г. Вологда |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А66-9791/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 января 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Южный круг" на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 октября 2018 года по делу N А66-9791/2018 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Южный круг" (ОГРН 1136952012713, ИНН 6952038136; место нахождения: 170003, Тверская область, город Тверь, улица Хромова, дом 84, помещение 80; далее - общество, ООО "УК "Южный округ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, Тверская область, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее - ГЖИ, инспекция) о признании незаконным предписания от 16.05.2018 N 2266/ОГ-18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление "Региональная энергетическая комиссия Тверской области" (ОГРН 1026900585942, ИНН 6905066785; место нахождения: 170028 Тверская область, город Тверь, проспект Победы, дом 53; далее - управление), акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; место нахождения: 115432, город Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25; далее - АО "АтомЭнергоСбыт"), Пихтеревой Оксаны Сергеевы (место жительства: город Тверь).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 10 октября 2018 года по делу N А66-9791/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что спорный дом не подключен к сетям централизованного теплоснабжения, услуга отопления мест общего пользования (далее - МОП) обществом оказывалась, поэтому оно имело полное право начислять и предъявлять к оплате потребленную электрическую энергию, направленную на отопление МОП.
ГЖИ отзыв на жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом, предметом деятельности которого согласно Уставу, утвержденному протоколом общего собрания учредителей от 16.07.2013 N 1, является управление недвижимым имуществом. Государственная регистрация юридического лица подтверждается свидетельством Федеральной налоговой службы серии 69 N 002181173.
ООО "УК "Южный округ" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, на основании лицензии от 29.04.2015 N 000049, выданной на основании решения лицензионной комиссии Тверской области от 23.04.2015 N 13 (приказ Главного управления от 28.04.2015 N 98-ОД), а также договора управления от 24.04.2015 (далее - договор управления).
Согласно реестру лицензий Тверской области вышеуказанный многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Южный округ".
Пункты 4.1.12 и 4.1.13 договора управления устанавливают обязанность управляющей организации производить начисление и сбор установленных в пункте 5.1 договора управления платежей.
В соответствии с пунктом 5.1 договора управления собственник производит оплату в рамках договора за следующие услуги:
коммунальные услуги (тепло, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергия, вывоз ТБО);
содержание общего имущества многоквартирного дома;
текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома;
управление многоквартирным домом.
С целью оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам, проживающим в доме N 99 по пр. Октябрьскому г. Твери, заявитель заключил договор энергоснабжения с акционерным обществом (далее - АО) "АтомЭнергоСбыт" от 01.02.2016N 96105140.
Общества отопление мест общего пользования осуществляется инфракрасными обогревателями, использующими для производства тепловой энергии электрическую.
Согласно распоряжению начальника Главного управления от 13.04.2018 N 2266/ОГ-18 в период с 25.04.2018 по 25.05.2018 в отношении ООО "УК "Южный округ" назначено проведение внеплановой документарной проверки с целью рассмотрения обращения от 27.03.2018 N 2266/ОГ, поступившего от Пихтеревой О.С., проживающей в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, кв. 399, по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды, а также за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 16.05.2018 в присутствии генерального директора ООО "УК "Южный округ" Буракова Андрея Юрьевича, о чем в акте сделана соответствующая отметка.
В ходе проверки установлено, что истец при начислении платы за вышеуказанные услуги потребителям, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, нарушил пункт 4.1.1 договора управления, часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункты 32, 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В связи с изложенным на основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в адрес ООО "УК "Южный округ" Главным управлением направлено предписание от 16.05.2018 N 2266/ОГ-18 об устранении выявленных в срок до 10.07.2018 нарушений действующего законодательства (далее - предписание N 2266), а именно:
1. Сделать перерасчет размера платы по строке "Отопление МОП" потребителям, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, за февраль, март 2017 года.
2. Сделать перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в 2016 году, потребителям, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, с учетом требований пункта 44 Правил N 354.
3. Сделать перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, потребителям, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, за период с января по ноябрь 2017 года в соответствии с требованиями пункта 29 Правил N 491.
