г. Чита |
|
25 декабря 2018 г. |
Дело N А78-3556/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Барковской О.В., Ошировой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудриной И.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Горшковой Елены Владиславовны на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 октября 2017 года по заявлению ФНС России о привлечении бывшего руководителя закрытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий" Горшкову Елену Владиславовну к субсидиарной ответственности по долгам общества и взыскании 2 765 987,74 руб. по делу N А78-3556/2016 о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий" (ОГРН 1027501066812 ИНН 7530008632, адрес: 674674, Забайкальский край, г. Краснокаменск, северная часть города, Промышленная зона) (суд первой инстанции: судья Антонова О.П.)
при участии в судебном заседании:
от ФНС России: представителя по доверенности от 15.01.2018 Цейца К.В.,
установил:
производство по делу N А78-3556/2016 о банкротстве закрытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий" (далее - должник, ЗАО "ЗЖБИ") возбуждено Арбитражным судом Забайкальского края на основании заявления должника, принятого к производству определением суда от 12 мая 2016 года.
Определением суда от 08 июля 2016 года в отношении ЗАО "ЗЖБИ" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Дюбин Сергей Викторович.
Решением суда от 24 ноября 2016 года ЗАО "ЗЖБИ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Дюбин Сергей Викторович (далее - конкурсный управляющий).
Федеральная налоговая служба в лице Управления по Забайкальскому краю (далее - ФНС России, уполномоченный орган) 02.06.2017 обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, в котором просила привлечь бывшего руководителя ЗАО "ЗЖБИ" Горшкову Елену Владиславовну к субсидиарной ответственности по долгам общества в размере 2 765 987 рублей 74 копейки.
В ходе судебного разбирательства уполномоченный орган уточнил размер субсидиарной ответственности, указав на то, что после 01.02.2016 у должника возникли обязательства по уплате налогов и пеней на общую сумму 2 516 852 рубля 93 копейки.
Заявление об уменьшении размера требований принято судом к рассмотрению.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 09 октября 2017 года заявление Федеральной налоговой службы удовлетворено, с бывшего руководителя ООО "Завод железобетонных изделий" Горшковой Елены Владиславовны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных изделий" в порядке субсидиарной ответственности взыскано 2 516 852 рубля 93 копейки.
Не согласившись с определением суда от 09.10.2017, Горшкова Е.В. обратилась с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает, что при определении даты подачи заявления о банкротстве единственным основанием, при котором может быть объективно установлено начало течения срока для подачи заявления в суд, является дата принятия соответствующего решения уполномоченного органа должника, например, общего собрания учредителей. Во всех остальных случаях наличие отрицательных финансовых показателей не является автоматическим основанием для немедленного обращения в арбитражный суд с заявлением должника о банкротстве. Кроме того, 31.03.2016 заявление о признании ООО "ЗЖБИ" несостоятельным (банкротом) было направлено в арбитражный суд представителем общества, что свидетельствует о добросовестном и разумном поведении руководителя общества.
В дополнении к апелляционной жалобе Горшкова Е.В. указывает, что на дату принятия обжалуемого определения, статья 10 Закона о банкротстве, явившаяся основанием для удовлетворения требования уполномоченного органа, утратила силу.
В судебном заседании представитель ФНС России возразил против доводов апелляционной жалобы и дополнения к ней.
От ФНС России поступили пояснения относительно размера субсидиарной ответственности, ходатайство о приобщении к делу копии протокола N 2 собрания учредителей ЗАО "ЗЖБИ" от 11.11.2015.
Иные лица, участвующие в обособленном споре, уведомленные в установленном порядке, явку представителей не обеспечили.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Представленные ФНС России пояснения, копия протокола N 2 собрания учредителей ЗАО "ЗЖБИ" от 11.11.2015 приобщены к материалам дела в порядке абзаца 2 пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как документы, представленные в обоснование возражений относительно апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "ЗЖБИ" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.08.1998, его учредителями на момент возбуждения дела о банкротстве являлись открытое акционерное общество "Региональное управление строительства" и Филонич Александр Иванович.
Горшкова Е.В. являлась руководителем ЗАО "ЗЖБИ" с 19.11.2015, назначена на должность решением общего собрания акционеров ЗАО "ЗЖБИ" 18.11.2015. До назначения на должность директора исполняла обязанности начальника отдела планирования и нормирования труда.
