г. Воронеж |
|
24 декабря 2018 г. |
Дело N А14-11297/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковым Д.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АГРОКИП": Власова Л.А., представитель по доверенности N 36АВ2494381 от 27.03.2018, выдана сроком на 3 года, паспорт гражданина РФ;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Воронежской области: Толстая Л.А., представитель по доверенности N 05-27/00577 от 12.01.2018, выдана сроком до 31.12.2018, паспорт гражданина РФ;
от Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области: Рыжков Д.Н., представитель по доверенности N 07-11/28444 от 18.10.2018, выдана сроком на 1 год, паспорт гражданина РФ;
от нотариуса нотариального округа городского округа город Воронеж Воронежской области Палати Марины Михайловны: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2018 по делу N А14-11297/2018 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АГРОКИП" (ОГРН 1177746543061, ИНН 9717060970) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N12 по Воронежской области (ОГРН 1073667040688, ИНН 366142821), к Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области (ОГРН 1043600194956, ИНН 3666119484) о признании незаконным решения N8075А от 05.04.2018 об отказе в государственной регистрации, оставленного без изменения решением УФНС по Воронежской области N15-2-18/13275@, об обязании принять решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя, согласно представленному заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя,
заинтересованное лицо: нотариус нотариального округа городского округа город Воронеж Воронежской области Палати Марина Михайловна,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АГРОКИП" (далее - заявитель, Общество, ООО "АГРОКИП") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Воронежской области (далее - МИФНС России N 12, Инспекция), к Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области (далее - Управление ФНС по ВО, налоговый орган) о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N12 по Воронежской области N8075А от 05.04.2018 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области N15-2-18/13275@ от 10.05.2018 и просит обязать МИФНС России N12 по ВО принять решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, согласно представленному заявлению от 29.03.2018 N 8075А (с учетом уточнений).
Дело рассматривалось с участием заинтересованного лица - нотариуса нотариального округа городского округа город Воронеж Воронежской области Палати Марины Михайловны.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2018 по делу N А14-11297/2018 заявленные требования удовлетворены.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области от 05.04.2018 N 8075А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "АГРОКИП", решение Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 10.05.2018 N 15-2-18/13275@ об оставлении жалобы без удовлетворения признаны незаконными как не соответствующие статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "АГРОКИП" на основании документов, представленных 29.03.2018 N 8075А.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, МИФНС России N 12 обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что в число оснований для проведения мероприятий по проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ не входит обязанность регистрирующего органа выяснять причины отсутствия необходимого для государственной регистрации документа в представленном комплекте документов.
Указывает, что установленная законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, в связи с чем для ее проведения необходимо не только выполнение требований в части представления полного пакета документов, но и в части их соответствия по форме и содержанию установленным нормативными актами формам и порядку их заполнения.
Представитель МИФНС России N 12 в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган считает решение МИФНС России N 12, а также решение Управления ФНС России по Воронежской области законными, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "АГРОКИП" соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нотариус нотариального округа городского округа город Воронеж Воронежской области Палати Марина Михайловна отзыв в суд апелляционной инстанции не представила, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оспорила, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Дело рассматривалось в отсутствие данного лица в порядке ст.ст.123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.12.2018 по 14.12.2018.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном процессе, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.05.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ООО "АГРОКИП" путем реорганизации в форме преобразования, место нахождения юридического лица - г. Москва, проспект Мира, д. 101 "В", строение 2.
Единственный учредитель (участник) ООО "АГРОКИП" - ООО Сельскохозяйственное предприятие "Племенное птицеводческое хозяйство "Заброденское".
26.03.2018 единственный участник ООО "АГРОКИП" принял решение N 6/2018 об изменении места нахождения общества на следующий: РФ, 397610 Воронежская область, Калачеевский район, с.Заброды, ул.Центральная, д.36, литер А1, помещение 41.
С целью формирования пакета документов и направления для государственной регистрации указанных изменений, внесенных в учредительные документы, заявитель представил Инжуватовой Н.В., временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа городского округа город Воронеж Воронежской области Палати Марины Михайловны, следующие документы:
- заявление по форме Р13001,
- решение N 6/2018 от 26.03.2018,
- устав,
- договор аренды нежилого помещения от 27.03.2018,
- приложение к договору аренды (копия поэтажного плана),
- акт приема передачи к договору аренды от 27.03.2018,
- свидетельство о государственной регистрации права,
- платежное поручение (государственная пошлина).
На основании ст.35 Основ законодательства о нотариате нотариус в электронном виде по каналам связи с использованием электронной подписи передала Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Воронежской области пакет документов, в приложении к которому поименованы вышеуказанные документы (сопроводительное письмо о передаче документов от 27.03.2018 исх. N 692).
Согласно расписке о получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица от 29.03.2018 вх. N 8075А, нотариусом переданы 9 файлов, поименованных как:
- Р13001 Заявление об изменениях, вносимых в учредительные документы,
- устав,
- договор,
- документ об оплате государственной пошлины,
- иной докум. в соотв.с законодательством РФ (в количестве 5 файлов).
По утверждению Инспекции, при открытии указанного пакета документов на электронном носителе, МИФНС N 12 по Воронежской области обнаружено, что заявление по форме Р13001 представлено дважды, а решение учредителя N 6/2018 от 26.03.2018 не представлено.