Общество, считая предписание незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования отклонил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 данного Кодекса предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ определено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
Согласно части 2 статьи 154 упомянутого Кодекса структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Из части 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей до 01.01.2017, следует, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативный объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению определяется по формуле N 15 Приложения N 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
По указанной формуле расчет производится из объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на конкретное жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме и площади конкретного помещения.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Как верно указал суд первой инстанции, данный закрепленный порядок фактически сводится к тому, что полностью распределить между собственниками помещений объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании. Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом и оказывающего коммунальные услуги, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижению целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг, путем наиболее грамотного управления жилым фондом, что является основой хозяйственной деятельности таких организаций.
Как установил суд первой инстанции для проведения проверки по вопросу начисления платы за коммунальную услугу, предоставленную для общих домовых нужд, ГЖИ Тверской области была использована информация, размещенная обществом на сайте http://www.reformagkh.ru/, а также в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства https://dom.gosuslugi.ru.
Так, общая площадь всех жилых и нежилых помещений составляет 49 268,8 кв. м, общая площадь, помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, составляет 6 798,2 кв. м, общая площадь квартиры N 399 - 54,2 кв. м. Технический паспорт заявителем в материалы проверки не представлен.
В период с января по декабрь 2016 года приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - ГУ РЭК Тверской области) от 23.08.2012 N 337-нп в отношении дома, расположенного по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, норматив составляет 1,43 кВтч на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц.
Тарифы на электрическую энергию для населения Тверской области на 2016, 2017 и 2018 годы установлены приказами ГУ РЭК Тверской области от 29.12.2015 N 404-нп от 30.06.2016 N 33-нп, от 29.12.2016 N 381-нп и от 27.12.2017 N 554-нп: на I полугодие 2016 года в размере 3,88 руб./кВтч; на II полугодие 2016 года - 3,96 руб./кВтч; на I полугодие 2017 года - 3,96 руб./кВтч; на II полугодие 2017 года - 4,03 руб./кВтч; на I полугодие 2018 года - 4,03 руб./кВтч; на II полугодие 2018 года - 4,23 руб./кВтч.
Объем ежемесячного потребления многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, рассчитанный исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды в 2016 году, составляет 9 721,426 кВтч (1,43 * 6798,2 = 9721,426 кВтч).
Площадь квартиры N 399, расположенной по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, составляет 54,2 кв. м.
В соответствии с актами первичного учета потребление коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды в 2016 году, многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, составляет за январь - 90 648 кВтч; февраль - 137 263 кВтч; март - 77 368 кВтч; апрель - 20 635 кВтч; май - 14 444 кВтч; июнь - 20 742 кВтч; июль - 24 988 кВтч; август - 31 103 кВтч; сентябрь - 43 054 кВтч; октябрь - 44 646 кВтч; ноябрь - 86 595 кВтч; декабрь - 57 624 кВтч. Следовательно, указанные объемы превышают объем данной коммунальной услуги, рассчитанный исходя из норматива потребления. В связи с этим и на основании пункта 44 Правил ГЖИ пришло к выводу о незаконности начисления платы Пихтеревой О.С. свыше норматива потребления коммунальной услуги по электроэнергии, предоставленной для общедомых нужд, так:
в период январь - июнь 2016 года должно быть начислено 248,97 руб. ((1,43 * 6798,2 * 54,2 / 49268,8) * 3,88 * 6 = 248,97 руб.)
в период июль - декабрь 2016 года - 254.1 руб. ((1,43 * 6798,2 * 54,2 / 49268,8) * 3,96 * 6 = 254,1 руб.). Всего - 503,07 руб. (248,97 + 254,1).
Заявителем за период январь - декабрь 2016 года Пихтеревой О.С. начислена плата (с учетом перерасчетов) в размере 1 909,14 руб. Разница составляет 1 406,07 руб. (1 909,14 - 503,07).
В связи с этим ответчик пришел к выводу о нарушении обществом требований пункта 44 Правил в редакции, действующей до 31.12.2016.
Проведенный ГЖИ Тверской области анализ начисления платы на общедомовые нужды показал, что фактически выставленные к оплате собственнику жилого помещения N 399 дома N 99 по пр. Октябрьскому в г. Твери объемы за электроэнергию на общедомовые нужды превышают нормативный объем.
