Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2019 г. N Ф01-2198/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А82-17737/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей ответчика - Гумновой Д.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2019, Чистовой Н.Е., действующей на основании доверенности от 10.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.11.2018 по делу N А82-17737/2018, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Субботина Андрея Михайловича (ИНН: 761200137202, ОГРН: 305761201500247)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области (ИНН: 7612001765, ОГРН: 1047602011368)
о признании недействительным требования N 18106 по состоянию на 11.07.2018 и о возврате излишне взысканных страховых взносов за 2017 год в сумме 42 835 рублей 65 копеек и пени в сумме 86 рублей 02 копеек,
установил:
индивидуальный предприниматель Субботин Андрей Михайлович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявление о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.07.2018 N 18106 об уплате страховых взносов и пеней и об обязании возвратить излишне взысканные страховые взносы за 2017 год в сумме 42 835 рублей 65 копеек и пени в сумме 86 рублей 02 копеек.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.11.2018 требования, заявленные ИП Субботиным А.М., удовлетворены.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.11.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на письмо Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369 и решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, Инспекция считает, что правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в постановлении от 30.11.2016 N 27-П к рассматриваем правоотношениям не подлежит применению, так как выводы в указанном деле были сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями применяющими общий режим налогообложения, предусматривающий уплату НДФЛ и не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Субботин А.М. указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Предприниматель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие Предпринимателя.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Субботин А.М. применяет упрощенную систему налогообложения и определяет базу для исчисления налога как доходы, уменьшенные на величину расходов.
Предприниматель представил в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию по УСН за 2017 год (л.д. 7-8), согласно которой им получен доход в общей сумме 6 102 515 рублей и понесены расходы в сумме 5 610 836 рублей.
Предпринимателем была произведена уплата страховых взносов за 2017 год в виде фиксированного платежа в сумме 23 400 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 21.03.2017 N 34, от 03.07.2017 N 82, от 21.09.2017 N 125, от 20.12.2017 N 189 и письмом налогового органа от 07.08.2017 N 05-47/06636 о зачете страховых взносов в сумме 2 414 рублей 95 копеек (л.д. 11-15).
Также Предпринимателем платежным поручением от 15.03.2018 N 27 уплачено 1 917 рублей страховых взносов в виде 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, уменьшенного на сумму расходов (л.д. 10).
На основании сведений о доходе, полученном Предпринимателем в 2017 году, Инспекция установила, что подлежащие уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа составляют 23 400 рублей и 58 025 рублей 15 копеек - в виде 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, без учета произведенных расходов.
В связи с этим, налоговым органом выставлено налогоплательщику требование от 11.07.2018 N 18106 об уплате 42 835 рублей 65 копеек страховых взносов (с учетом произведенных уплат) и 86 рублей 02 копеек пени, начисленных на недоимку по страховым взносам, со сроком исполнения до 31.07.2018 (л.д. 50).
Взыскание указанных сумм с Предпринимателя было произведено Инспекцией в принудительном порядке на основании инкассовых поручений N 16376 и N 16377 от 04.09.2018 (л.д. 32-33).
Предприниматель считает взыскание указанных сумм страховых взносов неправомерным, в связи с чем, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь статьями 346.15, 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, требования Предпринимателя признал обоснованными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
После указанной даты порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется главой 34 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется в следующем порядке: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: - для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Таким образом, с учетом названных выше норм права, а также в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, страховые взносы за 2017 год правомерно исчислены и уплачены Предпринимателем исходя из сумм дохода за минусом расходов.
Довод Инспекции о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 N 27-П к рассматриваем правоотношениям не подлежит применению, отклоняется апелляционным судом, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Следовательно, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция обоснованно применена судом первой инстанции и в рассматриваемой ситуации.
Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (пункт 27).
Довод налогового органа о том, что по настоящему делу следует применить правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, и поддержанную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, по иску предпринимателя о признании вышеуказанного письма Министерства финансов Российской Федерации недействующим, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 указано на то, что оспариваемое письмо Министерства финансов Российской Федерации имеет информационно-разъяснительный характер и в силу статьи 1 НК РФ, статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов. Верховный Суд РФ указал, что изложенные в письме разъяснения Минфином России официально не опубликованы, не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах.
Также апелляционным суд считает необходимым обратить внимание налогового органа на то, что решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 не содержит вывода о том, что позиция, отраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.
Таким образом, с учетом названных выше норм права, а также в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, страховые взносы за 2017 год правомерно исчислены и уплачены Предпринимателем исходя из сумм дохода за минусом расходов.
Соответственно, начисление налоговым органом страховых взносов в отношении доходов без учета произведенных расходов, является неправомерным, что, в свою очередь, свидетельствует о недействительности требования в части предложения уплатить задолженность по страховым взносам за 2017 год в сумме 42 835 рублей 65 копеек и пени в сумме 86 рублей 02 копеек, а также неправомерном списание указанных сумм с расчетного счета Предпринимателя.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Ярославской области правомерно признал незаконным требование Инспекции от 11.07.2018 N 18106 об уплате страховых взносов и пеней и обязал налоговый орган возвратить излишне взысканные страховые взносы за 2017 год в сумме 42 835 рублей 65 копеек и пени в сумме 86 рублей 02 копеек.
Апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 13.11.2018 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе Инспекции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.11.2018 по делу N А82-17737/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17737/2018
Истец: ИП Субботин Андрей Михайлович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Ярославской области