г. Челябинск |
|
19 декабря 2018 г. |
Дело N А76-8081/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2018 по делу N А76-8081/2018 (судья Мрез И.В.).
При участии представителей:
Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - Плохих Т.В. (доверенность N 1/3 от 09.01.2018, служебное удостоверение);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Стукаленко С.Н. (доверенность N 3/8 от 25.01.2018, служебное удостоверение);
Челябинской природоохранной прокуратуры - Кашапова Р.М. (служебное удостоверение).
Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, управление, Росреестр) о признании отказа N 74/001/224/2017-6958 от 12.02.2018 в осуществлении государственной регистрации незаконным, а также об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости - сибиреязвенное захоронение, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Бурино, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино.
Определением суда от 14.06.2018 (т. 1, л.д. 45) по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Областное государственное бюджетное учреждение "Озерская городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ОГБУ "Озерская ветстанция", учреждение).
Определением суда от 04.07.2018 (т. 1, л.д. 127) по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Челябинская природоохранная прокуратура (далее - прокуратура).
Решением суда от 18.09.2018 (резолютивная часть объявлена 11.09.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке - просит судебный акт отменить, удовлетворив заявление.
В жалобе заявитель со ссылкой на: нормы Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ), ст. 210, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защищенные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН), решение Центрального районного суда города Челябинска по делу N 2-2876/2016 от 15.08.2016, апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.11.2016 по делу N 11-17028, решение районного суда по делу N 2-13035/2016 от 08.12.2016, п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Информационное письмо N 132), не согласился с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что решение районного суда не является документов, подтверждающим право собственности Челябинской области на объект недвижимости - скотомогильник.
Полагает, что предоставление заявителем в Росреестр каких-либо иных правоустанавливающих документов на недвижимое имущество не требуется.
Принадлежность скотомогильника субъекту Российской Федерации - Челябинской области, районным судом изучалась в рамках рассмотренных гражданских дел, подтверждена Челябинским областным судом, на чем и настаивала прокуратура.
Считает несостоятельным вывод суда о том, что скотомогильник не является объектом недвижимости - это противоречит выводам Центрального районного суда города Челябинска, изложенным в названных решениях, и приведенным нормам действующего законодательства.
Таким образом, министерство выражает мнение о переоценке арбитражным судом первой инстанции обстоятельств, которые рассмотрены и разрешены в судебных актах судов общей юрисдикции.
Письменные отзывы на жалобу, в том числе ОГБУ "Озерская ветстанция", в материалы дела не представлены.
Заинтересованное лицо представило в дело письменные пояснения по жалобе, в которых считает ее доводы несостоятельными и просит оставить без удовлетворения. Полагает недоказанным заявителем нарушения его прав оспоренным отказом управления. Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта и не подтверждены надлежащими доказательствами. По мнению управления, заявленный к государственной регистрации объект не был принят в государственную собственность Челябинской области. В орган регистрации прав не представлены документы, свидетельствующие о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - Челябинской области. Заявителем какие-либо документы в рамках реализации государственной программы Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017-2020 годы", принятой постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 N 724-П (далее - Государственная программа), не выносились, а решением районного суда от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016 на Правительство Челябинской области возложена обязанность провести мероприятия по зачислению в государственную собственность, в том числе и спорного объекта. Однако, решение Центрального районного суда города Челябинска не содержит в резолютивной части вывода о наличии (признании) права собственности и в силу ст. 14, 58 Закона N 218-ФЗ не является правоустанавливающим документом. В связи с этим Росреестр полагает, что порядок исполнения решения суда общей юрисдикции следующий: осуществить комплекс мероприятий, включая всю процедуру от момента определения статуса имущества, как бесхозяйного (как определил его районный суд в судебном акте), и до принятия его в государственную собственность субъекта Российской Федерации, и только после этого зарегистрировать право. Кроме того, управление полагает, что в техническом плане от 16.10.2017 отсутствуют сведения, позволяющие определить сибиреязвенное захоронение как объект недвижимости. В качестве основной характеристики этого объекта для постановки на государственный кадастровый учет в техническом плане от 16.10.2017 указана площадь застройки. Но, в силу п. 7 Требований к определению площади здания, сооружения и помещений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 (далее - Требования), и в связи с тем, что в техническом плане от 16.10.2017 объект указан как биотермическая яма (скотомогильник) - оборудованная яма глубиной не менее 2 м с насыпью земли 0,5 м, "площадь застройки" не могла быть выбрана в качестве основной характеристики спорного объекта.
