18 января 2019 г. |
А11-3045/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Новиковой Л.П.,
судей Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Индустриальная Строительная Компания", индивидуального предпринимателя Копыловой Инны Александровны на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.10.2018 по делу N А11-3045/2017, принятое судьей Бондаревой - Битяй Ю.В., по иску общества с ограниченной ответственностью "Индустриальная Строительная Компания" (ОГРН 1073328000558, ИНН 3328448712; место нахождения: ул. 16 лет Октября, д. 10 А, г. Владимир, 600007) к индивидуальному предпринимателю Копыловой Инне Александровне (ОГРНИП 313332813600021, ИНН 332891122187, место нахождения: г. Владимир, 600026) о взыскании 2 037 816 руб. 45 коп.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Индустриальная Строительная Компания" - Бутырский Д.Ю. на основании ордера N 102391 от 11.01.2019, Шалагин Р.А. директор;
от заявителя - индивидуального предпринимателя Копыловой Инны Александровны - Холин Л.А. на основании доверенности от 24.10.2018 сроком действия 3 года,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Индустриальная Строительная Компания" (далее - ООО "Индустриальная Строительная Компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к индивидуальному предпринимателю Копыловой Инне Александровне (далее - ИП Копылова И.А., ответчик) о взыскании задолженности по договору строительного подряда от 02.02.2015 N 2 в сумме 1 374 085 руб., неустойки за нарушение сроков оплаты выполненных истцом работ в размере 663 371 руб. 45 коп. (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 24.10.2018 Арбитражный суд Владимирской области исковые требования удовлетворил частично, взыскал с ИП Копыловой И.А. в пользу ООО "Индустриальная Строительная Компания" задолженность за выполненные работы и услуги по охране объекта по договору строительного подряда от 02.02.2015 N 2 в сумме 1 374 085 руб., пени по условиям договора, начисленные за период с 28.01.2017 по 07.06.2018, в сумме 380 000 руб., расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 30 000 руб.и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 33 189 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, стороны обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность вынесенного судебного акта, ООО "Индустриальная Строительная Компания" сослалось на необоснованность снижения неустойки судом, неправильное распределение расходов на проведение судебной экспертизы.
ИП Копылова И.А. в апелляционной жалобе и дополнении к ней указывает, что не согласна с вынесенным решением ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а именно: отсутствия в материалах дела подписанных и согласованных заказчиком дополнительных соглашений к договору, а также доказательств внесения заказчиком изменений в проекто-сметную документацию.
Кроме того, ИП Копылова И.А. не согласна с выводом суда о том, что факт принятия и использования результата работ заказчиком обязывает его оплатить дополнительные работы, мотивирует свою позицию ссылками на судебную практику.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции своих доверителей.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ИСК" (подрядчик) и ИП Копылова И.А. (заказчик) заключили договор строительного подряда N 2 от 02.02.2016, согласно которому подрядчик обязуется, в установленный договором срок, по заданию заказчика, выполнить следующие работы (далее - работы): строительство автомойки самообслуживания на 4 поста с техническим помещением (временное не капитальное строение), по адресу г. Владимир ул. Северная, вблизи д. N 1, которая будет располагаться на земельном участке с кадастровым номером 33:22:032089:129).
Объём и характеристики работ определён в сметной документации N 3 (пункт 1.2 договора).
Подрядчик обязался передать результат выполненных работ заказчику
по акту приемки выполненных работ (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 1.4 договора цена работ согласовывается сторонами в разделе 6 настоящего договора.
Сроки выполнения работ согласованы сторонами в пункте 2.1 договора, согласно которому начало работ - 08.02.2016, срок выполнения работ 3,5 календарных месяца. Данный срок производства работ не учитывает время производства силами заказчика и корректируется в сторону увеличения в зависимости от уточнения объёмов и видов работ.
Объем, содержание работ и предъявляемые к подрядным работам требования определяются технической документацией - сметой N 3, составленной подрядчиком по заданию заказчика, является неотъемлемой частью настоящего договора приложением N 1. Сметная документация составлена методом калькуляции. Все расценки в смете являются договорными и после утверждения сметы сторонами, пересмотру не подлежат (пункт 3.1, 3.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.1.7 договора по окончании всех работ или
этапов работ (в соответствии со сметой) составить акты приёмки выполненных работ на фактически выполненные объёмы работ по формам КС-2, КС-3 и предоставить их заказчику.
