город Томск |
|
9 января 2019 г. |
Дело N А03-22821/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Павловой Ю.И., |
|
|
Полосина А.Л., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Поникаровской рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Обские плесы" (N 07АП-11588/2018) на решение от 15.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-22821/2017 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2225145231, ОГРН 1132225020344), г. Барнаул, к обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий "Обские плесы" (ОГРН 1112208000937, ИНН 2277012218), р.п. Тальменка, Тальменского района Алтайского края, о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий "Обские плесы" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по арендной плате: по договору N 19/10 в размере 49 698 руб. 32 коп., из них в федеральный бюджет 38 298 руб. 55 коп., в краевой бюджет 11 399 руб. 77 коп., по договору N 19/11 в размере 49 013 руб. 74 коп., из них: в федеральный бюджет 37 693 руб. 42 коп., в краевой бюджет 11 320 руб. 32 коп., всего 98 712 руб. 06 коп.
Требования истца со ссылками на статьи 125, 214, 309, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 4,8, 72, 73, 83, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), были мотивированы тем, что при проведении с 19.06.2017 по 07.07.2017 Федеральным агентством лесного хозяйства проверки исполнения Министерством переданных полномочий в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий за 2015-2016 года был выявлен недополученный доход в федеральный бюджет в связи с неверным применением ставок платы и поправочных коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и
ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - "Постановление N 310"), а именно что при расчете размера арендной платы по договорам неверно применен коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов, предусмотренный пунктом "а" примечания к таблице 11 Постановления N 310, а именно вместо коэффициента 2, применяемого в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах ошибочно был применен
коэффициент равный 1,5.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.10.2018 (резолютивная часть объявлена 08.10.2018) иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что пунктом 2.2. договоров предусмотрено, что за пользование объектом недвижимости арендатор вносит плату согласно приложению N 5. Учитывая положения пункта 2.3., 6.1 договоров, арендодатель письмами от 22.08.2017 необоснованно изменил арендную плату в одностороннем порядке. Арендатор добросовестно исполнял свои обязательства по договорам с учетом изменения в нормативных актах, нарушения денежного обязательства не допущено. Кроме того, результаты проверки Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Федеральным агентством лесного хозяйства не могут служить основанием для возложения на добросовестного арендатора дополнительных обязательств по внесению повышенной арендной платы за уже истекший период.
Полагает, что системное толкование условий договора, изложенных в вышеуказанных пунктах, указывает на то, что арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять лишь базовые ставки арендной платы и не наделен правом вносить коррективы в способ определения размера арендных платежей посредством упразднения старых и введения новых коэффициентов. То есть изменение возможно только в соответствии с действующим законодательством и, в частности, в случае изменения, то есть не предполагающей изменения согласованной сторонами самой методики расчета (формулы).
От истца поступил отзыв на жалобу, в котором он с ее доводами не согласился, указывая, что арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что арендная плата за пользование земельным участком является регулируемой ценой. В связи с указанным, учитывая ст. 424 п.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) дополнительного изменения договора аренды не требуется. Федеральным агентством лесного хозяйства был издан приказ от 10.06.2014 N 194, который подлежит применению с момента его подписания, и согласно которому необходимо было применять коэффициент 2, предусмотренный для особо защитных участков лесов в защитных лесах.
В отзыве истец просит рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Ответчик также представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Управлением лесами Алтайского края (арендодатель) и ЗАО "Санаторий профилакторий "Обские плесы" (переименовано в ООО "Санаторий "Обские плесы") (арендатор) были заключены два договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 24.09.2010 N 19/10 (далее - Договор N 19/10) и от 11.03.2011 N 19/11 (далее - Договор N 19/11).
На основании указа Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 N 54 с 01.01.2014 управление лесами Алтайского края было реорганизовано путем слияния в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, которое в последствие Постановлением администрации Алтайского края от 26.08.2016 N 297 "Об органах исполнительной власти Алтайского края" с 01.01.2017 "Главное управление природных ресурсов" было переименовано на "Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края" (далее - "Истец", "Министерство").
Согласно Договору N 19/10 Истец предоставил Ответчику во временное пользование лесной участок площадью 4,6 га, расположенный на территории Алтайского края, Тальменского района, Озерского лесничества, Кислянского участкового лесничества, N квартала 149 (выделы N 1,2,3,4,12,18,19,20,22)
В пункте 8.1. Договора N 19/10 установлен срок действия договора с 24.09.2010 по 24.09.2035.
В соответствии с пунктом 2.1. Договора N 19/10 ежегодная арендная плата на момент заключения договора составляла 168 200 рублей, из них в федеральный бюджет - 129 352 рубля 58 копеек, в краевой бюджет 38 847 рублей 77 копеек. Расчет арендной платы указан в том же пункте Договора N 19/10.
Согласно пункту 2.3. Договора N 19/10 размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка.
При изменении в установленном порядке ставок платы за единицу площади лесного участка и коэффициентов, применяемых к ставкам платы, размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы, которое является неотъемлемой частью настоящего договора и обязательным для арендатора, а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
15.01.2015 между Истцом и Ответчиком было заключено дополнительное соглашение от 15.01.2015 N 3 к Договору N 19/10 согласно которому арендная плата изменилась и составила: в 2015 году - 177130 рублей; в 2016 году - 184573 рубля; в 2017 году и последующих годах - 193504 рубля.
Расчет арендной платы указан в приложении N 8 к Договору N 19/10.
Согласно Договору N 19/11 Истец предоставил Ответчику во временное пользование лесной участок площадью 9,98 га, расположенный на территории Алтайского края, Тальменского района, Озерского лесничества, Кислянского участкового лесничества, N квартала 149 (выделы N 3,4,8,12,18,19,20,21,22).
В пункте 8.1. Договора N 19/11 установлен срок действия договора с 11.03.2011 по 11.03.2060.
В соответствии с пунктом 2.1. Договора N 19/11 ежегодная арендная плата на момент заключения договора составляла 364 927 рублей, из них в федеральный бюджет - 280 638 рублей, в краевой бюджет 84 289 рублей. Расчет арендной платы указан в том же пункте Договора N 19/11.
Согласно пункту 2.3. Договора N 19/11 размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка.
При изменении в установленном порядке ставок платы за единицу площади лесного участка и коэффициентов, применяемых к ставкам платы, размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы, которое является неотъемлемой частью настоящего договора и обязательным для арендатора, а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
15.01.2015 между Истцом и Ответчиком было заключено дополнительное соглашение от 15.01.2015 N 4 к Договору N 19/11 согласно которому арендная плата изменилась и составила: в 2015 году - 384304 рубля; в 2016 году - 400451 рубль; в 2017 году и последующих годах - 419828 рублей.
Расчет арендной платы указан в приложении N 8 к Договору N 19/11. Указанные договоры и дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.
При проведении с 19.06.2017 по 07.07.2017 Федеральным агентством лесного хозяйства проверки исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края переданных полномочий в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий за 2015-2016 года был выявлен недополученный доход в федеральный бюджет в связи с неверным применением ставок платы и поправочных коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - "Постановление N 310").
В ходе проверки установлено, что при расчете размера арендной платы по Договору N 19/10 и Договору N 19/11 неверно применен коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов, предусмотренный пунктом "а" примечания к таблице 11 Постановления N 310, а именно вместо коэффициента 2, применяемого в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах ошибочно был применен коэффициент равный 1,5.
По результатам проверки составлен акт N 18/2017-ВП от 07.07.2017 и выдано предписание от 06.09.2017 N 18/2017-ВП, в которых указано Министерству обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, в том числе по причине занижения повышающего коэффициента в отношении особо защитных участков лесов, обеспечить взыскание дополнительно выявленного недополученного дохода.
В целях исполнения указанного требования Рослесхоза Министерством адрес ответчика были направлены письма от 22.08.2017 N 41/П/7657, N 41/П/7659, в которых размер арендной платы был приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также содержалось требование о необходимости внесения в бюджет недополученного дохода (разницы между арендной платой, установленной условиями договора, и арендной платы, начисленной на основании акта проверки).
В связи с тем, что арендатор добровольно требования Министерства не исполнил, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд считает, что удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции принял по существу верное решение, выводы суда основаны на правильном применении норм права и полной всесторонней оценке доказательств.
Согласно части 1 статьи 8 Лесной кодекс Российской Федерации (далее также ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными актами (часть 2 статьи 4 ЛК РФ).
Полномочия Министерства определены Положением, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 N 152.
Согласно с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
В силу ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.
Положениями ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади арендуемого лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что арендная плата за пользование лесным участком является регулируемой ценой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы и поправочные коэффициенты за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Федеральным агентством лесного хозяйства был издан приказ от 10.06.2014 N 194, который подлежит применению с момента его подписания, и согласно которому необходимо было применять коэффициент 2, предусмотренный для особо защитных участков лесов в защитных лесах.
Согласно лесохозяйственному регламенту Озерского лесничества Алтайского края, а также Договору N 19/10 и Договору N 19/11 арендуемые лесные участки (квартал N149 Кислянского участкового лесничества) относятся к категории защитных лесов (нерестоохранные полосы).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2014 N 194 "О выделении особо защитных участков лесов на территории Алтайского края и установлении их границ" выделы 1, 2, 3, 4, 8 квартала 149 Кислянского участкового лесничества Озерского лесничества Алтайского края отнесены к особо защитным участкам лесов.
Судом установлено, что при этом при первоначальном расчете размера арендной платы по договорам N 19/11 и N 19/10 коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов, предусмотренный пунктом "а" примечания к таблице 11 Постановления N 310, занижен, а именно вместо коэффициента 2, применяемого в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах ошибочно был применен коэффициент равный 1,5.
Соответственно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что при расчете арендной платы за 2015, 2016 года по Договорам аренды необходимо было применить коэффициент равный 2, применяемый в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах.
Учитывая изложенное, и приняв во внимание, что арендная плата подлежит расчету соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а также что при заключении Договоров аренды при расчете арендной платы за лесной участок неверно применен коэффициент, суд пришел к обоснованному выводу, что ответчик обязан доплатить арендную плату, рассчитанную в соответствии с постановлением N 310.
Пунктом 3 статьи 614 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Довод ответчика о необоснованном изменении истцом в одностороннем порядке арендной платы, отклоняется, поскольку изменение размера арендной платы в результате применения коэффициентов 2 вместо ошибочно примененных коэффициента 1,5, не является изменением условия договора о размере арендной платы по смыслу п. 3 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном случае формула расчета, вопреки доводам ответчика, не изменяется, в связи с чем доводы ответчика о необоснованном одностороннем изменении арендной платы отклоняется. Указанное изменение не является изменением, которое подлежит рассмотрению в порядке п.6.1. договоров аренды на, что ссылается ответчик, в связи с чем данный довод также не обоснован.
При этом, учитывая, что размер арендной платы определяется с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, местоположения лесных участков, арендатор имел возможность определить ее самостоятельно.
Учитывая, что арендная плата является в данном случае регулируемой ценой, при ее уплате не был применен подлежащий применению коэффициент, перерасчет произведен в период действия договора, подлежащая взысканию сумма задолженности по арендной плате представляет собой недополученный доход по платежам за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Расчет был проверен судом, признан обоснованным, ответчиком не оспорен.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Несогласие с выводами суда первой инстанции, основанными на верном применении норм права, не является основанием для его отмены.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-22821/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Ю.И. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-22821/2017
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Ответчик: ООО "Санаторий "Обские плесы"