Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 апреля 2019 г. N Ф05-4076/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А41-63355/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цечоевым И.Х.,
при участии в заседании:
от администрации городского округа Кашира - Добрынский С.С. по доверенности от 09.01.2019;
от ООО "Макс-Энерго" - Кобзев А.А. по доверенности от 22.01.2019;
от комитета по управлению имуществом администрации г.о. Кашира - Добрынский С.С. по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Кашира
на решение Арбитражного суда Московской области
от 25.10.2018 по делу N А41-63355/18,
принятое судьей Бондаревым М.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Макс-Энерго"
к администрации городского округа Кашира
при участии в деле третьего лица: комитет по управлению имуществом администрации г.о. Кашира
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Макс-Энерго" (далее - ООО "Макс-Энерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Кашира (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение администрации выраженное в письме от 17.07.2018 N 2284;
- обязать администрацию совершить действия по заявлению ООО "Макс-Энерго" о реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений общей площадью 501,1 кв.м. с кадастровым номером: 50:37:0060301:8, расположенных по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Ильича, д. 43, а именно нежилого помещения под N 30, лит. А, площадью 30,4 кв.м., нежилого помещения под N 31, лит.А площадью 48,4 кв.м., нежилого помещения N 20, лит. А, площадью 1,6 кв.м., нежилого помещения N 21, лит. А, площадью 1 кв.м., нежилого помещения N 22, лит. А, площадью 5,2 кв.м., нежилого помещения N 23, лит. А, площадью 3,6 кв.м., нежилого помещения N 24, лит. А, площадью 1.5 кв.м., нежилого помещения N 25, лит. А, площадью 14,8 кв.м., нежилого помещения N 26, лит. А, площадью 9 кв.м., нежилого помещения N 27, лит. А, площадью 8,2 кв.м., нежилого помещения N 28, лит. А, площадью 6,3 кв.м., нежилого помещения N 29, лит. А, площадью 7,4 кв.м., нежилого помещения N 34, лит. А, площадью 47,4 кв.м., нежилого помещения N 35, лит. А площадью 49,5 кв.м., нежилого помещения N36, лит. А, площадью 2.6 кв.м., нежилого помещения N 37, лит. А, площадью 1,2 кв.м., нежилого помещения N 38, лит. А, площадью 0,6 кв.м., нежилого помещения N 39 лит. А, площадью 60,2 кв.м., нежилого помещения N 40 лит. А, площадью 13,9 кв.м., нежилого помещения N41 лит. А, площадью 6,5 кв.м., нежилого помещения N 42, лит. А, площадью 20,8 кв.м., нежилого помещения N 43, лит. А, площадью 61 кв.м., нежилого помещения N 44, лит. А, площадью 0,6 кв.м, нежилого помещения N 45, лит. А, площадью 1,1 кв.м., нежилого помещения N 46, лит. А, площадью 2,7 кв.м., нежилого помещения N 47, лит. А, площадью 48,9 кв.м., нежилого помещения N 48, лит. А, площадью 42,1 кв.м., и нежилого помещения N 49, лит. А, площадью 4,9 кв.м.;
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен комитет по управлению имуществом администрации г.о. Кашира.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2018 года по делу N А41-63355/18 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 169-172).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО "Макс-Энерго" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель комитета по управлению имуществом администрации г.о. Кашира поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.11.2013 между ООО "Макс-Энерго" (арендатор) и администрацией городского округа Кашира Московской области (арендодатель) был заключен договор N 387 аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Городское поселение Кашира", по условиям которого, арендодатель сдает арендатору за плату во временное владение и пользование совокупность нежилых помещений, расположенных на первом этаже нежилого здания, по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Ильича, д. 47., включающую в себя нежилое помещение под N30, лит.А, площадью 30,4 кв.м. и нежилое помещение под N31, лит. А площадью 48,4 кв.м., общей площадью 78,8 кв.м. (т. 1 л. д. 14-26).
23.12.2013 между ООО "Макс-Энерго" и администрацией был заключен договор N 443 аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Городское поселение Кашира", по условиям которого, арендодатель сдает арендатору за плату во временное владение и пользование совокупность нежилых помещений, расположенных на первом этаже нежилого здания, по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Ильича, д. 47., включающую в себя нежилое помещение N 20, лит. А, площадью 1,6 кв.м, нежилое помещение N 21, лит. А, площадью 1 кв.м, нежилое помещение N 22, лит. А, площадью 5,2 кв.м, нежилое помещение N 23, лит. А, площадью 3,6 кв.м, нежилое помещение N 24, лит. А, площадью 1,5 кв.м, нежилое помещение N 25, лит. А, площадью 14,8 кв.м, нежилое помещение N 26, лит. А, площадью 9 кв.м, нежилое помещение N 27, лит. А, площадью 8,2 кв.м, нежилое помещение N 28, лит. А, площадью 6,3 кв.м, нежилое помещение N 29, лит. А, площадью 7,4 кв.м, общей площадью 58,6 кв.м. (т. 1 л. д. 33-45).