ФНС России, обращаясь в арбитражный суд с требованием о привлечении бывшего директора ЗАО "ЗЖБИ" Горшковой Е.В. к субсидиарной ответственности по долгам общества, указала, что Горшковой Е.В. не исполнена установленная статьей 9 Закона о банкротстве обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), что задолженность по уплате налогов, пеней, штрафов в размере 2 516 852,93 руб. возникла у должника после истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве, что Горшкова Е.В. должна была обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника в период с 01.01.2016 по 01.02.2016, так как по состоянию на 31.12.2015 у ЗАО "ЗЖБИ" имелись признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества.
Арбитражный суд Забайкальского края, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в споре, установив, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и пунктом 2 статьи 6 Закона о банкротстве ЗАО "ЗЖБИ" по состоянию на 31.12.2015 обладало признаками банкротства, поскольку в связи с недостаточностью денежных средств общество прекратило исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, имело не оплаченную свыше трех месяцев задолженность по налогам в размере, превышающем 300 000 руб., что Горшкова Е.В. выступавшая в качестве единоличного исполнительного органа должника, не обратилась в арбитражный суд согласно требованиям закона до 01.02.2016 с заявлением о признании ЗАО "ЗЖБИ" несостоятельным (банкротом), повлекшее образование у общества новой задолженности, пришел к выводу о наличии правовых оснований для привлечения Горшковой Е.В. к субсидиарной ответственности и взыскания с нее в конкурсную массу денежных средств в размере 2 516 852,93 руб., составляющих задолженность, образовавшуюся после возникновения у контролирующего должника лица обязанности по обращению в суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом).
Четвертый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее по тексту - Закон N 266-ФЗ) в Закон о банкротстве были внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования.
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 266-ФЗ установлено, что рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 266-ФЗ), которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве (в редакции Закона N 266-ФЗ).
Поскольку заявление ФНС России поступило в Арбитражный суд Забайкальского края и принято к производству 28.06.2017, заявление подлежит рассмотрению без учета положений Закона о банкротстве (в редакции Закона N 266-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 10 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином - должником положений Закона о банкротстве указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
В силу пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, также может быть подано конкурсным кредитором, представителем работников должника, работником, бывшим работником должника или уполномоченным органом.
Таким образом, конкурсный кредитор ФНС России обратилась с указанным заявлением в пределах предоставленных ему полномочий.
В качестве основания для привлечения к субсидиарной ответственности в отношении бывшего руководителя должника Горшковой Е.В. ФНС России указывает пункт 2 статьи 10 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; если уполномоченным органом должника принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; если обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества и в иных предусмотренных названным Законом случаях.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве под недостаточностью имущества следует понимать превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; под неплатежеспособностью - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.
Пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве предусмотрено, что заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 названного Закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых названным Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 названного Закона.
Из приведенных норм права следует, что возможность привлечения лиц, названных в пункте 2 статьи 10 Закона о банкротстве, к субсидиарной ответственности по указанным в данной норме основаниям возникает при наличии совокупности следующих условий:
- возникновение одного из перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве обстоятельств (удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества; иные случаи, предусмотренные названным Законом);
- неподача указанными в пункте 2 статьи 10 Закона лицами заявления о банкротстве должника в течение месяца с даты возникновения соответствующего обстоятельства;
- возникновение обязательств должника, по которым указанные лица привлекаются к субсидиарной ответственности, после истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
Для применения субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве, заявитель обязан обосновать, по какому именно обстоятельству, предусмотренному пунктом 1 статьи 9, должник должен был обратиться в суд, когда именно он обязан был обратиться с заявлением, поскольку субсидиарная ответственность руководителей должника - юридического лица или членов ликвидационной комиссии (ликвидаторов), предусмотренная названной статьей, возможна лишь перед кредиторами, обязательства которых возникли после истечения срока на подачу заявления в арбитражный суд о банкротстве должника, а не до истечения этого срока.
В этой связи помимо объективной стороны правонарушения, связанной с установлением факта неисполнения единоличным исполнительным органом обязанности, установленной Законом о банкротстве (обратиться в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случае, предусмотренном абзацем шестым пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве), необходимо установить вину субъекта ответственности (в данном случае - бывшего руководителя должника), исходя из того, приняло ли это лицо все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации); также имеет значение причинно-следственная связь между неподачей в суд заявления о признании должника банкротом и невозможностью удовлетворения требований кредиторов.
