г. Санкт-Петербург |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А42-8874/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
рассмотрев заявление мурманского муниципального унитарного предприятия "Здоровье" о принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного акта по делу А42-8874/2018, принятое
по заявлению мурманского муниципального унитарного предприятия "Здоровье"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску
о признании недействительным решения от 10.07.2018 N 25585
без вызова сторон,
установил:
Мурманское муниципальное унитарное предприятие "Здоровье" (далее-Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения 10.07.2018 N 25585 Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску.
Решением суда Мурманской области от 29.11.2018 в удовлетворении заявленных требований ММУП "Здоровье" отказано.
В Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поступила апелляционная жалоба ММУП "Здоровье" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2018.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 апелляционная жалоба принята к производству. Рассмотрение дела назначено на 19 февраля 2019 года на 10 час. 50 мин (время московское) в 121 зале.
24.01.2019 в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд от Общества поступило заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения 10.07.2018 N 25585 Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску о приостановлении операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств, в связи с непредставлением деклараций по общей системе налогообложения.
В обосновании заявления Общество указало, что в настоящий момент обжалуемым ненормативным актом приостановлены операции по счетам организации в банке. Невозможность проведения операций по счетам делает невозможным основную деятельность ММУП "Здоровье".
Единственным Участником юридического лица является Комитет имущественных отношений Администрации г. Мурманска. Основным видом деятельности предприятия является предоставление банных услуг населению и управление недвижимым имуществом, находящимся на праве хозяйственного ведения. На балансе предприятия находятся 20 объектов недвижимости (перечень недвижимого имущества ММУП "Здоровье" на 01.10.2018, приложен к заявлению на 3 л.)
Деятельность предприятия является социально значимой, так как услуги предоставляются неограниченному кругу населения, включая льготные категории граждан.
В отношении объектов заключены договора с поставщиками коммунальных услуг, к заявлению приложены документы: договор теплоснабжение N 8156 от 22.11.2017; договор N 022F от 04.09.2017 на снабжение тепловой энергией в горячей воде нежилых помещений в МКД; договор N 452S от 01.01.2015 на снабжение тепловой энергией в горячей воде нежилых помещений в МКД; договор N 3-266 от 29.04.1998 водоснабжение, договор теплоснабжения N 3369 от 27.07.2017; договор N 041R от 28.08.2013 на снабжение тепловой энергией в горячей воде; договор энергоснабжения N 511200929 от 02.02.2015. В соответствии с условиями договоров, предусмотрена ежемесячная оплата поставленных услуг. Так же предусмотрены штрафные санкции, за просрочку исполнения обязательств.
Штатная численность работников составляет 39 человек, ежемесячный фонд заработной платы составляет 1 401 164 рублей (справка о начисленных страховых взносов и выплаченной заработной плате работникам за 2018 год)
Общество полагает, что если невозможность осуществления операций по счетам в банке сохранится, то у предприятия не будет возможности осуществлять свою основную деятельность - так как поставщики прекратят поставку коммунальных услуг. Что в свою очередь приведет к ухудшению имущества, находящегося в собственности муниципального образования города Мурманск. То есть, в конечном счете, нанесет ущерб бюджету муниципального образования.
Также общество поясняет, что в связи нарушениями сроков оплаты будут наложены штрафные санкции, которые будут возмещаться за счет ММУП "Здоровье". Выплаты штрафных санкций уменьшат доход предприятия, в конечном счете, это так же принесет ущерб бюджету муниципального образования и может привести к частично или полной невозможности выплаты заработной платы (так как заработная плата выплачивается исключительно за счет доходов, получаемых от основной деятельности). Дотаций или иного финансирования на покрытие убытков или заработной платы для предприятия не предусмотрено.
Расчетный счет, операции по которому приостановлены, является единственным расчетным счетом, что подтверждается справкой из банка Сбербанк N 190118-0146-184200 от 18.01.2019.
При этом предприятие имеет в распоряжении достаточные денежные средства для ее погашения, но не может этого сделать из-за приостановки операций по счету.
Апелляционный суд, рассмотрев заявленное ходатайство и представленных документов, счел его обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта, решения относится к обеспечительным мерам, принятие которых арбитражным судом производится по правилам, установленным главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ следует иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. При этом суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Согласно части 7 статьи 201 АПК РФ решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (к которым относятся и налоговые органы) подлежат немедленному исполнению, что означает немедленное восстановление прав и законных интересов налогоплательщика, нарушенных принятием акта, не соответствующего законодательству.
Как следует из материалов дела основанием для принятия налоговым органом Решения от 10.07.2018 N 25585 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а так же переводов электронных денежных средств послужило непредставление налоговых деклараций ММУП "Здоровье" по общей системе налогообложения.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.
Следовательно, для применения пункта 3 статьи 76 НК РФ назначение и проведение соответствующей налоговой проверки не требуется, а данная мера применяется в случае непредставления налоговой декларации в установленный срок. Указанная мера носит не обеспечительный, а организационный характер, так как предусматривает приостановление расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, независимо от наличия, либо отсутствия задолженности перед бюджетом.
Учитывая, что заявитель является мурманское муниципальное унитарным предприятием "Здоровье", в связи с приостановлением операций по счетам решением инспекции от 10.07.2018 N 25585 в оспариваемом обществом ненормативного акта, апелляционная инстанция считает, что возможность причинения Обществу значительного ущерба при его исполнении очевидна.
Бесспорное приостановление операций по счетам предполагает их исключение из хозяйственного оборота общества в течение длительного времени, что может повлечь причинение ему дополнительных убытков.
Поскольку предметом заявленных требований является признание недействительным решения налогового органа, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию денежных средств на основании оспариваемых документов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 информационного письма от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил судам, что необходимо иметь в виду, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Налоговый орган не представил доказательств того, что принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного акта инспекции приведет к невозможности исполнения судебного акта в случае вынесения решения в его пользу.
Суд апелляционной инстанции установил, что обеспечительные меры связаны с предметом спора, Общество подтвердило разумность и обоснованность заявленной обеспечительной меры, непринятие обеспечительной меры в виде приостановления действия решения инспекции от 10.07.2018 N 25585 может затруднить немедленное исполнение судебного акта в случае принятия в его пользу судебного акта по существу спора и причинить заявителю значительный ущерб, и с учетом характера заявленных требований считает возможным принять обеспечительные меры до вступления в законную силу судебного акта, которым будет закончено рассмотрение дела А42-8874/2018 по существу в виде приостановления действия решения инспекции.
С учетом изложенного, ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 90 - 92, 199, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
определил:
Заявление мурманского муниципального унитарного предприятия "Здоровье" о принятии обеспечительных мер удовлетворить.
Приостановить действие решения от 10.07.2018 N 25585 Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску до рассмотрения спора по существу и вступления судебного акта в законную силу.
Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в случаях, предусмотренных положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.