город Омск |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А81-4313/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13941/2018) Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.09.2018 по делу N А81-4313/2018 (судья Никитина О.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901016995, ОГРН 1058900019771) к обществу с ограниченной ответственностью "СИА Интернейшнл Тюмень" (ИНН 7203256515, ОГРН 1147232068686) о взыскании 258 рублей 17 копеек,
установил:
Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СИА Интернейшнл Тюмень" (далее - ответчик, ООО "СИА Интернейшнл Тюмень") о взыскании 258 руб. 17 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.09.2018 по делу N А81-4313/2018 в удовлетворении требований Департамента отказано.
Судебный акт мотивирован наличием обязанности на стороне Департамента по списанию таковой неустойки.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель указывает на то, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)", действовавшего до 1 января 2016 года, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года или осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
Цена контракта составляет 1 006 601 руб. 86 коп.
20 % цены контракта составляет 201 320 руб. 37 коп.
5 % цены контракта составляет 50 330 руб. 09 коп.
Сумма начисленной неустойки 100 918 руб. 36 коп.:
- штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту в размере 100 660 руб. 19 коп.;
- пени за нарушение срока поставки товара в размере 258 руб. 17 коп.
Податель жалобы указывает, что ответчиком оплачен штраф в размере 50 330 руб. 10 коп., что составляет менее 50 % суммы начисленной неустойки. Таким образом, так как общая сумма неустойки в размере 100 918 руб. 36 коп., подлежащая взысканию с ответчика, составляет 10,03 % цены контракта, она подлежит списанию при условии уплаты 50 % неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года, что не было сделано ответчиком в полном объеме. Между тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" сумма неустойки (штрафа) в размере 50 330 руб. 10 коп. не подлежала списанию, но Департаментом указанная сумма была ошибочно списана в 2015 году. Так как оставшаяся сумма неустойки (пени) за нарушение срока поставки товара в размере 258 руб. 17 коп. также не подлежала списанию и ответчик не оплатил 50 % суммы указанной неустойки, истец предоставил отсрочку уплаты неуплаченной суммы неустойки (пени) до окончания текущего финансового года, то есть до окончания 2015-2016 гг. Оставшаяся сумма неустойки (пени) за нарушение срока поставки товара в размере 258 руб. 17 коп. не подлежит списанию, так как ответчик не оплатил 50 % суммы указанной неустойки до 1 января 2017 года.
Согласно пункту 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 07.11.2018 лицам, участвующим в деле, было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 07.12.2018.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен государственный контракт от 24.04.2015 N 2324 на поставку тест-полосок для больных сахарным диабетом в 2015 году (далее - контракт), по условиям которого, ответчик (поставщик) обязуется передать истцу (заказчику) товар, наименование, ассортимент, качество, количество и цена которого указана в спецификации (приложение N 1 к контракту), а истец (заказчик) обязуется принять и оплатить поставленный товар в соответствии с условиями контракта. По условиям спецификации, срок поставки товара установлен в течение 30 рабочих дней с даты заключения контракта.
По условиям пункта 4.2 государственного контракта получателям ГБУЗ ЯНАО "Лабытнангская городская больница"; ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница"; ГБУЗ ЯНАО "Губкинская городская больница"; ГБУЗ ЯНАО "Таркосалинская центральная районная больница"; ГБУЗ ЯНАО "Муравленковская городская больница"; ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская центральная городская больница"; ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница"; ГБУЗ ЯНАО "Надымская центральная районная больница" должны быть поставлены следующие расходные материалы:
1)Тест-полоски Аккучек Перформа, расходный материал для экспресс- анализатора (глюкометра) портативного "Accu-chek Performa" N 50 в количестве 130 упаковок с остаточным сроком годности товара на момент поставки не менее 12 месяцев;
2) Тест-полоски Аккучек Актив, расходный материал для экспресс-анализатора (глюкометра) "Accu-chek Актив" N 50 в количестве 210 упаковок с остаточным сроком годности товара на момент поставки не менее 12 месяцев.
В соответствии с экспертными заключениями было выявлено, что по товарным накладным от 22.06.2015 N Р-2079828; от 29.04.2015 N Р-2079641; от 27.04.2015 N Р- 2047509/5; от 27.04.2015 N Р-2047509/6; от 27.04.2015 N Р-2047509/1; от 27.04.2015 N Р-2047509/2; от 24.04.2015 N Р-2046519/5; от 24.04.2015 N Р-2046519/6 был принят товар с остаточным сроком годности не соответствующим пункту 4.2 государственного контракта.
