Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2019 г. N Ф09-2017/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А07-9293/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Лукьяновой М.В., Карпусенко С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Башкортостан и Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2018 по делу N А07-9293/2018 (судья Бобылев М.П.).
В судебном заседании приняли участие представители муниципального унитарного предприятия Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Пекарская Анна Андреевна (паспорт, доверенность б/н от 29.12.2018), Баширова Светлана Филаритовна (паспорт, доверенность б/н от 29.12.2018), Министерства финансов Республики Башкортостан - Мамбеткулова Зульфия Римовна (паспорт, доверенность N 08-15-40 от 29.12.2018).
Муниципальное унитарное предприятие Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУЭТ г.Уфы, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Министерству Финансов Республики Башкортостан далее (далее - Минфин РФ, ответчик), при участии Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - Гостранс РБ, третье лицо), Правительства Республики Башкортостан (далее - Правительство РБ, третье лицо), акционерного общества "Башкирский регистр социальных карт" (далее - АО "БРСК", третье лицо), временного управляющего Титова А.Д. (далее - временный управляющий Титов А.Д., третье лицо) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, о взыскании невозмещённой суммы субсидий (выпадающих доходов), связанных с перевозкой льготной категории граждан по единым социальным проездным билетам за период с июля 2017 по декабрь 2017 в размере 12 627 899 руб.
Определением суда от 31.05.2018 Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству исключен из числа третьих лиц и привлечен в качестве соответчика по делу (далее - Гостранс РБ, ответчик 2, т.1 л.д. 69-71).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2018 исковые требования удовлетворены (т. 1 л.д.128-140).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Гостранс РБ обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы, Гостранс РБ указывает, что правоотношения между истцом и Гострансом РБ основаны на договоре N 950 от 16.10.2014 и дополнительных соглашениях о предоставлении субсидий на возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр в рамках которых Гостранс РБ выполнил взятые на себя обязательства в пределах лимитов бюджетных средств, доведенных до Гостранса РБ.
По мнению заявителя, обязанность предоставлять субсидии сверх предусмотренных объемов финансирования у Гостранса РБ отсутствует, в связи с чем, отсутствует и основание для наступления ответственности субъекта Российской Федерации Республики Башкортостан за убытки в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того заявитель полагает, что с учетом положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" Гостранс РБ не является надлежащим ответчиком по делу.
Министерство Финансов, не согласившись с решением суда, так же обратилось с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы, Министерство РФ указало, что перевозка граждан включенных в федеральный регистр льготников произведена истцом в интересах Российской Федерации, как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации.
Таким образом, по мнению заявителя, требование о взыскании недовозмещенной суммы выпадающих расходов, образованных вследствие оказанных услуг по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр к субъекту Российской Федерации предъявлено быть не может.
Кроме того апеллянт полагает, что истцом не представлено доказательств наличия совокупности условий, при которых требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению, а именно претерпевания вреда, неправомерности действий причинителя вреда и причинной связи между этими явлениями, размер убытков в виде выпадающих доходов не подтвержден.
До начала судебного заседания от истца поступили отзывы на апелляционные жалобы, приобщенные к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("kad.arbitr.ru"), Гостранс РБ, Правительство РБ, АО "БРСК", временный управляющий Титов А.Д. не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом мнения представителей истца, Минфин РФ дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц.
В судебном заседании представитель Минфин РФ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.
Представитель истца поддержал отзывы на апелляционные жалобы, указав на их несостоятельность, считает решение суда законным и обоснованным,
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец является коммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Для достижения своих целей предприятие осуществляет пассажирские перевозки граждан, в том числе трамвайным, троллейбусным, сухопутным пассажирским видами транспорта, фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками (пункты 1.3, 2.1, 2.2 Устава), а также в пригородном сообщениях на платной основе.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), с 01.10.2005 были отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан (предусмотренные в частности Федеральными законами от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
Пунктом 2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004, в целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в вопросах транспортного обслуживания, 27.07.2009 Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 289 было утверждено Положение о Социальной карте Башкортостана. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.11.2009 г.N 1313-р введена на территории Республики Башкортостан электронная форма единого социального проездного билета.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.10.2014 N 469 определен Порядок организации перевозок отдельных категорий граждан и механизм распределения между транспортными организациями выручки от реализации единых социальных проездных билетов и Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение транспортным организациям недополученных доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров.
Во исполнение Порядка организации перевозок отдельных категорий граждан и механизм распределения между транспортными организациями выручки от реализации единых социальных проездных билетов, между Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - Гостранс РБ), МУЭТ г. Уфы и ОАО "Башкирский регистр социальных карт" был заключен договор от 16.10.2014 N 950 об организации перевозок отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ) и распределения между транспортными организациями выручки от реализации ЕСПБ. Срок действия договора - до момента его расторжения сторонами (п.7.1.) (т.1 л.д.19-21).
Во исполнения Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение транспортным организациям недополученных доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров, начиная с октября 2014, ежегодно, между Гостранс РБ и МУЭТ г.Уфы заключаются Соглашения о предоставлении субсидий на возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой по ЕСПБ граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров.
Между Гостранс РБ и МУЭТ г. Уфы заключено соглашение N 1 от 19.01.2017 (т.1 л.д. 22-23).
Предметом соглашений является предоставление субсидий на возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой граждан муниципальным электрическим транспортом (трамвай, троллейбус) по единым социальным проездным билетам с использованием Социальной карты Башкортостана (универсальной электронной карты) и приравненным к ним электронным транспортным картам (ЕСПБ) по регулярным маршрутам общего пользования на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, где осуществляется перевозка граждан по ЕСПБ в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Республики Башкортостан в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 (п.1.1 соглашения).
