город Ростов-на-Дону |
|
09 января 2019 г. |
дело N А32-8849/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.08.2018 по делу N А32-8849/2018,
принятое в составе судьи Боровика А.М.
по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: индивидуального предпринимателя главы КФХ Шкуринского С.А.; Краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края"; Головко Константина Александровича; Листикова Ивана Семеновича; Идрисбаева Станислава Тимуровича
об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным сообщения от 29.03.2018 N 23/153/001/602/2017-1437 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 06.12.2017 N 0000005484 земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305000:455, общей площадью 15486 кв. м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Крыловский район, СПК "Кавказ"; обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды от 06.12.2017 N 0000005484 земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305000:455, общей площадью 15486 кв. м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Крыловский район, СПК "Кавказ" (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены индивидуальный предприниматель глава КФХ Шкуринский С.А.; Краевое государственное казенное специализированное учреждение "Фонд государственного имущества Краснодарского края"; Головко Константин Александрович; Листиков Иван Семенович; Идрисбаев Станислав Тимурович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о правомерности приостановления государственной регистрации договора аренды спорного земельного участка и последующего отказа ввиду установления обстоятельств, свидетельствующих о наличии заинтересованности иных лиц в представлении земельного участка, в связи с чем вопрос о его предоставлении должен быть решен исключительно путем проведения аукциона.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просил его отменить, ссылаясь на то, что предоставление земельного участка на праве аренды ИП главе КФХ Шкуринскому С.А. произведено с соблюдением процедуры публичности, поскольку заявки от иных претендентов были поданы ненадлежащим способом и не были допущены к аукциону.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, не установил процессуальных препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, субъекту Российской Федерации - Краснодарский край на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:14:0305000:455, общей площадью 15486 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Крыловский район, СПК "Кавказ", что подтверждается записью о государственной регистрации права от 17.01.2012 N 23-23-43/047/2001-027.
На основании заявления индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шкуринского С.А. на официальном сайте департамента и официальном сайте госзакупок (www.torgi.gov.ru) опубликовано извещение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305000:455, а также о возможности подачи заявки в письменной форме на участие в аукционе.
Согласно протоколу приема заявлений о намерении участвовать в аукционе комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, либо аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, от 23.11.2017, следует, что в срок, указанный в извещении о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе по электронной почте были поданы три заявления от Головко Константина Александровича, Листикова Ивана Семеновича, Идрисбаева Станислава Тимуровича.
Между тем, как следует из пояснений департамента, данным в апелляционной жалобе, указанные заявки не учитывались при определении процедуры предоставления земельного участка, поскольку они были поданы в ненадлежащей форме, в следствие чего, руководствуясь статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, департамент заключил договор аренды земельного участка от 06.12.2017 N 0000005484 с ИП главой КФХ Шкуринским С.А.
Департамент обратился в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 06.12.2017 N 0000005484.
По результатам правовой экспертизы предоставленных на государственную регистрацию документов управление приняло решение о приостановлении государственной регистрации сделки ввиду наличия конкурентных заявок на представление земельного участка и отсутствие у государственного регистратора сведений о том, что договор аренды заключен с соблюдением установленной законом публичной процедуры предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ввиду того, что департамент в установленный срок не представил в управление документы, подтверждающие правомерность заключения с главой КФХ Шкуринским С.А. договора аренды земельного участка, управление сообщением от 29.03.2018 N 23/153/001/602/2017-1437 уведомило департамент об отказе в государственной регистрации сделки, ссылаясь на нарушение пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ (т. 1 л. д. 129-130).
Департамент, не согласившись с принятым решением, оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплены в статье 14 Закона о государственной регистрации.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьей 29 Закона о государственной регистрации осуществляет правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно статье 27 указанного закона является не устранение причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий.
При наличии противоречивых сведений в реестре прав на недвижимое имущество и в отсутствие иных правоустанавливающих документов, у управления отсутствовали основания для осуществления регистрационных действий, поскольку государственная регистрация производится при наличии правоустанавливающих документов, подтверждающих бесспорное право заявителя в отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации (статья 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
При правовой экспертизе документов, устанавливается, в том числе, отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, что является основанием для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Таким образом, государственная регистрация производится при наличии правоустанавливающих документов, подтверждающих бесспорное право заявителя в отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации (статья 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно статье 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Исходя из понятия государственной регистрации, определенного ст. 1 Закона о регистрации, а также анализа положений ст. ст. 14, 18, 21 Закона о регистрации, регистрирующий орган уполномочен принимать решения только на основании документов, бесспорно удостоверяющих наличие, возникновение, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество. Учитывая изложенное, суд считает, что государственная регистрация может быть произведена, только в том случае, когда регистратором не установлено противоречий между заявленными правами на земельный участок и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости. Если в ходе правовой экспертизы документов будут выявлены противоречия между сведениями уже содержащимися в реестре и правами, за регистрацией которых обращается правообладатель, то в государственной регистрации права должно быть отказано.
В пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности урегулированы нормами Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В силу пункта 1 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка.
Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ).
Организатор аукциона согласно пункту 9 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.
В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка (п. 14 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, уполномоченный орган установил наличие нескольких заявок на приобретение права аренды участка. При этом протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о допущенных, а также не допущенных к участию в аукционе заявок в управление представлено не было.
Доводы жалобы департамента о соблюдении процедуры предоставления земельного участка подлежат отклонению по следующим основаниям.
Пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган принимает решение о проведение аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В представленном на государственную регистрацию договоре аренды от 06.12.2017 N 0000005484 содержалось указание на протокол приема заявлений о намерении участвовать в аукционе от 23.11.2017, в котором указывалось на поступление по электронной почте в установленные извещением сроки заявлений Головко К.А., Листикова И.С., Идрисбаева С.Т. и передача этих заявлений в департамент (т. 1, л. д. 73-74).
С учетом содержания названных документов, свидетельствующих о наличии заявок и заинтересованности иных лиц в представлении спорного земельного участка, у государственного регистратора имелись основания для приостановления государственной регистрации в целях предоставления документов, подтверждающих проведение аукциона на право заключения договора аренды.
Поскольку в течение срока приостановления решение уполномоченного органа по поступившим заявлениям не представлено, государственный регистратор правомерно отказал в проведении государственной регистрации договора аренды.
Департамент, ссылаясь на нарушение порядка и формы подачи заявлений не учитывает, что в силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ данное обстоятельство требовало принятия решения о возврате заявлений.
Учитывая наличие у управления информации о поступлении нескольких заявок и отсутствие решения о возврате заявок, непредставление департаментом в управление пакета документов, подтверждающего правомерность заключения договора аренды с ИП главой КФХ Шкуринским С.А. как с единственным участником аукциона, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого отказа в государственной регистрации, поскольку представленные регистратору документы не позволяли установить наличие оснований для осуществления регистрации спорного договора.
Таким образом, оспариваемый отказ не противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих об устранении причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, департамент не представил, поэтому оспариваемый отказ соответствует статье 27 Закона N 218-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2018 по делу N А32-8849/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8849/2018
Истец: Департамент имущественных отношений КК, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Краснодарского края
Ответчик: Управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шкуринский С.А., Головко К. А., Идрисбаев С. Т., Краевое государственное казенное специализированное учреждение "Фонд государственного имущества Краснодарского края", Краевое государственное казенное специализированное учреждение "Фонд государственного имущества", Листиков И. С., Шкуринский С. А.