г. Томск |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А03-10659/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
И.И. Терехиной, |
судей |
|
Е.В. Афанасьевой, |
|
|
Л.А. Колупаевой, |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Н. Любимовой, путем использования системы систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края, рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "Бийскэнерго" (N 07АП-12806/18) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.11.2018 (судья Ю.В. Овчинников) по делу N А03-10659/2017 по иску акционерного общества "Бийскэнерго" (659322, г. Бийск Алтайского края, ул. М. Кутузова, 116, ИНН 2204052762, ОГРН 1112204000150) к товариществу собственников жилья "На берегу" (659321, г. Бийск Алтайского края, ул. Советская, 217, корп.1, ИНН 2204046159, ОГРН 1092204004793) о взыскании 30 978,01 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Е.Г. Праслова по доверенности от 25.05.2018,
от ответчика: Н.И. Логунова по доверенности от 17.10.2018.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Бийскэнерго" (далее - АО "Бийскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к товариществу собственников жилья "На берегу" (далее - ТСЖ "На берегу") о взыскании 49 428,27 руб. задолженности за потребленную тепловую энергию, теплоноситель, 571,73 руб. пени за нарушение сроков оплаты по договору N 7257 от 26.01.2017.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) истец уточнил исковые требования и просил взыскать задолженность за потребленную тепловую энергию, теплоноситель за период с 01.03.2017 по 30.04.2017 в размере 30 406,28 руб., от требования о взыскании с ответчика пени истец отказался.
Решением арбитражного суда от 06.11.2018 (резолютивная часть от 29.10.2018) производство по делу в части взыскания с ТСЖ "На берегу" 571,73 руб. пени прекращено. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Бийскэнерго" в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на то, что в решении суда, необоснованно в отсутствии утвержденного в установленном законом порядке норматива тепловой энергии на подогрев воды была использована величина в размере 0,058 Гкал/куб.м., рассчитанная регулирующим органом в качестве показателя расхода тепловой энергии на производство подогрева одного куб.м. горячей воды (как составляющая часть двухкомпонентного тарифа на горячую воду утвержденного для АО "Бийскэнерго" решением Управления по тарифам N 644 от 01.12.2015), тогда как указанная величина 0,058 не была утверждена регулирующим органом в качестве норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды. Обжалуемым решением суда принцип ст. 544 Гражданского кодекса РФ нарушен, поскольку фактически потребленный объем тепловой энергии на нагрев теплоносителя с целью содержания общего имущества МКД, рассчитанный как разница между показаниями ОДПУ и индивидуальным потреблением, ресурсоснабжающая организация не может предъявить к оплате ни гражданам - собственникам помещений МКД (исходя из п. 44 Правил N 354), ни ответчику (исходя из решения суда).
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
ТСЖ "На берегу" отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представило, представитель ответчика в судебном заседании возражал против ее удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Материалами дела установлено, что АО "Бийскэнерго" является теплоснабжающей организацией, которая осуществляет производство и поставку тепловой энергии в горячей воде в пределах муниципального образования город Бийск Алтайского края.
ТСЖ "На берегу" обслуживает многоквартирные дома (далее - МКД), расположенные по адресам: г. Бийск ул. Советская, 217/1, Советская, 217/2.
Как следует из материалов дела 26.01.2017 между АО "Бийскэнерго" (РСО) и ТСЖ "На берегу" (Абонент) заключен договор приобретения коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах N 7257 от 26.01.2017.
Многоквартирные дома оборудованы приборами учета, позволяющими определять фактическое потребление горячей воды, как в объеме теплоносителя в куб.м, так и объеме тепловой энергии, использованной на подогрев в Гкал.
На основании данных приборов учета, представленных в материалах дела в форме помесячных отчетов о потреблении тепловой энергии и суточных параметрах теплоснабжения, за потребление 74,7526 Гкал тепловой энергии на подогрев и 261,1578 куб.м теплоносителя ответчику начислено 107 063,43 руб. платы за коммунальный ресурс, поставленный в МКД в период с марта по апрель 2017 г.
Полагая, что у ответчика имеется обязанность по оплате потребленного коммунального ресурса в указанном объеме, АО "Бийскэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды для целей содержания общего имущества не должна приводить к нарушению прав исполнителя коммунальных услуг, отвечающего перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население), осуществляющие расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м горячей воды: 0,058 Гкал/куб.м.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
В силу ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст.544 ГК РФ).
Количество энергии, поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом, определяется в соответствии с данными учета о фактическом потреблении (ч.1 ст.541 ГК РФ).
Исходя из положений ст.ст. 539, 544, 548 ГК РФ, ст.ст.13, 15, 15.1 ФЗ "О теплоснабжении" правоотношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя регулируются соответствующими договорами, заключаемыми потребителями с теплоснабжающими организациями. По условиям этих договоров теплоснабжающая организация обязана поставить энергоресурсы в точку поставки (точку присоединения), а потребитель оплатить фактически приобретенные объемы энергоресурсов.
Статьей 161 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч.1).
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч.1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч.12).
В соответствии с п.13 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в п/п. "б" п.10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
При этом в силу п.2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги
Учитывая изложенное, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом, а при наличии в многоквартирном доме управляющей организации она участвует в правоотношениях с ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов в этот дом, выступая в качестве абонента, а, следовательно, обязана оплачивать коммунальные ресурсы.