Факт несостоятельности (банкротства) должника установлен решением арбитражного суда по настоящему делу от 24.11.2016.
Как было указано выше, Горшкова Е.В. осуществляла полномочия руководителя должника с 19.11.2015.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что должник отвечал признаку неплатежеспособности и недостаточности имущества по состоянию на 31.12.2015.
Согласно бухгалтерскому балансу ЗАО "ЗЖБИ" за 2015 год у должника имелись активы в размере 70 861 000 рублей, а также имелась кредиторская задолженность в размере 95 749 000 рублей.
В составе указанной задолженности имелась просроченная задолженность по уплате обязательных платежей, в том числе задолженность на сумму 4 611 217,43 руб., выявленная по результатам выездной налоговой проверки.
Решение N 2.9-27/14ДСП от 30.09.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки N 2.9-25/13ДСП от 25.08.2015 в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в нем отражен факт неуплаты:
- 2 631 139 руб. налога на добавленную стоимость за 2012-2013 годы, 192 931 рубль 09 копеек пени, 244 415,9 руб. штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации;
- 894 484 руб. налога на добычу полезных ископаемых за 2012-2013 годы, 189 981 рубль 04 копейки пени, 82 303,4 руб. штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации;
- 54 415 руб. налога на доходы физических лиц за период 2012-2015 годы, 46 976 руб. пени, 549 144 руб. штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 07.12.2015 N 2.14-20/383-ЮЛ/13283 УФНС по Забайкальскому краю отменено решение N 2.9-27/14 от 30.09.2015 в части привлечения ЗАО "ЗЖБИ" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм НДФЛ в размере 274 572 руб.
В остальной части решение N 2.9-27/14ДСП от 30.09.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в законную силу.
Суммы долга, указанные в решении N 2.9-27/14ДСП от 30.09.2015, должником не уплачены, поэтому налоговым органом было сформировано и предъявлено к оплате требование N 1277 от 24.12.2015.
Данный долг ЗАО "ЗЖБИ" оплачен не был ввиду недостаточности денежных средств. Задолженность по требованию N 1277 от 24.12.2015 в размере 4 540 931,30 руб. включена в реестр требований кредиторов должника определением от 10.10.2016.
Факт отсутствия у должника имущества, достаточного для расчетов с кредиторами, установлен судом при вынесении решения о признании ЗАО "ЗЖБИ" несостоятельным (банкротом) и не оспаривается лицами, участвующими в деле. Доказательств, опровергающих названный факт, материалы дела не содержат.
На момент обращения уполномоченного органа с заявлением о признании ЗАО "ЗЖБИ" банкротом, должник имел один расчетный счет N 40702810274000032110, открытый 11.02.2000 в отделении ПАО "Сбербанк России"). По состоянию на 31.12.2015 остаток денежных средств по данному расчетному счету составлял 36 788,48 руб.
Из представленного протокола N 2 собрания учредителей ЗАО "ЖБИ" от 11.11.2015, следует, что принято решение о прекращении производства сборного железобетона, и консервации оборудования завода с 15.11.2015, ввиду экономической нестабильности, отсутствия спроса на продукцию и со сложным финансово-экономическим положением ЗАО "ЖБИ".
Доказательств, свидетельствующих о наличии у ЗАО "ЗЖБИ" по состоянию на 31.12.2015 денежных средств или имущества в размере, достаточном для исполнения обязанности по уплате обязательных платежей и погашения имевшейся задолженности, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что по состоянию на 31.12.2015 у ЗАО "ЗЖБИ" существовало неисполненное свыше трех месяцев денежное обязательство, превышающее 300 000 рублей, следовательно, Горшкова Е.В. была обязана обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника до 31.01.2016.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении ВС РФ от 20.07.2017 N 309-ЭС17-1801, следует, что обязанность руководителя по обращению в суд с заявлением о банкротстве возникает в момент, когда добросовестный и разумный менеджер, находящийся в сходных обстоятельствах, в рамках стандартной управленческой практики, учитывая масштаб деятельности должника, должен был объективно определить наличие одного из обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве.
