город Воронеж |
|
25 декабря 2018 г. |
Дело N А64-2360/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Осиповой М.Б.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Диалог г.Уварово" на решение арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2018 по делу N А64-2360/2018 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области (ОГРН 1086829001621, ИНН 6829041585) к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Диалог г. Уварово" (ОГРН 1146828001077, ИНН 6830006793) об аннулировании лицензии,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Диалог г. Уварово": Метлин В.Ю., представитель по доверенности от 10.04.2018;
от управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного жилищного надзора по Тамбовской области (далее - управление государственного жилищного надзора, управление, лицензирующий орган) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Диалог г. Уварово" (далее - управляющая компания "Диалог г. Уварово", управляющая компания, общество) об аннулировании лицензии от 14.04.2015 N 050 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2018 заявленные лицензирующим органом требования удовлетворены, лицензия от 14.04.2015 N 050 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами аннулирована.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, управляющая компания "Диалог г. Уварово" обратилась с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, и просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы, с учетом письменных пояснений по делу, управляющая компания ссылается на устранение выявленных нарушений лицензионных требований, явившихся основанием для привлечения общества к административной ответственности и для принятия лицензирующим органом решения об обращении с заявлением об аннулировании лицензии.
Как указывает общество, данная информация размещена на официальном сайте общества по адресу uk-dialog68.ucoz.ru.
Кроме того, как указывает управляющая компания, в ноябре-декабре 2017 года во всех управляемых ею домах по адресам: Тамбовская обл., г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 1; микрорайон Молодежный, дом 2; микрорайон Молодежный, дом 9; микрорайон Молодежный, дом 11; 1 микрорайон, дом 22, 1 микрорайон, дом 24; улица Коммунальная, дом 6 общей площадью 29 991,7 кв метров были проведены общие собрания собственников помещений, на которых были приняты решения о продолжении управляющей компанией деятельности по управлению данными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу Тамбовская обл., г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 8 площадью 3 208,5 кв. метров на общем собрании, прошедшем 29.08.2017 вне связи с рассмотрением вопроса о возникновении оснований для возникновении оснований для исключения многоквартирных домов, управляемых обществом, из реестра лицензий, приняли решение о прекращении договора управления с управляющей компанией "Диалог г. Уварово" и избрании новой управляющей компании, в связи с чем лицензирующий орган исключил указанный дом из реестра лицензий с оговоркой - окончание срока договора. Между тем, в июле 2018 года собственники провели новое собрание, на котором отменили ранее принятое решение о прекращении взаимодействия с управляющей компанией "Диалог г. Уварово" и приняли новое решение о возобновлении взаимоотношений с управляющей компанией по управлению жилым домом.
Собственники помещений в многоквартирных домах по адресам Тамбовская обл., г. Уварово, микрорайон Молодежный, дома 21 и 22 общей площадью 1 166,11 кв.метров еще в августе 2014 года приняли решения о самостоятельном управлении домами, заключив с управляющей компанией "Диалог г. Уварово" договоры на оказание услуг по содержанию, ремонту и организации технического обслуживания общего имущества домов, что не включает в себя обязанности по управлению домами и не является лицензируемой деятельностью.
Изложенное, по мнению общества, исключало возможность принятия судом решения об аннулировании лицензии общества на осуществление деятельности по управлению жилыми домами, так как на момент принятия такого решения собственники 100 процентов площади обслуживаемых обществом домов подтвердили намерения продолжать взаимоотношения с обществом по управлению жилыми домами.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлении от 18.07.2003 N 14-П, а также на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 N 10), общество настаивает на том, что допущенные нарушения являются незначительными, устранимыми и не должны являться безусловным основанием для удовлетворения требований об аннулировании лицензии, поскольку такая санкция явно не соразмерна тяжести совершенных нарушений, так как аннулирование лицензии в данном случае приведет к невозможности осуществления единственного вида экономической деятельности и, соответственно, к ликвидации организации.
