Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2019 г. N Ф01-1462/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А43-36298/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.01.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.10.2018 по делу N А43-36298/2018, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рассвет" (ИНН 5215002141, ОГРН 1115250001130) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 30.08.2018 N 01-22/153.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл - Катунин Д.Г. по доверенности от 31.07.2018 N 01-28/40 сроком действия 1 год;
от общества с ограниченной ответственностью "Рассвет" - Фирсов А.А. по доверенности от 10.01.2019 N 02/2019 сроком действия до 31.12.2019.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Приказами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее по тексту - Управление) от 20.09.2017 N 1311-ООД и от 26.09.2017 N 1326-ООд установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по антракнозу земляники на земельном участке с кадастровым номером 52:45:0080410:14 (ориентир: г. Сергач Нижегородской области. Участок находится примерно в 30 км от ориентира по направлению на запад) на общей площади 35,997 га (включая площадь очага карантинного объекта 20,976 га - участок производства земляники) и площадь буферной зоны 15,021 га (участок производства малины, ежевики и др.), а также утверждена Программа локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта антракноза земляники.
Общество с ограниченной ответственностью "Рассвет" (далее по тексту - Общество) 27.07.2018 обратилось в Управление с требованием о снятии буферной зоны площадью 15,021 га.
Решением, формализованным в письме от 30.08.2018 N 01-22/153 Управление, отказало в снятии буферной зоны.
Не согласившись с указанным решением Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 26.10.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что суд первой инстанции отменил карантинный фитосанитарный режим, установленный приказами Управления от 20.09.2017 N 1311-ООД и от 26.09.2017 N 1326-ООД, без учета опасности распространения карантинного заболевания по территории Российской Федерации.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, устранение решением суда буферной зоны очага карантинного объекта является прямым нарушением статей 18, 19 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений".
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее по тексту - Закон о карантине растений) устанавливает правовые основы регулирования в области карантина растений, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций в области карантина растений.
Карантинный сертификат - документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации.
Карантинный фитосанитарный режим - комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне.
Карантинная фитосанитарная зона - территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними.
Очаг карантинного объекта - часть территории Российской Федерации или иностранного государства либо территорий групп иностранных государств, на которых выявлена популяция карантинного объекта или выявлено резкое увеличение численности популяций карантинных объектов.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона о карантине растений карантинный фитосанитарный режим вводится в карантинной фитосанитарной зоне (включая буферную зону очага карантинного объекта, в которой находятся здания, строения, сооружения, места производства (в том числе переработки), реализации или складирования подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинным объектом), а также в отношении оборудования, транспортного средства, помещения, в котором находится такая подкарантинная продукция.
Карантинный фитосанитарный режим может быть введен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, либо его территориальным органом в случае выявления заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами (пункт 1 статьи 19 Закона о карантине растений).
Карантинная фитосанитарная зона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальным органом на земельных участках в границах очага карантинного объекта, включая буферную зону очага карантинного объекта, с учетом соответственно их площади, рельефа местности, конфигурации земельных участков, биологических особенностей карантинного объекта, анализа фитосанитарного риска, в том числе потенциальной опасности распространения карантинного объекта вследствие естественных причин, связанных с погодными условиями, паводков или иных природных факторов (пункт 6 статьи 19 Закона о карантине растений).
Как следует из материалов дела, Управлением утверждена Программа локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта антракноза земляники.
Согласно пункту 4 Программы Обществу необходимо исключить вывоз посадочного материала, растений, растительных остатков из-за пределов карантинной фитосанитарной зоны.
Вместе с тем, Обществу разрешен вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, которая может являться объектом распространения антракноза земляники, только по карантинным сертификатам.
Заместителем начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления в целях проведения лабораторных исследований 29.05.2018 были отобраны образцы и пробы вегетирующих частей растений.
Согласно протоколу лабораторного исследования от 04.06.2018 N 3411Ф о проведении лабораторного исследования вегетирующей части ежевики, протоколу лабораторного исследования от 04.06.2018 N 3412Ф вегетирующей части земляники садовой на ягодном поле Общества отсутствуют карантинные заболевания на ягодных культурах малины и ежевики.
При повторном обследовании (28.06.2018) буферной зоны на земельном участке с кадастровым номером 52:45:0080410:14 на ягодном поле Общества отсутствуют карантинные заболевания на ягодных культурах малины и ежевики, о чем свидетельствует заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции от 09.07.2018 N 1589Ф.
Из аналитической справки следует, что согласно базы данных Европейской и средиземноморской организации по карантину и защите растений, для возбудителей антракноза отмечены растения-хозяева: основное растение-хозяин - земляника садовая, второстепенные растения-хозяева - лещина, люпин, анемона, сельдерей, единичные поражения отмечены на томате, яблоне, камелии и др., при этом малина и ежевика, а также их гибриды в это перечень не входят.
Поскольку данные кустарники располагаются в буферной зоне, Общество, исполняя пункт 4 Программы, обращается в Управление за получением карантинных сертификатов на продукцию, которая собрана в буферной зоне.
Согласно карантинным сертификатам от 26.07.2018 N N 50521017260718073, 52521017260718072, от 30.08.2018 N 50521017300818073, от 24.08.2018 N N 50521017240818057, 50521017240818058, от 14.08.2018 N 52521017140818087, от 13.08.2018 N 50521017130818123 в продукции Общества карантинных объектов не обнаружено.
С учетом изложенного как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, растения, произрастающие в буферной зоне, не могут быть заражены антракнозом, следовательно, не могут быть его распространителем.
При изложенных обстоятельствах у административного органа отсутствовала совокупность оснований для отказа Обществу в снятии буферной зоны.
Следует отметить, что согласно части 2 статьи 18 Закона о карантине растений буферной зоной очага карантинного объекта, является территория, в которой находятся здания, строения, сооружения, места производства (в том числе переработки), реализации или складирования подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинным объектом.
По утверждению Общества, не опровергнутому Управлением, на территории, определённой Управлением как буферная зона, здания, строения, сооружения, места производства (в том числе переработки), реализации или складирования подкарантинной продукции не находятся.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.10.2018 по делу N А43-36298/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-36298/2018
Истец: ООО рассвет
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