г. Чита |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А58-4693/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 года по делу N А58-4693/2018 по заявлению Администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031401520314, ИНН 1433017567) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673) о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2018 N 1/15.14-2018/189 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции судья Устинова А.Н.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Администрация муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - заявитель, Администрация МО "Мирнинский район" или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее также - Министерство или административный орган) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2018 N 1/15.14-2018/189 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 03.05.2018 N 1/15.14-2018/189, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 года постановление Министерства от 24.05.2018 N 1/15.14-2018/189 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 03.05.2018 N 1/15.14-2018/189 признано незаконным и отменено полностью. Суд первой инстанции пришел к выводу о малозначительности совершенного Администрацией правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного.
По мнению Министерства в действия учреждения имеется событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ, по доводам, изложенным в жалобе.
В представленном письменном отзыве Администрация считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, телеграммой, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании Плана контрольной деятельности Министерства на 2018 год, приказа Министерства от 20.03.2018 N 01-04/0350 "О назначении выездной проверки в Муниципальном районе "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) и в поселениях Мирнинского района Республики Саха (Якутия) за период 2016-2017 годы" Министерством проведена выездная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы в Администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), по результатам которой составлен акт проверки от 20.04.2018.
В акте проверки (раздел "Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 214 - 2019 годы" подпрограмма "Патриотическое воспитание молодежи") установлено, что между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (Минмолодежи РС (Я)) и Администрацией муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (Администрация) заключено Соглашение от 08.05.2017 N 19 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету МО "Мирнинский район" субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере 2 148 214 рублей.
Согласно пункту 1.2 Соглашения субсидия предоставляется при соблюдении Администрацией условий - финансовое обеспечение за счет средств местного бюджета на 2017 год в размере не менее 450 000 рублей; наличие нормативного правового акта муниципального района, устанавливающего расходное обязательство, на исполнение которого предоставляется субсидия; наличие муниципальной программы (подпрограммы0 в области молодежной политики, мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи.
Согласно пункту 2.2.3 Соглашения Администрация обеспечивает достижение значений показателей результативности предоставления субсидии - степень выполнения программных (подпрограммных) мероприятий с учетом охвата количества молодежи 800 человек; доля средств, освоенных по состоянию на 01 января очередного финансового года 80 %; обеспечение софинансирования организации работы по патриотическому воспитанию молодежи на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи 20 %.
Платежным поручением от 19.05.2017 N 434 поступила субсидия в размере 2 148 214 рублей, кассовые расходы составили 2 148 214 рублей или 100 %.
Кассовые расходы местного бюджета составили 695 000 рублей.
Постановлением Главы МО "Мирнинский район" РС (Я) от 30.12.2016 N 1601 утверждено Положение о конкурсе на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, в соответствии с которым Администрация 10.05.2017 и повторно 20.05.2017 направила в адрес руководителей муниципальных учреждений, общественных организаций и объединений района письма о проведении 01.06.2017 конкурсного отбора мероприятий, проведение которых будет проходить в рамках Республиканского праздника Ысыах молодежи - 2017.
Согласно Протоколу работы Конкурсной комиссии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в адрес администрации поступила и принята к рассмотрению конкурсной комиссией одна заявка от муниципального казенного учреждения "Межпоселенческое управление культуры" МО "Мирнинский район" РС (Я), которое было признано победителем конкурсного отбора на проведение мероприятий в рамках Республиканского национального праздника "Ысыах молодежи" в Мирнинском районе.
На основании постановления Главы МО "Мирнинский район" РС (Я) от 13.06.2017 N 0818 произведено уменьшение бюджетных ассигнований по лицевому счету Администрации на 2 843 214 рублей и увеличение бюджетных ассигнований по лицевому счету МКУ "Межпоселенческое управление культуры" в размере 2 843 214 рублей.
