г. Воронеж |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А08-8745/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М., судей Сурненкова А.А.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Офицеровой А.В.,
при участии:
от акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства": Хаустовой Е.К., представителя по доверенности N 3049 от 01.11.2018, паспорт РФ;
от Государственного унитарного предприятия "Белводоканал": Колупаева Г.В., представителя по доверенности б/н, 03.08.2018, паспорт РФ;
от Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.08.2018 по делу N А08-8745/2017 (судья Танделова З.М.),
по иску акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922) к Государственному унитарному предприятию "Белводоканал" (ОГРН 2133123046923, ИНН 312300623) о взыскании 970 481,35 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к государственному унитарному предприятию "Белводоканал" (далее - ГУП "Белводоканал", ответчик) о взыскании 811 315 руб. 09 коп. задолженности по транспортировке сточных вод и холодной воды, а также пени за период просрочки с 01.01.2016 по 14.08.2017 в сумме 159 166 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 15.08.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ГУ ЖКХ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Белгородской области от 15.08.2018, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители третьих лиц не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения сторон и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Судом приобщен поступивший от ответчика отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также принято к рассмотрению уточнение апелляционной жалобы.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.08.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Белгорода от 02.09.2013 г. N 193 гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения определено ГУП "Белводоканал".
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1089-р от 11.06.2015 АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем услуг холодного водоснабжения, водоотведения, транспортировки холодной воды для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
21.09.2015 между Министерством обороны Российской Федерации и АО "ГУ ЖКХ" был заключен государственный контракт N 4-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ей организаций, в соответствии с условиями которого, истец обязался оказывать услуги по транспортировке холодной воды от РСО в адрес структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Белгородской области.
Для исполнения истцом своих обязательств по указанному государственному контракту Министерство обороны Российской Федерации по договору N 1 от 05.10.2015 передало АО "ГУ ЖКХ" во временное безвозмездное пользование объекты ВКХ (сети холодного водоснабжения и водоотведения).
Перечень передаваемого в безвозмездное пользование имущества определен Приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 2134 от 21.09.2015 "О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование АО "ГУ ЖКХ" (объекты ВКХ)".
Ссылаясь на то, что в период с ноября 2015 года по март 2017 года посредством переданных в безвозмездное пользование сетей ответчику были оказаны услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод на сумму 811 315,09 руб., истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Разрешая настоящий спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ). Согласно пунктам 4, 6, 15, 26 статьи 2 Закона N 416-ФЗ:
- водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);
- гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ договор водоснабжения является публичным договором. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) у водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Из изложенного следует, что гарантирующая организация заключает и оплачивает услуги по транспортировке в случае, если для исполнения своих обязанностей водоснабжения и водоотведения необходимо использование сетей сторонних организаций, через которые осуществляется поставка или отведение на участке до точки поставки по договору между гарантирующей организацией и абонентом.
Как установлено судом первой инстанции, 11.07.2016 АО "ГУ ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском о понуждении ГУП "Белводоканал" к заключению договора транспортировки холодной воды и транспортировке сточных вод. Решением Арбитражного суда Белгородской области от 14.02.2017 в удовлетворении исковых требований по делу N А08-5067/2016 о понуждении к заключению договора транспортировки холодной воды и транспортировке сточных вод было отказано в полном объеме. Решение не было обжаловано и вступило в законную силу.
При рассмотрении дела N А08-5067/2016 Арбитражным судом Белгородской области было установлено следующее. По сетям водоснабжения и водоотведения, принадлежащим Министерству обороны Российской Федерации, переданным АО "ГУ ЖКХ" в безвозмездное пользование, оказываются услуги холодного водоснабжения и по приему сточных вод объектам Минобороны России, т.е. конечными потребителями услуг являются объекты Минобороны России и иных абонентов не имеется. Доказательств появления иных конечных потребителей, надлежащих образом присоединенных к сетям Истца, в материалы дела не представлено. Истцом не представлены доказательства оказания услуг по транспортировке холодной воды иным объектам (абонентам) и транспортировке сточных вод с иных объектов (абонентов), не отнесенных к Министерству обороны Российской Федерации. Факт установления Истцу тарифа на транспортировку холодного водоснабжения и транспортировку сточных вод, не означает осуществление в установленном порядке деятельности по транспортировке холодной воды и транспортировке сточных вод абонентам и не обязывает ГУП "Белводоканал" к заключению договоров на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод с Истцом.