Судом первой инстанции установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома решение по вопросу о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения не принималось.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал правомерным вывод ГЖИ о том, что при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды в 2016 году заявителю надлежало применять порядок, установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354. Отнесение на жильцов дома сверхнормативного потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды и предъявление собственнику квартиры N 399 дома N 99 по пр. Октябрьскому г. Твери платы в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, не основано на положениях действующего законодательства.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 9.2 указанной статьи размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 вышеназванной статьи при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, с 01.01.2017 расходы на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
Включение размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по установленным тарифам. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Данных о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, такого решения в материалы дела не представлено.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 29.05.2017 N 40-нп установлены нормативы потребления электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в зависимости от наличия в многоквартирном доме групп оборудования, потребляющего электрическую энергию. Для многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, норматив составляет 1,43 кВтч на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц.
Соответственно, к оплате Пихтеревой О.С. за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за период:
январь - июнь 2017 года ежемесячно должно быть предъявлено 254,1 руб. ((1,43 * 6798,2 * 54,2 / 49268,8) * 3,96 * 6 = 254,1 руб.),
июль - ноябрь 2017 года - 215, 49 руб. ((1,43 * 6798,2 * 54,2 / 49268,8) * 4,03 * 5 = 215,49 руб.),
всего - 469,59 руб.(254,1 + 215,49).
В платежных документах за период с января - ноябрь 2017 года общество произвело начисление платы в размере 1 338,7 руб. Разница за данный период составляет 869,11 руб. (1 338,7 - 469,59).
На основании изложенного ГЖИ пришло к выводу о нарушении обществом установленного порядка расчета размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а именно пункта 29 Правил N 491.
Суд первой инстанции установил, что при расчете платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, в период с января по ноябрь 2017 года в 12-этажной части указанного многоквартирного дома общество использует величину норматива потребления указанного коммунального ресурса в размере 2,14 кВтч.
Однако заявителем не учтено, что максимально возможная величина норматива потребления электрической энергии, потребляемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно приказам Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 23.08.2012 N 337-нп и от 29.05.2017 N 40-нп составляет 1,43 кВтч на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что при расчете платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, в период с января по ноябрь 2017 года заявитель использует значение площади придомовой территории.
При этом управляющая организация не учла, что придомовая территория не является помещением, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме, а согласно пункту 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливается в кВт*ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Российской Федерации от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения" размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме. В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в соответствии с которыми:
1) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Следовательно, значение площади придомовой территории, то есть земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства не может быть использовано при расчете размера платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного ГЖИ правомерно пришла к выводу о невозможности начисления платы за содержание жилого помещения в части оплаты расходов на электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме в период с января по ноябрь 2017 года, в размере, превышающем норматив потребления указанного коммунального ресурса.
Коллегия судей соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.
Доводы общества о том, что нельзя применять использованные ГЖИ в расчетах сведения о площади общего имущества в многоквартирном доме с сайта http://www.reformagkh.ru/ судом первой инстанции отклонены, поскольку аналогичная информация о площади многоквартирного дома, площади всех жилых и нежилых помещений, а также площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, содержится в системе (https://dom.gosuslugi.ru), а технический паспорт на многоквартирный дом в материалы проверки не представлен. Учитывая требования статей 4 и 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", система функционирует на принципах полноты, достоверности и актуальности размещаемой в системе информации. Статья 8 указанного Федерального закона возлагает на общество обязанность по обеспечению полноты, достоверности, актуальности информации и своевременности ее размещения в системе.
Мотивированных возражений по данным эпизодам апелляционная жалоба не содержит.
Общество не согласилось с выводом суда о необходимости осуществления перерасчета размера платы по строке "Отопление МОП" потребителям, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, за февраль, март 2017 года.
Опровергая доводы общества, суд первой инстанции руководствовался следующим.
На основании пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть оказана коммнальная услуга - отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления;
Согласно абзацу второму пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил (абзац третий).
В соответствии с пунктом 54 упомянутых Правил в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Данная формула предусматривает порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период исключительно в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 нежилым помещением в многоквартирном доме является помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. Понятие "жилое помещение" употребляется в Правилах N 354 в значении, определенном ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Виды жилых помещений определены в статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната).
