Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2019 г. N Ф05-5352/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А40-158624/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Вигдорчика Д.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2018 по делу N А40-158624/18, принятое судьей Махлаевой Т.И.,
по заявлению ООО "ГДЗ.РУ"
к МИНИСТЕРСТВУ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: |
Рязанова А.В. по доверенности от 09.01.2019; |
от заинтересованного лица: |
Адельшина Н.А. по доверенности от 13.06.2018, Крючкова В.Г. по доверенности от 22.11.2018; |
от третьего лица: |
Толпекин А.К. по доверенности от 26.11.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГДЗ.РУ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (заинтересованное лицо) по отзыву решения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 05.02.2018 N АВ-П17-079-2438.
Решением от 19.10.2018 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по обращению Заявителя 05 февраля 2018 г. принято решение N АВ-П17-079-2438 о признании сайта в сети "Интернет" https://gdz.plus копией заблокированного сайта (решение Московского городского суда от 23.05.2017, дело 3- 214/2017) http://iii.caii г, хп-clacj.xn--80as\vg.
14 февраля 2018 г. Ответчиком в адрес Третьего лица, осуществляющего действия по ограничению доступа к копиям заблокированных сайтов, действующего на основании положений ст. 15.6-1 ФЗ "Об информации", было направлено письмо с просьбой "отозвать как ошибочно направленное письмо Минкомсвязи России от 05.02.2018 N АВ-П17-079-2438".
Не согласившись с действиями заинтересованного лица по отзыву решения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 05.02.2018 N АВ-П17-079-2438, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Верно установив обстоятельства дела, правильно применив нормы права, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Положениями ст. 15.6-1 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ФЗ "Об информации") установлено, следующее:
1. Размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", сайта, сходного до степени смешения с сайтом в сети "Интернет", доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения с использованием информационных телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" (далее - копия заблокированного сайта), не допускается.
2. В случае поступления от федеральных органов исполнительной власти или правообладателей информации об обнаружении в информационно телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", указанного в части 1 настоящей статьи сайта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, в течение суток:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимает мотивированное решение о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта;
2) направляет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, владельцу копии заблокированного сайта в электронном виде на русском и английском языках мотивированное решение о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта; 3) направляет по системе взаимодействия в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, мотивированное решение о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта.
3. В течение суток с момента поступления по системе взаимодействия мотивированного решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи:
1) определяет провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение копии заблокированного сайта в сети "Интернет" лицо;
2) направляет провайдеру хостинга или указанному в пункте 1 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о принятом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, мотивированном решении о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта;
3) фиксирует дату и время направления предусмотренного пунктом 2 настоящей части уведомления провайдеру хостинга или указанному в пункте 1 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе;
4) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к копии заблокированного сайта;
5) направляет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, операторам поисковых систем, распространяющим в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, в электронном виде требование о прекращении выдачи сведений о доменном имени и об указателях страниц копии заблокированного сайта.
4. В течение суток с момента получения указанного в пункте 4 части 3 настоящей статьи требования оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет", обязан ограничить доступ к копии заблокированного сайта.
5. В течение суток с момента получения указанного в пункте 5 части 3 настоящей статьи требования оператор поисковой системы, распространяющий в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, обязан прекратить выдачу сведений о доменном имени и об указателях страниц копии заблокированного сайта.
6. Сведения о копиях заблокированных сайтов размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в сети "Интернет ".
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что положениями ст. 15.6-1 "Об информации", регулирующими порядок ограничения доступа к копиям заблокированных сайтов, как и другими положениями данного закона, не предусмотрено: ни отмена решения о признании сайта в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" копией заблокированного сайта, ни "отзыв" решения о признании сайта в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" копией заблокированного сайта "как ошибочно направленного", доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Как верно указал суд первой инстанции, "отзыв" принятого заинтересованным лицом решения о признании сайта в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" копией заблокированного сайта "как ошибочно направленного" позволил владельцу/администратору сайта gdz.plus, признанного Ответчиком копией заблокированного сайта гдз.сайт, передать "пиратский" трафик на свой другой сайт, что приводит к оттоку пользователей с ресурсов, с которыми сотрудничает Заявитель и причиняет Заявителю существенные убытки, нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые действия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, принятое заинтересованным лицом решение о признании сайта в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" копией заблокированного сайта подлежит исполнению третьим лицом в силу положений ст. 15.6-1 ФЗ "Об информации".
Доводы жалобы о том, что по итогу рассмотрения заявки N 1з-853/2018 решение не было принято, однако ввиду технического сбоя в работе системы, появилось ошибочное сообщение о принятом решении заинтересованным лицом, о чем заинтересованное лицо уведомило Управление Роскомнадзора как только этот сбой был обнаружен, не принимается апелляционным судом, исходя из следующего.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.10.2017 N 1225 "Об утверждении Правил принятия мотивированного решения о признании сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копией заблокированного сайта" детально регламентирует порядок принятия решения и нацелен на всестороннее, полное и объективное рассмотрение заявок, поступивших от федеральных органов исполнительной власти или правообладателей. Мотивированное решение принимается в течение суток с привлечением специалистов, осуществляющих экспертную оценку информации. Снятие ограничений доступа к копии заблокированного сайта не предусмотрено, в связи с чем, каждая заявка обрабатывается максимально тщательно.
Кроме того, заинтересованным лицом доказательства технического сбоя в момент выгрузки решения в материалы дела не представлены.
Доводы жалобы о том, что заявителем не указаны какие именно права и законные интересы нарушены оспариваемыми действиями заинтересованного лица, отклоняются апелляционным судом.
Как указывалось выше, "отзыв" принятого заинтересованным лицом решения о признании сайта в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" копией заблокированного сайта "как ошибочно направленного" позволил владельцу/администратору сайта gdz.plus, признанного заинтересованным лицом копией заблокированного сайта гдз.сайт, передать "пиратский" трафик на свой другой сайт, что приводит к оттоку пользователей с ресурсов, с которыми сотрудничает Заявитель и причиняет Заявителю существенные убытки, нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На данные нарушения прав и законных интересов общества ООО "ГДЗ.РУ" в заявлении указывал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.10.2018 по делу N А40-158624/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158624/2018
Истец: ООО "ГДЗ.РУ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