Если руководитель должника докажет, что само по себе возникновение признаков неплатежеспособности либо обстоятельств, названных в абзацах пятом, седьмом пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве, не свидетельствовало об объективном банкротстве (критическом моменте, в который должник из-за снижения стоимости чистых активов стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе по уплате обязательных платежей), и руководитель несмотря на временные финансовые затруднения добросовестно рассчитывал на их преодоление в разумный срок, приложил максимальные усилия для достижения такого результата, выполняя экономически обоснованный план, такой руководитель с учетом общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе предполагающих по общему правилу наличие вины) освобождается от субсидиарной ответственности на тот период, пока выполнение его плана являлось разумным.
Вместе с тем таких доказательств ответчиком не представлено. Частичное исполнение обязанности перед другими кредиторами и непринятие каких-либо мер к исполнению фискальных обязательств, - нельзя признать отвечающим принципу добросовестности. За период с 31.01.2016 по день введения первой процедуры банкротства задолженность общества "Завод ЖБИ" перед бюджетом значительно возросла.
Размер субсидиарной ответственности в сумме 2 516 852, 93 руб. подтвержден материалами дела.
После 31.01.2016 (через месяц после 31.12.2015) у должника возникли обязательства по уплате следующих сумм на основании требований:
1) 24 433,85 руб.:
- задолженность по требованию N 1274 по состоянию на 12.05.2016 на сумму 625,36 руб. - пени по НДФЛ, начисленные на недоимку по НДФЛ за период с 12.02.2016 по 03.04.2016;
-задолженность по требованию N 1688 по состоянию на 18.05.2016 на сумму 16 610 руб. основного долга, в том числе: 11 441 рубль - регулярные платежи за пользование недрами за 1 квартал 2016 года, 5 169 руб. налог на имущество организаций за 1 квартал 2016 года. Обязанность по уплате данной задолженности возникла 01.04.2016 г.;
- задолженность по требованию N 935 по состоянию на 11.07.2016 на сумму 7 198,49 руб. пени по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых за период с 12.03.2016 по 03.04.2016;
Расчет указанных сумм проверен судом, он соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации. Заявленные требования признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов ЗАО "ЗЖБИ" определением Арбитражного суда Забайкальского края от 10.10.2016 года.
2) 2 492 419,08 руб.:
- задолженность по требованию N 489 по состоянию на 25.02.2016 на сумму 33 245,83 руб. пени, в том числе: 25,53 руб. пени на недоимку по транспортному налогу за период с 20.02.2016 по 25.02.2016, 33220,30 руб. пени на недоимку по НДС за период с 05.02.2016 по 25.02.2016;
-задолженность по требованию N 621 по состоянию на 11.03.2016 на сумму 22 019,45 руб. пени, в том числе: 53,59 руб. пени на недоимку по транспортному налогу за период с 26.02.2016 по 09.03.2016, 21965,86 руб. пени на недоимку по НДС, за период с 26.02.2016 по 09.03.2016;
- задолженность по требованию N 685 по состоянию на 25.03.2016 на сумму 20 039,54 руб. пени, в том числе: 50,38 руб. пени на недоимку по транспортному налогу за период с 10.03.2016 по 21.03.2016, 19989,16 руб. пени на недоимку по НДС за период с 10.03.2016 по 22.03.2016;
- задолженность по требованию N 713 по состоянию на 30.03.2016 на сумму 8 665,24 руб. пени, в том числе: 17,95 руб. пени на недоимку по транспортному налогу за период с 22.03.2016 по 25.03.2016, 8647,29 руб. пени на недоимку по НДС за период с 23.03.2016 по 27.03.2016;
- задолженность по требованию N 919 по состоянию на 14.04.2016 на сумму 12 995,02 руб. пени, в том числе: 28,95 руб. пени на недоимку по транспортному налогу за период с 26.03.2016 по 03.04.2016, 12956,07 руб. пени на недоимку по НДС за период с 28.03.2016 по 03.04.2016;
- задолженность по требованию N 1274 по состоянию на 12.05.2016 на сумму 794 290 руб. основного долга по налоговой декларации НДС за 1 квартал 2016 года. Обязанность по уплате данной задолженности возникла 01.04.2016 г.;
- задолженность по требованию N 1892 по состоянию на 18.05.2016 на сумму 794 290 руб. основного долга по налоговой декларации НДС за 1 квартал 2016 года. Обязанность по уплате данной задолженности возникла 01.04.2016 г.;
- задолженность по требованию N 2018 по состоянию на 30.06.2016 на сумму 794 290 руб. основного долга по налоговой декларации НДС за 1 квартал 2016 года. Обязанность по уплате данной задолженности возникла 01.04.2016 г.;
- задолженность по требованию N 2901 по состоянию на 22.08.2016 на сумму 12 584 руб. основного долга по налоговой декларации НДС за 1 квартал 2016 года. Обязанность по уплате данной задолженности возникла 01.04.2016.