Учреждением произведены расходы на проведение и организацию мероприятий в рамках Республиканского национального праздника Ысыах молодежи-2017 на общую сумму 2 843 214 рублей, в том числе:
- приобретение мягкого инвентаря (бандана-платок - 1000 штук, рубашка Поло - 60 штук, кепка с логотипом - 60 штук) на сумму 255 500 рублей согласно муниципальному контракту с ООО "Награда" от 01.06.2017 N 31-33, счету от 09.06.2017 N 933 и товарной накладной от 21.06.2017 N 966. Платежным поручением от 30.06.2017 N 1518 оплата произведена в сумме 255 500 рублей;
- приобретение сувенирной продукции (пакет с логотипом из материала ПВД - 1000 штук, силиконовые браслеты с логотипом - 1000 штук, бумажный пакет с логотипом - 80 штук, лента для бейджа с логотипом - 400 штук) на сумму 127 100 рублей согласно муниципальному контракту с ООО "Награда" от 01.06.2017 N 31-34, счету от 09.06.2017 N 955 и товарной накладной от 21.06.2017 N 964. Платежным поручением от 30.06.2017 N 1513 оплата произведена в сумме 127 100 рублей;
- приобретение печатной продукции (пригласительные - 250 штук, программка - 3000 штук, карта А4 - 3 000 штук, бейдж - 320 штук) на сумму 59 350 рублей согласно муниципальному контракту с ООО "Награда" от 01.06.2017 N 31-36, счету от 09.06.2017 N 956 и товарной накладной от 21.06.2017 N 965. Платежным поручением от 06.07.2017 N 1547 оплата произведена в сумме 59 350 рублей;
- приобретение сувениров с алмазной крошкой на пластине из керамогранита на сумму 399 800 рублей согласно договору купли-продажи с ИП Лазаревым В.И. от 06.06.2017 N 31-30, счету от 28.06.2017 N 5, товарной накладной от 28.06.2017 N 4, акту от 28.06.2017 N 4. Платежным поручением от 30.06.2017 N 1512 оплата произведена в сумме 399 800 рублей:
- услуги по подготовке и проведению республиканского праздника Ысыах молодежи-2017 в Мирнинском районе на сумму 400 000 рублей согласно муниципальному контракту с ИП Пинигиной Т.В. от 01.06.2017 N 31-37, счету от 27.06.2017 N 5-МП, акту от 28.06.2017 N 5-МП. Платежным поручением от 29.06.2017 N 1480 оплата произведена в сумме 400 000 рублей;
- услуги по подготовке и проведению республиканского праздника Ысыах молодежи - 2017 в Мирнинском районе на сумму 400 000 рублей согласно муниципальному контракту с ИП Пинигиной Т.В. от 01.06.2017 N 31-39, счету от 27.06.2017 N 6-МП, акту от 28.06.2017 N 6-МП. Платежным поручением от 29.06.2017 N 1479 оплата произведена в сумме 400 000 рублей за счет местного бюджета;
- услуги по подготовке и проведению республиканского праздника Ысыах молодежи-2017 в Мирнинском районе на сумму 61 464 рублей согласно муниципальному контракту с ИП Пинигиной Т.В. от 01.06.2017 N 31-40, счету от 27.06.2017 N 3-МП. акту от 28.06.2017 N 3-МП. Платежным поручением от 30.06.2017 N 1509 оплата произведена в сумме 61 464 рублей;
- услуги по подготовке и проведению республиканского праздника Ысыах молодежи-2017 в Мирнинском районе на сумму 295 000 рублей согласно муниципальному контракту с ИП Пинигиной Т.В. от 01.06.2017 N 31-41, счету от 27.06.2017 N 4-МП, акту от 28.06.2017 N 4-МП. Платежным поручением от 29.06.2017 N 1481 оплата произведена в сумме 295 000 рублей за счет местного бюджета;
- согласно приказу Учреждения от 01.08.2017 N 70 призовые денежные вознаграждения на общую сумму 845 000 рублей командам, представлявшим следующие муниципальные образования и общественные молодежные организации: МО "МегиноКангаласский улус" - 650 000 рублей (платежное поручение от 08.08.2017 N 1800), МО "Намский улус" - 45 000 рублей (платежное поручение от 14.08.2017 N 1801), ППО студентов СВФУ им. М.К. Аммосова г. Якутск - 150 000 рублей (платежное поручение от 08.08.2017 N 1802).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 14.03.2015 N 55 и пункту 1.1 Соглашения от 08.05.2017 N 19 целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно письму Министерства по делам молодежи и семейной политики РС (Я) от 03.10.2017 N 3738-03 муниципальным образованием должен быть принят порядок или положение о проведении конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальном образовании. Согласно порядку или положению участниками конкурса могут быть наслега и/или некоммерческие организации.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидии из государственного бюджета республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 55, пункта 1.1 Соглашения от 08.05.2017 N 19, в 2017 году Администрацией средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 2 148 214 рублей направлены МКУ "Межпоселенческое управление культуры" МО "Мирнинский район" РС (Я) на проведение и организацию мероприятий в рамках Республиканского национального праздника Ысыах молодежи - 2017, а не в виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии.
