Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2019 г. N Ф08-2229/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А61-2979/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А., судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хатаян Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказского территориального управления имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 09.08.2018 по делу N А61-2979/2018 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказского территориального управления имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1026103739892, ИНН 6165035060)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания,
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерство обороны Российской Федерации, Администрации местного самоуправления города Владикавказа и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РСОАлания
о признании незаконным отказа Управления Росреестра по РСО-Алания в государственной регистрации права и об обязании зарегистрировать право собственности,
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказского территориального управления имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Семенова Е.А. по доверенности от 09.01.2019 N 03,
от Министерства обороны Российской Федерации - Моргунова А.Н. по доверенности от 06.12.2018,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО") обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным отказа от 01.03.2018 N 15/999/001/2017-1276 в государственной регистрации права собственности на земельный участок кадастровым номером 15:09:021301:0008, вынесенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - Управление Росреестра по РСО-Алания); об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 15:09:021301:0008, расположенный по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Куйбышева/З.Магкаева.
Определением суда от 20.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация местного самоуправления города Владикавказа (далее - АМС г.Владикавказ) и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РСО-Алания (далее - Кадастровая палата).
Протокольным определением суда от 01.08.2018 судом удовлетворено ходатайство заявителя об исключении из состава заинтересованных лиц Министерства обороны России и о привлечении последнего к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением от 09.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство обороны России просит удовлетворить апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители заявителя и Министерства обороны России просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" 24.11.2017 в Управление Росреестра по РСО-Алания было подано заявление N 15/999/001/2017-1276 с целью государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - земельный участок с КН 15:09:021301:8, расположенный по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Куйбышева/З.Магкаева (далее - спорный земельный участок).
К заявлению ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" приложило следующие документы:
= Приказ Министра обороны РФ "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" N 1871 от 17.12.2010;
= передаточный акт о присоединении государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01.04.2011;
= Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N Сев-Ос-01-0004;
= декларацию об объекте недвижимости - о земельном участке с КН 15:09:0021301:8;
= доверенность от 19.07.2017 N 61 АА 5263292.
Уведомлением от 01.12.2017 N 15/999/001/2017-1276 регистрирующий орган известил заявителя о приостановлении государственной регистрации права собственности спорного земельного участка до 01.03.2018.
Основаниями к приостановлению государственной регистрации права собственности послужили следующие обстоятельства:
= на спорном земельном участке расположены многоквартирные жилые дома;
= на спорном земельном участке расположенные иные объекты капитального строительства (здания, сооружения), принадлежащие на праве собственности другим лицам;
= решением государственного регистратора от 22.07.2016 N 15/001/100/2016-338 в государственной регистрации права собственности спорного земельного участка уже было отказано (л.д.19-20).
01.03.2018 Управление Росреестра по РСО-Алания отказало ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" в государственной регистрации права, изложив в уведомлении N 15/999/001/2017-1276 вышеперечисленные основания (л.д.15-17).
Не согласившись с отказом Управления Росреестра по РСО-Алания, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" обжаловало его в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований обоснованно указал, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - Управление Росреестра) по отказу в регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок на основании совокупности представленных на государственную регистрацию документов следует считать правомерными, поскольку заявителем не было предпринято мер по уточнению площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов, расположенных на нем; так как невозможно осуществление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на всю площадь испрашиваемого земельного участка, так как на нем расположены многоквартирные жилые дома и другие объекты недвижимости (опоры линии электропередач, ливневая канализация, торговое здание), принадлежащие третьим лицам; так же поскольку из спорного земельного участка образован земельный участок площадью 0,3 га с кадастровым номером 15:09:0021301:27, на который зарегистрировано право собственности за физическим лицом; что удовлетворение судом заявленных требований создаст препятствия в реализации полномочий регистрирующих органов или прав иных участников земельных правоотношений.