Кроме того, на странице 005 листа М скан-образа заявления в пункте 4 сведения о заявителе и его подпись нечитаемы, что свидетельствует об оформлении его ненадлежащим образом, в связи с чем регистрирующим органом заявление признано не представленным.
Указанные обстоятельства явились основанием для принятия 29.03.2018 налоговым органом решения N 8075А об отказе в государственной регистрации на основании п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) ввиду неисполнения требований пп."б" п.1 ст.17 названного закона - непредставление сведений о принятии решения об изменении места нахождения Общества, а также п.5.17.4 "Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Решением N 15-2-18/13275@ от 10.05.2018 Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области оставило без удовлетворения жалобу ОАО "АГРОКИП" на решение Инспекции, поддержав выводы МИФНС N 12 по Воронежской области.
Заявитель, считая, что решение Инспекции от 29.03.2018 и решение Управления от 10.05.2018 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, в том числе, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах,
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Закона N 129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом.
При этом документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1.2 указанной нормы необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.
Приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг" предусмотрены правила направления в территориальный орган Федеральной налоговой службы, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, необходимых для государственной регистрации документов в электронной форме.
В соответствии с пунктом 20 Приказа после заполнения необходимых реквизитов, прикрепления сформированного в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка транспортного контейнера и направления документов, они поступают в МИ ФНС России по ЦОД. При этом отправителю в режиме реального времени, а также на адрес электронной почты, указанный при направлении электронных документов в регистрирующий орган, направляется сообщение, упомянутое в пункте 17 настоящего Порядка.
После чего в МИФНС России по ЦОД осуществляется форматно-логический контроль сформированного транспортного контейнера на наличие в нем описи вложения, файлов в соответствии с описью вложения, отсутствие искажения файлов, соответствие электронной подписи требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования электронных подписей и при положительном результате копия транспортного контейнера с уникальным номером, упомянутым в пункте 17 настоящего Порядка, направляется в регистрирующий орган (пункты 21,23 Приказа).
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно пункту 2.20.5. Приказа от 25.01.2012 в разделе 5 заявитель в соответствующей строке собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии). В поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение способа выдачи (направления) документов, подтверждающих внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц, или решения об отказе в государственной регистрации. В случае если лист Н заявления оформляется в отношении двух и более лиц, поле, состоящее из одного знакоместа, заполняется только на первом из оформляемых листов Н заявления. В соответствующей строке заявитель ставит свою подпись, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В соответствии со статьями ст. 35, 46 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате) к числу совершаемых нотариусами нотариальных действий относится свидетельствование подлинности подписи на документах, которое осуществляется путем совершения удостоверительной надписи.
Нотариус, согласно статье 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации; свидетельствуя подлинность подписи, нотариус не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь удостоверяет, что подпись сделана определенным лицом.
Таким образом, свидетельствуя подпись генерального директора ООО "АГРОКИП", выполненную на заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (Р13001), Инжуватова Н.В.- временно исполняющая обязанности нотариуса нотариального округа городского округа город Воронеж Воронежской области Палати М.М., подтвердила фактическое проставление указанной подписи в заявлении, в связи с чем вывод, сделанный МИФНС N 12 о нечитаемости сведений о заявителе и его подписи на странице 005 листа М скан-образа заявления в пункте 4 не может являться основанием для отказа в регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ.
В пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в том числе непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции установлено, что заявителем представлен временно исполняющей обязанности нотариуса весь пакет документов, необходимых для данного вида государственной регистрации, в т.ч. решение единственного участника ООО "АГРОКИП" N 6/2018 от 26.03.2018, о чем свидетельствует указание его в качестве приложения в письме от 27.03.2018 N 692.
Согласно п.п.а п.4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем.
Суд апелляционной инстанции находит, что при наличии сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, у регистрирующего органа в соответствии с подпунктом "а" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ имелась возможность получения необходимых документов и пояснений от заявителя и нотариуса. Вместе с тем, таких действий регистрирующим органом предпринято не было.
В соответствии с частью 5 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса, или если нотариальный акт не был отменен в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством для рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что заявителем выполнены требования статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N12 по Воронежской области в ходе рассмотрения настоящего дела не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, предусмотренные п.п. "б" п. 1 статьи 23 названного Закона.
Следовательно, оспариваемые решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Воронежской области N 8075А от 05.04.2018 и Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области N 15-2-18/13275@ от 10.05.2018 не соответствует требованиям ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Представленные налоговым органом дополнительно документы, направленные в его адрес МИ ФНС России по ЦОД, с достоверностью также не подтверждают позицию ответчика. Следует отметить, что в представленных скрин-шотах указано на изменение информации, что не позволяет на настоящий момент определить первоначальную информацию. Кроме того, ответчик не был лишен представить данные документы ранее, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, учитывая взаимодействие налоговых органов.
Также, налоговый орган подтверждает, что был осуществлен форматно-логический контроль сформированного транспортного контейнера. При этом, замечаний относительно представленных документов не имелось.
С учетом изложенного, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отклоняются как несостоятельные, они направлены на переоценку выводов суда при отсутствии к тому оснований.
Аргументированных доводов, позволяющих согласиться с позицией налогового органа, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2018 по делу N А14-11297/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.