Согласно пункту 4.2 договора заказчик обязался: - обеспечить проверку и подписание актов на скрытые работы, акты о монтаже ответственных конструкций, акты выполненных работ в срок до 3-х календарных, дней с момента передачи их подрядчиком. Если в 3-х дневный срок после сдачи работ заказчику, подписанный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки не поступит от заказчика к подрядчику, работа считается принятой и подлежащей оплате по оформленному подрядчиком одностороннему акту приемки работ (пункт 4.2.3 договора); - оплатить выполненные подрядчиком работы в размерах и в сроки, установленные разделом 6 настоящего договора (пункт 4.2.5); - заказчик либо его уполномоченный представитель обязуется появляться на объекте не реже чем 1 раз в неделю, для решения возможных вопросов и подписания технической документации (пункт 4.2.9); - своевременно и не позднее 3-х календарных дней после предоставления Подрядчиком документации (сметы на доп. работы, промежуточные акты КС-2, акты сверок произведённых расчётов) согласовывать их или дать обоснованный ответ с замечаниями. В случае несвоевременного согласования данной документации Подрядчик освобождается от ответственности за несвоевременное выполнения работ и может приостановить производство работ до момента утверждения или согласования предоставленных документов. После согласования сторонами данных документов, стороны не вправе пересматривать согласованные в них объёмы и стоимости (пункт 4.2.14).
В соответствии с пунктом 5.2 договора работы, согласованные сторонами в п. 1.1 настоящего договора, выполняются подрядчиком из собственных материалов, своими силами и средствами с использованием своих или арендуемых механизмов. В случае если стороны придут к соглашению о том, что обязанность по предоставлению соответствующих материалов возлагается на заказчика, сторонами подписывается соответствующее дополнительное соглашение к настоящему договору.
Заказчик вправе осуществлять контроль над ходом и качеством выполняемых Работ, соблюдением сроков их выполнения. Все замечания, корректировки сметной документации согласуются сторонами письменно (пункт 5.3 договора).
По окончании всех Работ или этапов работ (в соответствии со сметой) Подрядчик обязан предоставить акты приёмки выполненных работ на фактически выполненные объёмы работ по формам КС-2, КС-3. Подтверждением фактически выполненных работ являются акты на скрытые работы или акты монтажа ответственных конструкций.
Заказчик в течение трёх календарных дней со дня получения актов формы КС-2, КС- 3 от Подрядчика должен утвердить данные акты и вернуть экземпляр подрядчику либо в тот же срок, предоставить письменный мотивированный отказ от приемки работ. В этом случае подрядчик устраняет выявленные недостатки работ в сроки, указанные в п. 4.1.3. настоящего договора. Срок принятия СМР может быть изменён по соглашению сторон и указан в соответствующем дополнительном соглашении к настоящему договору. Если в течение трёх календарных дней после сдачи работ заказчику, подписанный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки не поступит от заказчика к подрядчику, работа считается принятой и подлежащей оплате по оформленному подрядчиком одностороннему акту приемки работ. После подписания актов сторонами, объёмы выполненных работ не могут быть оспорены (пункт 5.4 договора).
В случае выявления подрядчиком дополнительных объёмов работ, не учтённых сметой и проектной документацией уже в ходе выполнения работ,
сообщить об этом заказчику с приложением сметы на дополнительные работы и указанием сроков, необходимых для их выполнения. В этом случае заказчик в 2 (двух) дневный календарный срок обязан утвердить данные дополнительные работы либо принять и предложить иное решение Подрядчику. При невозможности производства дальнейших работ подрядчик обязан приостановить СМР. В этом случае график продлевается на необходимое количество дней, для новой организации СМР.
Если подрядчик не приостановил СМР в последующем это привело к удорожанию стоимости СМР, равно как и увеличению срока, то стоимость дополнительных работ и затрат относится на подрядчика (пункт 5.7 договора).