Управление государственного жилищного надзора по Тамбовской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило, доводы жалобы не оспорило.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях по делу, заслушав представителя управляющей компании, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, управляющая компания "Диалог г. Уварово" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 14.04.2015 N 050, выданной на основании решения лицензионной комиссии Тамбовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами от 14.04.2015 N 22 и приказа от 14.04.2015 N 17.
В отношении управляющей компании "Диалог г. Уварово" вступили в законную силу решения судов о привлечении к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- Кодекс об административных правонарушениях), в том числе:
- решение мирового судьи участка N 2 Уваровского района от 03.05.2017 по делу N 5-420/17 по факту неисполнения предписания управления государственного жилищного надзора от 31.01.2017 об устранении нарушений жилищного законодательства, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей;
- решение мирового судьи участка N 2 Уваровского района от 03.05.2017 по делу N 5-479/17 по факту неисполнения предписания управления государственного жилищного надзора от 21.03.2017 об устранении нарушений жилищного законодательства, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей;
- решение мирового судьи участка N 2 Уваровского района от 13.09.2017 по делу N 5-828/17 по факту неисполнения предписания управления государственного жилищного надзора от 06.06.2017 об устранении нарушений жилищного законодательства, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей;
- решение мирового судьи участка N 2 Уваровского района от 30.11.2017 по делу N 5-1082/17 по факту неисполнения предписания управления государственного жилищного надзора от 13.09.2017 об устранении нарушений жилищного законодательства, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей;
- решение мирового судьи участка N 2 Уваровского района от 12.07.2017 по делу N 5-634/17 по факту неисполнения предписания управления государственного жилищного надзора от 25.04.2017 об устранении нарушений жилищного законодательства, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей;
- решение мирового судьи участка N 2 Уваровского района от 16.10.2017 по делу N 5-925/17 по факту неисполнения предписания управления государственного жилищного надзора от 19.07.2017 об устранении нарушений жилищного законодательства, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
С учетом вышеназванных обстоятельств управление государственного жилищного надзора посчитало, что управляющей компанией "Диалог г. Уварово" неоднократно нарушены права неограниченного круга лиц на доступ к информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, что является нарушением лицензионных требований к деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- Жилищный кодекс), и, в соответствии с частью 5 статьи 198 Жилищного кодекса, является основанием для исключения сведений о многоквартирных домах, управляемых обществом, из реестра лицензий Тамбовской области.
В соответствии с положениями части 4 статьи 200 Жилищного кодекса, а также Правилами информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 (далее - Правила информирования от 28.03.2015 N 289, Правила N 289) лицензирующий орган 04.10.2017 направил в адрес администрации г. Уварово (уполномоченный орган) уведомление о возникновении оснований для исключения сведений о многоквартирных домах, управляемых обществом управляющая компания "Диалог г. Уварово", из реестра лицензий Тамбовской области.
По состоянию на 05.02.2018 в управление государственного жилищного надзора не поступило информации о принятии собственниками соответствующих многоквартирных домов решений о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом, предусмотренных частью 7 статьи 198 Жилищного кодекса.
При указанных обстоятельствах в связи с неоднократным неисполнением предписаний управления, а также в связи с возникновением оснований для исключения сведений о многоквартирных домах, управляемых обществом, из реестра лицензий Тамбовской области, приказом управления государственного жилищного надзора от 06.02.2018 N 06 (т.1 л.д.23-25) такие сведения из реестра лицензий Тамбовской области были исключены в отношении жилых домов, расположенных по адресам:
1. Тамбовская обл., г. Уварово, 1 микрорайн, дом 22;
2. Тамбовская обл., г. Уварово, 1 микрорайон, дом 24;
3. Тамбовская обл., г. Уварово, ул. Коммунальная, дом 6;
4. Тамбовская обл., г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 1;
5. Тамбовская обл., г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 2;
6. Тамбовская обл., г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 8;
7. Тамбовская обл., г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 9;
8. Тамбовская обл., г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 11;
9. Тамбовская обл., г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 21;
10. Тамбовская обл., г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 22.
