г. Вологда |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А66-12705/2018 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Холминова А.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Тверца" на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 октября 2018 года по делу N А66-12705/2018 (судья Борцова Н.А.), рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" (ОГРН 1056900217989, ИНН 6901093516; г. Тверь, ул. 15 лет Октября, д. 7; далее - ООО "Тверь Водоканал") обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тверца" (ОГРН 1136952011921, ИНН 6950169197; г. Тверь, ул. Московская, д. 82, помщ. 59; далее - ООО УК "Тверца") о взыскании 47 848,12 руб., в том числе 46 976,82 руб. долга за услуги водоснабжения и водоотведения за апрель - май 2018 года, 871,30 руб. неустойки за период с 11.05.2018 по 24.07.2018, а также неустойки с 25.07.2018 по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 01.10.2018 иск удовлетворён.
ООО УК "Тверца" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
ООО "Тверь Водоканал" в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по договору поставки коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме от 25.04.2017 N 5345с ООО "Тверь Водоканал" (гарантирующая организация) обязалось подавать ООО УК "Тверца" (исполнителю) через присоединённую водопроводную сеть холодную (питьевую) воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД), а также принимать сточные воды, отводимые по присоединенной канализационной сети в целях содержания исполнителем общего имущества МКД, а исполнитель обязался оплачивать принятую питьевую воду и отведение сточных вод в порядке и в сроки, предусмотренные договором.
ОО "Тверь Водоканал" обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у ООО УК "Тверца" долга по оплате услуг за апрель - май 2018 года.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 309, 310, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон "О водоснабжении и водоотведении").
ООО УК "Тверца" в апелляционной жалобе ссылается на незаконность начисления ему сверхнормативного потребления.
Данные доводы являются необоснованными.
Ответчик (ООО УК "Тверца") согласно статьям 155 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг, выполняет функции управляющей организации. В силу своего статуса ответчик обязан приобретать у гарантирующего поставщика коммунальные ресурсы для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, использования их на общедомовые нужды.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды (далее - ОДН) в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учёта, за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случая, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, Правила N 354 устанавливают запрет на предъявление потребителям коммунальных услуг к оплате стоимости сверхнормативного объёма коммунальной услуги на ОДН. Лицом, обязанным производить оплату сверхнормативного потребления коммунальных услуг на ОДН, является управляющая организация, а не потребители. Такое правовое регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено, что не представлены доказательства принятия общими собраниями собственников помещений решений о распределении сверхнормативного объёма потребления холодной воды на ОДН между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру площади каждого такого помещения.
Объём поставленных в спорный период ресурсов и их стоимость указаны в счетах-фактурах с расшифровками, показаниях приборов учёта (листы дела 33 - 36, 39, 43). Эти документы получены ответчиком. Данный факт ответчик не оспаривает.
При этом отсутствуют доказательства того, что ответчик обращался к истцу с возражениями в отношении сведений, отражённых в счетах-фактурах, в том числе по объёму поставленных ресурсов, оказанных услуг, их стоимости.
ООО УК "Тверца", оспаривая правильность представленного истцом расчёта, надлежащих доказательств своих доводов не представило.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что оплату жильцы вносили напрямую ресурсоснабжающей организации.
Данные доводы являются необоснованными.
ООО УК "Тверца" управляет многоквартирными домами и в силу своего статуса должно оплачивать коммунальные ресурсы.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несёт ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает её заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учётом степени благоустройства многоквартирного дома; а также даёт право требовать с потребителей внесения платы за коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32, Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платёжному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчёты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продаёт коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчётов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объёме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Ввиду изложенного управляющая компания (ООО УК "Тверца") может быть ответчиком по предъявленному иску.
Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918 по делу N А51-19554/2014, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2016 по делу N А21-2027/2014.
Таким образом, учитывая, что факт нарушения обязательств по оплате услуг и задолженность в заявленной истцом сумме в порядке статьи 65 АПК РФ ответчиком не опровергнут, доказательств погашения данной задолженности, её отсутствия или наличия в ином размере не представлено, то суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании основного долга.
В связи с просрочкой ответчиком оплаты услуг являются также обоснованными исковые требования о взыскании неустойки согласно статье 330 ГК РФ, пункту 6.3 статьи 14 Закона "О водоснабжении и водоотведении" в сумме 871,30 руб. за период с 11.05.2018 по 24.07.2018, а также с 25.07.2018 г. по день фактической уплаты долга.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 октября 2018 года по делу N А66-12705/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Тверца" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.А. Холминов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12705/2018
Истец: Общество с ограниченной ответственность "Тверь Водоканал"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ТВЕРЦА"
Третье лицо: Четырнадцатый арбитражный аппеляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3210/19
11.03.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3210/19
11.03.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-12705/18
23.01.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9835/18
01.10.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12705/18