Расчет указанных сумм проверен судом, он соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации. Заявленные требования признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов ЗАО "ЗЖБИ" определением Арбитражного суда Забайкальского края от 10.10.2016 года.
При таких обстоятельствах заявление ФНС России обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы о том, что не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о том, что действия или бездействие бывшего руководителя ЗАО "Завод ЖБИ" привело к банкротству общества, не доказана причинно-следственная связь между действиями руководителя общества и наступившими последствиями в виде банкротства общества, подлежат отклонению как не имеющие правового значения, в связи с тем, что Горшкова Е.В. привлекается к субсидиарной ответственности по п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве (за нарушение обязанности по подаче заявления), а не по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве.
Ссылки Горшковой Е.В. о том, что она являлась только номинальным руководителем, подлежат отклонению как бездоказательные.
Довод апелляционной жалобы о том, что при определении даты подачи заявления о банкротстве единственным основанием, при котором может быть объективно установлено начало течения срока для подачи заявления в суд, является дата принятия соответствующего решения уполномоченного органа должника, например, общего собрания учредителей, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права.
Пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве как указывалось выше установлено, что нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 названного Закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых этим Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве.
Таким образом, к субсидиарной ответственности в данном случае могут быть привлечены лишь те лица, на которых Законом о банкротстве возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления. К таким лицам, согласно Закону о банкротстве, относятся руководитель должника - юридического лица, должник - индивидуальный предприниматель и ликвидационная комиссия (ликвидатор) должника - юридического лица.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, субсидиарная ответственность возлагается на руководителя должника, как лицо обязанное подать соответствующее заявление, таким образом отсутствие решения учредителей об обращении в суд с заявлением о признании общества банкротом не снимало с Горшковой Е.В., как с единоличного исполнительного органа должника, обязанности по подаче такого заявления с того момента когда Горшкова Е.В. как добросовестный и разумный руководитель в рамках стандартной управленческой практики должна была объективно определить наличие одного из обстоятельств, упомянутых в п.1 ст. 9 Закона о банкротстве.
Как указывалось выше судом первой инстанции обоснованно установлено, что по состоянию на 31.12.2015 должник отвечал признакам банкротства, и учитывая прекращение производственной деятельности, Горшкова Е.В. как директор должна была объективно определить наличие обстоятельств указанных в п.1 ст. 9 Закона о банкротстве и обратиться с заявлением о банкротстве не позднее 31.01.2016, так как никаких документальных доказательств о том, что предпринимались какие-либо меры по восстановлению платежеспособности должника не представлено.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, определение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная Горшковой Е.В. государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит возврату, поскольку согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на определение о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве, государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 октября 2017 года по делу N А78-3556/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Горшковой Елене Владиславовне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную чеком Сбербанка Онлайн от 17.10.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3556/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2018 г. N Ф02-1871/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: ЗАО "Завод железобетонных изделий"
Кредитор: ЗАО "Завод железобетонных изделий"
Третье лицо: АО "Региональное управление строительства", Диденко Ю.Н., Конкурсный управляющий Дюбин С.В., Межрайонная ИФНС N4 по Забайкальскому краю, НП "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Альянс управляющих", ОАО "Региональное управление строительства", ОАО "РУС", ООО "Вивен", ООО "ГК "Новотранс", ООО "Грузовая компания "Новотранс", ООО "Мангазея Майнинг", ПАО "ППГХО", ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", Представитель работников Горшкова Е.В., Союз "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада", Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, Филонич А.И.
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2765/17
18.05.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1871/18
22.03.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2765/17
02.03.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2765/17
31.01.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2765/17
13.12.2017 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3556/16
03.07.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2765/17
26.05.2017 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3556/16
24.04.2017 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3556/16
24.11.2016 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3556/16
08.07.2016 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3556/16