г. Воронеж |
|
20 декабря 2018 г. |
Дело N А64-5613/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алфёровой Е.Е., |
судей |
Коровушкиной Е.В., |
|
Афониной Н.П., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шабановой Н.В.,
при участии:
от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Жердевская центральная районная больница": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Министерства обороны РФ: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Министерства здравоохранения РФ: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.10.2018 по делу N А64-5613/2018 (судья Макарова Н.Ю.) по исковому заявлению Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Жердевская центральная районная больница" (ОГРН 10268009561104, ИНН 68030203330) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) о взыскании 344 360 руб. 75 коп.
третьи лица: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области, Министерство обороны РФ, Министерство здравоохранения РФ,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Жердевская центральная районная больница" (далее - ТОГБУЗ "Жердевская ЦРБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат", ответчик) о взыскании задолженности в размере 344 360 руб. 75 коп. за медицинские услуги за 2017 года.
Определением суда от 18.09.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.10.2018 по делу N А64-5613/2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что диагностические исследования призывников, хоть и проводятся в связи с освидетельствованием, но не входят в состав данного освидетельствования и должны проводиться за счет средств ОМС в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
От ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который суд приобщил к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ", соглашаясь со всеми выводами суда первой инстанции, настаивает на необоснованности и несостоятельности доводов заявителя жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В материалы дела от ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ТОГБУЗ "Жердевская ЦРБ" оказало для ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" медицинские услуги (диагностические исследования) по определению годности граждан к военной или приравненной к ней службе, а также диагностические исследования в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве граждан на военную службу.
Договор о предоставлении медицинских услуг между истцом и ответчиком не заключался.
На 01.01.2018 за ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" числилась задолженность в сумме 344 360, 75 руб. по оплате расходов, понесенных ТОГБУЗ "Жердевская ЦРБ" в связи с исполнением Закона о воинской обязанности, в части осуществления лабораторно-диагностических исследований, проводимых в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве граждан на военную службу.
Счета на оплату оказанных ТОГБУЗ "Жердевская ЦРБ" услуг Ответчиком не исполнены.
10.05.2018 с целью досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия. Претензия оставлена Ответчиком без ответа.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в Арбитражный суд Тамбовской области с рассмотренным иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из фактического оказания услуг, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (часть 1 статьи 424 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктами 1, 2 статьи 314 ГК РФ определено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода
В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Истец в период 2017 года фактически оказал услуги медицинского характера по проведению диагностических исследований на общую сумму 344 360, 75 руб., что подтверждается счетами N 359 от 21.07.2017, N 358 от от 21.07.2017, актами выполненных работ N359 от 21.07.2017, N358 от 21.07.2017, а также списками призывников и списками лиц, которым проведены лабораторные и инструментальные исследования по направлениям Военного комиссариата.
С учетом положений статьи 59 Конституции Российской Федерации и соответствующих норм Федерального Закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) суд полагает, что оказываемые ТОГБУЗ "Жердевская ЦРБ" Военному комиссариату Тамбовской области услуги обладают особой спецификой и направлены на защиту охраняемых законом публичных интересов в сфере обеспечения обороноспособности РФ и боеготовности ее Вооруженных Сил.
В рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Закон о воинской обязанности и военной службе.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона о воинской обязанности и военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно п. 1, пп. "д" п. 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441 (далее - Положение N 1441), финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в том числе медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации соответствующих расходов определен утвержденными постановлением Правительства РФ N 704 от 01.12.2004 Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ, (далее - Правила N 704).
Пунктом 2 Правил N 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация расходов, указанных в п. 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ (п. 3 Правил N 704).
Согласно п. 4 Правил N 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 п. 2 Правил N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о воинской обязанности и военной службе проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны РФ договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В пунктах 6 и 7 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан.
Обязательства, касающиеся предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Законом о воинской обязанности и военной службе.
Согласно пп. "в", "г" п. 2 и пп. 5, 6 п. 4 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФции N 663 от 11.11.2006, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (отдел), при содействии местной администрации. В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу начальник отдела представляет заявки руководителям медицинских организаций на выделение требуемых врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования. Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование осуществляется повестками отдела.
В силу пунктов 4, 14 утвержденного Постановлением Правительства РФ N 565 от 04.07.2013 Положения о военно-врачебной экспертизе при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Таким образом, именно на военные комиссариаты возложена обязанность организовать и силами учреждений здравоохранения накануне медицинского освидетельствования провести призывникам требуемые клинико-инструментальные исследования.
Согласно правовой позиции, отраженной в определении Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 310-ЭС17-3344, оплата стоимости диагностических исследований, проведенных гражданам, связанных с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования для решения вопроса о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу должна осуществляться военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, оказанные истцом во внедоговорном периоде услуги были направлены на обеспечение соответствующих призывов граждан на военную службу.
Не терпящие отлагательства, данные услуги выполнялись регулярно и на протяжении длительного времени в соответствии с заключавшимися в предыдущие периоды договорами. Претензий со стороны заказчика относительно объема и качества оказанных в спорный период услуг не было.
Таким образом, истец свои обязательства по оказанию медицинских услуг выполнил в полном объеме, осуществив проведение диагностических обследований граждан на общую сумму 344 360 руб. 75 коп., что подтверждается материалами дела.
Довод заявителя о том, что оказанные истцом медицинские услуги в силу положений федеральной и региональной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи подлежат оплате за счет средств ФОМС, основан на неверном толковании норм материального права.
Так в разделе V утвержденной постановлением Правительства РФ N 1382 от 19.12.2015 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год закреплено, что в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны РФ договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Аналогичное положение содержит раздел V утвержденной постановлением Правительства РФ N 1403 от 19.12.2016 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Таким образом, проведение обязательных диагностических исследований в рамках медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе не оплачивается за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств оплаты ответчиком фактически оказанных медицинских услуг, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Арбитражного суда Тамбовской области от 11.10.2018 по делу N А64-5613/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алфёрова |
Судьи |
Е.В. Коровушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.