г. Москва |
|
20 декабря 2018 г. |
Дело N А40-168473/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Комарова А.А.,
Судей: Кузнецовой Е.Е., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гавриковой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГКУ "УКРИС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.2018 по делу N А40-168473/18 по иску ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ "УКРИС", 115184, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ОРДЫНКА М., 38, СТР.1, (ОГРН 1087746549395, ИНН 7705840379) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНТЕРТЕХСТРОЙ-М", 117342, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ВВЕДЕНСКОГО, ДОМ 23А, СТРОЕНИЕ 3, ЭТАЖ 6 ПОМЕЩЕНИЕ XX КОМНАТА 62, (ОГРН 1125048000153, ИНН 5048028420) о взыскании неустойки
при участии:
от истца: Данилова В.В. по доверенности от 30.08.2018,
от ответчика: Давыдкина О.В. по доверенности от 01.08.2017.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
УСТАНОВИЛ:
ГКУ "УКРиС" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО "Гильдия современных проектов" (далее - ответчик) о взыскании неустойки в размере 5 662 988 руб. 45 коп. по Государственному контракту от 17.07.2017 г. N 14Р44/0173200001417000196 на выполнение работ по благоустройству территорий на месте снесенных объектов в рамках комплексного благоустройства улиц и общественных пространств по адресу: г. Москва, станция метро Сокол.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.09.2018 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец подал апелляционную жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав доводы сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Государственным казенным учреждением г. Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "УКРиС" (далее - Государственный заказчик, ГКУ "УКРиС", Истец) и ООО "ИнтерТехСтрой-М" (далее - "Генподрядчик", Ответчик) заключен Государственный контракт от 17.07.2017 г. N 14Р44/0173200001417000196 на выполнение работ по благоустройству территорий на месте снесенных объектов в рамках комплексного благоустройства улиц и общественных пространств по адресу: г. Москва, станция метро Сокол (Ленинградский проспект) (далее - "Контракт").
На основании п. 1.18 Контракта - Недостатки (дефекты) - любые отступления от требований, предусмотренных настоящим Контрактом, проектно-сметной документацией и строительными нормами, правилами, стандартами и действующим законодательством РФ и города Москвы. Генподрядчик в этом случае несет ответственность в объеме и порядке, предусмотренных условиями настоящего Контракта и действующим законодательством, до момента полного устранения недостатков (дефектов).
На основании п. 2.1 Контракта - Государственный заказчик поручает, а Генподрядчик принимает на себя обязательство своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств, магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (далее - "Работы"), по адресам, согласно Адресному перечню (Приложение N 4 к настоящему Контракту) (далее "Объект"/"Объекты"), включая выполнение строительно-монтажных работ на каждом Объекте, сооружение и демонтаж Временных зданий и сооружений, поставку Материалов, Изделий, Конструкций, Оборудования, своевременное устранение Недостатков (дефектов), сдачу каждого Объекта по Акту государственной комиссии по приемке работ/Акту приемочной комиссии по приемке работ на Объекте, выполнение обязательств в течение Гарантийного срока, выполнение иных, неразрывно связанных работ. Государственный заказчик принимает надлежащим образом выполненные Генподрядчиком работы и оплачивает их в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
На основании п. 3.1. Контракта - Цена Контракта согласно результатам электронного аукциона (протокол N 3 от "03" июля 2017 г.; реестровый номер торгов 0173200001417000196) составляет 201354 333,50 руб., в том числе НДС - 18% - 30 715 067,82 руб.
Выполнение работ, указанных в п.2.1 настоящего Контракта финансируется за счет средств бюджета города Москвы на 2017-2018 г. по статье финансирования "Благоустройство магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах". КБК: 814-0503-13Б1200100-244-225; ИКЗ: 17277058403 7977050100103240014211244.
На основании п. 3.2 Контракта - В Цену Контракта включена стоимость всех затрат Генподрядчика, необходимых для выполнения Работ по Контракту.
В соответствии с п. 5.1.4 Контракта - Государственный заказчик обязан вести строительный контроль и надзор за выполнением работ по Объекту(-ам) (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, условиями Контракта, технического задания и требованиями действующего законодательства РФ (строительных норм и правил, технических условий, стандартов и пр.), допуском Генподрядчиком на Объект(-ы) субподрядных организаций, соответствующих требованиям настоящего Контракта.
На основании п. 5.1.8 Контракта - Государственный заказчик обязан в ходе ведения строительного контроля на Объекте(-ах) производить записи в журнале производства работ, в котором отражаются все факты и обстоятельства, происходящие в процессе производства работ: даты начала и окончания работ; факты выявления некачественного выполнения работ по Контракту, сроки и условия их устранения, и иную информацию в соответствии с РД-11-05-2007 (Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 г. N 7).