Согласно п. 2.1.1 соглашения 1 от 19.01.2017 МУЭТ г. Уфы обязалось обеспечивать перевозку отдельных категорий граждан по ЕСПБ с использованием Социальной карты Башкортостана, универсальной электронной карты, временной социальной карты и регистрацию проезда граждан в подвижном составе МУЭТ г. Уфы в пределах территории городского округа город Уфа РБ с использованием социальной карты Башкортостана, универсальной электронной карты, временной социальной карты в период с 01.01.2017 по 31.12.2017; ежемесячно предоставлять в Гостранс РБ отчет о количестве поездок по ЕСПБ и сумме оказанных услуг по перевозке отдельных категорий граждан по ЕСПБ по форме, согласно Приложения N 1 к Соглашению (п.2.1.3 соглашения).
Гостранс РБ, в свою очередь, обязался при исполнении МУЭТ г. Уфы условий настоящего соглашения осуществить предоставление субсидий на цели в соответствии с п.1.1 соглашения (п.2.2.1 соглашения).
В соответствии с п.3.1 соглашения субсидия предоставляется МУЭТ г. Уфы в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Гострансу РБ как главному распорядителю бюджетных средств по соответствующему разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов бюджетной классификации.
Сумма, подлежащая возмещению за счет средств бюджета Республики Башкортостан, определяется как разница между суммой оказанных МУЭТ г. Уфы услуг по перевозке граждан, включенных в региональный регистр, пенсионеров и суммой выручки от реализации ЕСПБ (п.3.2 соглашения).
Как указывает истец, учет количества перевезенных пассажиров по категориям и выпадающих доходов в МУЭТ г.Уфы осуществляется в электронной форме посредством установленных и функционирующих терминалов на каждом подвижном составе. На основании данных каждого терминала, экономический блок МУЭТ г.Уфы ежемесячно составляет Своды количества перевезенных предприятием пассажиров и суммы выпадающих доходов от проезда пассажиров по ЕСПБ по каждой категории льготников. Ежемесячные отчеты, предоставленные в Гостранс РБ, согласно условиям заключенного Соглашения за период с июля 2017 года по декабрь 2017 года были приняты Гостранс РБ без замечаний, реестры распределения выручки от реализации единых социальных проездных билетов в электронной форме утверждены заместителем председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (т.1 л.д. 25-30).
Полагая, что МУЭТ г.Уфы условия заключенного договора N 950 от 16.10.2014 и Соглашения исполнило в полном объеме, однако субсидии (выпадающие доходы) из бюджета Республики Башкортостан были предоставлены предприятию не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что истцом представлены документы, подтверждающие факт исполнения обязательств по перевозке граждан с использованием ЕСПБ, вместе с тем Гострансом РБ доказательств полного возмещения предприятию выпадающих доходов не представлено, в силу чего возникшие у предприятия убытки подлежат возмещению.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, приходит к следующему.
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
При этом пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам было разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 18 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Таким образом, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Российской Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.
Поскольку обязательства по возмещению льгот инвалидам и ветеранам отнесено к совместному ведению бюджетов, то обязанность по реализации предоставления льгот относится к субъекту государства с последующей компенсацией из федерального бюджета в порядке межбюджетных трансфертов.
Определяя надлежащего ответчика по настоящему делу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно статье 7 Закона Республики Башкортостан от 15.07.2005 N 205-з "О бюджетном процессе в Республике Башкортостан" (далее - Закон РБ о бюджетном процессе) перечень главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан и бюджета Фонда устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В силу пункта 3 статьи 40 вышеназванного Закона, законом о бюджете Республики Башкортостан утверждаются: ведомственная структура расходов бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период по главным распорядителям средств бюджета Республики Башкортостан, целевым статьям (государственным программам Республики Башкортостан и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов.
Согласно Приложению 16 к Закону Республики Башкортостан от 30.11.2017 N 549-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (810) определен как главный распорядитель средств республиканского бюджета по подпрограмме "Развитие пассажирских перевозок".
Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств определены в части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству как финансовый орган, на которого возложена обязанность распорядителя соответствующих денежных средств казны субъекта Российской Федерации.
Доводы апеллянтов о том, что перевозка граждан включенных в федеральный регистр льготников произведена в интересах Российской Федерации, в силу чего требование о взыскании недовозмещенной суммы выпадающих расходов, к субъекту Российской Федерации предъявлено быть не может основано на неверном понимании норм действующего законодательства и противоречит его положениям, изложенным в настоящем постановлении выше.
Доводы о том, что истцом не представлено доказательств наличия совокупности условий, при которых требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению, а именно претерпевания вреда, неправомерности действий причинителя вреда и причинной связи между этими явлениями, а так же о размере убытков в виде выпадающих доходов, подлежат отклонению как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам, из которых усматривается оказание услуг по перевозке граждан с использованием ЕСПБ, сумма оказанных услуг, сумма произведенного предприятию возмещения выпадающих расходов и сумма расходов, которые не были возмещены (т. 1 л.д. 25-30).
Обязанность субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан по возмещению выпадающего дохода обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, в силу чего не исполнение обязанности по возмещению таких расходов образует состав правонарушения, последствием которого является возникновение обязанности по возмещению убытков.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается. Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение по приведенным в жалобах доводам отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2018 по делу N А07-9293/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Башкортостан и Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9293/2018
Истец: МУП УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: АО "Башкирский регистр социальных карт", Временный управляющий Титов А.Д., Правительство Республики Башкортостан, Государственный комитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству