город Воронеж |
|
18 декабря 2018 г. |
Дело N А35-6238/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Малиной Е.В.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение арбитражного суда Курской области от 17.10.2018 по делу N А35-6238/2018 (судья Суходольская Н.Е.), принятое по заявлению Земельного комитета города Курска (ИНН 4632095477, ОГРН 1084632006876) к управлению Федеральной службы государственной регистрации и кадастра по Курской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Территория" (ИНН 4632028223, ОГРН 1034637000639),
при участии в судебном заседании:
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: Баркова Л.И., представитель по доверенности от 09.01.2018 N 5; Полтев А.С., представитель по доверенности от 30.11.2018 N 34;
от общества с ограниченной ответственностью "Территория": Новикова О.Г. представитель по доверенности от 16.08.2018, Колокольчиков О.В., руководитель, выписка из ЕГРЮЛ;
от земельного комитета города Курска - представители не явились, надлежаще извещен,
УСТАНОВИЛ:
Земельный комитет города Курска (далее - земельный комитет г. Курска, земельный комитет) обратился в арбитражный суд Курской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации и кадастра по Курской области (далее - управление Росреестра по Курской области, управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 09.01.2018 N 156135ю, выраженного в уведомлении от 24.04.2018 N 46/001/001/2018-873, а также об обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды от 09.01.2018 N 156135ю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 27.07.2018 привлечено общество с ограниченной ответственностью "Территория" (далее - общество "Территория", третье лицо).
Решением от 17.10.2018 арбитражный суд Курской области удовлетворил заявленные земельным комитетом требования, признав незаконным отказ в государственной регистрации договора аренды от 09.01.2018 N 156135ю на земельный участок с кадастровым номером 46:29:101043:8, расположенный по адресу: г. Курск, урочище Пасека, выраженный в уведомлении от 24.04.2018 N 46/001/001/2018-873, и обязав управление произвести его государственную регистрацию.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Росреестра по Курской области обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой с учетом письменных дополнений просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы регистрирующий орган ссылается на то, что согласно постановлению администрации Курской области от 18.10.2017 N 797-па "О внесении изменений в постановление администрации Курской области от 20.07.2012 N 607-па "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Курской области на период до 2020 года" урочище Пасека является памятником природы и включено в перечень планируемых особо охраняемых природных территорий регионального значения.
По сведениям кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 46:29:101043:8 граничит с руслом реки Тускарь, в связи с чем представляет собой водоохранную зону, подпадая также под прибрежную защитную полосу и береговую полосу данной реки, что подтверждается ответами уполномоченных органов, включая департамент экологической безопасности и природопользования Курской области, комитет экологической безопасности и природопользования города Курска и комитет архитектуры и градостроительства города Курска.
При этом представленный на государственную регистрацию договор аренды не содержит условий об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, что противоречит положениям частей 1, 4 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Указанный в договоре вид использования земельного участка - для осуществления рекреационной деятельности - не устанавливает обязанность арендатора такого участка обеспечивать общий доступ к объекту общего пользования.
Кроме того, регистрирующий орган настаивает на том, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса земельный участок, расположенный в границах земель общего пользования, территории общего пользования, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, а, соответственно, и предметом договора аренды N 156135ю от 09.01.2018.
Представители общества "Территория" возразили против доводов апелляционной жалобы и просили оставить решение суда области без изменения, указывая на обоснованность вывода суда о том, что доступность земельного участка в рассматриваемом случае обеспечивается целью его предоставления - для осуществления рекреационной деятельности.
Как указывает общество, осуществление указанной деятельности само по себе предусматривает необходимость обеспечения доступа на спорный земельный участок неопределенного круга лиц.
Земельный комитет г. Курска, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу земельный комитет возразил против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В полном объеме поддерживая вывод суда о том, что предоставление спорного земельного участка для осуществления рекреационной деятельности не создает препятствий для общего пользования указанным земельным участком, а, напротив, подразумевает использование его неопределенным кругом лиц.
Также, ссылаясь на определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2017 N 19-КГ17-26, земельный комитет указывает, что и нахождение водного объекта (его части) в границах земельного участка не свидетельствует само по себе о невозможности предоставления такого участка в аренду.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей регистрирующего органа и общества "Территория", явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 25.12.2017 состоялся открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды участка городского леса с кадастровым номером 46:29:101043:8 площадью 9,4213 га, расположенного по адресу г. Курск, урочище "Пасека". Указанный аукцион был организован на основании распоряжения земельного комитета г. Курска от 20.11.2017 N 07.1.01-14/166-ра, извещение о его проведении было опубликовано в специальном приложении к газете "Городские известия" N141 от 25.11.2017.
По результатам проведенного аукциона, как это следует из протокола приема заявок на участие в аукционе N 01л/2017 от 21.12.2017, поступила единственная заявка от общества "Территория". Информация о результатах аукциона была опубликована в специальном приложении к газете "Городские известия" N 156 от 30.12.2017.
Изложенное послужило основанием для заключения между администрацией г. Курска в лице председателя земельного комитета г. Курска и обществом "Территория" договора аренды лесного участка от 09.01.2018 N 156135ю. Предметом указанного договора являлся участок городского леса с кадастровым номером 46:29:101043:8 площадью 9,4213 га, расположенного по адресу г. Курск, урочище "Пасека".
В соответствии с пунктом 4 договора лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Пунктом 12 договора, закрепившим обязанности арендатора, установлены, в том числе, обязанность использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации (далее- лесной кодекс) и иными нормативными правовыми актами.
Срок действия договора установлен с 21.12.2017 до 21 12.2066. то есть составляет 49 лет (пункт 26 договора).
После заключения договора N 156135ю аренды лесного участка от 09.01.2018, а именно 12.01.2018 данный договор вместе с соответствующим заявлением был передан для регистрации в управление Росреестра по Курской области.
В ходе проверки поступивших документов регистрирующим органом было установлено, что по сведениям кадастра недвижимости участок с кадастровым номером 46:29:101043:8 граничит с руслом реки "Тускарь" города Курска.
В указанной связи регистрирующий орган направил запросы от 25.01.2018 N 46/001/001/2018-873 в отдел водных ресурсов Донского БВУ по Курской области, комитет архитектуры и градостроительства г. Курска, комитет лесного хозяйства Курской области, отдел комитета лесного хозяйства Курской области по Курскому лесничеству, комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска, департамент экологической безопасности и природопользования Курской области, запрос от 15.02.2018 в акционерное общество "Бюро кадастра города Курска", с целью получения сведений о том, относится ли данный участок к территориям общего пользования и входит ли он в водоохранную зону, а также о возможности предоставления участка с кадастровым номером 46:29:101043:8 в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно ответам на запросы, поступившим из уполномоченных органов, в том числе от 01.02.2018 N 11.3-03-10/339 от департамента экологической безопасности и природопользования Курской области, от 12.02.2018 N ОВ-ЗА/89 от отдела водных ресурсов по Курской области, от 01.02.2018 N 235/02.2.01-06 от комитета экологической безопасности и природопользования г. Курска, от 02.02.2018 от комитета архитектуры и градостроительства г. Курска, земельный участок с кадастровым номером 46:29:101043:8 попадает в водоохранную зону, прибрежную защитную полосу, а также в береговую полосу реки Тускарь. Согласно ответу акционерного общества "Бюро кадастра города Курска" от 20.02.2018 N 01-06/26, полоса шириной 20 метров вдоль береговой линии входит в состав земельного участка с кадастровым номером 46:29:101043:8.
На основании полученных сведений регистрирующий орган приостановил процедуру государственной регистрации договора аренды, направив земельному комитету соответствующее уведомление от 26.02.2018 N 46/001/001/2018-873 и указав в нем на необходимость представления договора аренды, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации.
Уведомлением от 24.04.2018 N 46/001/001/2018-873 регистрирующий орган сообщил земельному комитету об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды.
Посчитав, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права, земельный комитет г. Курска обратился в суд с соответствующими требованиями.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что согласно условиям договора в совокупности с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Курск, установленными Решением Курского городского собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС (в редакции от 22.11.2016, далее- Правила землепользования и застройки, Решение от 23.10.2007 N 388-3-РС)), переданный в аренду земельный участок доступен для общего пользования, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации спорного договора аренды.
Соглашаясь с решением суда области по существу, апелляционная инстанция исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ, Закон N 218-ФЗ).
Частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ) и является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
При этом Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса (часть 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ). В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
Частью 1 статьи 21 закона N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Порядок осуществления государственной регистрации прав регламентирован статьей 29 Закона N 218-ФЗ и включает в себя следующие стадии: прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 названного Закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных названным Законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 названного Закона, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 Закона, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав; выдача документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав, либо после прекращения государственной регистрации прав.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Неустранение в течение срока приостановления государственной регистрации причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 названного Закона, является, как это следует из статьи 27 Закона N 218-ФЗ, основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Из материалов рассматриваемого дела усматривается, что основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 09.01.2018 N 156135ю явился вывод регистрирующего органа о том, что названный договор не соответствует требованиям законодательства об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. При этом регистрирующий орган со ссылкой на ответы уполномоченных организаций указал, что реальное существование водоохранных зон не зависит от проведения либо непроведения мероприятий по установлению их границ на местности с последующей регистрацией этих границ в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласившись с выводом регистрирующего органа о том, что земельный участок с кадастровым номером 46:29:101043:8 относится к водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе, а также к береговой полосе реки Тускарь, суд, тем не менее, обоснованно признал отказ в государственной регистрации договора аренды на него незаконным, руководствуясь при этом следующим.
Согласно актуальным данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 46:29:101043:8 относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования- земли под лесами (участок N 3), правообладателем земельного участка является муниципальное образование город Курск.
Участок расположен в зоне Р-1 - рекреационная зона, входит в состав городских лесов и находится в пределах береговой полосы.