Представленным в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменным мнением прокуратура поддержала правовую позицию управления, не согласилась с доводами апелляционной жалобы министерства, полагая их не основанными на нормах права, сводящимися к переоценке доказательств и выводов суда первой инстанции. Со ссылкой на п. 1 ч. 2 ст. 14, ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ считает, что заявителем правоустанавливающие документы на объект недвижимости и земельный участок под сибиреязвенным захоронением в орган кадастрового учета и регистрации не представлены. В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сибиреязвенное захоронение должно быть определено и сформировано как самостоятельный объект недвижимости с его характерными признаками (площадь, границы, точный адрес). Включение в реестр имущества Челябинской области возможно только существующего объекта недвижимости с кадастровым номером, то же самое относится и к процедуре регистрации права собственности. Решением районного суда от 15.08.2016 на Правительство Челябинской области возложена обязанность по проведению мероприятий по зачислению в государственную собственность Челябинской области сибиреязвенного захоронения 1967 года, расположенного по указанному адресу - это решение не содержит сведений о признании права собственности министерства. Обязательство по принятию сибиреязвенного захоронения в государственную собственность Челябинской области Правительство Челябинской области не исполнило - документы, подтверждающие наличие права собственности Челябинской области на земельный участок, в орган кадастрового учета министерством не представлены. Поэтому постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на объект недвижимости - сибиреязвенное захоронение, расположенное по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Бурино, в кадастровом квартале 74:13:0413006, возможна после предоставления министерством полного пакета документов, предусмотренных Законом о регистрации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание представитель учреждения не явился.
С учетом мнения сторон и прокуратуры, в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ОГБУ "Озерская ветстанция".
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители управления и прокуратуры устно возражали против ее удовлетворения.
На основании определения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 в составе суда в соответствии с нормами ч. 3 и 4 ст. 18 АПК РФ произведена замена судей Пирской О.Н. и Суспициной Л.А. на судей Тимохина О.Б. и Богдановскую Г.Н.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, находит основания для отмены обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016 исковые требования прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц удовлетворены частично. На Правительство Челябинской области, в том числе возложена обязанность по принятию мер в отношении сибиреязвенного захоронения 1967 года, расположенного на территории Челябинской области, Кунашакского муниципального района д. Бурино, в кадастровом квартале 74:13:0413006, координаты (Х=691593,00; У=2351384,00), кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 74:13:0413006:23, севернее участка с кадастровым номером 74:13:0104001:5, а именно: провести мероприятия по зачислению в государственную собственность Челябинской области; организовать проведение мероприятий по обустройству и содержанию сибиреязвенного захоронения в соответствии с требованиями п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 N 56 (далее - СЭП), и п. 5.4, 5.6, 6.2, 6.7, 6.9 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - ВСП); не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
Указанное решение вступило в законную силу 15.11.2016 (апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.11.2016 по делу N 11-17028).
Министерство 25.10.2017 обратилось в Росреестр с заявлениями о государственной регистрации права собственности от 25.10.2017 N 74/001/224/2017-6958, о постановке на государственный кадастровый учет от 25.10.2017 N 74-0-1-170/3836/2017-2386 в отношении спорного по настоящему делу объекта недвижимости (т. 1, л.д. 52-56).
К указанным заявлениям приложены следующие документы:
- технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства от 25.07.17, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, в 700 м. по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино;
- решение Центрального районного суда города Челябинска от 15.12.2016 по делу N 2-13036/2016 (т. 1, л.д. 57-60);
- доверенность от 26.12.2016 N 1/266.
При проведении правовой экспертизы представленных документов выявлены замечания, препятствующие проведению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем заявителю направлено уведомление N Ф7400/17-87184 от 09.11.2017 - государственная регистрация приостановлена (т. 1, л.д. 83-87). Заявителю рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для устранения замечаний по техническому плану; предоставить необходимые для регистрации права на земельный участок документы (правоустанавливающий документ, соответствующий законодательству).