Как следует из материалов дела, между 26.01.2107 АО "Бийскэнерго" (РСО) и ТСЖ "На берегу" (абонент) заключен договор приобретения коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД N 7257, согласно которому:
- РСО обязано поставлять абоненту тепловую энергию и теплоноситель для объектов теплоснабжения, в т.ч. МКД, находящихся в его управлении, перечисленных в Приложении N 1 (п. 2.1.);
- стоимость тепловой энергии и теплоносителя оплачиваете по тарифам, установленным уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ, по вопросам, входящим в их компетенцию, и вводятся в сроки, предусмотренные действующим законодательством (п. 5.1.).
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, который включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН), определяется в соответствии с п.п. 40, 42, 44 Правил N 354.
Постановлением Правительства РФ N 603 от 29.06.2016 были внесены изменения в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг, в том числе в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ N124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124), и в Правила N 354.
Положениями ч.5 ст.9 ФЗ "О теплоснабжении" и п.87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1075 от 22.10.2012, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
При применении двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение с использованием открытых систем теплоснабжения, учету подлежит как компонент "теплоноситель", измеряемый в м3, так и компонент "тепловая энергия на нагрев теплоносителя", измеряемый в Гкал.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 118 от 19.11.2014 установлены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, подлежащие применению для определения объема теплоносителя (в кубических метрах), израсходованного на общедомовые нужды, предъявляемого собственникам многоквартирного дома.
01.12.2015 Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов принято решение N 644 об установлении обществу двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения.
Из решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 644 от 01.12.2015 следует, что для АО "Бийскэнерго" в спорный период был установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытых системах теплоснабжения, состоящий из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Этим же решением для расчета с потребителями за горячую воду установлена величина расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,058 Гкал/куб.м.
Как установлено судом дома, управляемые ответчиком, оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии и теплоносителя. На основании сведений о показаниях общедомовых приборов учета, об индивидуальном потреблении собственников (пользователей) жилых и нежилых помещений, о размере нормативного объема на общедомовые нужды; об объемах потребления нежилыми помещениями, истцом произведен расчет объемов на ОДН.
Из материалов дела судом установлено, что общедомовые приборы учета фиксируют показания израсходованной воды (единица измерения - куб. м), а также затраченной тепловой энергии на подогрев воды (единица измерения - Гкал). В силу Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) путем вычитания из объема ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, объемов коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях.
Следуя расчету исковых требований, АО "Бийскэнерго" осуществляло распределение объемов потребления тепловой энергии на нагрев воды в жилых и нежилых помещениях МКД, а также на ОДН. При расчете стоимости ресурса (горячей воды) общество учитывало е показания приборов учета и применяло соответствующий тариф, установленный истцу на горячее водоснабжение (компонент на тепловую энергию руб. за Гкал и компонент на холодную воду руб. за куб. м). При этом, истец распределял объем потребления тепловой энергии на подогрев воды, поставленной в жилые и нежилые помещения в многоквартирных домов, исходя из объемов фактического потребления теплоносителя (в куб. м) по данным индивидуальных приборов учета и расчетной величины на подогрев теплоносителя 0,058 Гкал/куб. м, который установлен Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 644 от 01.12.2015 N .
Между тем, как правомерно отметил суд первой инстанции со ссылкой на ч. 1 ст.157 ЖК РФ, п.26 Приложения 2 к Правилам N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Эта величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно п.27 Приложения 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24. При этом
- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, также определяется как произведение
и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Как указано в Определении Судебной Коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ N 305- ЭС17-8232 от 15.08.2017 в силу Правил N354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Данный порядок не противоречит п.1 ст.157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Суть в том, что расчет количества коммунальной услуги по горячему водоснабжению МКД при наличии двухкомпонетного тарифа (теплоноситель и тепловая энергия) происходит особым способом. В таком случае в соответствии с п.п. 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354 при вычислении объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды применяется норматив, а не показания ОДПУ, который может считать не только теплоноситель, но и тепловую энергию.
При этом одна из величин формулы расчета платы за горячее водоснабжение - это (объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) состоит из произведения объема горячей воды, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета, и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды; также производится расчет и объема услуги на горячее водоснабжение на содержание общего имущества.
Таким образом, несмотря на общий приоритет приборного учета ресурсов и при наличии возможности такого их учета в этом случае используется (частично) именно расчетный метод.
Данная правовая позиция изложена в п. 27 (далее - Обзор N 5 (2017) и Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 25.04.2018 N 305-ЭС17-22548, от 18.07.2018 N 308-ЭС18-3663.
Истец произвел расчет количества коммунального ресурса - горячей воды, поставленной в спорный период исходя из показаний приборов учета, отнеся на ответчика нераспределенные за пределами нормативов потребления объемы ресурса, как теплоносителя, так и тепловой энергии на подогрев. При этом при расчетах за поставленную горячую воду применялся двухкомпонентный тариф, включающий в себя компонент на холодную воду (куб.м) и компонент на тепловую энергию (Гкал) по объемам.
Принимая во внимание указанные выше положения нормативных актов, а также наличие установленного уполномоченным органом величины расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды (0,058 Гкал/куб.), оснований для отнесения на ответчика нераспределенный объем тепловой энергии на подогрев в соответствии с данными прибора учета, фиксирующего объем указанного компонента, не имеется.
Отсутствие норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды для целей содержания общего имущества, как обоснованно отметил суд первой инстанции, не должно приводить к нарушению прав управляющей организации, отвечающей перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население), осуществляющие расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м горячей воды: 0,058 Гкал/куб.м.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба АО "Бийскэнерго" по приводимым в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.11.2018 по делу N А03-10659/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10659/2017
Истец: АО "Бийскэнерго"
Ответчик: ТСЖ "На берегу"