Довод, о том, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России в порядке ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) подано заявление от 24.11.2017 N 15/999/001/2017-1276 Управление Росреестра о государственной регистрации права федеральной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 15:09:021301:0008, расположенный по адресу: РСО - Алания, г. Владикавказ, ул. Куйбышева/3.Магкаева, с приложением полного и надлежащим образом оформленного пакета необходимых документов подлежит отклонению.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно данному Закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с частью 1 указанной статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны (пункт 6); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Сообщением N 15/999/001/2017-1276 от 01.03.2018 Управлением Росреестра по РСО-Алания отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в связи с истечением срока ее приостановления и не устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
При этом заявитель указывает на то, что единственным документом, являющимся основанием для осуществления государственной регистрации прав на объекты недвижимости Министерства обороны Российской Федерации, является декларация об объекте недвижимости.
Законодателем установлен особый порядок постановки на кадастровый учет и (или) регистрации объектов недвижимости, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
Вместе с тем, как правильно указало Управление Росреестра по РСО-Алания в письменном отзыве, заявителем декларация об объекте недвижимости была представлена не в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 ""Об утверждении формы декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, требований к ее заполнению, состава включаемых в нее сведений" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2016 N 42107).
В соответствии с пунктами 3 и Приказа Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 декларация может оформляться в форме электронного документа или документа на бумажном носителе. Все записи производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами. Содержание Декларации в форме электронного документа должно соответствовать содержанию Декларации, оформляемой на бумажном носителе. При оформлении Декларации в форме электронного документа Декларация подготавливается в виде созданного с использованием XML-схем XML-документа, обеспечивающего считывание и контроль представленных данных, и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью лица, заполнившего Декларацию.
Заявителем декларация о спорном земельном участке была направлена в Управление Росреестра по РСО-Алания в виде отсканированной копии документа.
Суд сделал правильный вывод, что доводы заявителя о том, что в оспариваемом отказе отсутствует ссылка на допущенное нарушение - представление декларации по неустановленном форме являются несостоятельными, в связи с тем, что заявителем не только оспаривается отказ Управления Росреестра по РСО-Алания, как ненормативный правовой акт государственного регистратора, но одновременно заявлены требования об обязании зарегистрировать право собственности на спорный земельный участок, а потому судом должны быть рассмотрены и дополнительные доводы регистрирующего органа.
Довод апелляционной жалобы, о том, что суд первой инстанции не обоснованно сослался в решении на ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", что считает правомерными доводы Управления Росреестра о невозможности осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на всю площадь испрашиваемого земельного участка, так как на нем расположены многоквартирные жилые дома подлежит отклонению в виду следующего.
Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке располагается более 30 многоквартирных жилых домов (далее - МКД) для в/ч 77, под постройку которых изначально выделялся спорный земельный участок. Данный факт не оспаривается лицами, участвующими в деле, однако он явился одним из оснований отказа Управления Росреестра по РСО-Алания в регистрации права собственности.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что нахождение на спорном земельном участке МКД не может влечь отказ в предоставлении земельного участка в собственность. При этом заявитель ссылается на то, что АМС г.Владикавказ не сформированы соответствующие земельные участки, а право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком является ранее возникшим.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного правомерны доводы Управления Росреестра по РСО-Алания о невозможности осуществления государственной регистрации права собственности на всю площадь испрашиваемого земельного участка.
Ссылка апеллянта на иные судебные акты отклоняется поскольку не имеет отношения к данному спору.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявителем до подачи заявления в Управление Росреестра не было предпринято мер по уточнению площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости, подлежит отклонению, в виду следующего.
Так, суд первой инстанции обоснованно счел правомерными доводы Управления Росреестра по РСО-Алания о невозможности зарегистрировать за заявителем право собственности на спорный земельный участок по причине расхождения в поданных на регистрацию документах сведений о площади спорного земельного участка земельного участка на основании следующего.
Решением Совета Министров СССР N 405 от 11.09.1990 Владикавказской КЭЧ района Министерства обороны СССР предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок общей площадью 18,26 га, для строительства жилого микрорайона воинской части военного городка 77, о чем Владикавказским городским Советом народных депутатов в 1993 году выдан соответствующий Государственный акт N Сев-Ос-01-004 (том 1, л.д. 28-34).
Согласно кадастровому плану от 17.12.2003, земельному участку площадью 16,6217га, категория: "земли поселений (земли населенных пунктов)", разрешенное использование - для объектов жилой застройки, по документам - для строительства жилого микрорайона, на котором расположен военный городок, присвоен кадастровый номер 15:09:021301:0008 (т.1, л.д.42-45).