Площадь многоквартирных домов, управляемых управляющей компанией "Диалог г. Уварово", исключенных из реестра лицензий Тамбовской области, составила 100 % общей площади многоквартирных домов, управляемых данной организацией.
Приказ от 06.02.2018 N 06 размещен управлением в сети Интернет (т.1 л.д.69).
07.02.2018 в адрес администрации г. Уварово управлением было направлено сообщение об исключении из реестра лицензий Тамбовской области сведений о многоквартирных домах, управляемых управляющей компанией "Диалог г. Уварово" (т.1 л.д.49).
09.02.2018 лицензионной комиссией Тамбовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами принято решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии от 14.04.2015 N 050, выданной управляющей компании "Диалог г. Уварово" на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Тамбовской области.
В связи с перечисленными обстоятельствами управление государственного жилищного надзора обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области исходил из соблюдения лицензирующим органом порядка принятия решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии, а также из того, что на момент принятия решения об исключения сведений о многоквартирных домах, управляемых обществом, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации и об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии лицензирующий орган не располагал информацией о принятии собственниками помещений решения о выборе управляющей компании "Диалог г. Уварово" в качестве управляющей компании.
Также суд пришел к выводу о противоречивом характере сведений о принятии собственниками помещений соответствующих решений, исходя при этом из поступления в администрацию г. Уварово от собственников помещений в домах N 1 микрорайон Молодежный, N 8 микрорайон Молодежный сообщений о непроведении общих собраний по инициативе собственников помещений указанных домов за исключением вопросов о расторжении договора управления с управляющей компанией обществом управляющая компания "Диалог г. Уварово" и избрании другой компании.
Одновременно суд указал, что 24.04.2018 в отношении управляющей компании "Диалог" вновь вынесено предписание от 24.04.2018 N 125, а 01.06.2018 за неисполнение предписания составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях, который направлен для рассмотрения мировому судье Уваровского районного суда.
С указанными выводами суда области апелляционная коллегия в полной мере согласиться не может в связи со следующим.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ, Закон N 99-ФЗ), статьей 192 Жилищного кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Жилищного кодекса каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Частью 5 статьи 198 Кодекса предусмотрено, что в случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом.
Согласно части 7 статьи 198 Жилищного кодекса в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 Жилищного кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом.
В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии в силу части 2 статьи 199 Жилищного кодекса является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Кодекса, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.
Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии (пункт 12 статьи 20 Закона N 99-ФЗ).
Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии (часть 1 статьи 199 Жилищного кодекса).
Порядок и сроки информирования об обстоятельствах, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также лица, ответственные за соблюдение требований об информировании, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 197 Жилищного кодекса).
Постановлением Правительства России от 28.03.2015 N 289 утверждены Правила информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 1 Правил информирования от 28.03.2015 N 289 установлено, что информированию об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 названных Правил, подлежат органы местного самоуправления (органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в случае если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения не установлено, что полномочия, предусмотренные настоящими Правилами, осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), на территории которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом (соответственно - уполномоченный орган, лицензиат), собственники помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, иные заинтересованные лица.
Из пункта 2 Правил N 289 следует, что информирование требуется при наличии следующих обстоятельств: назначение 2-х или более раз в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу (должностным лицам) лицензиата судом административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний, выданных органом государственного жилищного надзора (далее - лицензирующий орган) в отношении многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат (далее - основание для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации); принятие лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации; принятие лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии; вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесение соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил информирования от 28.03.2015 N 289 лицензирующий орган направляет уполномоченному органу способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения, следующую информацию:
а) о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу второго или последующего решения (постановления) суда о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного лицензирующим органом, с указанием сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 настоящих Правил;
б) о принятии лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения, с указанием сведений, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил;
в) о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на основании решения лицензионной комиссии - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня направления соответствующего заявления, с указанием сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.