На основании п. 5.2.1 Контракта - Государственный заказчик вправе требовать от Генподрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего Контракта, включая направление Генподрядчику Уведомлений о нарушении сроков по Государственному контракту, Предписаний по качеству работ по Государственному контракту, обязательных для исполнения Генподрядчиком в сроки, указанные в соответствующих документах. За неисполнение, ненадлежащее/ несвоевременное исполнение требований Государственного заказчика Генподрядчик несет ответственность в соответствии с условиями настоящего Контракта и действующего гражданского законодательства.
Также на основании п. 5.2.11 Контракта - Государственный заказчик вправе осуществлять строительный контроль и надзор за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности строительства, выполнения Работ, культуры производства и охраны труда, в том числе, указанных Контракте.
На основании п. 6.1.2 Контракта - Генподрядчик обязан выполнить все работы по настоящему Контракту собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, в соответствии с условиями настоящего Контракта, проектно-сметной документацией, строительными нормами, правилами, стандартами, правилами техники безопасности, охраны труда, антитеррористическими мероприятиями правилами пожарной безопасности, правилами по охране зеленых насаждений, а также иными нормативно-правовыми документами, действующими на территории РФ. Любые отклонения от условий настоящего Контракта, проектносметной документации, требований Государственного заказчика, в том числе не влияющие на технологию и качество работ, Генподрядчик обязан согласовать с Государственным заказчиком.
На основании п. 6.1.3 Контракта - Генподрядчик обязан выполнять требования, предъявляемые Государственным заказчиком при осуществлении строительного контроля за ходом выполнения и качеством работ, а также представителей организации, ведущей авторский надзор за проведением работ на Объекте(-ах), уполномоченных представителей контролирующих и надзорных органов.
На основании п. 6.1.21 Контракта - Генподрядчик обязан обеспечить собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций ежедневную уборку строительного мусора на каждом Объекте и прилегающей непосредственно к нему территории на протяжении всего периода выполнения работ, а также в случаях, установленных законодательством РФ, производить платежи за загрязнение окружающей природной среды от выбросов, сбросов, размещения отходов, образующихся в результате производственной деятельности. В случае необходимости заключать договоры на утилизацию отходов строительного производства.
На основании п. 6.1.24 Контракта - Генподрядчик обеспечивает:
- производство работ в полном соответствии с проектно-сметной документацией, стандартами, строительными нормами и правилами и иными действующими на территории РФ нормативно-правовыми актами;
- качество выполнения всех работ в соответствии с проектно-сметной документацией, действующими нормами и требованиями настоящего Контракта;
- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации Объекта(-ов);
- бесперебойное функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации Объекта(-ов) в течение гарантийного срока.
На основании п. 6.1.38 Контракта - Генподрядчик при производстве работ не допускать образования пыли, в том числе при производстве работ по обрезке гранитной плитки и гранитного бортового камня использовать только станки и ручной инструмент с увлажнением обрабатываемого материала.
31.07.2017 г. ГКУ "УКРиС" направило ООО "ИнтерТехСтрой-М" уведомление N у-18-1991/7 о вызове для составления акта фиксации нарушений на 02.08.2017 г. в 10.00 по адресу: Ленинградский проспект, д. 74, к. 1, с. 2 (ст.м. Сокол)
02.08.2017 г. комиссия в составе: представителя Государственного заказчика, представителя ООО "ИнтерТехСтрой-М", в лице начальника участка Н.И. Недова (по доверенности от 10.07.2017 г. N б/н) составила Акт фиксации нарушения, в котором зафиксированы следующие нарушения:
1. В бытовом городке: не установлен пожарный щит, отсутствуют огнетушители, аптечки в бытовках, отсутствуют информационные таблички ответственных лиц за пожарную безопасность, отсутствует мусорный контейнер;
2. В зоне производства работ отсутствует: информационные щиты, сигнальные фонари, водоналивные блоки, временные дорожные знаки, сеточное ограждение и баннеры;
3. Количество рабочих на объекте не соответствует Графику производства работ государственного контракта (Приложение N 1) работают 32 человека.
Ответчику было предложено устранить замечания в срок до 14.08.2017 г.
Кроме того, выявленное нарушение подтверждается записью в Журнале производства работ.
11.08.2017 г. ГКУ "УКРиС" направило ООО "ИнтерТехСтрой-М" уведомление N у-18-2160/7 о вызове для составления Акта устранения/не устранения нарушений на 14.08.2017 г. в 12.00 по адресу: Ленинградский проспект, д. 74, к. 1, с. 2 (ст.м. Сокол).
