г. Вологда |
|
20 декабря 2018 г. |
Дело N А13-8951/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 декабря 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области представителя Бойченко Н.В. по доверенности от 20.11.2017 N 96,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 сентября 2018 года по делу N А13-8951/2018 (судья Корепин С.В.),
установил:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (место нахождения: 183006, город Мурманск, улица Пушкинская, дом 12; ИНН 5190915348, ОГРН 1105190003049; далее - Агентство) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Вологодской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; ИНН 3525144576, ОГРН 1043500093889; далее - Управление) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 21.05.2018 N 35/999/001/2018-15534 на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 35:05:0303025:443, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения спасательного поста, общая площадь 500 кв.м, адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы; о возложении обязанности на Управление осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимости на основании заявления от 10.05.2018 N 35/999/001/2018-15534 и представленных документов.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" (место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Подгорная, дом 138; ИНН 7802057565, ОГРН 1037804010738; далее - Учреждение).
Решением суда от 09.09.2018 требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд не учел пункт 10 статьи 3 (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), абзац 3 пункта 1 статьи 3.1 (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"), нормы Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), положения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13, от 19.07.2011 N 2178/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2017 N 306-КГ17-10932. Поскольку администрацией Кирилловского муниципального района Вологодской области спорный земельный участок предоставлен Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования после введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, право собственности Российской Федерации на данный земельный участок по основанию, предусмотренному пункту 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, не возникло. Агентство не является уполномоченным лицом по вопросам регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный на территории Вологодской области в силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе Агентства, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374. До даты принятия (09.09.2018) оспариваемого судебного акта, 21.08.2018 на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Судебный акт о признании решения государственного регистратора о приостановлении государственной регистрации права незаконным и необоснованным не является основанием для проведения регистрационных действий, поскольку решение об отказе в государственной регистрации права не обжаловано, является юридически значимым.
Представитель Управления в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Агентство в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Агентство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Управления, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Агентство 10.05.2018 обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 500 кв.м с кадастровым номером 35:05:0303025:443, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения спасательного поста, адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы. В качестве основания возникновения права собственности Российской Федерации заявитель указал пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ.
Решением Управления осуществление государственной регистрации приостановлено, об этом заявителю направлено уведомление от 21.05.2018 N 35/999/001/2018-15534, с указанием следующих причин: с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо, а именно отсутствуют полномочия на представление интересов заявителя в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории Вологодской области; не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Полагая решение Управления о приостановлении государственной регистрации прав незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил требования в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с нормами статей 198, 200 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания для приостановления государственной регистрации установлены статьей 26 Закон N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2, 5, 14 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
В силу части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В силу части 2 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных (муниципальная собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, из территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Как установил суд первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 35:05:0303025:443 с видом разрешенного использования - для размещения спасательного поста, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению на основании постановления администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области о 31.12.2010 N 1263, об этом в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации от 07.02.2011 N 35-35-07/002/2011-075. Учреждение создано Министерством Российской Федерации по делам обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что спорный земельный участок в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ, отнесен к федеральной собственности.
Довод Управления о том, что в силу нормы статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ право федеральной собственности возникает лишь в том случае, если такие участки предоставлены вышеуказанным органам (организациям) до 01.07.2006 отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.
Норма статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ устанавливает общие критерии для разграничения государственной собственности на землю наряду с иными специальными критериями, установленными специальным законодательство.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку положения о том, что данная норма не подлежит применению к отношениям, возникшим после вступления силу Закона N 137-ФЗ, закон не содержит, вышеуказанные критерии разграничения государственной собственности на землю являются действующими и подлежат применению в настоящее время.
Иное толкование норм права означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех земельных участков, которые на момент введения в действие Закона N 137-ФЗ не попали под критерии, установленные статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ, что противоречит самому принципу разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, закрепленному в статьях 17, 18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия заявитель осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а такие полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Как установил суд первой инстанции, Учреждение, владеющее земельным участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрировано на территории Мурманской области, имеет филиалы в субъектах Российской Федерации, в том числе, филиал - Вологодский поисково-спасательный отряд, зарегистрированный по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, город Кириллов, улица Гагарина, дом 2.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что, поскольку в силу прямого указания пункта 4 вышеуказанного Положения заявитель уполномочен представлять интересы собственника - Российской Федерации при проведении государственной регистрации права в отношении имущества Учреждения независимо от места нахождения соответствующего имущества, обжалуемое решение о приостановлении государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок является незаконным как принятый в отсутствие оснований, установленных статьей 26 Закона N 218-ФЗ, и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявления у суда первой инстанции не имелось. Заявленные требования удовлетворены правомерно.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 сентября 2018 года по делу N А13-8951/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8951/2018
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрациии, кадастра и картографии по Вологодской области
Третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России"
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-8951/18
23.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3061/19
20.12.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9631/18
09.09.2018 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-8951/18