город Чита |
|
24 января 2019 г. |
дело N А19-20372/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2018 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-20372/2018 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406) к обществу с ограниченной ответственностью "СИБЛАЙН" (ОГРН 1083848001038, ИНН 3821016609) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за апрель 2016 года в размере 1000 рублей,
(суд первой инстанции: судья Дмитриенко Е.В.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СИБЛАЙН" (далее - Общество, страхователь, ООО "СИБЛАЙН") 1000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за апрель 2016 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2018 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта. Полагает о правомерности привлечения страхователя к ответственности за выявленные нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, ссылаясь на то, что первоначально сведения СЗВ-М (исходная) за апрель 2016 г. обществом были представлены 07.06.2016, при сроке представления 10.05.2016. Этой же датой - 07 июня 2016 г. обществом были представлены сведения СЗМ-М (дополняющая). Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1), представленный обществом 26.04.2016 не является сведениями о застрахованных лицах (СЗВ-М), не содержит сведения о таких лицах. Пункты 34 и 41 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" N 987н применению не подлежат.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что сведения о застрахованных лицах обществом представлялись 26.04.2016.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 06.12.2018.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении страхователя проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 27-ФЗ) за отчетный период - апрель 2016 года, по результатам которой составлен акт от 10.04.2018 N 048S18180005397.
По итогам рассмотрения акта, иных материалов проверки, возражений страхователя, Пенсионным фондом принято решение от 14.05.2018 N 048S19180007353 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым страхователь привлечен к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1000 руб. (2 застрахованных лица х 500 руб.).
Требование об уплате штрафа в установленные сроки не исполнено, штраф не уплачен.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения с иском в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, указав об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ, ссылаясь на то, что первоначально 28.04.2016 сведения представлены в виде формы РСВ-1, т.е. в установленный законом срок, после поступившего от Пенсионного фонда уведомления об отсутствии отчета по форме СЗВ-М, общество направило сведения СЗВ-М (дополняющую), реализовав свое право на исправление ошибок. Указал, что непринятие Пенсионным фондом сведений, первоначально представленных страхователем в установленный законом срок, не может являться основанием для привлечения Общества к ответственности.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласиться не может, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Право органов Пенсионного фонда Российской Федерации на взыскание штрафа в судебном порядке предусмотрено статьей 17 Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Статьей 14 Федерального закона N 167-ФЗ установлена обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Исходя из пункта 4 указанной статьи, сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 данной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме "Сведения о застрахованных лицах" в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действующей в спорный период), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М) утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142) (действующим в спорный период).
Срок представления сведений на застрахованных лиц за апрель 2016 года приходился на 10.05.2016.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно абзацу третьему статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. При этом по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков одного из альтернативно указанных действий (бездействия).
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае основанием для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, послужили обстоятельства нарушения срока представления сведений за апрель 2016 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как указано в акте и решении Пенсионного фонда, 06.06.2016 Фондом Обществу направлено уведомление об отсутствии отчета по форме СЗВ-М за апрель 2016 г. Общество по каналам электронной связи исходную форму СЗВ-М за апрель 2016 г., на 2-х застрахованных лиц представило 07 июня 2016 года, что подтверждается извещением о доставке по телекоммуникационным каналам связи. Отчетность не была принята, поскольку не прошла форматно-логический контроль. Дополняющая форма СЗВ-М за апрель 2016 г. представлена обществом 07.06.2016, что подтверждается извещением о доставке по телекоммуникационным каналам связи, которая была принята.
При этом возражения общества о представления им ранее - 29.04.2016 были рассмотрены и отклонены.