Согласно пункту 5 Правил N 289 уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, путем размещения указанной информации в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещает:
а) собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, о наличии обстоятельств, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящих Правил;
б) собственников помещений во всех многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, о наличии обстоятельств, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 2 настоящих Правил.
Извещение уполномоченного органа о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации должно содержать, в том числе, информацию: о наличии у собственников помещений в многоквартирном доме права в течение 2 месяцев со дня получения указанного извещения принять на общем собрании собственников помещений в таком доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению этим домом, служащее основанием для сохранения сведений об этом доме в реестре лицензий субъекта Российской Федерации; о необходимости уведомления лицензирующего органа в течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятом на этом собрании решении о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом путем направления лицензирующему органу копии такого протокола заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (пункт 7 Правил N 289).
Кроме того, исходя из пунктов 8-11 Правил N 289, в обязанности уполномоченного органа также входит извещение собственников жилья о принятии лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии, а также о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 3 Правил N 289 установлено, что ответственность за соблюдение требований об информировании возлагается на лицензирующий орган (в части информирования уполномоченных органов) и на уполномоченный орган (в части информирования заинтересованных лиц).
В силу части 4 статьи 200 Жилищного кодекса, в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (часть 5 статьи 200 Жилищного кодекса).
Из изложенных положений законодательства следует, что установленный порядок исключения сведений об управлении жилым домом соответствующей управляющей организацией и аннулирования лицензии на осуществление деятельности по управлению жилыми домами направлен прежде всего на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме, которым предоставлено исключительное право выбора способа управления многоквартирным домом и заключения соответствующих договоров, в связи с чем при наличии оснований для исключения дома из реестра лицензий, собственники помещений дома должны быть уведомлены о принятом решении и им должна быть предоставлена возможность принятия решения, предусмотренного частью 7 статьи 198 Жилищного кодекса.
До исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий собственникам должна быть обеспечена возможность реализовать право на принятие общим собранием решения о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом, для чего законом установлена определенная процедура действий, предшествующая обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии, которая включает в себя также информирование лицензирующего, уполномоченного органа, собственников о каждом совершенном действии. При этом при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии суд обязан проверить соблюдение данной процедуры (статьи 199 Жилищного кодекса).
Принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом влечет невозможность исключения сведений об управлении им соответствующим многоквартирным домом из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а, соответственно, и невозможность аннулирования лицензии на осуществление деятельности по управлению домами.
Как следует из материалов дела, администрацией г. Уварово после получения 04.10.2017 от управления государственного жилищного надзора уведомления о наличии оснований для отзыва лицензии у управляющей компании "Диалог г. Уварово" было подготовлено извещение собственников многоквартирных жилых домов (т.1 л.д.80). В то же время, в материалах дела отсутствуют сведения о доведении указанной информации до собственников помещений в соответствующих домах в установленные Правилами информирования от 28.03.2015 N 289 сроки. Лицами, участвующими в деле, в ходе рассмотрения дела соответствующая информация представлена не была.
При этом в материалах дела имеются представленные управляющей компанией протоколы внеочередных собраний собственников помещений по адресам г. Уварово, ул. Коммунальная, дом 6 от 10.12.2017 (т.1 л.д.95), г. Уварово, 1 микрорайон, дом 24 от 10.12.2017 (т.1 л.д.97), г. Уварово, 1 микрорайон, дом 22 от 08.12.2017 (т.1 л.д.99), г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 9 от 09.12.2017 (т.1 л.д.101), г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 1 от 08.12.2017 (т.1 л.д.103), г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 11 от 09.12.2017 (т.1 л.д.105), г. Уварово, микрорайон Молодежный, дом 2 от 08.12.2017 (т.1 л.д.112), на которых собственниками жилых помещений указанных многоквартирных домов были приняты решения о продолжении управления домами обществом Управляющая компания "Диалог г. Уварово".