Министерство 29.01.2018 обратилось в Управление с заявлением о представлении дополнительных документов, принятых описью N 74-0-1-170/3836/2018-298 от 29.01.2018 (т. 1, л.д. 88-90).
К указанному заявлению приложен, в том числе, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства от 17.10.2017, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино (т. 1, л.д. 91-107, 61-76).
Росреестр, приняв 12.02.2018 решение N Ф7400/18-10457 об отказе в осуществлении кадастрового учета (т. 1, л.д. 119-122), уведомлением от 12.02.2018 N 74/001/224/2017-6958 (т. 1, л.д. 8-9) на основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ в связи истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 09.11.2017 N 74/001/224/2017-6958, 74-0-1-170/3836/2017-2386, отказал министерству в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости - сибиреязвенное захоронение, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Бурино, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино, в связи с не устранением причин приостановления, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, в том числе, не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации).
В обоснование отказа управление указало следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Тогда как правоустанавливающие документы, соответствующие законодательству (в том числе акт приемки построенного объекта), свидетельствующие о возникновении права собственности Челябинской области на сооружение - названное сибиреязвенное захоронение, а также земельный участок с кадастровым номером 74:13:0413006:23, не представлены. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости, согласно ст. 14 Закона о регистрации, могут служить судебные акты. Решение суда от 08.12.2016 не содержит сведений о признании права собственности субъекта Российской Федерации на сооружение - сибиреязвенное захоронение, расположенное по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Бурино, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино. Такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности, в том числе и исходя из года его постройки - 1967, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Документов, свидетельствующих о передаче этого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации "Челябинская область", не представлено. Иные документы, дающие возможность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, в Росреестр не поступали.
Не согласившись с поименованным отказом Росреестра, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права, законные интересы, министерство обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд о признании отказа незаконным и обязании управления осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Челябинской области в отношении спорного объекта недвижимости.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспоренный отказ управления соответствует действующему законодательству и не нарушает прав, законных интересов заявителя в соответствующей сфере.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статей 198, 200, 201 АПК РФ, приходит к следующему
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания указанных юридически значимых обстоятельств лежит на заявителе.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не оспаривали тезис о том, что субъекты Российской Федерации могут выступать в качестве правообладателей таких объектов захоронения животных (сибиреязвенные захоронения, скотомогильники, биотермические ямы) и принятие решения о создании данных объектов находится в их компетенции.
Таким образом, в рассматриваемом деле отсутствует спор о возможном правообладателе на сибиреязвенное захоронение, что указывает на несостоятельность одного из оснований, заложенных управлением в оспариваемый отказ (такие объекты находятся в ведении Российской Федерации).
В соответствии со ст. 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Исходя из положений п. 1 ст. 130 ГК РФ следует, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Суд первой инстанции указал, что в качестве правоустанавливающего документа на спорный объект "сибиреязвенное захоронение" министерством в управление представлено решение Центрального районного суда города Челябинска от 08.12.2016 по делу N 2-13036/2016.
Вместе с тем, это решение районного суда отношения к настоящему спору не имеет, поскольку предметом его спора являлось сибиреязвенное захоронение 1979 года, расположенное по схожему адресу, но в границах кадастрового квартала 74:13:0411001 (т. 1, л.д. 57-60).
При этом, из текста описи документов, принятых управлением 25.10.2017 от министерства для оказания государственных услуг, следует, что решение суда от 15.08.2016 имеется в деле 74/001/224/2017-6957 (т. 1, л.д. 52-56).
Согласно решению суда общей юрисдикции от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016 на Правительство Челябинской области возложена обязанность принять меры в отношении, в том числе сибиреязвенного захоронения 1967 года, расположенного на территории Челябинской области, Кунашакского муниципального района д. Бурино, в кадастровом квартале 74:13:0413006 координаты (Х=691593,00; У=2351384,00), севернее участка с кадастровым номером 74:13:0104001:5, а именно:
- провести мероприятия по зачислению в государственную собственность Челябинской области;
- организовать мероприятия по обустройству и содержанию сибиреязвенного захоронения в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
Проанализировав буквальное содержание этого судебного акта, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, Росреестр обоснованно указал на невозможность ее осуществления на основании решения Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016, поскольку оно не может быть рассмотрено в качестве правоустанавливающего документа. Суд указал, что это решение районного суда не содержит в его резолютивной части вывода о наличии (признании) права собственности.
