арендных платежей, ввиду этого Арендатор не обязан обращаться с заявлением в Межведомственную комиссию об установлении льготной ставки аренды.
Таким образом, направленное в адрес Истца уведомление N 33-6-225242/17-(0)-1 от 24.10.2017 г. о ставке арендной платы на 2017 г. принято с нарушением закона, по причине нарушения порядка установления арендной платы без проведения экспертизы рыночной ставки арендной платы на 2017 г., а также ввиду того, что Истец имеет представленное законодательством право на установление льготной арендной ставки.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Таким образом, признание за Истцом права на применение ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м, в год за 2016 год, и в размере 4500 руб. за 1 кв.м, в год за 2017 год в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 и пункта 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Что касается применения льготной ставки в период с 01.01.2017 по 31.12.2017: на дату рассмотрения дела действует постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (ред. от 02.12.2016) "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
В соответствии с пунктом 1, пунктом 1.1 Постановления с 01.01.2017 устанавливается ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
При этом абз. 2 пункта 1.1, устанавливающий обязательный порядок обращения в Межведомственную комиссию, утратил силу, в связи с чем нет обязательного порядка обращения в Межведомственную комиссию за льготой, в связи с чем Истец вправе рассчитывать на установление льготной ставки арендной платы.
Таким образом, истец обладает правом на применение льготной ставки исходя из размера 3500 руб. в год за период с 13.09.2016 года по 31.12.2016 года, и 4 500 руб. в год за 1 кв. м в период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки, в связи с чем, решение Арбитражного суда г. Москвы отмене не подлежит.
Поскольку заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2018 года по делу N А40-100851/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.