В соответствии с пунктом 6.1 договора стоимость работ по договору составляет 3 034 520 руб. 08 коп., без учёта НДС 18% и остаётся открытой. На основании уведомления о возможности применения упрощённой системы налогообложения от 21.11.2008 N 3357 сумма договора НДС не облагается. Стоимость работ по договору считается достигнутая в ходе переговоров сторонами и остаётся открытой, основанием для оценки стоимости работ является смета.
Заказчик до начала выполнения работ производит оплату аванса в размере 320 000 руб. на производство работ и 1 500 000 руб. для закупки материалов. Остальные выплаты заказчик производит по факту выполнения и сдачи работ согласно промежуточным актам КС-2, КС-3 за вычетом доли оплаченного аванса. Срок оплаты до 3 календарных дней после подписания актов выполненных работ заказчиком (пункт 6.3 договора).
В пункте 6.8 договора стороны согласовали, что работы, не предусмотренные в смете, оплачиваются заказчиком дополнительно на тех же условиях договора. Для этого заключается дополнительное соглашение, в котором устанавливаются сроки производства дополнительных работ и их
стоимость.
В случае не выполнения в срок обязательств заказчиком по оплате Работ, подрядчик вправе предъявить заказчику претензию на сумму неустойки в размере 0,1% от просроченной к оплате суммы, но не более 10% от общей стоимости работ и приостановить выполнение работ до момента возобновления исполнения обязательств заказчика по оплате работ. В этом случае сроки выполнения работ продлеваются на кол-во дней простоя подрядчика (пункт 7.5. договора).
В случае досрочного прекращения работ и расторжения договора по желанию заказчика, заказчик оплачивает выполненные по факту работы подрядчику и сумму приобретенных материалов. Подрядчик в данном случае имеет право выставить претензию и потребовать компенсации за потраченное время в размере 10% от общей стоимости по договору и дополнительных соглашений (пункт 7.7 договора).
В пункте 12.1 договора установлено, что заказчик вправе расторгнуть без штрафных санкций для заказчика настоящий договор в случаях: - задержки подрядчиком начала строительства более чем на 10 (десять) рабочих дней по причинам, не зависящим от заказчика; - систематического нарушения (более 3 раз) подрядчиком сроков выполнения, влекущего увеличение срока окончания строительства более чем на 30 рабочих дней от оговорённого срока выполнения работ; - несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку строительства более чем на 30 дней; - принятия судом заявления о банкротстве подрядчика.
В дополнительном соглашении N 1 от 11.05.2016 к договору строительного подряда N 2 от 02.02.2016 стороны приняли решение о выполнении в рамках договора от 02.02.2016 N 2 дополнительного объема работ. В связи с этим стороны приняли решение о том, что приложения N 1 02.02.2016 утрачивает свою силу и является недействительным. Стороны утвердили соответствующее новое приложение N 1 (сметный расчёт N 4), которое стало частью договора N 2 от 02 февраля 2016 года, и являются неотъемлемой частью настоящего дополнительного соглашения. Стороны утвердили дополнительные сметные расчёты N 5 и N 6, приложения N 2 и N 3 соответственно к данному дополнительному соглашению. В связи с этим стороны договорились: - читать п. 2.1. договора N 2 от 02 февраля 2016 года в следующем виде: 2.1. Начало работ - 13 сентября 2016 г., срок выполнения работ 3,5 календарных месяца. Данный срок производства работ не учитывает время производства силами Заказчика и корректируется в сторону увеличения в зависимости от уточнения объёмов и видов работ. Данный срок не учитывает возможное время производства дополнительных работ, неучтённых проектами и сметой; - читать п. 3.1. договора N 2 от 02 февраля 2016 года в следующем виде: 3.1. Объем, содержание Работ и предъявляемые к подрядным работам требования определяются технической документацией - сметой N 4, сметой N 5, сметой N 6, составленной Подрядчиком по заданию Заказчика, является неотъемлемой частью настоящего договора приложением N 1, N 2, N 3 соответственно по данному дополнительному соглашению и проектами: 01-01/16-ГП, 01-01/16-АС, 01-01/16-СВЭ, 01- 01/16-СНЭ, 01-01/16-ОВ, 01-01/16-ВК разработанный ООО "И.