14.08.2017 г. комиссия в составе: представителя ГКУ "УКРиС", представителя ООО "ИнтерТехСтрой-М", в лице начальника участка Н.И. Недова (по доверенности от 10.07.2017 г. N б/н) составила Акт устранения/ не устранения нарушений, в котором зафиксированы следующие нарушения:
1. Отсутствуют водоналивные блоки в районе домов 69 стр. 1, 71, 74 - не устранено;
2. Не осуществляется вывоз грунта в районе дома 69 стр. 1 - не устранено;
3. временные дорожные знаки не установлены - не устранено;
4. Отсутствуют сигнальные фонари в районе дома 74 стр. 1 по Ленинградскому проспекту - не устранено;
5. Пожарный щит - устранено;
6. Огнетушитель в бытовках - устранено;
7. Аптечки - устранено;
8. Таблички ответственных лиц за пожарную безопасность - устранено;
9. Мусорный контейнер - не устранено.
11.08.2017 г. ГКУ "УКРиС" направило ООО "ИнтерТехСтрой-М" уведомление N у-18-2148/7 о вызове для составления акта фиксации нарушений на 14.08.2017 г. в 11-00 по адресу: Ленинградский проспект, д. 74к1с2 (ст. м. Сокол).
14.08.2017 г. комиссия в составе - представителя Государственного заказчика, представителя ООО "ИнтерТехстрой-М", в лице начальника участка Н.И. Недова (по доверенности от 10.07.2017 г. N б/н) составила Акт фиксации нарушения, в котором зафиксированы следующие нарушения:
1. Отсутствуют сигнальные фонари в районе дома 74 стр.1 по Ленинградскому проспекту;
2. Отсутствуют водоналивные блоки в районе дома 69 стр.1, 71 по Ленинградскому проспекту. Водоналивные блоки не заполнены водой в районе дома 74 стр.1 по Ленинградскому проспекту;
3. Не осуществляется вывоз грунта в районе дома 75,71, 69 стр.1 по Ленинградскому проспекту. Складирование демонтированной гранитной брусчатки на объекте в районе дома 71 по Ленинградскому проспекту. Складирование демонтированных дорожных знаков на объекте.
4. Рабочие подрядной организации ООО "ИнтерТехСтрой-М" не обеспечены индивидуальной защитой (одежда, спецобувь);
5. Не соответствует количество рабочих по Графику производства работ государственного контракта. Работают 46 человек.
Подрядной организации ООО "ИнтерТехСтрой-М" необходимо устранить замечания в срок до 21.08.2017 г.
Также, выявленное нарушение подтверждается фотоматериалами и записью в Журнале производства работ.
24.08.2017 г. ГКУ "УКРиС" направило ООО "ИнтерТехСтрой-М" уведомление N у-18-2305/7 о вызове для составления акта устранения/не устранения нарушений на 25.08.2017 г. в 11-00 по адресу: Ленинградский проспект, д. 74к1с2 (ст. м. Сокол).
25.08.2017 г. комиссия в составе: представителя Государственного заказчика, представителя ООО "ИнтерТехстрой-М", в лице начальника участка Н.И. Недов (по доверенности от 10.07.2017 г. N б/н) составила Акт устранения/ не устранения нарушений, в котором зафиксированы следующие нарушения:
1. Сигнальные фонари в районе дома 74 стр.1 по Ленинградскому проспекту установлены;
2. Отсутствуют водоналивные блоки в районе дома 69 стр.1, 71 по Ленинградскому проспекту (не устранены) (Длящееся нарушение с 02.08.2017 г. по 25.08.2017 г. и составляет 23 дня, что подтверждается Актами фиксации нарушений от 02.08.2017 г., 14.08.2017 г., а также Актами устранения/не устранения нарушений от 14.08.2017 г., 25.08.2017 г);
3. Водоналивные блоки заполнены водой в районе д.74 стр.1 по Ленинградскому проспекту;
4. Вывоз грунта в районе д. 75,71,69 стр.1 по Ленинградскому проспекту осуществлен;
5. Складирование демонтированной гранитной брусчатки на объекте в районе д. 71 по Ленинградскому проспекту (не устранены);
6. Рабочие подрядной организации ООО "ИнтерТехСтрой-М" обеспечены индивидуальной защитой (спецодежда, спецобувь) - устранены;
7. Не соответствует количество рабочих по Графику производства работ государственного контракта, работают 36 человек на объекте (не устранены).
Исходя от даты записи в Журнале производства работ, нарушения были выявлены 14.08.2017 г., следовательно срок нарушения длится с 14.08.2017 г. по 25.08.2017 г. (дата составления Акта устранения/не устранения нарушений) составляет 12 (двенадцать) дней.
ГКУ "УКРиС", 13.11.2017 г. на E-mail ptoN ints-m.ru, указанный в Дополнительном соглашении N 4 от 14.09.2017 г., направлен вызов N у-18-3197/7 с информацией о том, что 14.11.2017 г. в 12-00 по адресу: гор. Москва, Ленинградский проспект, д. 74, к.1, стр.2 (ст. м. Сокол) состоится комиссия для подписания Акта фиксации нарушений.