На основании изложенного суд первой инстанции верно посчитал, что порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещениях, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, формулой 18 приложения N 2 к Правилам N 354 не регламентирован.
В ходе проверки установлено, что в доме N 99 по пр. Октябрьскому г. Твери центральное отопление не предусмотрено. В жилых помещениях в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. N 99, согласно анкете данного дома, полученной с сайта http://www.reformagkh.ru/, установлены квартирные котлы.
Поскольку дом не имеет присоединения к централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовых инженерных систем отопления в многоквартирном доме не имеется, ГЖИ посчитала, что потребителям в данном доме коммунальная услуга по отоплению предоставляться не может.
Ответчик пришел к выводу, что у заявителя отсутствует возможность предоставления данной услуги, а у потребителей не имеется возможности потребления коммунальной услуги отопление, в связи с этим требование общества о внесении платы по строке "Отопление МОП" противоречит пункту 32 Правил N 354.
В платежных документах Пихтеревой О.С. за февраль, март 2017 года общество осуществило начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по строке "Отопление МОП"; инспекция предложила осуществить перерасчет за данный период.
За период с декабря 2017 года по февраль 2018 года, указанный в жалобе потребителя, в рамках проводимой проверки проверка по вопросу начисления платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, и платы по строке "Отопление МОП" ответчиком не осуществлялась в связи с тем, что иным актом проверки от 10.04.2018 N 1001/ОГ-18 установлены аналогичные нарушения.
Учитывая, что тепловая энергия не подается потребителям ни по централизованным сетям теплоснабжения, ни по внутридомовым инженерным системам, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности предоставления истцом потребителям в жилых помещениях в указанном выше доме коммунальной услуги по отоплению. С учетом отсутствия возможности у заявителя предоставления коммунальной услуги по отоплению потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр-т, д. 99, у таких потребителей отсутствует возможность потребления указанной коммунальной услуги.
В связи с изложенным суд первой инстанции посчитал, что требование общества о внесении платы по строке "Отопление МОП" противоречит пункту 32 Правил N 354.
Как верно установил суд первой инстанции, общество самостоятельного производство коммунальной услуги по отоплению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не осуществляет. Отопление дома производится поквартирно от индивидуальных двухконтурных котлов. Внесение потребителем отдельно платы по отоплению за потребление данной коммунальной услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме нормами Правил N 354 не предусмотрено.
Как установлено пунктом 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с целью оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам, проживающим в доме N 99 по Октябрьскому пр-кту г. Твери, заявитель заключил договор энергоснабжения с АО "АтомЭнергоСбыт" от 01.02.2016 N 96105140 (том 2, листы 41-46). Договором согласованы точки поставки и перечень приборов учета.
Дополнительным соглашением от 12.12.2017 стороны договора согласовали установленные приборы учета для определения объема услуги, потребляемой бытовыми инфракрасными обогревателями, распространив его действие на отношения, возникшие с 01.11.2017 (том 2, лист 55).
К оплате за услугу на отопление МОП общество предъявило стоимость потребленной электроэнергии, которая затрачена в связи с использованием обогревателей, установленных для отопления лестничных клеток.
Вместе с тем, как указано ранее, собственниками не принималось решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом общество не лишено возможности поставить данный вопрос на разрешение собственников многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у заявителя права требовать оплаты коммунальной услуги по отоплению МОП в феврале и марте 2017 года является верным.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным, и заявленные требования отклонил.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы общество внесло государственную пошлину в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается государственная пошлина, сумма которой составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в сумме 3 000 руб.
Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий уплате по данной категории дел, составляет 1 500 руб.
Согласно статье 104 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10 октября 2018 года по делу N А66-9791/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Южный круг" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Южный круг" (ОГРН 1136952012713, ИНН 6952038136; место нахождения: 170003, Тверская область, город Тверь, улица Хромова, дом 84, помещение 80) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку от 12.11.2018 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9791/2018
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЮЖНЫЙ ОКРУГ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "АтомЭнергоСбыт", Пихтерева Оксана Сергеевна, Региональная энергетическая комиссия Тверской области