Также суд отклонил ссылки заявителя на абз. 2 п. 52 Постановления N 10/22 и п. 1 Информационного письма N 132 в силу прямого противоречия доводов заявителя фактическим обстоятельствам: возложение обязанности "_провести мероприятия по зачислению в государственную собственность Челябинской области_" не свидетельствует о признании права; вывода о принадлежности спорного имущества определенному лицу в решении районного суда нет.
Кроме того, суд отметил, что применение судом общей юрисдикции именно указанной формулировки "_провести мероприятия по зачислению в государственную собственность Челябинской области_" свидетельствует о том, что это комплекс мероприятий, проведение которых необходимо для надлежащего и последующего оформления прав на него (не на основании решения Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016, а как следствие должного, процессуально правильного отношения к имуществу, включая всю процедуру от момента определения статуса имущества, как бесхозяйного (именно так районный суд его определил в исследуемом судебном акте) и до принятия его в государственную собственность субъекта и только после этого регистрации права).
Вместе с тем, апелляционный арбитражный суд не может согласиться в этой части с выводами арбитражного суда первой инстанции.
Удовлетворяя частично требования Челябинского природоохранного прокурора, районный суд в своем решении от 15.08.2016 указал на то, что сибиреязвенное захоронение не определено и не сформировано как самостоятельный объект недвижимости, с его характерными признаками (площадь, границы, точный адрес); включение в реестр имущества возможно только существующего объекта недвижимости с кадастровым номером, то же самое относится и к процедуре регистрации права собственности - невозможно признать право собственности на абстрактный объект недвижимости. Также суд общей юрисдикции в своем решении от 15.08.2016 отметил, что поскольку захоронения животных хоть и не имеют строений, но неразрывно связаны с землёй и в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимым объектам.
Как следует из дела, спорный объект датирован 1967 годом возведения. Каких-либо архивных документов, подтверждающих его возведение, прием-передачу, технические характеристики на момент сооружения и начала эксплуатации, в материалы дела не представлено.
Судебным актом районного суда от 15.08.2016 установлен бесхозяйный статус сибиреязвенного захоронения 1967 года и отсутствие сведений о его включении в реестр имущества субъекта Российской Федерации, в ситуации, что этот скотомогильник не определен и не сформирован как самостоятельный объект недвижимости с его характерными признаками.
Во исполнение решения суда общей юрисдикции министерством по заказу ОГБУ "Озерская ветстанция" получен технический план сооружения (кадастровый инженер Сафина М.Р.), подготовленный 17.10.2017 в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного: Челябинская область, Кунашакский район, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино (т. 1, л.д. 61-76, 91-107).
При подготовке технического плана использованы документы, в том числе, декларация об объекте недвижимого имущества от 05.10.2017, решение суда от 15.08.2016, выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) N 99/2017/29858928 от 02.10.2017, справка отдела архитектуры и градостроительства администрации Кунашакского муниципального района N 15 от 18.01.2018, справка архивного отдела администрации Кунашакского муниципального района N 0047 от 19.01.2018.
В перечисленных документах установлены следующие данные и характеристики объекта: вид объекта недвижимости - сооружение; назначение сооружения - сооружение животноводства; наименование объекта недвижимости - сибиреязвенное захоронение; адрес (местоположение) объекта недвижимости - Челябинская область, Кунашакский район, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости - 74:13:0413006; кадастровый номер земельного участка - 74:13:0413006:23; год завершения строительства - 1967; основная площадь застройки - 263,0 кв.м.; правообладатель объекта недвижимости - субъект Российской Федерации "Челябинская область".