23.12.2013 между ООО "Макс-Энерго" и администрацией был заключен договор N 444 аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Городское поселение Кашира", по условиям которого, арендодатель сдает арендатору за плату во временное владение и пользование совокупность нежилых помещений, расположенных на первом этаже нежилого здания, по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Ильича, д. 47., включающую в себя нежилое помещение N 34, лит. А, площадью 47,4 кв.м., нежилое помещение N 35, лит. А площадью 49,5 кв.м., нежилое помещение N36, лит. А, площадью 2,6 кв.м., нежилое помещение N 37, лит. А, площадью 1,2 кв.м., нежилое помещение N 38, лит. А, площадью 0,6 кв.м., нежилое помещение N 39 лит. А, площадью 60,2 кв.м., нежилое помещение N 40 лит. А, площадью 13,9 кв.м., нежилое помещение N41 лит. А, площадью 6,5 кв.м., общей площадью 181,9 кв.м. (т. 1 л. д. 52-64).
28.01.2014 между ООО "Макс-Энерго" и администрацией был заключен договор N 5 аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Городское поселение Кашира", по условиям которого, арендодатель сдает арендатору за плату во временное владение и пользование совокупность нежилых помещений, расположенных на первом этаже нежилого здания, по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Ильича, д. 47., включающую в себя нежилое помещение N 42, лит. А, площадью 20,8 кв.м., нежилое помещение N 43, лит. А, площадью 61 кв.м., нежилое помещение N 44, лит. А, площадью 0,6 кв.м, нежилое помещение N 45, лит. А, площадью 1,1 кв.м., нежилое помещение N 46, лит. А, площадью 2,7 кв.м., нежилое помещение N 47, лит. А, площадью 48,9 кв.м., нежилое помещение N 48, лит. А, площадью 42,1 кв.м., и нежилое помещение N 49, лит. А, площадью 4,9 кв.м., общей площадью 181,8 кв.м. (т. 1 л. д. 70-81).
05.06.2018 ООО "Макс-Энерго" обратилось в администрацию с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального недвижимого имущества (т. 1 л. д. 116-119).
Уведомлением от 17.07.2018 N 2284 было отказано в предоставлении преимущественного права выкупа арендованного имущества. Основанием для отказа в предоставлении преимущественного права выкупа арендованного имущества послужило то, что реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение или здание как обособленный объект.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Макс-Энерго" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), направленного на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, закон вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением частей 2,3 и 4 статьи 9 Закона, которые вступили в силу с 01 января 2009 года
В силу части 3 статьи 1 Закон N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства при приватизации арендуемого имущества и не урегулированные этим законом, регулируются Федеральным законом от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 3 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ до 01.01.2009 реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества была возможна только в случае включения недвижимого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 Закона требованиям, с 01.01.2009 в праве по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
Пунктом 1 Информационного письма от 05.11.2009 N 134 разъяснено, что при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, определен в Законе исчерпывающим образом.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
4) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 5 Информационного письма от 05.11.2009 N 134 также разъяснено, что при рассмотрении споров судами необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает преимущественным правом на приобретение арендованного имущества, определен Законом N 159-ФЗ исчерпывающим образом. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать каких-либо иных ограничений либо дополнительных условий реализации права на приобретение недвижимости.
В силу части 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Частью 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Закон N 159-ФЗ призван оказывать адресную государственную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. К такой поддержке, в частности, относится преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, которое закреплено в статьи 3 Закона N 159-ФЗ.
Как следует из материалов дела, по обращению общества администрация не совершила действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 указанного Закона.
Ссылка администрации на невозможность реализации преимущественного права на выкуп арендуемого обществом помещения, ввиду того, что реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение или здание как обособленный объект, являются необоснованными, поскольку данные нежилые помещения находящиеся в аренде у общества и могут использоваться как отдельные помещения, потому как имеют отдельный вход.
Доказательств ограничивающих реализацию обществом права на приобретение спорного недвижимого имущества в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному вывод у о том, что у администрации не имелось оснований для отказа обществу в предоставлении испрашиваемого имущества в собственность.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Администрацией не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2018 года по делу N А41-63355/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-63355/2018
Истец: ООО "МАКС-ЭНЕРГО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА