Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2019 г. N Ф07-2203/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А56-59446/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Климцовой Н.А.
при участии:
от заявителя: Тимофеевой Е.В. по доверенности от 09.01.2019
от ответчика: Мироновой А.В. по доверенности от 18.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30304/2018) ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2018 по делу N А56-59446/2018(судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению ГУ - УПФР в Калининском районе Санкт-Петербурга
заинтересованное лицо ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о взыскании финансовых санкций
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Учреждение) штрафных санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за апрель 2016 года в размере 2 000 руб., май 2016 года в размере 1 500 руб., июль 2016 года в размере 500 руб., август 2016 года в размере 2 000 руб., всего 6 000 руб., а также ходатайство о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением суда от 08.09.2018 заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением суда, Учреждение обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Управления их отклонил
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении документов, представленных Учреждением, Фондом установлено, что страхователем не была представлена ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М за апрель 2016 года на 4 застрахованных лица, за май 2016 года на 3 застрахованных лица, за июль 2016 года на 1 застрахованное лицо, за август 2016 года на 4 застрахованных лица.
На основании указанных сведений Управление составило акты от 14.04.2017 N 40319НП/2016, N 50226НП/2016, N 70199НП/2016, N 80183НП/2016, а также вынесло решения от 25.05.2017 N 40319НПР/2016, N 50226НПР/2016, N 70199НПР/2016, N 80183НПР/2016, которыми Учреждению начислены штрафные санкции в виде штрафа в общем размере 6 000 руб.
26.06.2017 Управление на основании указанных решений выставило Учреждению требования об уплате финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования N 40319НП/2016, N 50226НП/2016, N 70199НП/2016, N 80183НП/2016 сроком исполнения до 20.07.2017.
Указанные требования Учреждением в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 07.02.2018 по делу N А56-8188/2018 был вынесен судебный приказ о взыскании с Учреждения вышеуказанных штрафных санкций.
Определением от 05.03.2018, в связи с заявленными возражениями должника, арбитражный суд отменил указанный судебный приказ.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Как следует из материалов дела, Управление Пенсионного фонда просит взыскать с ответчика финансовые санкции за представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за апрель, май, июль, август 2016 года, в размере 6000 рублей на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п, действующими в спорный период.
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ (действующего в спорный период) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (форма РСВ-1).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 N 2п утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения" (вместе с "Порядком заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР).
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции от 01.05.2016, действовавшей до 01.01.2017) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
С 01.01.2017 ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ также в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании с ответчика 6 000 рублей штрафа послужили решения от 25.05.2017 N 40319НПР/2016, N 50226НП Р/2016, N 70199НП Р/2016, N 80183НП Р/2016"О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решения приняты по результатам сверки на тождественность представленных ответчиком сведений персонифицированного учета (по форме СЗВ-М) и ежеквартальной отчетности (по форме РСВ-1 ПФР), поступивших в Управление Пенсионного фонда в связи с выявлением расхождений в количестве сведений указанных в отчетах. В решениях Управления Пенсионного фонда действия должника квалифицированы как предоставление неполных (недостоверных) сведений.
Факт предоставления неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за апрель, май, июль, август 2016 года в отчетах по форме СЗВ-М (исходная) установлено материалами дела и не опровергнуто Ответчиком.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным привлечение Учреждения к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за предоставление неполных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, при самостоятельном выявлении плательщиком страховых взносов допущенной ошибки допустимо не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В рассматриваемом случае отсутствуют доказательства факта самостоятельного выявления Ответчиком ошибок в представленной отчетности.
Доводы подателя жалобы о нарушении Управлением процедуры привлечения к ответственности, а именно не направления в адрес Ответчика актов решений и требований, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, а именно согласно реестрам почтовых отправлений в адрес страхователя своевременно были направлены акты проверок, решения о привлечении, а также требования об уплате финансовых санкций.
Поскольку требования Управления в добровольном порядке исполнены не были требования Фонда правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод подателя жалобы о положениях статьи 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), отклоняется по следующим основаниям.
Пунктом 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом N 27-ФЗ.
Согласно пункту 36 Инструкции контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Следовательно, пункт 39 Инструкции регулирует внесение изменений (уточнений) в ранее представленные страхователем сведения о конкретных застрахованных лицах (то есть изменения в фамилии, имени, отчестве, СНИЛС, ИНН застрахованного лица, в отношении которого сведения по форме СЗВ-М уже были представлены).
Из материалов дела усматривается, что Учреждением допущено нарушение в виде не предоставления сведений в отношении конкретных застрахованных лиц, которые были перечислены в форме РСВ-1.
Таким образом, правовые основания для применения положений абзацев 2 и 3 пункта 39 Инструкции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2018 по делу N А56-59446/2018 с учетом определения об исправлении опечатки от 14.11.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59446/2018
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КАЛИНИНСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР N 4 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"