г. Самара |
|
28 декабря 2018 г. |
Дело N А72-13862/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.10.2018 по делу N А72-13862/2018 (судья Овсяникова Ю.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр правового и бухгалтерского обслуживания" (ОГРН 1177325021235, ИНН 7327085100), г.Ульяновск,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (ОГРН 1027301482031, ИНН 7327026056),
о признании незаконным и отмене решения от 05.06.2018 N 083S19180004156, об обязании возвратить денежные средства в размере 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр правового и бухгалтерского обслуживания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - Управление ПФР, Пенсионный фонд, ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска) о признании незаконным и отмене решения от 05.06.2018 N 083S19180004156, об обязании возвратить денежные средства в размере 500 руб., уплаченные генеральным директором Селезневым Д.А. в качестве штрафа на основании указанного решения по квитанции от 25.06.2018.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.10.2018, принятым в порядке упрощенного производства, заявление удовлетворено.
ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, считая, что судом неправильно применены нормы процессуального права.
В апелляционной жалобе указывает, что законодатель не обязывает органы ПФР проводить проверки на предмет установления того, сданы сведения на всех застрахованных лиц или не на всех. Законодатель лишь указывает на необходимость выявлять в представленных сведениях ошибки (например, ФИО, СНИЛС - несоответствие имеющимся данным на застрахованное лицо или наоборот).
Обязанность же представлять достоверные сведения и в полном объеме, и ответственность за неисполнение этой обязанности возложена на страхователей.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Центр правового и бухгалтерского обслуживания" является страхователем согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее- Закон N 27-ФЗ).
Обществом в адрес Управления ПФР представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года тип формы "Исходная" - 11.01.2018, тип формы "Дополняющая" - 24.01.2018.
По результатам проведенной проверки представленной отчетности ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, о чем заявителем составлен акт от 20.04.2018 N 083S18180003259.
По результатам рассмотрения материалов проверки ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска вынесено решение от 05.06.2018 N 083S191800004156 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб.
Заявитель в лице директора Селезнева Д.А. по чеку - ордеру от 25.06.2018 оплатил штраф в размере 500 руб. по решению от 05.06.2018 N 083S19180004156, при этом указанное решение обжаловал в вышестоящий орган - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области (жалоба б/н от 11.07.2018).
Письмом от 26.07.2018 N 10-02/1609 ГУ - ОПФ РФ по Ульяновской области признало решение ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска от 05.06.2018 N 083S19180004156 правомерным, указало, что денежные средства, уплаченные в размере 500 руб. по вышеуказанному решению, возврату не подлежат.
Заявитель, не согласившись с вышеуказанным решением Управления ПФР и ответом на жалобу, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявления Общество указывает, что нарушения были устранены самостоятельно до момента выявления данной ошибки Пенсионным фондом РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность работодателей представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в органы Пенсионного фонда РФ.
На основании п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом. Такие сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83-п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в п. 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
-"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N766н), предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (п.п. 37, 39).
Как указано в абз. 3 п. 39 Инструкции N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Поскольку в рассматриваемом случае дополняющая форма СЗВ-М за декабрь 2017 года на 1 застрахованное лицо была представлена ответчиком (24.01.2018) после самостоятельного выявления страхователем допущенного нарушения и до составления Пенсионным фондом РФ акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (20.04.2018), арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии вины Общества в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, поскольку оно устранило ошибку в неверно представленных сведениях за указанный период в срок, установленный п. 39 Инструкции N 766н.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Таким образом, оснований для назначения Обществу финансовой санкции, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, за представление сведений по форме СЗВ-М "дополняющей" за декабрь 2017 года у Пенсионного фонда не имелось.
Аналогичная правовая позиция подтверждается также сложившейся судебной практикой - Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 по делу N А72-11128/2017.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется совокупность названных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и признал незаконным решение Управления ПФР.
В качестве восстановительной меры суд первой инстанции посчитал необходимым обязать ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке, установленном законодательством, с возвратом денежных средств в размере 500 руб., уплаченных генеральным директором ООО "Центр правового и бухгалтерского обслуживания" Селезневым Д.А. на основании указанного решения по квитанции от 25.06.2018.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.10.2018 по делу N А72-13862/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.