14.11.2017 г. комиссия в составе: Представителя ГКУ "УКРиС" и Представителя ООО "ИнтерТехСтрой - М", в лице Заместителя директора ООО "ИнтерТехСтрой - М" А.А. Закаряна, действующего на основании Доверенности от 01.10.2017 г. б/н, составила Акт фиксации нарушения, в котором зафиксированы следующие нарушения.
1. Не качественно выполнены работы по устройству тротуара у дома 74 стр.1; 69 стр.1 и дома 75 по Ленинградскому проспекту.
2. Не качественно выполнена оклейка гидроизоляционным материалом к местам примыкания (цоколь здания) у дома 74 по Ленинградскому проспекту.
3. Не осуществляется ежедневный вывоз строительного мусора.
4. Распил бетонной плитки на объекте производится с нарушением норм (без установки специальных ограждений).
Также, выявленные нарушения подтверждаются записью в Журнале производства работ.
На основании п. 12.1 Контракта - При нарушении условий Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и Контрактом.
На основании п. 12.3 Контракта - За невыполнение или ненадлежащее исполнение Генподрядчиком обязательств по срокам выполнения работ, Генподрядчик уплачивает Государственному заказчику неустойку (пени) в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле П = (Ц - В) х С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле С = СЦБ х ДП (где СЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП -количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле К =ДП/ДК х 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Истцом начислены штрафные санкции за нарушения, предусмотренные п. 12.3.3 контракта в размере 2.337.234 руб. 51 коп., по п. 12.3.3.и 12.3.8 контракта в размере 2.157.447 руб. 24 коп., по п. 12.3 контракта в размере 161.535 руб. 03 коп.
На основании п. 12.4 Контракта - Генподрядчик при нарушении обязательств по настоящему Контракту уплачивает Государственному заказчику штраф в размере: 1 006 771 руб. 67 коп., что составляет 0,5 процента цены контракта в случае, (если цена контракта превышает 100 млн. рублей) за следующие нарушения по настоящему Государственному контракту:
- п. 12.4.4 Контракта за каждый зафиксированный Актом об обнаружении недостатков (дефектов) факт нарушения качества производства работ.
Общий размер суммы неустойки, подлежащий оплате за нарушения, зафиксированные Актом фиксации нарушений от 14.11.2017 г., составляет 1 168 306,70 руб. (из расчета: 1 006 771,67 руб. + 161 535,03 руб.)
В результате исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности расчета штрафных санкций по п. 12.4 и 12.4.4. государственного контракта, и удовлетворении заявленных требований в размере 1.006.771 руб. 67 коп. неустойки.
Вместе с тем суд отклонил исковые требования в части взыскания неустойки за просрочку выполнения работ применительно к п. 12.3; п. 12.3.3 и п. 12.3.8 контракта.
Истец указывает в тексте искового заявления, что неустойка в рамках п. 12.3 контракта производится за просрочку выполнения договорных обязательств, исходя из цены контракта за минусом стоимости фактически исполненного.
Судом первой инстанции было установлено, что фактически исчисляя неустойку в порядке ст. 12.3 контракта, истец указывает не на просрочку выполнения обязательств, а на факты выполнения работ ненадлежащим образом, а именно: отсутствие сигнальных фонарей, пожарного щита и огнетушителей в бытовках, отсутствие аптечек и табличек с фамилиями ответственных лиц за пожарную безопасность, а также мусорного контейнера и водоналивных блоков.
При этом расчет произведен фактически за нарушение сроков выполнения работ от полной оценки контракта без какого-либо обоснования её применимости к указанным нарушениям.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции не признал расчет размера неустойки, применительно к разделу п. 12.3, 12.3.3., 12.3.8 контракта обоснованным, в связи с чем, требования истца в соответствующей части, а именно о взыскании неустойки в размере 2.337.234 руб. 51 коп., 2.157.447 руб. 24 коп. и 161.535 руб. 03 коп. соответственно, отклонены.
При этом нарушение в части дефектов выполнения работ, ответственность за которое предусмотрена разделом 12.4 с учетом п. 12.4.4 суд первой инстанции признал установленным, а взыскание неустойки в указанной части в размере 1.006.771 руб. 67 коп. правомерным.
На основании изложенного, суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
Суд апелляционной инстанции признает верными выводы суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы необоснованными по следующим основаниям.
Апелляционная жалоба каких-либо доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, не содержит, само по себе несогласие истца с вынесенным судебным актом основанием для его отмены являться не может. Заявления истца о нарушении судом норм материального и процессуального права документально и нормативно не подтверждены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли или опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.09.2018 по делу N А40-168473/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.А. Комаров |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.