В своем заключении кадастровый инженер указал, что технический план подготовлен для постановки на учет сооружения - поименованного сибиреязвенного захоронения, которое является подземным сооружением, заглублённым в землю с устройством обваловки и представляет собой биотермическую яму (скотомогильник), то есть оборудованную яму глубиной не менее 2 м с насыпью земли 0,5 м. Необходимые в соответствии с действующим законодательством проектная документация и акт приемки в эксплуатацию, согласно письму отдела архитектуры и градостроительства администрации Кунашакского муниципального района N 15 от 18.01.2018 и справки архивного отдела администрации Кунашакского муниципального района N 0047 от 19.01.2018, отсутствуют. Согласно письму Минэкономразвития Российской Федерации от 12.09.2014 N Д23и-3189 в отношении объектов, построенных до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешительная и (или) проектная документация о которых безвозвратно утрачена, технический план может быть подготовлен на основании декларации. В связи с этим технический план подготовлен на основании декларации, подписанной представителем правообладателя (министерство) объекта в соответствии с решением Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016 N 2-2876/2016. Документы о присвоении адреса отсутствуют. Местоположение объекта определено по результатам кадастровых работ путем определения координат характерных точек контура обваловки сооружения (т. 1, л.д. 96).
Допрошенная судом апелляционной инстанции в качестве свидетеля кадастровый инженер Сафина М.Р. подтвердила изложенные выше обстоятельства, пояснив, что никаких архивных документов на скотомогильник не сохранилось, не представлено, на местности спорный объект ничем не выделен, кроме небольшого земляного холма и обваловки, не огорожен, к нему имеется свободный доступ. Сооружение является подземным, доступ внутрь которого невозможен. Заказчиком работ выступало фактически министерство. Полагает, что свои обязанности при составлении технического плана исполнила надлежащим образом - все возможные характеристики объекта недвижимости установила, определила и указала в техническом плане, которых достаточно для его таковой идентификации.
Кроме того, суд первой инстанции, со ссылкой на п. 10 ст. 1 ГрК РФ, п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ, Техрегламент), п. 43 Требований к подготовке технического плана, состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования N 953), п. 7 Требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" (далее - Требования N 90), поддержал позицию управления в части невозможности осуществления государственной регистрации права собственности по тому основанию, что невозможно определить исследуемый объект в качестве объекта недвижимости по причине неопределённости (отсутствия) его характеристик.
Как отметил арбитражный суд в своем решении, в качестве основной характеристики сибиреязвенного захоронения кадастровый инженер в техническом плане от 17.10.2017 указал основную характеристику - площадь застройки (т. 1, л.д. 96). Однако, в указанном плане отмечено, что "сибиреязвенное захоронение представляет собой биотермическую яму (скотомогильник) - оборудованную яму глубиной не менее 2 м с насыпью земли 0,5 м". Поэтому суд сделал вывод, что "площадь застройки" не могла быть выбрана в качестве основной характеристики объекта, представляющего собой биометрическую яму с насыпью земли.
Арбитражный суд первой инстанции, основываясь на положениях ч. 8 ст. 24 Закона о регистрации, ч. 2 ст. 48 ГрК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87), п. 51 Требований N 953, указал, что в нарушение указанных требований в представленном для проведения государственного кадастрового учета техническом плане от 17.10.2017 отсутствует проектная документация (ее разделы), оформленная в соответствии с Постановлением N 87.
Также суд сослался на непредставление сведений о прочной связи спорного объекта с землей, о несоразмерности ущерба его назначению при перемещении, о его составе и т.д., которые указывают на то, что сооружение "сибиреязвенное захоронение" создан как объект капитального строительства и является объектом недвижимости.
Помимо этого, суд посчитал, что в силу ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, однако сведения о регистрации права собственности Челябинской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:13:0413006:23, на котором, согласно представленным документам (технический план) расположено данное сооружение, в ЕГРН отсутствуют, документы, подтверждающие наличие права Челябинской области не представлены. Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:13:0413006:23 (земли сельскохозяйственного назначения) и целевое назначение спорного объекта "сибиреязвенное захоронение" противоречат друг другу.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии как фактических оснований для регистрации права собственности на основании решения Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016, так и на практическую невозможность осуществления такой регистрации до устранения всех замечаний или, как указано в резолютивной части названного решения районного суда, сначала необходимо "_провести мероприятия по зачислению в государственную собственность Челябинской области_".
Арбитражный апелляционный суд не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим мотивам и основаниям.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Закона N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
На основании ст. 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся, в том числе, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Принятые взамен Правил от 07.02.1940 и действовавшие на момент возведения и эксплуатации (60-е, 70-е года ХХ века) скотомогильников Ветеринарно-санитарные правила при утилизации, уборке и уничтожении трупов животных и отходов, получаемых при переработке сырых животных продуктов, утвержденные 06.04.1951 Министерством сельского хозяйства СССР (далее - ВСП 1951) гласили следующее:
"Трупы животных и птиц в зависимости от характера болезни при невозможности их утилизации подлежат сжиганию, закапыванию на скотомогильниках или уничтожению в биотермических ямах; трупы животных, павших от сибирской язвы, подлежат обязательному сжиганию (п. 24).