03.05.2018 руководителем второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Минфина РС (Я) Ефимовой А.Ф. составлен протокол об административном правонарушении N 1/15.14-2018/189, в котором указаны нарушения, установленные проверкой, - в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидии из государственного бюджета республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 55, пункта 1.1 Соглашения от 08.05.2017 N 19, в 2017 году Администрацией средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 2 148 214 рублей направлены МКУ "Межпоселенческое управление культуры" МО "Мирнинский район" РС (Я) на проведение и организацию мероприятий в рамках Республиканского национального праздника Ысыах молодежи - 2017, а не в виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии, тем самым Администрацией совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии уполномоченного представителя Администрации Федорова Г.И. по доверенности от 29.12.2017 N 4926, им даны объяснения к протоколу в виде протокола разногласий к акту проверки от 24.04.2018 N 1537.
Определением от 03.05.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении N 1/15.14-2018/189 от 03.05.2018 в отношении Администрации по статье 15.14 КоАП РФ назначено на 11.05.2018 в 15 час. 00 мин., определение получено главой Администрации Юзмухаметовым Р.Н. 04.05.2018.
Определением от 10.05.2018 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении N 1/15.14-2018/189 от 03.05.2018 в удовлетворение ходатайства Администрации от 07.05.2018 N 1714 о переносе даты рассмотрения дела об административном правонарушении N 1/15.14-2018/189 от 03.05.2018 рассмотрение дела назначено на 24.05.2018 в 15 час. 00 мин., определение получено главой Администрации Юзмухаметовым Р.Н. 16.05.2018.
Постановлением N 1/15.14-2018/189 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 1/15.14-2018/189 от 03.05.2018, вынесенным 24.05.2017 заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С., в присутствии уполномоченных представителей Администрации Башарина Г.К. по доверенности от 21.05.2018 и Болотина А.В. по доверенности от 21.05.2018, Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 107 410, 70 рублей.
Администрация, не согласившись с данным постановлением, обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого постановления ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 42 Закона РС (Я) от 05.02.2013 1280-З N 111-V " О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РС (Я) бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля РС (Я), к которым относятся Счетная палата РС (Я), Министерство финансов РС (Я), органы по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля, созданные Главой РС (Я) и Правительством РС (Я), контрольно-счетные органы муниципальных образований, установлены Бюджетным кодексом РФ и настоящим Законом.
Согласно п.1.1 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2013 N 315, Министерство финансов РС (Я) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики РС (Я) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти РС (Я), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе государственные (муниципальные) учреждения.
Указанное также содержится в пункте 7 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в РС (Я), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 N 2557.
Согласно пункту 3.53 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 N 315 Министерство финансов РС (Я) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).
В соответствии с пунктом 10 Порядка, утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 N 2557 руководитель исполнительного органа государственной власти РС (Я), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово бюджетной сфере.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения Министерством финансов РС (Я) государственной функции по контролю в финансовобюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов РС (Я) от 07.07.2014 N 01-04/0499-Н, министр финансов Республики Саха (Якутия), его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с Указом Главы РС (Я) от 11.03.2016 N 984 "О заместителе министра финансов РС (Я)" заместителем министра финансов РС (Я) является Васильева М.С.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 10 Порядка, утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 N 2557 руководители, заместители руководителей, специалисты структурных подразделений, контролеры-ревизоры, ответственные за проведение контрольной деятельности исполнительного органа государственной власти РС (Я), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, составляют протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 113 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов РС (Я) от 07.07.2014 N 01-04/0499-Н при выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий административных правонарушений должностные лица Министерства возбуждают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2.10 Положения о втором отделе бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового надзора Министерства финансов РС (Я), утвержденного министром финансов РС (Я) В.А. Жондоровым 30.12.2015, второй отдел бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, в том числе составляет протоколы об административных правонарушениях и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с Должностным регламентом руководителя второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС (Я), государственного гражданского служащего РС (Я), утвержденного министром финансов РС (Я) В.А. Жондоровым 23.03.2015, руководитель отдела осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, в том числе составляет протоколы и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.
Нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления не допущено, гарантии, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, соблюдены.
Статья 15.14. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидии из государственного бюджета республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 55, пункта 1.1 Соглашения от 08.05.2017 N 19, в 2017 году Администрацией допущено нецелевое использование субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования "Мирнинский район" на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я), а именно субсидия направлена МКУ "Межпоселенческое управление культуры" МО "Мирнинский район" РС (Я) на проведение и организацию мероприятий в рамках Республиканского национального праздника Ысыах молодежи - 2017, тем самым Администрацией совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 N 2511 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма "Патриотическое воспитание молодежи".
Целью подпрограммы "Патриотическое воспитание молодежи" является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); задачами подпрограммы - развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи; поддержка мероприятий по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России; государственная поддержка общественных объединений патриотической направленности и допризывная подготовка молодежи.