С.К." г. Владимир по строительству временного здания мойка самообслуживания на 4 поста по адресу г. Владимир ул. Северная вблизи д.1 и утверждёнными заказчиком, являющимися приложением N 4 к данному дополнительному соглашению и договору N 2 от 02 февраля 2016 года; - читать п. 6.1. договора N 2 от 02 февраля 2016 года в следующем виде: 6.1. Стоимость Работ по договору составляет 6 828 735 рублей 37 коп. без учёта НДС 18% и остаётся открытой. В том числе стоимость общестроительных работ составляет 5 793 625 рублей 53 коп. без учёта НДС 18% на основании сметы N 4, стоимость работ по благоустройству территории в соответствии с объёмами этапа N1 (проект 01-01/16-ГП лист N 4) составляет 467 139 рублей 46 копеек без учёта НДС 18% на основании сметы N6, стоимость работ по монтажу ограждения составляет 567 970 рублей 38 копеек на основании сметы N5. На основании уведомления о возможности применения упрощённой системы налогообложения N3357 от 21.11.08 сумма договора НДС не облагается. Стоимость работ по договору считается достигнутая в ходе переговоров сторонами и остаётся открытой, основанием для оценки стоимости работ является смета; - читать п. 6.2 договора N 2 от 02 февраля 2016 года в следующем виде: 6.2 В стоимость работ не входят работы по подключению подведённых коммуникаций к объекту (водопровод), благоустройство территории (этап N 2 и асфальтирование), рекламно-информационные щиты и баннеры, система видеонаблюдения, система предупреждения и оповещения пожара, финишное покрытие бетонного пола постов автомойки. Сметой не учтены мероприятия по необходимому обогреву площадки производства работ в зимний период при температуре ниже -5 градусов С, противоморозные добавки в бетон ниже -5С; - читать п. 6.3. договора N 2 от 02 февраля 2016 года в следующем виде: 6.3.Заказчик до начала выполнения работ производит оплату аванса в размере 1 320 000-00 (один миллион триста двадцать тысяч) рублей 00 копеек. До 28.10.2016 Заказчик производит оплату аванса в размере 2 000 000-00 (два миллиона) рублей 00 коп. До 26.11.2016 Заказчик производит оплату аванса в размере 2 000 000-00 (два миллиона) рублей 00 коп. До 15.12.2016 Заказчик производит оплату аванса в размере 800 000-00 (восемьсот тысяч) рублей 00 коп. Оставшееся сумма за выполненные работы в соответствии с объёмами сметы N 4, N 5, N 6 (приложение N 1-3) оплачивается Заказчиком Подрядчику по факту выполнения и сдачи работ согласно промежуточным актам КС-2, КС-3 за вычетом доли оплаченного аванса. Срок оплаты до 3 (трёх) календарных дней после подписания актов выполненных работ Заказчиком.
6.9. Заказчик производит дополнительную оплату Подрядчику суммы в размере 105 000-00 (сто пять тысяч) рублей за услуги по охране объекта и материальных ценностей на земельном участке с кадастровым номером 33:22:032089:129 с 15.09.2016 по 30.12.2016 из расчёта 30 000-00 (тридцать тысяч) рублей 00 коп. за один календарный месяц предоставленных услуг. Оплата производится ежемесячно. Основанием для оплаты является выставленный счёт. - читать п. 13.5. договора N 2 от 02 февраля 2016 года в следующем виде: Приложения: N 1 - сметный расчёт N 4 на 7 страницах на сумму 5 793 625 -53 рублей; N 2 - сметный расчёт N 5 на 2 страницах на сумму 567 970-38 рублей; N 3 - сметный расчёт N6 на 1 странице на сумму
467 139-46 рублей; N 4 - проектная документация (чертежи марки ГП, АС, СВЭ, СНЭ, ВК, ОВ).