Принимая решение, суд первой инстанции, исходил из того, что Обществом 28.04.2016 года в виде электронного документа была направлена исходная форма РСВ-1 на 2 застрахованных лиц за апрель 2016 года, то есть в установленный законом срок. Однако форма не прошла по ТКС в связи с тем, что была неформализованного формата (т. 1, л.д. 18). В последующем, Управлением Пенсионного фонда по каналам электронной связи 06.06.2016 Обществу было направлено уведомление об отсутствии отчета по форме СЗВ-М за апрель 2016 г. После чего 07.06.2016 Обществом предоставлены требуемые сведения (дополняющая форма), которые являются исправленной отчетностью.
Между тем, оценивая доводы апелляционной жалобы и представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласиться не может исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действующего в спорный период) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Форма отчета РСВ-1 утверждена Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения".
Как уже ранее отмечено, сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), представляются на основании пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (действующим в спорный период).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что данный расчет является неформализованным форматом сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за апрель 2016 г., является ошибочным.
Обстоятельств того, что отчет РСВ-1, направленный обществом, содержал сведения о застрахованных лицах, по делу не установлено.
Согласно реестру документов (л.д. 18), 26 апреля 2016 общество направило в Пенсионный фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за 1 квартал 2016 г., утвержденную Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.
27.04.2016 расчет был обработан Управлением и обществу было направлено уведомление о наличии ошибок в форме РСВ-1 за 1 квартал 2016 г., после чего 28.04.2016 общество направило исправленную форму РСВ-1.
Апелляционный суд принимает довод апелляционной жалобы о том, что по своей форме и содержанию Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) - это другой вид отчетности, не имеющий отношения к сведениям о застрахованных лицах (форма СЗВ-М).
Направив 26.04.2016 и 28.04.2016 расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2016 г. (форма РСВ-1), Общество исполнило обязанность страхователя, установленную пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N212-ФЗ.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих направление обществом в апреле или мае 2016 г. сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Из представленного в материалы дела реестра документов (л.д. 18), не следует об обратном. При этом, в своих возражениях и отзыве общество подтверждает факт несоответствия формы представленных отчетах (л.д. 11, 27-28).
Из материалов дела следует, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) на 2-х застрахованных лиц, предусмотренные п. 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, впервые направлены обществом в Пенсионный фонд 07.06.2016, т.е. с нарушением установленного законом срока (л.д. 18, строка 7).
При этом, уведомление об отсутствии отчета по форме СЗВ-М за апрель 2016 г., направленное Пенсионным фондом обществу 06.06.2016, нельзя расценить как уведомление об устранении имеющихся расхождений применительно к пунктам 34 и 41 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 987н, поскольку своевременно сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 г. обществом не представлялись.
Поскольку первичная (исходная) отчетность по форме СЗВ-М за апрель 2016 года была направлена обществом 07.06.2016, т.е. с нарушением срока, представление 07.06.2016 дополнительных сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" (с устранением форматно-логических недостатков), не влияет на квалификацию правонарушения.
Доводы общества о представлении сведений по иной форме на выводы апелляционного суда не влияют, поскольку не подтверждают исполнение обязанностей, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Приведенные в отзыве на апелляционную жалобу (включенные в отзыв) доказательства в виде скриншотов обмена данными, квитанций о приеме, протокол апелляционным судом не принимаются во внимание, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются. Обстоятельств, предусмотренных частью 6.1 статьи 268 АПК РФ в рамках настоящего дела не имеется.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о недоказанности факта совершения правонарушения и неправомерности привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ, противоречат названным нормам права и материалам дела.
Решение Пенсионного фонда соответствует требованиям Федерального закона N 27-ФЗ, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с принятием нового судебного акта - об удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения дела, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2000 рублей и за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2018 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-20372/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406) удовлетворить.
Взыскать общества с ограниченной ответственностью "СИБЛАЙН" (ОГРН 1083848001038, ИНН 3821016609) в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406) 1000 рублей штрафных санкций за несвоевременное представление сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за апрель 2016 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СИБЛАЙН" в федеральный бюджет государственную пошлину - 5000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20372/2018
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области
Ответчик: ООО "Сиблайн"