Скотомогильники и биотермические ямы должны располагаться в местах с низким уровнем грунтовых вод (не менее 2,5 м от поверхности почвы при наиболее высоком их стоянии), не ближе 0,5 км от населенного пункта, вдали от пастбищ, водоемов, колодцев, проезжих дорог и скотопрогонов.
Биотермические ямы оборудуют согласно типовым проектам (п. 25).
Участок земли для биотермических ям и скотомогильников отводит специальная комиссия в составе представителей органов местной власти, ветеринарного и санитарного надзора (п. 26).
Скотомогильники и биотермические ямы обносят изгородью, с наружной стороны изгороди вырывают ров. При отсутствии леса изгородь заменяют земляным валом со рвом глубиной 1,4 м и шириной не менее 1 м. Въезд на скотомогильник оборудуют воротами, а биотермические ямы - крышками, закрывающимися на замок (п. 27).
Трупы на скотомогильниках зарывают на глубину не менее 2 м с насыпью земли в 0,5 м, причем слой земли возле ямы, на которой лежал труп, сбрасывают в яму вместе с трупом. Осевшие насыпи могил на скотомогильниках нужно восстанавливать (п. 28).
Пункт 29. На территории скотомогильников и биотермических ям запрещается пасти скот, косить траву, брать, вывозить и выносить землю за пределы скотомогильника (биотермических ям).
Все действующие и вновь открываемые скотомогильники и биотермические ямы должны быть взяты главным ветеринарным врачом рай(гор)сельхозотдела и ветучастками на учет и оформлены ветеринарно-санитарной карточкой (см. Приложение).
Использование территории скотомогильников после их закрытия для других целей запрещается (п. 30).
Ветеринарные работники обязаны систематически проверять состояние скотомогильников, биотермических ям и принимать меры к содержанию их в надлежащем ветеринарно-санитарном порядке (п. 31).
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников или биотермических ям в соответствии с настоящими Правилами возлагается на руководителей хозяйств, предприятий и органы, в ведении которых находятся скотомогильники или биотермические ямы (п. 32)".
Согласно приложению к ВСП 1951 на скотомогильники или биотермические ямы составлялись ветеринарно-санитарные карточки с указанием удаленности от ближайших объектов, площадь объекта в кв.м, его ограждение и санитарные характеристики.
Вопросы размещения и строительства скотомогильников (биотермических ям), их эксплуатации регламентировались также соответственно разделами 5 и 6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом N 13-7-2/469 от 04.12.1995 Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации (далее - ВСП 1995), принятых взамен ВСП 1951.
В настоящее время действует "СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.04.2017 N 721/пр (далее - СП 289.1325800.2017), который определяет биотермическую яму как сооружение ветеринарного профиля, обеспечивающее обеззараживание трупов павших животных и их утилизацию, скотомогильник как сооружение для захоронения трупов животных, а сооружение консервации скотомогильника как конструкцию, обеспечивающую после окончания функционирования скотомогильника предотвращение проникновения людей к "могилам", а также отсутствие контакта с внешней средой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (например, затопление).
При этом, все скотомогильники, находящиеся на территории Российской Федерации, подлежат консервации (п. 5.9 СП 289.1325800.2017), а сооружение биотермических ям и консервации скотомогильников можно увидеть в п. 6.8 - 6.9.5.
Из приведенных норм следует, что с момента создания такие спорные объекты являлись и являются государственной собственностью, а временное неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующими органами государственной власти своих должностных обязанностей в отношении таких объектов не свидетельствует об обратном.