20.11.2016 стороны подписали дополнительное соглашение N 2, в котором заказчик и подрядчик приняли решение о выполнении в рамках договора N 2 от 02 февраля 2016 года дополнительного объема работ, стороны утвердили соответствующие сметные расчёты, приложение N 1 и N 2 (сметный расчёт N 5 и N 7), и являются неотъемлемой частью настоящего дополнительного соглашения. В связи с этим стороны договорились: - читать п. 2.1. договора N 2 от 02 февраля 2016 года в следующем виде: 2.1. Начало работ 13 сентября 2016 г., срок выполнения работ 4 календарных месяца. Данный срок производства работ не учитывает время производства силами Заказчика и корректируется в сторону увеличения в зависимости от уточнения объёмов и видов работ. Данный срок не учитывает возможное время производства дополнительных работ, неучтённых проектами и сметой.
2. Стоимость дополнительных работ по данному соглашению составляет 210 232 рубля 82 копеек, без учёта НДС 18% и остаётся открытой. В том числе стоимость общестроительных работ составляет 113 916 рублей 22 копеек, без учёта НДС 18% на основании сметы N 5, стоимость дополнительных работ по благоустройству территории в соответствии с объёмами этапа N 1 (проект 01-01/16-ГП лист N 4) составляет 96 316 рублей 60 копеек без учёта НДС 18% на основании сметы N 7.
На основании уведомления о возможности применения упрощённой системы налогообложения N 3357 от 21.11.08 сумма договора НДС не облагается. Стоимость работ по договору считается достигнутая в ходе переговоров сторонами и остаётся открытой, основанием для оценки стоимости работ является смета.
3. Заказчик до начала выполнения работ производит оплату аванса в размере 150 000 рублей 00 копеек. До 28.11.2016 оставшееся сумма за выполненные дополнительные работы в соответствии с объёмами сметы N 5, N 7 (приложение N 1, 2) оплачивается заказчиком подрядчику по факту выполнения и сдачи работ согласно промежуточным актам КС-2, КС-3 за вычетом доли оплаченного аванса. Срок оплаты до 3 календарных дней после подписания актов выполненных работ заказчиком.
Остальные пункты договора N 2 от 02 февраля 2016 года остаются в неизменном виде и стороны обязуются ими руководствоваться по разрешению споров по данным дополнительным работам.
01.02.2017 ИП Копылова И.А. и ООО "Индустриальная Строительная Компания" подписали дополнительное соглашение N 3 о выполнении дополнительного объема работ, по условиям которого заказчик Стороны утвердили соответствующее новое приложение N 1 (сметный расчёт N 3), которое стало частью договора N 2 от 02 февраля 2016 года, и является неотъемлемой частью настоящего дополнительного соглашения.
Начало работ - до 3х календарных дней после оплаты аванса срок выполнения работ 4 календарных дня.
3. заказчик до начала проведения работ производит оплату аванса в размере 15 000-00 рублей. Оставшаяся сумма за выполненные дополнительные работы в соответствии с объёмами сметы N 3 (приложение
N 1) оплачивается заказчиком подрядчику по факту выполнения и сдачи работ согласно промежуточным актам КС-2, КС-3 за вычетом доли оплаченного аванса. Срок оплаты до 2х календарных дней после подписания актов выполненных работ заказчиком.
Остальные пункты договора N 2 от 02 февраля 2016 года остаются в неизменном виде и стороны обязуются ими руководствоваться по разрешению споров по данным дополнительным работам.
Как указал истец в исковом заявлении, работы по спорному договору с учетом подписанных дополнительных соглашений выполнены и сданы ответчику 29.12.2016.
В подтверждение указанного, ООО "ИСК" представлены в материалы
дела акты выполненных работ N 2-1 от 28.12.2016 на сумму 5 793 625 рублей 53 копеек, от 11.05.2016 N 5-1 на сумму 567 970 рублей 38 копеек, от 12.12.2016 N 6-1 на сумму 563 456 рублей 06 копеек, справка о стоимости выполненных работ формы КС-3 от 30.12.2016 N 7 на сумму 6 984 358 рублей 83 копейки, акты освидетельствования скрытых работ, счета, счет-фактуры.
По акту приема передачи от 25.01.2017 заказчиком приняты от подрядчика указанные документы и соответствующая исполнительная документация.