В ответ на запрос арбитражного суда администрация г. Уварово сообщила, что копии протоколов внеочередного собрания собственников многоквартирных домов, датированные 08.12.2017, 09.12.2017 и 10.12.2017, поступили в ее адрес только 25.06.2018. При этом сведения об организации этих собраний, что является прямой обязанностью администрации, суду представлены не были, напротив, из сообщения администрации следует, что она как собственник муниципальных квартир в муниципальных домах по адресам: 1 микрорайон, дом 24, микрорайон Молодежный, дом 2, микрорайон Молодежный, дом 11 о проведении внеочередных собраний собственников в декабре 2017 года извещена не была.
При изложенных обстоятельствах ненаправление лицензирующему органу протоколов внеочередных собраний собственников помещений в многоквартирных жилых домах и отсутствие их у него на момент принятия приказа от 06.02.2018 N 06 об исключении сведений об управляемых управляющей компанией "Диалог г. Уварово" жилых домах из реестра лицензий Тамбовской области, при том, что материалами дела доказаны факты проведения соответствующих собраний собственниками помещений в многоквартирных домах, управляемых управляющей компанией "Диалог г. Уварово", и принятия решений о продолжении управляющей компании деятельности по управлению жилыми домами, не может являться основанием для вывода об отсутствии у имеющихся в материалах дела протоколов собраний собственников юридической и доказательственной силы (ничтожности).
Представленное в материалы дела заключение управления государственного жилищного надзора по результатам проверки протоколов общих собраний (т.2 л.д.53-56) доказательством ничтожности протоколов не является, так как в силу положений пункта 5 статьи 46 Жилищного кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно части 6 статьи 46 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого Кодекса, в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Иного порядка обжалования данных решений законодательством не предусмотрено.
В материалах дела отсутствуют доказательства оспаривания протоколов общего собрания собственников помещений в спорных домах в установленном законодательством порядке, что лишает лицензирующий орган возможности ссылаться на несоответствие указанных протоколов требованиям законодательства.
Сведений о процессуальном разрешении направленного управлением государственного жилищного надзора сообщения в адрес начальника МОМВД "Уваровский" сообщения о факте возможной фальсификации протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных жилых домах в материалах рассматриваемого дела также не имеется, вследствие чего данный документ не может быть признан доказательством по рассматриваемому делу.
При этом суд апелляционной инстанции находит подтвержденной материалами дела ссылку управляющей компании на то, что к моменту возникновения оснований для исключения сведений об управляемых обществом жилых домах из реестра лицензий Тамбовской области в управлении общества не находились дома N N 21, 22 и 8 микрорайон Молодежный, поскольку жителями этих домов на общих собраниях, состоявшихся 26.08.2014 и 29.08.2017, были приняты решения о прекращении управления данными домами управляющей компанией "Диалог г. Уварово" вне связи с нарушениями, явившимися основанием для исключения сведений об управляемых обществом жилых домах из реестра лицензий.
Следовательно, площади этих домов (1166,11 и 3 208, 5 кв. метров) не должны участвовать в определении площади жилых домов, сведения об управлении которыми управляющей компанией "Диалог г. Уварово" исключены из реестра лицензий.
С учетом данного обстоятельства апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что и на момент исключения из реестра лицензий Тамбовской области сведений о жилых домах, управляемых управляющей компанией "Диалог г. Уварово", и на момент принятия лицензирующим органом решения об обращении в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии управляющей компании, и на момент рассмотрения спора арбитражным судом, право управляющей компании на продолжение деятельности по управлению жилыми домами было подтверждено собственниками 100 процентов площади этих домов.