Субъекты Российской Федерации имеют право выступать в качестве собственников скотомогильника (биотермической ямы), следовательно, принятие решения о создании данных объектов находится в их компетенции.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 N 724-П утверждена государственная программа Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017-2020 годы", которой предусмотрено проведения мероприятий по принятию в государственную собственность Челябинской области сибиреязвенных захоронений и скотомогильников и их обустройству, включая подготовку проектно-сметной документации на выполнение комплекса кадастровых работ, проведение кадастровых работ по формированию земельных участков под объекты, оформление технического плана и (или) кадастрового паспорта, подготовку проектно-сметной документации на выполнение разработки проектов расчетной санитарно-защитной зоны, разработку и экспертизу проектов расчетной санитарно-защитной зоны для ее установления, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения, подготовку проектно-сметной документации по обустройству захоронений, обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) с проведением комплекса мероприятий по капитальному ремонту с размещением технических, планировочных, конструктивных устройств, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, капитальных стационарных сооружений, наружных баннеров и информации, используемых как составные части устройств, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.
Как следует из материалов дела, спорный объект расположен на земельном участке, который прошел кадастровый учет (74:13:0413006:23), права на который не зарегистрированы; на скотомогильник оформлен технический план.
Апелляционный суд полагает, что в данном конкретном споре, с учетом года сдачи объекта в эксплуатацию - 1967, его опасности для животных и людей, отсутствия вышепоименованных архивных сведений и документов на этот объект, а также отсутствие сведений об учете объекта в казне Челябинской области и проведении иных, предусмотренных Постановлением N 724-П, мероприятий, спорный объект недвижимости - сибиреязвенное захоронение, расположенное по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Бурино, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино, в кадастровом квартале 74:13:0413006, в пределах земельного участка с кадастровым номером 74:13:0413006:23, подлежит постановке на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права, поскольку предоставление министерством полного пакета документов, предусмотренных Законом о регистрации, в данной ситуации невозможно.
Сведений, указанных в техническом плане сооружения от 17.10.2017, в том числе, основной характеристики сооружения - площадь застройки 263 кв.м., достаточно для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права спорного объекта, принимая во внимание специфику такого захоронения (капитально законсервированное подземное сооружение) и невозможность его вскрытия в целях внутреннего обследования.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления (решение Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016) являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Проведение кадастровых работ на объекте и составление технического плана сооружения от 17.10.2017, а также обращение в управление с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный объект, апелляционный суд расценивает как исполнение министерством поименованного решения суда общей юрисдикции и мероприятий, предусмотренных Постановлением N 724-П.
Также в данной ситуации отсутствие зарегистрированного права субъекта Российской Федерации - Челябинская область, в отношении поставленного на кадастровый учет земельного участка (74:13:0413006:23), в пределах которого расположен спорный объект недвижимости, не препятствует постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права на само сибиреязвенное захоронение. Приведение в соответствие с целевым назначением сооружения целевого назначения земельного участка, проведение иных необходимых процедур сделать проще в случае первоначальной постановки на кадастровый учет и регистрации права на сибиреязвенное захоронение. Осуществление сельскохозяйственной деятельности, либо иной другой обычной, хозяйственной деятельности на спорном объекте, несмотря на целевое назначение земельного участка, в границах которого он находится, не невозможно, чрезвычайно опасно. Поэтому, в такой ситуации целевое назначение земельного участка не может иметь приоритетного значения и являться поводом для оспоренного отказа. Передача соответствующего земельного участка из муниципальной в собственность субъекта, изменение его границ с учетом специфических требований к эксплуатации скотомогильников (охранные, защитные зоны, ограждения), в ситуации отсутствия спора о праве на сибиреязвенное захоронение и сам земельный участок, не представляются неисполнимыми процедурами.
Следовательно, представленных министерством в Росреестр документов, в том числе судебного акта суда общей юрисдикции и технического плана сооружения, признается достаточным для осуществления государственной услуги, в которой управлением отказано поименованными решением и уведомлением от 12.02.2018.
В соответствии с п. 1 ст. 58 Закона N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Ссылки арбитражного суда первой инстанции на вышеприведенные нормы действующего законодательства в данных конкретных обстоятельствах несостоятельны в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2018 по делу N А76-8081/2018 отменить, апелляционную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ от 12.02.2018 N 74/001/224/2017-6958 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в осуществлении государственной регистрации и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости - сибиреязвенное захоронение, расположенное по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Бурино, в 700 метрах по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8081/2018
Истец: Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОГБУ "Озерская городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных", Сафина М.Р., Челябинская природоохранная прокуратура