В соответствии с Приложением N 7 к Указу Президента РС (Я) от 24.02.2014 N 2511 в систему программных мероприятий подпрограммы "Патриотическое воспитание молодежи" входит, в том числе организация и проведение Республиканского ысыаха молодежи (пункт 2.2.2); проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) (2.2.3).
На основании статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 27 части 1 статьи 15, пункта 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 14.03.2015 N 55 утвердило Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Данный Порядок устанавливает цель, условия, критерии отбора по предоставлению и расходованию субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Расходование средств осуществляется в соответствии с заключенными между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами (городскими округами) Соглашениями на предоставление Субсидии (пункт 4.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 4.6 Порядка субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в целях реализации подпрограммы "Патриотическое воспитание граждан" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы", утвержденной вышеуказанным Указом Президента Республики Саха (Якутия), в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 55, постановлением Правительства РС (Я) от 28.04.2017 N 152 "О распределении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в 2017 году" Мирнинскому району выделена субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 2 148 214 рублей.
На основании Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 55, между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (Минмолодежи РС (Я)) и Администрацией муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (Администрация) заключено Соглашение от 08.05.2017 N 19 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету МО "Мирнинский район" субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере 2 148 214 рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предметом соглашения является предоставление из государственного бюджета РС (Я) в 2017 году бюджету МО "Мирнинский район" субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я) в размере 2 148 214 рублей.
Согласно пункту 2.2.5 Соглашения Администрация как получатель субсидии использует перечисленные Министерством субсидии по целевому назначению в соответствии с пунктом 1.1 Соглашения.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается Администрацией, что субсидия в размере 2 148 214 рублей была перечислена МКУ "Межпоселенческое управление культуры" и использовано указанным учреждением на оплату расходов на подготовку и проведение в Мирнинском районе республиканского национального праздника "Ысыах молодежи".
Между тем, Администрация считает, что средства субсидии использованы по целевому назначению, а именно на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), в том числе на организацию и проведение Республиканского ысыаха молодежи, что предусмотрено пунктом 2.2.2 Приложения N 7 к Указу Президента РС (Я) от 24.02.2014 N 2511, которым утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма "Патриотическое воспитание молодежи".
Судом первой инстанции обоснованно отклонены данные доводы Администрации.
Указом Президента РС (Я) от 24.02.2014 N 2511, которым утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма "Патриотическое воспитание молодежи", которая предусматривает разные мероприятия в рамках указанной подпрограммы, в том числе организация и проведение Республиканского ысыаха молодежи; проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что материалами дела подтверждается, что Администрацией нарушены статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 14.03.2015 N 55, пункты 1.1 и 2.2.5 Соглашения между Минмолодежи РС (Я) и Администрацией от 08.05.2017 N 19 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету МО "Мирнинский район" субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, тем самым Администрацией допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 2 148 214 рублей, выразившееся в использовании субсидии, предоставленной из государственного бюджета РС (Я) в 2017 году бюджету МО "Мирнинский район" на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я), на иные цели, а именно на организацию и проведение Республиканского ысыаха молодежи.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции, что Администрацией допущено нецелевое использование бюджетных средств, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда (пункт 16).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1).
Административным органом установлено, что Администрация не приняла достаточных мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния Администрации по статье 15.14 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.
Давность привлечения к административной ответственности, установленная статьей 4.5 КоАП РФ не пропущена.
Мера наказания (административный штраф) определена административным органом в соответствии с санкцией, предусмотренной статьи 15.14 КоАП РФ, в минимальном размере - 5 процентов от суммы 2 148 214 рублей, полученных из государственного бюджета РС (Я), использованных не по целевому назначению.
Оценив характер правонарушения, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии обстоятельств совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
В рассматриваемом случае, средства субсидии в размере 2 148 214 рублей не использованы для организации и проведения конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я). Указанные мероприятия на предоставленные средства не проводились. Средства субсидий направлены в полном объеме на иные цели, а именно на организацию и проведение Республиканского ысыаха молодежи.
При этом какие-либо исключительные обстоятельства совершения правонарушения судом апелляционной инстанции не установлено и Администрацией не приводится.
Направление в рассматриваемом случае субсидии в полном объеме в соответствии с Приложением N 7 к Указу Президента РС (Я) от 24.02.2014 N 2511 хотя и в рамках одной подпрограммы "Патриотическое воспитание молодежи", но на иные мероприятия, свидетельствуют о существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 года по делу N А58-4693/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН 1433017567, ОГРН 1031401520314) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2018 N 1/15.14-2018/189 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 03.05.2018 N 1/15.14-2018/189 отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.