21 января 2019 г. |
Дело N А84-1686/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 21.01.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии представителя от Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя -Куликовой Е.В., по доверенность от 25.12.2018 N 7057/25 -03-16/18,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.11.2018 по делу N А84-1686/2018 (судья Минько О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" (299008, г. Севастополь, ул. Трудовая, д. 21, кв. 6) к Главному управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Партизанская, д. 4-А) об отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением об отмене постановления Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 17.05.2018 N 25-02-01-17/45-2018/3-ЮЛ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07.11.2018 по делу N А84-1686/2018 изменено назначенное обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" постановлением Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 17.05.2018 N 25-02-01-17/45-2018/3-ЮЛ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
В остальной части требований обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" отказано.
Полагая, что указанное решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального и процессуального права, ООО "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения..
В отзыве на апелляционную жалобу, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя возражая против доводов апелляционной жалобы, поддержало решение суда первой инстанции.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Холдинг "Лидер Сити", о времени и месте проведения судебного заседания, извещенное в установленном процессуальном порядке, явку своего уполномоченного представителя не обеспечило. Так, определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 30.11.2018 было направлено 03.12.2018 по юридическому адресу ООО "Бизнес Холдинг "Лидер Сити", указанному в ЕГРЮЛ, через организацию почтовой связи, однако почтовый конверт вернулся с отметкой "Истек срок хранения".
На основании пункта 2 части 4 статьи 123 АПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, а также учитывая опубликование в разделе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения суда от 30.11.2018, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие заявителя, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Главного управления от 28.02.2018 N 227-Р "О проведении внеплановой выездной проверки соответствия" сотрудником Главного управления проведена проверка и составлен акт внеплановой выездной проверки от 06.03.2018 N 163, в котором нашло свое отражение выявленное правонарушение, а именно, в магазине "Москвичка", расположенном по адресу: г. Севастополь, пл. Восставших, д. 3, деятельность в котором осуществляет ООО "Бизнес Холдинг "Лидер Сити", установлен факт розничной продажи 27.06.2017 (День молодежи) алкогольной продукции (пива, пивных напитков) в количестве 43 единиц, что подтверждается журналом учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Копию акта проверки 06.03.2018 получила лично представитель Общества Цуранова А.В. по доверенности от 01.03.2018 года, которая присутствовала при проведении проверки.
Согласно записи в акте внеплановой выездной проверки N 163 от 06.03.2018 с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлена представитель Общества Цуранова А.В. 06.03.2018, в соответствии с пунктом 13 статьи 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 06.03.2018 N 25-02-01-17/45-2018 генеральный директор ООО "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" Оганнисян Л.Г. уведомлена о явке руководителя/представителя 04.04.2018 в 11 час. 30 мин. в Главное управление, в том числе для составления протокола об административном правонарушении. Копию данного определения получила лично генеральный директор ООО "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" Оганнисян Л.Г., о чем свидетельствует ее подпись..
По факту выявленного нарушения 04.04.2018 должностным лицом Главного управления был составлен протокол об административном правонарушении N 25-02-01- 17/45-2018/3-ЮЛ в присутствии представителя Общества Цурановой А.В. по доверенности от 02.04.2018 года. Копия данного протокола получена лично Цурановой А.В. 04.04.2018 года, о чем имеется ее подпись.
По материалам административного дела, исполняющий обязанности начальника Главного управления 17.05.2018 вынес постановление по делу об административном правонарушении N 25-02-01-17/45-2018/3-ЮЛ о привлечении ООО "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 руб. Данное постановление получено представляем общества Цурановой А.В. 17.05.2018.
Полагая, что вынесенные административным органом постановления о привлечении к административной ответственности являются незаконным и подлежат отмене, общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В пункте 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ определено, что алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции" (с изменениями и дополнениями) (далее - Правила учета N 380), значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, фиксируются организациями в журнале учета объема производства и оборота, за исключением розничной продажи и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в журнале учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения устанавливаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Частью 3 пункта 12 Правил учета N 380 установлено, что значения показателей, используемых для учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не должны отклоняться от значений показателей, указанных в первичных учетных документах организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции (индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи).
Кроме того, согласно пункту 13 Правил учета N 380 информация, зафиксированная в журналах, указанных в пункте 11 настоящих Правил, используется организациями, осуществляющими производство и оборот продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,' об использовании производственных мощностей.
Согласно пунктам 3, 4 Порядка заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённого приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19.06.2015 N 164 "О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения", журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Журнал) заполняется не позднее следующего дня после факта розничной продажи каждой единицы потребительской тары (упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо по факту вскрытия транспортной тары (в том числе многооборотной тары), используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю (далее - транспортная тара), одним из следующих способов: на бумажном носителе; в электронном виде с использованием программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС). При этом в графе 2 указывается дата розничной продажи каждой единицы (потребительской тары (упаковки)) алкогольной или спиртосодержащей продукции, в графе 4 указывается наименование алкогольной или спиртосодержащей продукции (в соответствии с сопроводительными документами).