Для оказания услуг холодного водоснабжения и приема сточных вод для объектов Министерства обороны Российской Федерации между ГУП "Белводоканал" (организация ВКХ) и ФКУ "Военный комиссариат Белгородской области" (Абонент) был заключен Контракт N 8465/1-2016 холодного водоснабжения и водоотведения от 02.03.2016 (далее по тексту контракт N 8465/1-2016) сроком до 31.12.2016.
В силу пункта 1.4 контракта N 8465/1-2016, местом исполнения обязательств по контракту являются точки подключения, расположенные на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства. Граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении N 1.
В 2015 году между ФКУ "Военный комиссариат Белгородской области" и ГУП "Белводоканал" был заключен контракт на аналогичных условиях. Приложением N 1 к контракту N 8465/1-2016 установлены границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям в отношении абонента и организации ВКХ (ГУП "Белводоканал")
Также для оказания услуг холодного водоснабжения и приема сточныхвод для объектов Министерства обороны РФ между ГУП "Белводоканал" (организация ВКХ) и ФКУ "ОСК ЗВО" (абонент) был заключен государственный контракт N 8080/1-2016 на поставку холодного водоснабжения и оказание услуг водоснабжения для нужд Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее по тексту государственный контракт N 8080/1- 2016).
Приложением N 1 к государственному контракту N 8080/1-2016 установлены границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям в отношении абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства.
На период с 01.03.2017 года по 31.03.2017 между ГУП "Белводоканал" и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" был заключен государственный контракт на поставку холодного водоснабжения и оказание услуг водоотведения для нужд ФКУ "ОСК ЗВО" N 8080/1-2017.
Также для оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения для объектов Министерства обороны РФ между ГУП "Белводоканал" (организация ВКХ) и ФКУ "Военный комиссариат Белгородской области" (абонент) заключен контракт N 8465/2017, сроком действия с 01.01.2017 г. по 31.12.2017.
Контракты были заключены сторонами на аналогичных условиях и в пределах аналогичных границ ответственности относительно предыдущих контрактов заключенных на объекты Минобороны РФ.
Как следует из приложений к контрактам, граница эксплуатационной ответственности между абонентами (по объектам Минобороны России) по контрактам и ГУП "Белводоканал", расположена на централизованных сетях водоснабжения и водоотведения, находящихся на балансе ГУП "Белводоканал", ими же определена точка поставки ресурса.
Гарантирующая организация обеспечивает услуги водоснабжения (водоотведения) конечным потребителям, следовательно, в данном случае нет транспортировки воды (стоков) в смысле Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
То обстоятельство, что после передачи ответчиком ресурса в место исполнения обязательств, ресурс поставлялся по сетям, принадлежащим Минобороны России и переданным в безвозмездное пользование акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", не свидетельствует об оказании истцом услуг ответчику.
С подписанием договора о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства в безвозмездное пользование истцу, место исполнения обязательства ГУП "Белводоканал" не изменилось.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных в материалы дела доказательств, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец основывает свои требования только на факте передачи сетей и установления ему тарифа на транспортировку, однако данных доказательств недостаточно для удовлетворения заявленных требований, так как установление тарифа и получение в пользование сетей может расцениваться лишь как намерение и подготовка к оказанию услуг.
Арбитражным судом области обоснованно указано, что в ситуации, когда на обслуживание истцу переданы внутренние водопроводные сети третьего лица и не изменены границы эксплуатационной ответственности сторон, установленные в государственном контракте между ответчиком и Федеральным казенным учреждением "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", нельзя признать истца лицом, оказывающим услуги по транспортировке воды.
На основании вышеизложенного, арбитражным судом области сделан обоснованный вывод об отсутствии правовых основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными.
Контракты, на основании которых ответчик осуществляет поставку холодной воды и прием сточных вод на предмет их соответствия закону или иным нормативным актам не оспаривались, о ненадлежащем исполнении условий контракта абоненты не заявляли.
Таким образом, суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Белгородской области от 15.08.2018 не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относится на ее заявителя - АО "ГУ ЖКХ" и подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета, поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.08.2018 по делу N А08-8745/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-8745/2017
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: ГУП Белгородской области "Белгородский водоканал"
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области