Право на земельный участок в установленном законом порядке за Российской Федерацией зарегистрировано не было.
В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ от 25.04.1991 N 1103-1 изъятие, предоставление и передача земельных участков в собственность и аренду относилась к исключительной компетенции Советов народных депутатов.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" вышеназванные полномочия Советов народных депутатов отнесены к ведению соответствующих местных администраций.
До вступления в законную силу 21.01.2002 Федерального закона от 17.07.2001 N101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", на территории Российской Федерации не осуществлялось разграничение прав на землю между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.
Согласно статьей 2 указанного закона право собственности на земельные участки у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения.
В Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введена статья 3.1, согласно которой к федеральной собственности, в том числе, относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Приказом министерства обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20.12.2010 ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" реорганизовано путем присоединения к нему Владикавказской КЭЧ.
Распоряжением Правительства РФ от 29.03.2012 N 422-р создано федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения с сохранением основных целей деятельности федерального государственного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 15:09:0021301:8, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, военный городок, N 77, ул. Куйбышева/З. Магкаева, общей площадью 16,6217 га, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" своевременно не оформило.
По передаточному акту от 01.04.2011, утвержденному Министерством обороны РФ 26.05.2011, земельный участок в составе иного имущества основных средств передан ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО".
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо земельные участки, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии со статьей 7, частями 1, 5 статьи 87 Земельного кодекса РФ земли обороны и безопасности рассматриваются в качестве самостоятельного вида земель из состава категории земель промышленности и иного специального назначения.
Статья 93 Земельного кодекса РФ закрепляет, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом и федеральными законами.
Согласно частям 10, 11 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Вышеизложенное подтверждается материалами дела.
Суд первой инстанции обоснованно счел правомерными выводы Управления Росреестра по РСО-Алания о невозможности осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на весь спорный земельный участок на основании следующего.
Как правильно указало Управление Росреестра по РСО-Алания, Государственным актом N Сев-Ос-01-004 передаваемый в постоянное бессрочное пользование спорный земельный участок составлял площадь 18,26 га и предназначен был для строительства жилого микрорайона воинской части военного городка 77.
Согласно кадастровому плану от 17.12.2003 спорному земельному участку был присвоен кадастровый номер 15:09:021301:0008, при этом площадь земельного участка составляла 16,6217га, категория: "земли поселений (земли населенных пунктов)", разрешенное использование - для объектов жилой застройки, по документам - для строительства жилого микрорайона, на котором расположен военный городок.
Такая же площадь земельного участка указана и в кадастровых документах на 2014 год, представленных в материалы дела, а именно, заключением кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, занятого ЛЭП ВЛ-110- квN 8, находящееся в кадастровом деле спорного земельного участка, предоставленного Кадастровой палатой (т.3, л.д.80).
Кадастровым инженером указано на следующее: "выявлены кадастровые ошибки в местоположении границ смежного земельного участка с КН 15:09:0021301:8; не вырезаны внутренние контура участков под существующие опоры линии электропередачи. В связи с этим согласно п.2 письма Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 г. N 22780-ИМ/Д23 образованны внутренние контура, в пределах которых располагаются соответствующие опоры линии электропередачи ВЛ-110 кВ. Согласно, письма Министерства экономического развития РФ (если на земельном участке располагаются принадлежащие третьим лицам объекты недвижимости (например, опоры линии электропередач, права на которые оформлены в установленном порядке) при выполнении кадастровых работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами недвижимости (опорами, линии электропередачи), таким образом, обоснованный вывод о наличии ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 15:09:0021301:8 приводится в данном заключении; площадь земельного участка с КН 15:09:0021301:8 составила 166122 кв.м 143 кв.м. По сведениям ГКН площадь данного земельного участка составляет 166217 кв.м." (т.3, л.д.80).
В соответствии с кадастровым паспортом спорного земельного участка от 27.11.2017 площадь земельного участка составляет 141590кв.м., при этом из данного земельного участка образован новый земельный участок с КН 15:09:0021301:27.
Заявителем в регистрирующий орган подано заявление об осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок площадью 141590кв.м., а основанием для регистрации указан государственный акт, согласно которому площадь земельного участка составляет 18,26 га.