Согласно Методологии ведения остатков продукции для розницы в ЕГАИС, размещенной на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Российской Федерации - объем реализованной пивной продукции в организациях, осуществляющих розничную реализацию алкогольной продукции может списываться с указанием основания "Розничная реализация продукция, не подлежащая фиксации в ЕГАИС" и датой акта, соответствующей дате продажи.
В соответствии с пунктом 29 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, при выявлении несоответствия сведений о продукции и информации, содержащейся в единой информационной системе, достоверной считается информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Согласно статье 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа алкогольной продукции.
Фиксация информации о списании алкогольной продукции в ЕГАИС может осуществляться только после фиксации в ЕГАИС информации об объеме закупки данной алкогольной продукции.
Исходя из указанных норм, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (в том числе, пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), обязаны осуществлять учет объема оборота алкогольной продукции с использованием ЕГАИС в части ее закупки и хранения.
Согласно Методологии ведения остатков продукции для розницы в ЕГАИС, размещенной на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Российской Федерации - объем реализованной пивной продукции в организациях, осуществляющих розничную реализацию алкогольной продукции может списываться с указанием основания "Розничная реализация продукция, не подлежащая фиксации в ЕГАИС" и датой акта, соответствующей дате продажи.
Статьей 16 Закона N 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Согласно пункта 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Согласно пункта 6 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона. Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.
Следовательно, розничная продажа алкоголя (пива) проводится только при наличии онлайн-кассы, способной передавать в режиме он-лайн данные по каждому чеку в ФНС.
При этом, поскольку пиво и другие слабоалкогольные напитки не имеют акцизных марок, то при осуществлении розничной продажи пива, пивных напитков, требуется подключиться к системе ЕГАИС в части подтверждения факта закупок и вести журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Российской Федерации от 19.06.2015 N 164 утверждена форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения (приложение N 1) и порядок заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 2) (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка журнал заполняется не позднее следующего дня после факта розничной продажи каждой единицы потребительской тары (упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо по факту вскрытия транспортной тары (в том числе многооборотной тары), используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю (далее - транспортная тара), одним из следующих способов: на бумажном носителе; в электронном виде с использованием программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
В подпункте "б" пункта 4 Порядка указано, что при заполнении журнала в графе 2 фиксируется дата розничной продажи каждой единицы (потребительской тары (упаковки) алкогольной или спиртосодержащей продукции.
Как следует из материалов дела, в журнале учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, распечатанной с личного кабинета на портале ЕГАИС и представленной ООО "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" в ходе проверки в графе 2 указана дата розничной продажи алкогольной продукции (43 единицы пива, пивных напитков) - 27.06.2017 года.
Согласно отчету об объемах списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции из торгового зала (распечатанной с личного кабинета на портале ЕГАИС) за период с 26.06.2017 по 29.06.2017, алкогольная продукция в магазине "Москвичка" списывалась 27.06.2017 с указанием основания "Реализация".
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ закреплено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В городе федерального значения Севастополе региональным нормативно - правовым актом, устанавливающим ограничения и запреты в сфере продажи алкоголя, является Закон города Севастополя от 26.12.2014 N 93-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области розничной продажи алкогольной продукции в городе Севастополе" (далее - Закон N 93-ЗС), статьей 6 которого введен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в определенные дни, в том числе, 27 июня (День молодежи).
Таким образом, данные Журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции однозначно свидетельствуют об осуществлении в магазине "Москвичка" ООО "Бизнес Холдинг "Лидер Сити", в запрещенный день розничной продажи алкогольной продукции (пива, пивных напитков) - 27.06.2017 и являются достоверным и достаточным доказательством совершения вменяемого правонарушения.
Факт нарушения Обществом требований пункта 3 части 1 статьи 6 Закона N 93-ЗС, который образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в административном деле доказательствами, а именно: актом проверки от 06.03.2018 N 163 с приложением документов (в т.ч., журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 27.06.2017); протоколом об административном правонарушении N 25-02-01-17/45-2018/3-ЮЛ от 04.04.2018, которые по мнению Главного управления, с учетом положений статьи 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения данного факта нарушения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о защите прав потребителей, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, подтвержденные имеющимися в материалах дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии вины ООО "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" в совершении административного правонарушения.
Существенных нарушений порядка и установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено.
Размер назначенных административным органом по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ снижен судом первой инстанции в два раза с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, что соответствует принципам соразмерности и индивидуализации наказания. Оснований для переоценки выводов суда в части определения размера санкций на стадии апелляционного производства, с учетом недопустимости ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.11.2018 по делу N А84-1686/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Холдинг "Лидер Сити" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1686/2018
Истец: ООО "Бизнес Холдинг " Лидер Сити"
Третье лицо: Главное Управление потребительского рынка и лицензирования города Севастополя