По данным истца ИП Копылова И.А. оплатила выполненные работы частично в сумме 5 614 000 руб.
15.03.2017 истец направил в адрес ответчика претензию N 5 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность и начисленную неустойку за нарушение сроков оплаты выполненных работ. Так же указал, что в случае невыполнения обязанности по оплате выполненных работ на основании пункта 12.2 договора подрядчик будет вынужден расторгнуть спорный договор.
В ответных письмах ИП Копылова И.А. указала, что из представленного акта о приемке выполненных работ N 2-1 не усматривается фактическое списание материалов, в связи с чем, просила представить расшифровку ресурсной ведомости использованных материалов, по видам произведенных работ.
Ответчик считая, что подрядчиком выполнены дополнительные работы не согласованные с заказчиком, выполненные подрядчиком работы не соответствуют требованиям по качеству работ, при осмотре и сдаче объекта заказчик не присутствовал, в связи с чем, выполненные работы не оплатил.
Ответчиком претензия оставлена без удовлетворения.
16.05.2017 ИП Копылова И.А. направила в адрес ООО "ИСК" уведомление исх. N 9, в котором указала, что отказывается от исполнения договора в одностороннем порядке в связи с несоблюдением требований по качеству работ, предусмотренных договором N 2 от 02.02.2016.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Заключив договор, стороны приняли на себя обязательства, которые в соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.
В силу статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить в установленный договором срок определенную работу и сдать ее результаты заказчику, а заказчик должен принять и оплатить выполненные работы.
Согласно пункту 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполняемой работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Пунктом 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда; при отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результат работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом иакт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результат работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе экспертное заключение от 06.04.2018 N 261/18 суд первой инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные требования.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Признавая несостоятельной позицию ответчика, суд апелляционной инстанции принял во внимание порядок формирования цены по договору, наличие на дополнительных соглашениях печати заказчика, оплату заказчиком работ в стоимости большей, чем предусмотрено первоначальными договоренностями сторон, показания Шалагина А.П., который не отрицал подписание актов скрытых работ, согласование с заказчиком изменений цены договора. Считает верным вывод суда первой инстанции об объеме полномочий указанного лица в действиях от имени заказчика. На основе совокупной оценки имеющихся в деле доказательств считает правомерным вывод суда о возникновении у ответчика обязанности по оплате спорных сумм. Сам факт подписания либо неподписания лично ИП Копыловой И.А. документации не свидетельствует с учетом вышеприведенных обстоятельств о несогласовании истцом с заказчиком спорных изменений условий договора.
При отклонении позиции истца суд считает, что взысканная судом первой инстанции неустойка в данном случае соразмерна последствиям нарушенного обязательства.
Распределение судом первой инстанции судебных расходов произведено верно в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с отнесением расходов на экспертизу в полном объеме на ответчика, как на лицо, проигравшее спор. При этом из материалов дела усматривается, что полная стоимость экспертизы составила 60 000 руб., в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости уточнения резолютивной части решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.10.2018 по делу N А11-3045/2017 оставить без изменения, уточнив резолютивную часть относительно суммы взыскания расходов на проведение экспертизы:
взыскать с индивидуального предпринимателя Копыловой Инны Александровны (ОГРНИП 313332813600021, ИНН 332891122187) в пользу
общества с ограниченной ответственностью "Индустриальная Строительная
Компания" (ОГРН 1073328000558, ИНН 3328448712) задолженность за выполненные работы и услуги по охране объекта по договору строительного подряда от 02.02.2015 N 2 в сумме 1 374 085 рублей 00 копеек, пени по условиям договора, начисленные за период с 28.01.2017 по 07.06.2018, в сумме 380 000 рублей 00 копеек, расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 60 000 рублей 00 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 33 189 рублей 00 копеек.
Апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Индустриальная Строительная Компания", индивидуального предпринимателя Копыловой Инны Александровны оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.П. Новикова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3045/2017
Истец: ООО "Индустриальная Строительная Компания"
Ответчик: Копылова Инна Александровна
Третье лицо: ООО "ВЭКБ", Шалагин А. П.