В процессе рассмотрения настоящего дела обществом были представлены протоколы повторных собраний собственников помещений в спорных жилых домах, проведенных в 2018 году, включая также протокол собрания собственников помещений в доме N 8 микрорайон Молодежный, из которых также следует, что собственники подтвердили решение о продолжении взаимоотношений с управляющей компанией "Диалог г. Уварово" по управлению жилыми домами, а собственники помещений в жилом доме N 8 микрорайон Молодежный отменили ранее принимавшиеся в период с 21.08.2017 по 29.08.2017 и с 11.01.2018 по 15.01.2018 решения и приняли решение о продолжении управляющей компанией "Диалог г.Уварово" управления их жилым домом.
Наличие в материалах дела заявлений ряда собственников помещений в жилых домах N 8 микрорайон Молодежный и N 1 микрорайон Молодежный (т.3, л.д.5-7) доказательством непроведения этих собраний не является в силу положений части 6 статьи 46 Жилищного кодекса.
Сведений о том, что лица, указанные в этих заявлениях, реализовали свое право на судебное оспаривание соответствующих решений собраний собственников, не имеется.
Кроме того, следует отметить, что данные заявления датированы 19.07.2018, в то время как соответствующие собрания, судя по датам, указанным в протоколах, проведены 24.07.2018 (протокол N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений жилого дома N 8 микрорайон Молодежный - т.3, л.д. 8-12) и 20.07.2018 (протокол N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений жилого дома N 1 микрорайон Молодежный - т.3. л.д. 21-28).
Таким образом, управляющая компания "Диалог г. Уварово", фактически не прекращавшая управление перечисленными многоквартирными домами, вновь избрано собственниками помещений в качестве управляющей организации, что свидетельствует о волеизъявлении собственников на продолжение осуществления управления многоквартирными домами.
Данное обстоятельство не опровергнуто материалами дела.
Доводы управления государственного жилищного надзора о несоответствии представленных суду протоколов требованиям законодательства и воле собственников помещений в спорных жилых домах носят предположительный характер.
Следовательно, исходя из принципа непрерывности осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирными жилыми домами и оказанию коммунальных услуг, соблюдения прав граждан (потребителей), обеспечения безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, наличия только формальных признаков нарушения, у суда области не имелось оснований для удовлетворения требований лицензирующего органа и принятия решения об аннулировании лицензии управляющей компании "Диалог г. Уварово" на осуществление деятельности по управлению жилыми домами.
Ссылка суда области на то, что 01.06.2018 в отношении общества вновь был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 24 статей 19.5 Кодекса об административных правонарушениях как на основание для аннулирования лицензии судом апелляционной инстанции признается несостоятельной, поскольку данный протокол составлен после обращения лицензирующего органа в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу и не являлся основанием для исключения сведений из реестра лицензий Тамбовской области и для принятия лицензирующим органом решения об обращении в суд за аннулированием лицензии управляющей компании "Диалог г. Уварово" на осуществление деятельности по управлению жилыми домами.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия полагает апелляционную жалобу общества управляющая компания "Диалог г. Уварово" подлежащей удовлетворению, а решение арбитражного суда Тамбовской области от 30.07.2018 по делу N А64-2360/2018 - отмене как принятое с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса, подлежат взысканию с налогового органа в пользу общества управляющая компания "Диалог г. Уваово" в сумме 1 500 руб.
Так как при обращении с апелляционной жалобой обществом по платежному поручению от 26.09.2018 N 204 уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., в то время как в силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Диалог г.Уварово" удовлетворить.
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2018 по делу N А64-2360/2018 отменить.
В удовлетворении требований управлению государственного жилищного надзора по Тамбовской области отказать.
Взыскать с управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Диалог г.Уварово" судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Диалог г.Уварово" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы. Выдать справку на возврат.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2360/2018
Истец: Управление государственного жилищного надзора по Тамбовской области
Ответчик: ООО Управляющая компания "Диалог г. Уварово" ООО УК "Диалог г. Уварово"
Третье лицо: Администрация г.Уварово Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1114/19
28.03.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1114/19
12.03.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1114/19
25.12.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7204/18
01.08.2018 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-2360/18