г. Санкт-Петербург |
|
12 января 2024 г. |
Дело N А56-74812/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Геворкян Д.С., Горбачевой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.,
при участии:
от заявителя: Баклагин Е.А. по доверенности от 07.07.2023,
от ответчика: Давыдова М.В. по доверенности от 16.10.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41769/2023) Акционерного общества "Петергофская строительная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2023 по делу N А56-74812/2023, принятое
по заявлению Акционерного общества "Петергофская строительная компания"
к Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы N 22 по Санкт-Петербургу
об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Петергофская строительная компания" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС N 22 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) по перерасчету земельного налога по земельному участку площадью 4726 кв.м. по адресу: город Петродворец, Калининская улица, дом 3, литера А5, с кадастровым номером 78:40:1923301:3 (по сообщениям об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога от 03.02.2023 N 2869474 и N2869473).
Решением от 23.10.2023 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, цель приобретения Обществом земельного участка - для строительства многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.02.2023 МИФНС N 22 по Санкт-Петербургу направила в адрес Общества сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога от 03.02.2023 N 2869474 и N 2869473 по земельному участку с кадастровым номером 78:40:1923301:3. В данных сообщениях был осуществлен перерасчет земельного налога по данному земельному участку за 2021 -2022 годы по налоговой ставке (с 0,01 процента на 1,5 процента).
В сообщениях от 03.02.2023 отсутствовала мотивировочная часть, в связи с чем Обществом был направлен запрос в Налоговый орган. На данный запрос 28.02.2023 года Обществом был получен ответ N 07-09/04901@ от зам. начальника межрайонной инспекции ФНС N 22 И.В.Шевчука, в котором указано следующее:
"В соответствии с п.1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (в ред. от 01.01.2022 г.) в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для размещения многоквартирного жилого дома" установлена налоговая ставка 0,01 процент от кадастровой стоимости земельного участка....
Пониженная ставка применяется при использовании земельного участка, предназначенного для жилищного строительства, по целевому назначению....
Налоговым органом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 78:40:1923301:3 расположены нежилые объекты недвижимости с кадастровыми номерами 78:40:1923301:1028, 78:40:1923301:1026, 78:40:1923301:1025 (литейные мастерские, мастерские, кузница)".
Таким образом, Налоговый орган полагает, что фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 78:40:1923301:3 не отвечает его разрешенному использованию, и тем самым организация допускает нецелевое использование земельного участка и в связи с этим налогообложение должно осуществляться по повышенной ставке.
Обществом были поданы возражения на действия налогового органа по перерасчету налога.
Рассмотрев возражения Общества, Налоговый орган с ними не согласился, выслал в адрес Общества письмо от 05.04.2023 года N 07-09/08328@, в котором указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N 617-105 от 23.11.2012 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге", в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)", установлена налоговая ставка в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Налоговый орган полагает, что для применения налоговой ставки в размере 0,01 процента, необходимо не только отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (для размещения многоквартирного жилого дома), но и использование этого земельного участка для жилищного строительства. При этом ставка в размере 0,01 процента применяется только при использовании земельного участку по целевому назначению. Налоговый орган указывает:
1) земельный участок используется организацией не по целевому назначению;
2) сведения о том, что на земельном участке расположен жилой дом, отсутствуют;
3) отсутствуют операции, подтверждающие домостроительную деятельность организации.
03.05.2023 г. АО "Петергофская строительная компания" обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу с жалобой на действия Межрайонной инспекции ФНС N 22 по Санкт-Петербургу по перерасчету земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 78:40:1923301:3 (по сообщениям об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога от 03.02.2023 N 2869474 и N 2869473).
Рассмотрев жалобу Общества, Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу отказало в ее удовлетворении решением по жалобе от 06.06.2023 года N 16-15/26775.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог относится к местным налогам.
Налогообложение земельным налогом в городе Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с главой 31 "Земельный налог" НК РФ и Законом Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N617-105).
Согласно статье 388 НК РФ плательщиками налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности и праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - организации самостоятельно исчисляют сумму земельного налога (авансовых платежей по налогу) и в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по земельному налогу в бюджет Санкт-Петербурга по месту нахождения земельных участков (пункт 2 статьи 396 и пункт 3 статьи 397 НК РФ).
В силу нормы пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров ставок налога, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ:
- 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- 1,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков (подпункт 1 в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ, действующей с налогового периода 2020 года).
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 2 Закона N 617-105 (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) налоговая ставка в размере 0,01% от кадастровой стоимости установлена в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), и 1,5% от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
Ставка по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений органов Росреестра о категории земель, разрешенном использовании земельного участка и информации об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации в определении от 24.12.2020 N 307-ЭС20- 16984 неиспользование земельных участков по назначению и предназначение земельных участков не для личных бытовых нужд свидетельствуют об использовании земельных участков в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу, в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ представлены сведения о правах АО "Петергофская строительная компания", в том числе на спорный земельный участок.
Вид разрешенного использования земельного участка на момент приобретения 29.01.2008 был "Для размещения промышленных объектов", 01.06.2016 поступили сведения об изменении вида разрешенного использования на "Для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)".
Согласно сведениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, на рассматриваемом земельном участке расположены объекты капитального строительства, так же принадлежащие АО "Петергофская строительная компания" на праве собственности и переданные в аренду.
Сведений о ликвидации или о снятии с кадастрового учета данных объектов недвижимости не поступало.
На официальном сайте Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в сервисе "Реестр разрешений на строительство" информация о наличии разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 78:40:1923301:3 отсутствует.
Таким образом, объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, поставленные на кадастровый учет, на земельном участке отсутствуют, жилищное строительство не ведется, при этом на земельном участке расположено 3 нежилых здания, переданных в аренду и фактически используемые для осуществления коммерческой деятельности.
Документы, свидетельствующие о цели приобретения земельного участка и подтверждающие подготовку или ведение жилищного строительства (например: проект по сносу объектов капитального строительства, разрешение на строительство, документы о внесении изменений в правила землепользования и застройки, договор с подрядчиком и т.д.), а так же обоснования применения пониженных налоговых ставок представлены не были.
Согласно материалам дела, на спорных земельных участках, принадлежащих заявителю, не располагаются жилые дома и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Документы, свидетельствующие о цели приобретения земельного участка и подтверждающие подготовку или ведение жилищного строительства, Обществом не представлены.
Таким образом, Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу правомерно осуществлен перерасчет земельного налога в отношении спорного земельного участка с применением налоговой ставки 1,5 процента, сформированы и направлены уточненные сообщения об исчисленной сумме земельного налога за 20202021 годы от 03.02.2023 N 2869474 и N 2869473.
Учитывая изложенное, решение налогового органа соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем требования заявителя правомерно отклонены.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 октября 2023 года по делу N А56-74812/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74812/2023
Истец: АО "Петергофская строительная компания"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4138/2024
14.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41769/2023
12.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41769/2023
23.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74812/2023