Таким образом, как следует из материалов дела, границы спорного земельного участка не уточнялись, в материалах дела отсутствует акт согласования его со всеми смежными землепользователями (или невозможности такого согласования), что привело к разногласиям относительно его площади.
Также судом учтено, что на спорном земельном участке, согласно свидетельству о праве собственности от 09.06.2008 серии 15 АЕ N 802129, ОАО "МРСК Северного Кавказа" на праве собственности принадлежит линейный объект протяженностью 30482кв.м. (т.3, л.д.30); за АМС МО город Владикавказа на праве собственности зарегистрирован следующий объект недвижимости - ливневая канализация протяженностью 1026га, зарегистрированный Управлением Росреестра по РСО-Алания 22.11.2017 (N 15:09:0000000:5566-15/001/2017-2); за гражданкой Хатаевой Л.А. на праве собственности зарегистрирован Управлением Росреестра по РСО-Алания объект недвижимости - нежилое торговое здание литер А площадью 112,6кв.м.; за гражданином Мусульбесом Д.В. произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок с КН 15:09:0021301:27, выделенный из спорного земельного участка площадью 0,0983га (номер регистрации 15-15-09/511/2012-066).
При этом, как следует из материалов дела, заявитель знал об изменении площади спорного земельного участка на момент подачи в Управление Росреестрп по РСО-Алания заявления об осуществлении государственной регистрации права собственности, что подтверждается справкой, представленной им в материалы дела.
Данные, указанные заявителем в справке (т. 3 л.д. 104-108), свидетельствуют о том, что на спорном земельном участке располагаются и иные объекты недвижимости, зарегистрированные на праве собственности за физическими и юридическими лицами.
Данная справка свидетельствует о том, что заявителем в ЕГРН не были запрошены сведения в отношении спорного земельного участка, и до подачи заявления в Управление Росреестра по РСО-Алания не было предпринято мер по уточнению площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в том числе для исключения нарушения прав иных лиц, за которыми на праве собственности зарегистрированы объекты недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемой ситуации на основании совокупности представленных заявителем на государственную регистрацию документов у Управления Росреестра по РСО-Алания отсутствовали как право, так и обязанность по устранению противоречивости сведений, имеющихся в отношении спорного земельного участка.
В связи с тем, что правовым последствием осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по решению суда будет являться право заявителя на получение земельного участка, на котором на день рассмотрения дела располагаются объекты недвижимости, находящиеся в собственности иных лиц, в отсутствие доказательств согласования границ спорного земельного участка с собственниками смежных земельных участков, удовлетворение судом требований заявителя об обязании Управления Росреестра по РСО-Алания зарегистрировать право собственности Российской Федерации на весь спорный земельный участок, приведет к тому, что исполнение решения суда создаст препятствия в реализации полномочий регистрирующих органов или прав иных участников земельных правоотношений.
В заявлении заявителем также указано на расположение на спорном земельном участке нескольких объектов недвижимости, относящихся к федеральной собственности, а именно, двух детских садов, комбината бытового обслуживания, поликлиники и клуба, на которые представлены выписки из реестра федеральной собственности, однако право федеральной собственности зарегистрировано только на два детских сада.
Таким образом, суд считает правомерными действия Управления Росреестра по РСО-Алания по отказу ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" в регистрации права собственности на спорный земельный участок испрашиваемой площадью в 141 590 кв.м.
Кроме того, согласно заявлению, поданному ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" в Арбитражный суд РСО-Алания, в целях регистрации права собственности на спорный земельный участок, в Управление Росреестра по РСО-Алания представлен передаточный акт о присоединении государственных учреждений Министерства обороны России от 01.04.2011.
В материалы дела заявителем представлен текст передаточного акта от 01.04.2011 с двумя листами Приложения N 1. Согласно приложению N 1 к Передаточному акту, представленному суду, в нем отражен земельный участок с КН 15:08:010202:0008 площадью 3,145 га и земельный участок с КН 15:08:04:0102:0008 площадью 27,73 га, тогда как спорным является земельный участок с КН 15:09:021301:0008 (т.1, л.д.38-41).
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 09.08.2018 по делу N А61-2979/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.