В соответствии с пунктом 11.1.2 Решения от 23.10 2007 N 388-3-РС хозяйственная деятельность на территории зоны Р-1 осуществляется в соответствии с режимом, установленным для лесов зеленой зоны города, на основании лесного законодательства.
Статьей 1 Лесного кодекса установлено, что лесное законодательство состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Из части 1 статьи 3 Лесного кодекса следует, что лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
В частности, статьей 25 Лесного кодекса установлены виды использования лесов, одним из которых является рекреационная деятельность (пункт 8 части 1 статьи 25 названного Кодекса).
Из статьи 41 Лесного кодекса (ее часть 1) следует, что под рекреационной деятельностью применительно к использованию лесов понимается осуществление деятельности по организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При этом при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений (часть 2 статьи 41).
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (часть 3 статьи 41).
Частью 4 статьи 41 Лесного кодекса установлено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Данная норма соотносится с нормой части 2 статьи 3 Лесного кодекса, в силу которой имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 6 статьи 73.1 Лесного кодекса предусмотрено, что порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским и Земельным кодексами, если иное не установлено названным Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским и Земельным кодексами, если иное не установлено Лесным кодексом (часть 4 статьи 71 Лесного кодекса).
Согласно пункту 4 статья 39.8 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Таким образом, законодателем допускается возможность заключения договора аренды земельного участка в береговой полосе водного объекта общего пользования при условии обеспечения арендатором свободного доступа граждан к такому объекту и его береговой полосе.
При этом, в силу правил пункта 1 статьи 39.6 и пункта 4 статьи 39.8 Земельного кодекса, заключение договора аренды такого земельного участка должно производиться на торгах.
Указанный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных лиц, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, а также определить в условиях конкуренции соразмерную плату за пользование публичной землей, в связи с чем доводы регистрирующего органа относительно невозможности предоставления спорного земельного участка в аренду и невозможности проведения в отношении спорного земельного участка аукциона (торгов) подлежат отклонению как основанные на неверном толковании приведенных положений законодательства.
Также отклоняется и довод о том, что условиями спорного договора аренды не обеспечивается доступность земельного участка с кадастровым номером 46:29:101043:8 неопределенному кругу лиц.
Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, и являются территорией общего пользования.
Частью 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) установлено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Как усматривается из условий договора аренды лесного участка от 09.01.2018 N 156135ю, истолкованных в соответствии с правилами статьи 431 Гражданского кодекса, спорный участок передан арендатору для осуществления рекреационной деятельности. В обязанности арендатора входит соблюдение правил пользования принимаемым в аренду земельным участком, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе Лесным и Водным кодексами.
Следовательно, предоставление к арендованному участку доступа неопределенного круга лиц обеспечено условиями спорного договора аренды исходя из той цели, для которой участок предоставлен в аренду, на что обоснованно указано судом области в обжалуемом судебном акте.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции обществом "Территория" был представлен протокол совещания по вопросу организации общественного парка отдыха на территории г. Курска, расположенного в урочище "Пасека" от 15.01.2018, утвержденный главой г. Курска Овчаровым Н.И., которым согласован начальный эскизный проект общественного парка досуга и отдыха спортивно-оздоровительного назначения "Праздник-Парк", что свидетельствует о намерении общества соблюдать обязательства по предоставлению гражданам доступа к водным объектам общего пользования, расположенным на территории переданного в аренду земельного участка.
При этом в пункте 3 протокола от 15.01.2018 указано на обязанность общества при разработке проекта освоения предоставленного в аренду участка предусмотреть право неопределенного круга лиц на пользование лесным участком и водным объектами; в пункте 4 на обязанность общества учесть в проекте возможность проведения общедоступных спортивных и культурно-массовых мероприятий для населения г. Курска.
Указанное, по мнению апелляционной коллегии, исключает возможность использования переданного в аренду земельного участка вне связи с его назначением и разрешенным использованием, предполагающим использование спорного участка именно с учетом его общедоступности.
Кроме того, апелляционным судом учитывается, что использования спорного земельного участка по назначению обеспечивается также нормой части 2 статьи 74 Лесного кодекса, в силу которой изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Указанные факты в совокупности и взаимосвязи свидетельствуют об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 09.01.2018 N 156135ю, выраженного в уведомлении от 24.04.2018 N 46/001/001/2018-873.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае управлением Росреестра по Курской области не представлено безусловных и достаточных доказательств, свидетельствующих о законности отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка. Напротив, земельным комитетом и обществом "Территория" в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о соблюдении последним режима пользования земельными участками, находящимися в водоохраной зоне, включая обеспечение доступа гражданам к водным объектам общего пользования.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Принятое судом области по рассматриваемому делу решение является законным и обоснованным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, регистрирующим органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации регистрирующие органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Курской области от 17.10.2018 по делу N А35-6238/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6238/2018
Истец: Земельный комитет города Курска
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
Третье лицо: ООО "Территория"
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-816/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-6238/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-816/19
12.09.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8986/18
09.07.2019 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-6238/18
03.04.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-816/19
18.12.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8986/18
17.10.2018 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-6238/18