На основании пункта 7.9 государственного контракта поставщик обязан уплатить штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту в размере 100 660 руб. 19 коп. и неустойку в размере 293 руб. 78 коп. в соответствии с пунктом 7.4 государственного контракта.
11.09.2015 в адрес ответчика направлены две претензии (N 1801-17/1293, N 1801-17/1294) с требованием оплаты неустойки (штрафа).
Ответчиком штраф уплачен в размере 50330 руб. 10 коп., сумма неустойки (штрафа) в размере 50330 руб. 10 коп. списана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
Как указывает истец, ответчик полностью исполнил свои обязательства по поставке товара, но с нарушением сроков, установленных в спецификации.
В соответствии с пунктом 7.7 государственного контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного Государственным контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Государственным контрактом и фактически исполненных поставщиком и определяется в соответствии правилами утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Таким образом, просрочка исполнения обязательств по поставке товара составила 15 дней, пени по расчету истца составили 258 руб.17 коп.
Ответчику была направлена претензия от 11.09.2015 N 1801-17/1294 с требованием уплатить пени в срок до 25.09.2015.
Ответчик на претензию не ответил, штраф не оплатил.
Ненадлежащее исполнение ответчиком принятых на себя обязательств послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность определения, а также правильность применения норм права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Исходя из положений статьи 307 ГК РФ, обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с квалификацией судом первой инстанции правоотношений сторон, так гражданско-правовые отношения подлежат регулированию нормами параграфов 1, 3, 4 главы 30 ГК РФ (поставка товаров, поставка товаров для государственных и муниципальных нужд) с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а также условиями заключенного договора.
Пунктом 2 статьи 525 ГК РФ установлено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522), если иное не предусмотрено правилами этого кодекса.
В соответствии с положениями статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.
Согласно пункту 1 статьи 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
По условиям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Кодекса).
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом 7.7 государственного контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного Государственным контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Государственным контрактом и фактически исполненных поставщиком и определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, по формуле: П = (Ц - В) х С (где Ц - цена государственного контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком) обязательства по Государственному контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения государственных контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле: С = Сцб х ДП (где Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле: К=ДП/ДК х 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по Государственному контракту (количество дней).
При К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50-100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В соответствии с условиями спецификации к контракту, срок поставки товара установлен в течение 30 рабочих дней с даты заключения контракта, следовательно, товар должен быть поставлен до 10 июня 2015 года, однако, последняя партия товара была поставлена по товарной накладной от 22.06.2015 N Р-2079828.
Просрочка исполнения обязательств и размер неустойки по поставке товара подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление N 190) заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании подпункта пункта 3 Постановления N 190 предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:
а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик:
предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
В соответствии с пунктом 3 Порядка списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, утвержденного приказом Минфина России от 12.04.2016 N 44н, списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности.
Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 12.04.2016 N 44н "О порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Департамента, пришел к выводу об обязании истца списать заявленную неустойку.
Апелляционная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции усматривая, что общая размер неустойки по двум основаниям составляет 100 918 руб. 36 коп. ( 100 660 руб. 19 коп. + 258 руб. 17 коп.), ответчиком оплачен штраф в размере 50 330 руб. 10 коп., что составляет менее 50 % суммы начисленной неустойки. 50 % от суммы 258 руб. 17 коп. ответчиком не уплачено.
Таким образом, основания для списания неустойки отсутствуют.
С учетом изложенного, сумма неустойки (пени) за нарушение срока поставки товара в размере 258 руб. 17 коп. не подлежит списанию.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии у Департамента оснований для списания неустойки в порядке, установленном положениями пункта 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, постановлением N 190 и порядком N 44н и в связи с этим отказа в иске не может быть признан обоснованным.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.09.2018 по делу N А81-4313/2018 - отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьи 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить. Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.09.2018 по делу N А81-4313/2018- отменить.
Вынести новый судебный акт. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СИА Интернейшнл Тюмень" (ИНН 7203256515, ОГРН 1147232068686) в пользу Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901016995, ОГРН 1058900019771) неустойку за нарушение срока поставки товара в размере 258 рублей 17 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СИА Интернейшнл Тюмень" (ИНН 7203256515, ОГРН 1147232068686) в доход федерального бюджета Российской Федерации сумму расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4313/2018
Истец: Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: ООО "СИА Интернейшнл Тюмень"