Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 5 июня 2019 г. N Ф09-2368/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А76-23917/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обвинцевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного Управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2018 по делу N А76-23917/2018 (судья Мрез И.В.),
В судебном заседании принял участие представитель:
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Горбунова Светлана Сергеевна (удостоверение N 3679 от 15.02.2018, доверенность N 3 от 26.12.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "СМУ Ремстроймонтаж" (далее - заявитель, ООО "СМУ Ремстроймонтаж", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области", жилищная инспекция) о признании недействительным и отмене предписания N 18-2284-1661 от 07.05.2018 в части перерасчета платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества за период с января 2017 по март 2018 в связи с неверным применением площади общего имущества в МКД.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2018 (резолютивная часть решения объявлена 23.10.2018) заявленные требования удовлетворены, предписание Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 07.05.2018 N 18-2284-1661 в части перерасчета платы за электроэнергию при содержании общего имущества за период с января 2017 года по март 2018 года признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, ГУ "ГЖИ Челябинской области" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права.
Указывает, что в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте МКД. При этом, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом МКД, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. На сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области размещено письмо от 27.01.2017 для управляющих организаций, в котором указано, то нормативы потребления по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденные Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 N 64/1, рассчитаны без учета площадей чердаков и подвалов. Таким образом, по мнению жилищной инспекции, расчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД должен производиться без учета площадей подвальных и чердачных помещений.
До начала судебного заседания Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами жилищной инспекции, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СМУ Ремстроймонтаж" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте.
С учетом мнения представителя инспекции в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "СМУ Ремстроймонтаж" осуществляет управление многоквартирным домом N 6 по адресу: Северо-Запад, 1-й квартал, в г. Златоусте.
Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на основании распоряжения от 04.05.2018 N 18-2284 1661 была проведена внеплановая документарная проверка.
Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданина, проживающего по адресу г.Златоуст, Северо-Запад, 1-й квартал, 6, кв. 161.
В ходе проверки установлено, что заявителем допущено неправильное начисление жителям дома N 6 по адресу: Северо-Запад, 1-й квартал, в г. Златоусте платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 года по март 2018 года. Так, обществом при начислении платы неправильно применены нормативы и определена площадь помещений, входящих к состав общего имущества многоквартирного дома, в нарушение пункта 17 приложения N2 к Правилам N 354 (формула 15).
По результатам проверки должностным лицом ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" составлен акт проверки N 18- 2284-1661 от 07.05.2018.
На основании указанного акта проверки ООО "СМУ Ремстроймонтаж" выдано предписание N 18-2284-1661 от 07.05.2018 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ.
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений указано:
- произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 по март 2018 по нормативу исходя из площади мест общего пользования с января 2017 по май 2017 - 840,4 кв.м, с июня 2017 по март 2018 - 2826,4 кв.м.
- произвести перерасчет платы за холодную воду, потребляемую при содержании общего имущества, за период с марта 2017 по май 2017 по нормативу исходя из площади мест общего пользования 840,4-м.
Срок выполнения указанных нарушений до 20.06.2018.
Полагая, что предписание N 18-2284-1661 от 07.05.2018 не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, ООО "СМУ Ремстроймонтаж" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о правильности исчисления платы за электроэнергию в части определения площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно статьям 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в таком доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды утверждены постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 N 64/1.
Согласно пункту 9 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Привила N 306) норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по соответствующей формуле, одним из элементов которой является общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Согласно пункту 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
В силу пунктов 13 и 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.
Основанием для выдачи оспариваемого предписания послужили выводы жилищной инспекции о неправильности расчета платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, ввиду включения в состав помещений, относящихся к общему имуществу МКД, подвала.
Доводы апелляционной жалобы о том, что площадь подвала не может быть включена в состав помещений, относящихся к общему имуществу, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению Правил N306, которыми установлен порядок начисления платы, в том числе, за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 N 42868- ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Министерство в данном письме, кроме того, указало, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил N 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
Как отмечалось ранее, статья 36 Жилищного кодекса к общему имуществу МКД относит не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). Таким образом, согласно нормам жилищного законодательства, подвал относится к общему имуществу МКД, следовательно, обществом правомерно учтена площадь подвала при исчислении платы за электроэнергию, потребляемую в целях освещения общего имущества.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются ссылки жилищной инспекции на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, а также письмо Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области размещено от 27.01.2017, поскольку, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", а также согласно части 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса. На основании изложенного, вопрос о том, относятся ли подвалы к общему имуществу МКД в целях исчисления платы за электроэнергию, должен разрешаться в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Соответственно, применение в расчетах ООО "СМУ Ремстроймонтаж" размера площади помещений входящих в состав общего имущества (включая подвал) в части электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества, к утвержденным нормативам, не противоречит действующему законодательству.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для выдачи предписания от 07.05.2018 N 18-2284-1661 и обоснованности требований заявителя.
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ "ГЖИ Челябинской области" освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2018 по делу N А76-23917/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23917/2018
Истец: ООО "СМУ РЕМСТРОЙМОНТАЖ", ООО СМУ Ремстроймонтаж
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области"
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2019 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-18612/18
05.06.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2368/19
23.01.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-18612/18
30.10.2018 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23917/18